Великий Аксаковский род объединяет века, пространства, людей, народы, смыслы. Кто напитался аксаковским словом, тот обрел Родину, с особым трепетом посмотрел на ближнего, узрел великое в малом.
Юбилеи крупнейших представителей Аксаковской семьи должны становиться общегосударственным событием, пробуждать нашу историческую память, помогать открывать неведомое и беречь обретённое.
Так в 2020 году будет отмечаться юбилей среднего сына С.Т. Аксакова – Григория Сергеевича. Сразу в нескольких регионах России планируются масштабные мероприятия. О том, что необходимо сделать в первую очередь и о том, чему может научиться у Аксаковых современный человек, мы беседуем с автором и исполнителем патриотических песен, лидером Аксаковского движения в Самарской области Павлом Анатольевичем Коровиным.
Аксаковское движение
– Павел Анатольевич, сегодня аксаковское движение вовлекает в свою орбиту самых разных людей: писателей, филологов, историков, военных, производственников, предпринимателей – тех, кто радеет за Отечество, стремится делать державное дело. А с чего начался Ваш аксаковский путь?
– Лет десять назад я мало что знал об Аксаковых: могучий род, патриоты, славянофилы – не более того. В 2008 году я познакомился с Александрой Иосифовной Мартиновской – председателем Историко-филологического общества при Самарском институте культуры. Она знала, что мне интересна культурная жизнь нашего края, что моими стараниями в Самаре установлен памятник Чехову и потому решила познакомить меня с историей Аксаковской семьи. Подарила библиографический указатель «Литературное семейство Аксаковых», который издали в нашем городе ещё в 1993 году. Там была вступительная статья Александры Иосифовны о связи Аксаковых с Самарой. Статью я читал с огромным интересом, с каждой страницей всё больше восхищаясь этими великими людьми.
Я откликнулся на просьбу Александры Иосифовны включиться в борьбу за отстаивание в Самаре места, где был дом Григория Аксакова. Но что я, необременённый должностями и званиями, мог сделать? У меня было понимание, что чиновники, от которых зависело спасение памятника культуры, просто, как и я прежде, об Аксаковых ничего не знают. Интернет в ту пору был не так развит, как сейчас: отправлять письма или информационные ссылки на электронную почту департаментов или министерств большого смысла не имело. Нужен был личный контакт. Я раздобыл несколько десятков экземпляров «Литературного семейства Аксаковых», сделал в них закладки, подчеркнул самое главное, подготовил официальные обращения и стал ходить по властным кабинетам.
На удивление чиновники просветились. Собралась Комиссия по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий, и отстоять Аксаковское место нам в итоге удалось. Сейчас там заброшенный сквер, но мы планируем установить памятник, макет которого был подготовлен скульптором Иваном Ивановичем Мельниковым ещё в 2009 году. По замыслу, в этой работе встречаются три поколения: на скамейке сидит Сергей Тимофеевич, за его спиной сын Григорий, а перед писателем внучка Оленька с цветком в руках, который вдохновляет деда на знаменитую сказку. Скульптуру автор назвал «Аленький цветочек».
Вот с этих пор вне Аксаковского движения я себя не мыслю.
– География России – это не только природные зоны, ландшафты, города и сёла. Это и литература: идя по следу великих имён, мы можем прокладывать маршруты, подобные Аксаковском кольцу, в котором соединились Оренбуржье, Самара, Башкирия, Ульяновская область, Москва и Подмосковье. Почему Аксаковы остаются важны для всей России? Почему Аксаковская семья — это нечто надвременное и надпространственное?
– Читая С.Т. Аксакова, мы погружаемся в историю. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и другие произведения – это окно в прошлое, это машина времени, с помощью которой мы переносимся на двести лет назад в те места, где можно побывать и сегодня, увидеть, что сохранилось, а что изменилось.
