Госдума в третьем, окончательном чтении утвердила федеральный бюджет на ближайшие три года. Документ вобрал в себя несколько сотен поправок, позволивших перераспределить более 750 млрд рублей. Эти деньги направят на выравнивание бюджетной обеспеченности ряда дотационных регионов. Бюджет сверстан исходя из цен на нефть в $42 за баррель, и в период с 2020-го по 2022-й год он будет профицитным. Власти называют его социально ориентированным, однако в реальности на многие статьи денег в казне так и не нашлось. В частности, на индексацию пенсии работающим пенсионерам не хватило суммы в 370 млрд рублей. Но в чем ключевая особенность именно этого бюджета, его отличие от предшественников? И можно ли с его помощью добиться если не кардинального, то хоть какого-то улучшения качества жизни основной массы россиян?
С бюджетом на ближайшую трёхлетку связана колоссальная пропагандистская кампания. Рассказывая о национальных проектах, власти представляли их общественности как нечто качественно новое, то, что в перспективе обернётся масштабными улучшениями. Но тогда это должно отразиться в бюджете в виде конкретных цифр, в виде значимого увеличения объёма инфраструктурных расходов. Ничего подобного нет. Нацпроекты — это то, что делалось и раньше, но иначе. Старое содержание облекли в новую форму. Речь идёт о тотальном введении граждан в заблуждение, о бесстыдстве представителей правительства, о безграничной возможности манипулирования людьми, которые всё проглатывают.
Вполне вероятно, что условия жизни наиболее бедных слоев будут улучшены. В конце-концов, МРОТ должен быть равным прожиточному минимуму, согласно прошлогоднему майскому указу президента. Правда, на деле это нарушается сплошь и рядом. Есть также надежда, что удастся изменить ситуацию с трансфертами в региональные бюджеты, и люди в провинции заживут веселей. В целом, ни о какой социальной ориентированности бюджета говорить не приходится: государство предпринимает комплексные усилия по разрушению национальной системы образования, по превращению здравоохранения в здравозахоронение. Социальными можно считать бюджеты отдельных субъектов РФ, в частности, Москвы. Не обеспечивая социально-экономического развития страны, более того, подстёгивая её деградацию, этот бюджет не способен решить серьезных социальных задач.