15 марта 2019 года в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской прошёл круглый стол «Традиции семейного воспитания в России», организованный отделом по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии совместно с Центром помощи семье и детям «Колыбель».
На мероприятии с докладом на тему «От “ячейки общества” к “философии рода” выступил председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаил Кильдяшов.
Из выступления Михаила Кильдяшова:
Мы живём в период кризиса отечественной философии. У нас есть яркие политологи, социологи, публицисты, готовые рассмотреть любую проблему каждый со своей точки зрения. Но при этом нет глубинного, бытийного проникновения в суть явлений. Нет того анализа, который рождает идеи, понятия и категории, который сдвигает с места всё, что застыло в мертвой точке.
У нас сегодня нет философии образования, философии искусства, философии семьи. В советский период философия семьи выражалась в трактовке её как «ячейки общества», то есть в идеале семья должна была иметь все признаки здоровой социальной общности: взаимопонимание, взаимодействие, сопереживание, ответственность друга за друга, распределение обязанностей, передача опыта.
Но за тридцать последних лет наши враги, которых сегодня дипломатично называют «партнёрами», сконструировали идеологическую машину, способную расторгать любое единство в пользу цивилизации одиночек, индивидуалистов, эгоцентристов. Человек подобной цивилизации, не осознавая того, остается лишённым последней защиты: после отрицания семьи последует отрицание человека, расчеловечивание человека, смещение границ живого и неживого, подмена организма механизмом.
Потому семья теперь для нас не только самоценность, но и духовная цитадель человека. В философии семьи мы должны предложить нечто несокрушимое, скрепу, которой враг ничего не сможет противопоставить. И эта скрепа – род. Нынешнему Западу неведома родовая память, он мыслит не веками, а десятилетиями, не предками и потомками, а childfree и parentsfree.
В нашей истории есть яркие примеры семей, живших философией рода. В первую очередь вспоминаются Аксаковы и Флоренские. Перечитаем «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука». Прочитаем письма о. Павла Флоренского своей семье, в которых философ говорит детям, что каждый человек в цепочке рода — связующее звено между предками и потомками и от него зависит, с каким багажом, с каким духовным наследием пойдут по жизненной тропе будущие поколения. Флоренский говорит, что есть не только вертикаль рода, скрепленная кровным родством, но и горизонталь рода, выстроенная на родстве духовном, на единомыслии: писатели, которых ты прочёл, друзья, которыми проникся, духовники, что окормляли тебя на земном пути.
Что есть у нас сегодня для созидания философии рода? Что можем мы восстановить, приложив усилия?
Бессмертный полк. Начинается он, как парад, а завершается, как крестный ход. В начале шествия ты несёшь фотографию своего деда или прадеда, а в конце ведёшь за собой неодолимые батальоны, полки и дивизии. В начале – память, в финале – явь.
Восстановление своего родословия. Сегодня в архивах всё чаще встречаешь не историков, а простых людей, которые по крупицам, по метрическим книгам, военным документам воссоздают своё родовое древо. И с каждой восстановленной ветвью становится прочнее корень.
Семейное чтение. В каждой семье должны быть книги, которые прочли и дети, и отцы, и деды. Конфликты поколений разрешаются легче, когда есть общий литературный код, общий читательский опыт. Сегодня выросло поколение нечитающих родителей, которым ничего не говорят «Письмо Онегина к Татьяне» и небо Аустерлица. И может не хватить времени, чтобы на своем опыте постичь то, что опыт литературы дает сразу.
Преподавание. В современной школе необходим предмет, на котором во всей широте и полноте можно будет говорить о семье, о её неразрывной связи с отечеством, творчеством, историей, верой. Нынешнее обществознание с этим не справляется: оно загублено ЕГЭ, требующим не живых суждений, а социологических выкладок.
«Живите в доме – и не рухнет дом» — сказал поэт Арсений Тарковский о нашей родовой памяти. Она и созидается, и созидает. Она и зодчий, и храм, возведённый зодчим. Будем же неутомимы и нерушимы!