Читая С.Т. Аксакова, человек становится добрее, нравственнее. Учится видеть красоту родной природы даже в чём-то, на первый взгляд, неказистом. Например, урёма — казалось бы, какой-то редкий лесок, чапыжник – описана у Аксакова в «Записках ружейного охотника» с необыкновенной любовью.
Читая Аксакова, ты будто общаешься со старшим товарищем, бывалым другом, что делится с тобой опытом, рассказывает о себе богатейшим и самобытнейшим русским языком, который мы сегодня растеряли.
Через «Детские годы Багрова-внука» мы вспоминаем себя в детстве и лучше понимаем своих детей, осознаем, что одно наше дурное слово или действие может обернуться для ребёнка целой трагедией.
Творчество Аксакова, его биография способны оздоровить современное общество, в то время как его самыми разными способами растлевают. Если мы будем строить свои семьи, ориентируясь на Аксаковых, то и Отечество возродится. Если же будем отдаляться от этого примера, то уподобимся Содому и Гоморре.
– Какова в Аксаковском кольце миссия самарского звена, за которое Вы отвечаете?
– В Самарской губернии несколько десятилетий назад аксаковские места были в полнейшем забвении. Знали о них только избранные историки, филологи и краеведы. Глубоко и основательно аксаковедением в Самаре занялась Раиса Павловна Поддубная, написавшая несколько книг об этой семье: «Самарская хроника Аксаковых», «Аксаковы: страницы жизни», «Константин Сергеевич Аксаков», «Ольга Григорьевна Аксакова». А ещё послесловия и комментарии к аксаковским произведениям, «Аксаковский календарь – 2019», исследование «Аксаковы и Серноводск».
Сегодня в самарское аксаковское движение включились многие. Студенты нашего института культуры подготовили передвижную выставку «Аксаковские места в Самаре», которая вызвала большой интерес в городе и области, приобщила много людей к нашему делу. У нас поставлен музыкальный спектакль «Аленький цветочек». С ним мы активно ездим по стране, участвуем в театральных фестивалях.
В Борском районе, в селе Языково, силами администрации и общественников мы основали музей, посвященный Ольге Григорьевне Аксаковой. В Языково прошли её последние дни, там она упокоилась. В селе Страхово действует турбаза «Аленький цветочек», где сберегают деревья аксаковских времён. Детской библиотеке Борского района несколько лет назад присвоено имя С.Т. Аксакова, неподалёку от библиотеки открыли Аксаковский сквер.
Нам нужно продолжать возрождение аксаковских мест в городе и области. Для этого создан Аксаковский комитет, активно занимающийся просветительской работой и укрепляющий связи с нашими единомышленниками из соседних регионов.
Любовь к отеческим гробам
– Широкому читателю хорошо известно творчество С.Т. Аксакова, специалисты знакомы с публицистикой Ивана Аксакова и с критическими работами Константина Аксакова. А вот средний сын Сергея Тимофеевича Григорий, который был государственным деятелем, известен сегодня, пожалуй, в меньшей степени. Что необходимо знать о нём нынешнему поколению?
– Да, Григорий Аксаков незаслуженно забыт. Если Ивану и Константину Аксаковым посвящены отдельные исследования, то Григорий остался в тени отца и братьев. Но жизнь этого человека была удивительна. В полном объёме и глубоко её никогда никто не изучал. Татьяна Евгеньевна Петрова – научный сотрудник уфимского Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова – работая в Пушкинском доме с перепиской Григория Аксакова, открывает его внутренний мир, душевные переживания, восполняет исторический пробел.
В большей степени известны дела Григория Аксакова на государственных постах. Он был губернатором трех губерний – Оренбургской, Уфимской, Самарской. За период губернаторства в Самаре Григорий Сергеевич трижды удостаивался Высочайшего Императорского благоволения. Григорий Сергеевич – почётный гражданин Уфы и почётный гражданин Самары. Причём в Самаре это звание ему присвоили уже после того, как он по собственному желанию ушёл со своего поста. Потом трижды избирался Предводителем самарского дворянства. В голодный 1873 год, уже не будучи губернатором, он лично объезжал самарские земли и, чем мог, помогал крестьянам.
