Количество экологических проблем и связанных с ними стихийных бедствий растет в мире с каждым годом. Загрязнение воды и воздуха, выбросы парниковых газов и вымирание многих видов флоры и фауны неизбежно ведут к катастрофам в разных уголках мира. Об этом мы уже писали в ряде статей
о декарбонизации и глобальных экологических вызовах.

Наша страна спешно догоняет западные страны в обеспечении экологических стандартов, в системах учета выбросов, «зеленой» энергетике и так далее. Однако есть страны, которые экологическую повестку демонстративно игнорируют, из-за чего получают пожары, засуху, наводнения и отравление прибрежных вод. К таким странам относится Турецкая Республика, в чем была возможность убедиться автору этих строк, который 22 августа принял участие в традиционном заплыве через пролив Босфор. В заплыве приняли участие 2 465 пловцов из 55 стран мира (668 женщин и 797 мужчин). Участники преодолели дистанцию 6,5 км – от причала Канлыджа в азиатской части Стамбула до побережья парка Джемиль Топузлу в районе Куручешме европейской части города.

Мероприятие действительно грандиозных масштабов. Bosphorus cross continental race – один из наиболее известных и ожидаемых заплывов на открытой воде в мире. В нем ежегодно участвуют и профессиональные пловцы, и любители без каких-то возрастных ограничений. Проводится соревнование в Стамбуле под кураторством турецкого олимпийского комитета. Самая привлекательная особенность заплыва – статус «межконтинентального пловца», который получают все успешно финишировавшие участники: спортсмены стартуют в Азии, а финишируют в Европе. В соревновании принимают участие более 2 тыс. человек, из которых до полутысячи – из России. Ради участников один из наиболее загруженных судоходных проливов мира полностью перекрывается для судоходства на два часа, за которые пловцам нужно преодолеть дистанцию в 6,5 километров.

Большинство участников успешно доплывают до финиша, а потерявшим силы посередине пролива помогают спасатели. Поэтому новичкам, едва держащимся на воде, участвовать в заплыве не рекомендуется. Все-таки 6,5 километров в открытом море не шутка!

Спортивную составляющую мероприятия, которое проходит уже 33-й раз, можно оценить только с лучших сторон, чего нельзя сказать об экологическом окружении. Сам пролив, включая прибрежную зону, завален пластиковым и прочим мусором: бутылками, стаканчиками и прочей упаковкой, свободно дрейфующей в море. Спортсмены, включая вашего покорного слугу, едва прорывались через морское кладбище пластиковых отходов – и это, конечно, наложило отпечаток на общее впечатление от заплыва.

Впрочем, подробнее уже в Москве ознакомившись с экологической ситуацией в Турции и способом решения экологических проблем, многое прояснилось. В последние год-два страну буквально преследуют бедствия, от наводнений и распространения морской слизи у берегов Мраморного моря до пожаров и массовой гибели фламинго на озере Туз. И хотя существенную роль в этих бедствиях играет глобальное потепление, часто ущерб от трагедий можно было снизить или вовсе предотвратить.

В последние годы Турция бьет температурные рекорды из-за последствий глобального изменения климата, которые приводят к серьезному снижению числа подземных и надземных источников воды. Местные экологи указывают на то, что в первую неделю июля в отдельных районах страны количество осадков сократилось на 98%. Согласно данным за май-июнь, примерно половина страны страдает от засухи. Юг Эгейского моря и провинция Аксарай были отмечены как «чрезвычайно засушливые».

Международные и турецкие ученые бьют тревогу: в ближайшем будущем засуха станет новой реальностью, поскольку в среднем 60% территории Турции не получают достаточного количества осадков. И анонсированное Эрдоганом строительство нового канала «Стамбул» лишь усугубит шаткое природное равновесие в регионе – грунтовые воды уйдут еще глубже в почву.

«Создание большого количества прудов в неподходящих местах в нашей стране также является причиной. Более 75% воды, используемой сегодня в нашей стране, применяется в сельском хозяйстве и с использованием «диких методов». И лишь 1-2% от общего объема – с методом капельного орошения. Эту систему срочно необходимо внедрить во всех сельскохозяйственных районах и отказаться от полива «диким» напуском», – сказал в интервью советник Ассоциации охраны природы Турции Эрол Кесиджи.

Самое ощутимое следствие варварского подхода к изъятию грунтовых вод – массовый мор птиц. В районе соленого озера Туз в центральной Анатолии погибли тысячи птенцов фламинго. Каждый год водоем принимал порядка 10 тыс. вылупившихся детенышей этой птицы. Однако недавняя засуха, которую экологи связывают с губительными сельскохозяйственными методами орошения, привела к частичному высыханию озера и вызвала печальные последствия для фауны. Многие туристы, которые традиционно приезжали на озеро для наблюдения за фламинго, были шокированы видом мертвых пернатых в засохшей грязи.

