Благодаря инициативе писателя Александра Проханова издан «Атлас Русской Мечты», который объединил сто идеи из разных уголков России. От Оренбургской области в этот Атлас вошли выставочный комплекс «Салют, Победа», Оренбургская епархиальная православная гимназия имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, подвиг старшего лейтенанта Александра Прохоренко и деревянная храмовая миниатюра оренбургского мастера Виталия Тибатина.
Почему именно они попали в Атлас? Об этом мы говорим с Михаилом Кильдяшовым — писателем, культурологом, председателем отделения Изборского клуба в Оренбургской области. Михаил стал автором оренбургского раздела Атласа Русской Мечты.
— Михаил, как я поняла, это издание — своего рода сборник достижений, которыми могут гордиться россияне. Но почему эти достижения обозначены словом «мечта»? Ведь мечта — это обычно то, что будет, нечто иллюзорное, а в сборнике конкретные объекты, события, которые уже актуальны в нашей жизни.
— В этой затее, действительно, самое сложное — объяснить такую категорию, как «мечта». Она была предложена Александром Прохановым и разработана его единомышленниками, среди которых философ Александр Дугин, экономист Сергей Глазьев, актёр и режиссер Иван Охлобыстин и многие другие современные деятели культуры. Удивительно, но как только ты пытаешься обозначить каким-то другим словом то, что предложено в Атласе, понимаешь, что всё иное оказывается узким для заявленного содержания. «Проект» — обязательно требует материального воплощения — зримого, слышимого, осязаемого, в «проекте» есть что-то слишком конкретное, механистичное, шаблонное. «Дело» — это всегда какое-то действие, а ведь нужно ещё нечто умозрительное, категориальное, духовное. «Стратегия» — это тоже пусть долгосрочный, но конечный проект. Мечта же тем хороша, что бесконечна: если ты в том или ином виде воплощаешь мечту, она являет тебе десятки новых мечт, открывает множество горизонтов для дальнейшего движения.
— Можно конкретный пример?
— Возьмём «Словарь» Даля как выражение оренбургской мечты. Этот «Толковый словарь живого великорусского языка» зародился именно на оренбургской земле: здесь возник его замысел, здесь были записаны первые слова для него. И затевал Даль свою работу не как сугубо лексикографический труд, а как отражение космоса русского языка, русской жизни. Это был наш первый словарь именно «живого» языка, который противопоставлялся академическим словарям, перенасыщенным сухими терминами и латинизмами. «Капитанская дочка» Пушкина — тоже воплощение оренбургской мечты. Ради неё и «Истории Пугачёва» Пушкин провёл три благословенных дня на нашей земле. Это ведь тоже не книга ради книги. Это мечта Пушкина о том, чтобы уловить русское время, разгадать русскую историю. С изданием романа и исторического труда пушкинская мечта не иссякла. Сегодня мы продолжаем следовать за ней, жить ею: с одной стороны — «не дай вам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а с другой — русская воля. Мечта вбирает всё — и Гринёва с его честью, и Пугачёва, подобного орлу, что проживает короткий, но полнокровный век.
— Но и «Капитанская дочка», и «Словарь» Даля — дела минувших дней, а для Атласа отобраны явления, которые будут прославлять наше время и объяснять его потомкам. Вы предложили неожиданное сочетание. В целом задача была в том, чтобы представить именно современные достижения Оренбуржья?
— Не только в этом. Представленное издание Атласа — это первое приближение к географии русской мечты. Атлас, как и сама русская мечта, бесконечен, незавершим. Каждый регион должен был предложить 15 — 20 идей, чтобы у составителей был широкий выбор.
Наша православная гимназия уникальна тем, что стремится взрастить духовно-творческого человека, развить его способности не только в учёбе, но и в искусстве. Человек там воспринимается как творение Божье, наделённое драгоценным даром творчества. Там есть художественная, театральная и телевизионная студии, хор, издаётся детский журнал.
Комплекс «Салют, Победа» являет собой то, что в своё время философ Павел Флоренский назвал «живым музеем»: выставочным пространством, где каждый предмет не законсервирован, не мумифицирован, а говорящ, будто находится в естественной для своего бытования среде. Это очень сложная задача — показать военную технику в мирное время и в мирном пространстве так, чтобы она сама рассказала о себе, породила дух Победы. И создателям комплекса это удалось. Его сердце — огромная чаша с Вечным огнем. И порой мне представляется, как оренбуржцы, взявшись за руки, опоясывают эту чашу, защищают огонь от ветров нашего времени.
Деревянная храмовая миниатюра — это творческий труд оренбургского умельца Виталия Тибатина. Он настоящий русский патриот, очень стержневой человек. Добрый и светоносный. Он очень поэтично рассказывает о своём промысле, каким-то пришвинским языком. Его миниатюры — это целые композиции из храмов, колоколен, деревенских домов, мельниц. И всё в них до мельчайших деталей воспроизводит быт русского мира. В это мире и солнце, и труд, и хлеб, и благовествующий колокол. Там неизъяснимая тишина и неторопливость русского времени, которые можно ощутить в тихой деревне, где время не убегает от тебя, не изматывает тебя, а будто качает в колыбели.
— А как гибель Александра Прохоренко в этой череде может воплощать русскую мечту?