Григорий Аксаков был создателем первой в России школы сельских учительниц, подготовившей девятьсот девяносто педагогов для просвещения крестьян. Григорий Сергеевич был убежден, что сельское образование следует доверять не только приходским священникам, светским мужчинам, но и женщинам. Если женщина как мать прекрасно воспитывает ребенка в семье, то она способна на это и в обществе. Григорий Сергеевич открыл такую школу в Самаре, и его примеру последовали многие губернии.
Когда он умер, его хоронили всей Самарой, неся гроб более пяти километров от Дома дворянства до железнодорожного вокзала, в сопровождении архиерейского хора и губернатора. На вокзале гроб погрузили на поезд до станции Марычевка, а оттуда гроб несли уже крестьяне, до села Страхово восемнадцать верст по весенней распутице. И это свидетельство глубокого уважения всех сословий к такому замечательному чиновнику, гражданину, общественному деятелю.
Григорий Аксаков – пример самозабвенной любви к Отечеству. Современным чиновникам полезно знать, что на властных постах в русской истории были люди, служившие Родине и не грабившие её, для них было нормой жить не ради собственного блага, а ради народа. Нынешний же чиновник наверняка тешит себя мыслью, что его предшественники воровали во все времена, оттого ему тоже позволено воровать. Честность и порядочность среди «слуг народных» сегодня не в чести, подвергается всяческому осмеянию. На пьедестале теперь стоят не бессребреники, а золотой телец.
Празднование 200-летия Григория Аксакова должно пройти максимально широко, потому что это ещё и признание важности нравственного начала в человеке, осознание властителями и судьями своего долга перед Россией.
– В нас, несмотря ни на что, по-прежнему живёт «любовь к отеческим гробам». Но судьба могилы Григория Аксакова печальна. Что можно и нужно сделать нам в год его юбилея, чтобы облагородить погребение?
– Григорий Аксаков похоронен с церковным причтом у храма в селе Страхово. В советские времена его расселили из-за строительства электростанции, и фамильный склеп Аксаковых оказался заброшен. Точное место склепа и могилы Григория Сергеевича неизвестно. Мы знаем, что вместе с ним в склепе упокоились его жена Софья Александровна и две их дочери. Там же должен быть сын Сергей Григорьевич, который умер в Петербурге и завещал похоронить его в Страхово.
Нужно найти склеп. Отыскав склеп, необходимо исследовать останки, определить, кому они принадлежат, проведя антропологические и генетические экспертизы. После этого предстоит определить границы мемориального захоронения и непременно поставить памятник.
Если это делать исключительно на частные средства, то затраты окажутся огромными. Если же с государственной помощью, то всё будет гораздо проще и дешевле. Мы хотели подать раскопки как проект на Президентский грант. Но эксперты, которые консультировали по поводу оформления заявки, в итоге нас отговорили: сложно объяснить, какой социальный эффект дают такие поиски, непонятно, кто является «благополучателем». Якобы кроме аксаковских активистов это больше ни для кого не важно.
Но если осознать это как общее дело, не только одной губернии, но и всей России, осознать как сохранение исторической памяти, как единение зрелых и молодых людей — социальный эффект будет велик.
О праздновании в 2020 году 200-летия Григория Сергеевича Аксакова уже издал указ президент Башкирии. Должны подключиться оренбуржцы и ульяновцы. Самарский губернатор поручил министерству культуры подготовить план мероприятий к юбилейной дате. Но, к сожалению, пока в этот план не входит поиск могилы. И если мы не осуществим этот поиск к 200-летию, то, я боюсь, он не осуществится никогда. В 1991 году, когда под эгидой ЮНЕСКО отмечалось 200-летие Сергея Тимофеевича Аксакова, Башкирия и Оренбуржье, воспользовавшись моментом, облагородили, аксаковские места, а в Самаре в ту пору решили, что восстановительные работы не имеют смысла, что всё быльём поросло. Видимо, так думают и по сей день. Несмотря на то, что губернатор нас искренне поддерживает, из-за смены министра культуры дело не движется. Оргкомитет по празднованию 200-летия Григория Аксакова до сих пор не создан. Такое равнодушное отношение со стороны чиновников – это верх цинизма, который рейтинга им уж точно не поднимет.