Та же проблема с рыбами. Нехватка кислорода, вызванная аномальной засухой в последние недели, привела к вымиранию рыб в реке Кызылырмак. В добавок к этому в начале лета в Мраморном море появилось огромное количество зловонных скоплений морской слизи. «Вспышка» этого явления, как отмечается, стала самой крупной за всю мировую историю и достигла даже Дарданелл. Основными причинами ученые признали загрязнение Мраморного моря сточными водами и бытовыми отходами. Это вызвало широкий общественный резонанс, из-за чего оппозиция раскритиковала правительство за медлительность в вопросе прекращения сброса сточных вод городами, имеющими выход в Мраморное море.

Наконец, вероятно, самое страшное явление для людей — пожары. Они на этот раз возникали тоже по человеческой вине: из-за сжигания отходов, бросания окурков, пикников и возгорания мусора на свалках. В общей сложности 190 пожаров были вызваны авариями на линиях электропередач, а 36 – другими обстоятельствами. Если в период с 2011 по 2015 годы ежегодно происходило 2 319 пожаров и сгорало в среднем 6 371 гектаров лесных площадей, то с 2016 по 2020 годы количество возгораний увеличилось до 2 770, а масштабы пострадавших территорий выросли до 11 818 гектаров. Ожидается, что в будущем эти цифры будут становиться еще выше как из-за климатического кризиса, так и вследствие роста численности населения и его пагубной деятельности.

Наводнения в Турции теперь случаются едва ли не более разрушительные и опасные, чем пожары. С 14 июля на провинцию Ризе обрушились сильные ливни, которые привели к затоплениям и оползням. По предварительным данным, в результате непогоды погибли не менее семи человек, десятки деревень остались без электричества. Сильно пострадали чайные плантации и сельскохозяйственные угодия.

Северные провинции Турции, имеющие выход к Черному морю, превратились в привычную зону подобных катастроф, которые за последние годы унесли десятки жизней. Наиболее смертоносное наводнение произошло в 2010 году, когда 12 человек погибли в результате непогоды в городе Гюндогду. Другая трагедия была зафиксирована в августе 2020 года в провинции Гиресун – тогда погибли по меньшей мере десять человек. Вина – по-прежнему на политиках и местных властях, которые разрешают точечную застройку вдоль руслов горных рек. Из-за этого течения меняют ход, и реки выходят из берегов в период ливневых дождей. «Антропогенный фактор, неправильная политика зонирования и строительства, ошибочная стратегия управления водными ресурсами, вырубка лесов, ГЭС, мелиорация ручьев вызывают эти катастрофы. Если мы не предпринимаем никаких действий по этому вопросу и продолжаем действовать как раньше, то нужно говорить уже не о халатности, а о злом умысле», – заявил представитель оппозиционной «Республиканской партии народов» Али Озтунч.

Турецкое общество, однако, обращает все большее внимание на плачевную экологическую ситуацию: состояние озер и рек, земель и воздуха. Согласно опросу, проведенному Германским фондом Маршалла в марте и апреле этого года, 83% респондентов хотели бы, чтобы Турция играла более активную роль в борьбе с изменением климата. Данные другого опроса также указывают, что 85% жителей Турции знают о проблеме морской слизи и загрязнения моря, и молодежь особенно сильно обеспокоена этим. Все чаще граждане выражают протест властям, которые действуют в ущерб природе ради выгоды или получения политических очков, как это происходит со строительством нового канала «Стамбул».

Президент Турции продолжает продвигать идею строительства этого канала, хотя эксперты прогнозируют непоправимый ущерб окружающей среде и подрыв хрупкого баланса между Черным и Мраморным морями. Если в новом канале будет столько же бытовых отходов, мусора и пластика, как в Босфоре, вряд ли это принесет какие-то политические очки Эрдогану – скорее наоборот. Июньский социологический опрос показал, что около 58% граждан выступают против строительства канала, и их количество только растет.

В схожем отношении к экологии нового канала сомневаться не приходится: Турция 10 июля отменила запрет на импорт пластиковых отходов, введенный 2 июля. Такой резкий шаг назад связан с лоббированием местной индустрии пластмасс. Сейчас Турция является пунктом назначения для мусора, экспортируемого из стран Евросоюза и Великобритании. За последние 16 лет объем пластиковых отходов, ввозимых из этих государств (преимущественно по морю), вырос в 196 раз. Данные в открытых источниках говорят о том, что Турция импортировала в общей сложности 659 960 тонн пластиковых отходов из стран ЕС в 2020 году. Для экономии средств, вместо экологичной переработки этого мусора, его часто вывозят на обочины дорог, сваливают на берега рек или поджигают.

В итоге мы имеем ситуацию, при которой финансовый вопрос остается единственным приоритетом властей, игнорирующих загрязнение окружающей среды, природный баланс, утилизацию мусора и прочее. Все это в конечном счете сказывается на туристической привлекательности турецких курортов и спортивных мероприятий вроде прошедшего заплыва в Босфоре. Однако в последние месяцы экологические катастрофы и проблемы изменения климата все же вошли в политическую повестку, став новой головной болью для Эрдогана. Отныне бездействие властей или пагубное воздействие промышленников, очевидно, уже не будут игнорироваться гражданами республики.

Надеемся, в ближайшие годы хотя бы Босфор и ключевые водные артерии страны будут приведены в подобающий вид.