— Мечта здесь не в гибели, а в самопожертвовании. В подвиге ради Божественной справедливости. Ведь русский человек со своей мечтой всегда там, где творится несправедливость, где попирается Истина. В далёкой, казалось бы, от нас Сирии Прохоренко своим подвигом отстоял православные храмы и монастыри, особо почитаемую в России икону Богородицу Троеручицу, арамейский язык, на котором говорил Христос. Своим подвигом Прохоренко доказал, что русский человек по-прежнему прекрасен.
— Список того, чем гордится Оренбуржье, велик. Наши слушатели наверняка вспомнят и пуховый платок, и степь, и казачество. Будет ли работа продолжена? Будут ли ещё составляться подобные Атласы?
— Конечно. Важно, что составлен не сборник, не альманах, а АТЛАС, то есть Русская Мечта — это к тому же своеобразный подход к географии страны. Можно составить административно-политический, климатический атлас, атлас полезных ископаемых. Но здесь главный ресурс, главная объединяющая сила России — Мечта. И через неё, находя точки пересечения, объединяются регионы. У Мечты тоже возможен свой «производственный цикл», свои «логистические цепочки». Так, например, через семью Аксаковых, в аксаковской мечте о природе, уютном доме, сказке, чуде, аленьком цветочке способны объединиться Оренбург, Самара, Уфа, Казань, Москва, Сергиев Посад…
Сегодня уже складывается целое движение Русской Мечты. И наверняка скоро состоится всероссийский съезд её региональных радетелей, будет учредительное мероприятие. Обращаю внимание, что нарождается не партия, не клуб, не союз, а именно ДВИЖЕНИЕ — совокупность единомышленников, которая активно пополняется и развивается.
Оренбуржье не рассказало ещё о многих своих мечтах. Например, Всероссийский литературный конкурс «Стихия Пегаса», организованный несколько лет назад и успешно проводимый нашим отделением Всероссийского общества инвалидов. Он позволяет увидеть, как люди с ограниченными возможностями здоровья обретают безграничные возможности в творчестве.
Особо подчеркну, что я не монополизировал Русскую Мечту в регионе. Жду откликов, советов, сподвижников. Всё затевается ради создания положительно-прекрасного образа Родины. Мы слишком часто стали впадать в уныние, поддаваться скепсису. В наше информационное поле попадает столько негатива, что ты порой думаешь, что и в самом деле всё пропало. А Русская Мечта — эта линза, собирающая солнечные лучи, которые развеивают тьму. Русская Мечта вне прошлого, настоящего и будущего. Это единая ось времени, где ничто благое не проходит, не забывается, не умирает.
— Правильно ли я понимаю, что Движение Русской Мечты возглавит Александр Проханов?
— Фактически он его уже возглавляет. Региональной работе и созданию Атласа предшествовал большой его личный труд и труд верных ему друзей. Примерно за год до Атласа вышла коллективная монография с метафоричным названием «Вероучение Русской Мечты», где были собраны статьи, посвященные экономике, армии, технологиям, философии, культуре Русской Мечты. Мне довелось опубликовать там главу «Слово — Русская Мечта» об отечественной литературе. Ещё раньше на одном из федеральных каналов прошёл цикл документальных фильмов о поездках Проханова в различные регионы страны и поисках там Мечты и мечтателей. В этих поездках, видимо, и возникла идея создания целого движения: мечта безгранична, и в одиночку здесь не справиться.
— А как Вы относитесь к тому, что слово «мечта» и «мечтатель» в сознании многих имеет негативную окраску? Мечта часто противопоставляется действию. Вспомним хотя бы Обломова и Штольца.
— То, о чём Вы говорите, как раз является частым поводом для скептического отношения к Русской Мечте. Тебе твердят, как тот забавный чеховский персонаж, «дело надо делать». Приходится упорно всё растолковывать и как раз вступаться за Обломова. Во-первых, надо различать «мечту» и «мечтательность» — условных Обломова и Манилова. Мечта Обломова — не оправдание лени, не недвижная закладка на четырнадцатой странице. В Обломове глубинная, потаённая суть русского человека. Этот человек когда-то, ещё в детстве, обрёл рай — Обломовку, где не было ни горя, ни тревог, ни гроз, ни засух, где даже смерть обломовцы принимали умиротворённо. И вот человек утратил этот рай, но сберёг память о нём — и теперь ему всё в жизни кажется суетой и «томлением духа». Все вокруг него не действуют, а суетятся, потому что либо вовсе не изведали рая, либо не сохранили его в сердце. Поэтому Гончаров как раз явил нам в Обломовке русскую мечту, а в Обломове — русского человека, который мечтает вновь обрести рай.
Любое дело, основанное не на мечте — это «беготня по мелководью». Советский Космос возник, потому что была многовековая мечта русского человека о Космосе. Гагарин и Королёв появились благодаря тому, что были Фёдоров, Чижевский и Циолковский, благодаря Лермонтову, что увидел, как «спит земля в сияньи голубом».
Мерилом человека даже ещё в нашем поколении был вопрос: «какая у тебя мечта?». И с тем, кто на это отвечал чем-то меркантильным, общались уже неохотно.
— Я вижу, что широта мысли в Атласе ничем не ограничена. Здесь и компьютерные программы, и заводы, и даже «народный фитнес парк»…
— Многое пока зависит от того, кто стал куратором этой идеи в регионе. Инженер сосредоточится на одном, предприниматель — на другом, писатель — на третьем. Атлас, действительно, хорош своим разнообразием. И в нём мы видим, как самобытна Русская Мечта.