Аленький цветочек всем миром возведём
– Дочери Григория Аксакова Ольге — любимой внучке — Сергей Тимофеевич посвятил «Аленький цветочек». Такая близкая русскому сердцу и одновременно такая загадочная сказка… Что она несла и продолжает нести читателю?
– Ольга Григорьевна Аксакова тоже была очень интересным человеком. Она так и не вышла замуж, потому что найти достойного, нравственного спутника и в то время было сложно. В наследство от отца, который пережил своих братьев, она получила великое богатство: не огромные деньги, а семейный архив, где хранились рукописи и личные вещи Сергея Тимофеевича, Ивана и Константина Аксаковых, а также Федора Ивановича Тютчева, который был тестем Ивана Сергеевича. Всё это она берегла в четырех сундуках в селе Языково, и, когда в усадьбе случился пожар, первым делом Ольга Сергеевна спасала эти сундуки. После революции она не переслала архив за границу, не эмигрировала с ним, а всё передала новой советской власти, благодаря чему драгоценное наследие осталось с нами, как свет того аленького цветочка, сказку о котором внучке Оленьке посвятил Сергей Тимофеевич.
«Аленький цветочек» написан языком ключницы Пелагеи. Тем языком, что так поразил героя повести «Детские годы Багрова-внука». Аксаков создает свою сказку как народную, будто стремится отказаться от авторства, желая сохранить в ней живое начало устного творчества.
Это сказка о добре и зле. О семейных ценностях. Было у отца три дочери, и все красавицы, а меньшая краше всех. Почему? Потому что была добрее и ласковее. А старшие сёстры, как мы потом понимаем, злы, завистливы, коварны и ценили они больше всего богатство и роскошь.
Сегодня многие тоже считают, что богатство – залог счастья человека. А подлинное счастье в любви. В семейной любви. Купец ищет аленький цветочек для дочери, рискуя жизнью. А потом уже она спасает отца, идя на самопожертвование.
Наше общество подобно заколдованному принцу, оно превратилось в чудище. И я надеюсь, что любовь, доброта, долготерпение, которые не ищут внешней красоты, а умеют видеть внутреннюю, позволят нам это общество расколдовать.
– В Вашей песне об Аленьком цветочке, которую называют гимном Аксаковского движения, есть такие слова: «Аленький цветочек всем миром возведём». Вокруг чего мы можем сегодня объединиться «всем миром»? Сохранились ли те точки опоры, на которых держалась Россия Аксаковых?
Когда мы задумали в Самаре аксаковский сквер и памятник трём поколениям Аксаковых, я подумал, что было бы хорошо написать объединительную песню, которая призывала бы возвести аленький цветочек для наших детей. И родилась строчка этой песни: «Аленький цветочек для чада своего». А потом пришла строчка «Аленький цветочек всем миром возведём», как дом нашего Отечества, где обретём Аксаковых во всей полноте их жизни и творчества.
Как раз вокруг Аксаковых мы и должны объединиться. Всем миром. Всей Россией. Общественным движением нужно повлиять на воспитание, нравственно сориентировать общество, прежде всего современного юного человека.
Семья Аксаковых – это пример патриотизма. В ту пору, когда дворянство говорило в своей среде на французском языке, Аксаковы общались на русском и не подражали западному образу жизни, образу мыслей, считали, что у нас есть свои корни и мы должны питаться от них. При этом Аксаковы заботились не только русских, но и других народах России, о братьях-славянах, которые тоже должны дорожить своей культурой и историей. Это многообразие складывается воедино, как лепестки в бутон аленького цветочка. Будем трудиться, чтобы чудесный бутон сегодня не рассыпался.