Власть и собственность
Андрей Фурсов
Структура русской истории
Московское самодержавие |
Боярство |
Петербургское самодержавие |
Дворянство |
Пореформенная Россия |
Чиновники |
СССР |
Номенклатура |
В данной таблице показано 3,5 структуры русской истории. Московское самодержавие и господствующий слой московского самодержавия назывался боярством. Затем петербургское самодержавие, его господствующий слой назывался дворянством. Потом был такой странный период, поэтому я его маленькими буквами написал, – пореформенная Россия. Это результат реформ Александра II и это странная структура, ублюдочная, просуществовала до 1917 года. Это была структура, но она не равноценна московскому самодержавию и петербургскому самодержавию. СССР, господствующий слой – номенклатура.
Я сознательно начинаю с середины XVI века. Я не беру период Золотой орды, Новгородско-киевской Руси, потому что меня интересует период, который стартовал с самодержавием, когда мы видим нашу чёткую структуру.
Все эти господствующие слои – боярство, дворянство, чиновники, номенклатура – создавались государством, центральной властью. Оно же их уничтожало, когда они начинали ему мешать. Все эти слои – это функциональные органы власти. Мы можем говорить об этом, как о части власти.
С точки зрения власти дворянство было более многочисленным, чем боярство, и в процентном отношении к населению было больше чем боярство к населению московского самодержавия. Чиновников в XIX веке в пореформенной России было больше чем дворян. Вообще нужно сказать, что чиновничество во второй половине XIX века росло со скоростью, которая в три раза превышала скорость демографического роста России. Наконец, номенклатура со слоями-прилипалами была более многочисленной, чем пореформенные чиновники.
По линии власти мы имеем чёткую логику увеличения, разбухания власти. Она занимала всё больший процент социального целого, то есть власть увеличивалась. А с точки зрения собственности, которой владели эти слои, картина диаметрально противоположная. Дворяне были беднее боярства и имели меньше собственности. Чиновники пореформенной России очень часто жили на одну зарплату. У них не было земельных владений. Наконец, советская номенклатура – это социальный господствующий слой, принципиально без собственности. У них не было собственности вообще.
Больше всего на класс в западном смысле этого слова тянет, конечно, с большими оговорками, дворянство. Что это был за класс? Уровень жизни этого класса? С 1779-го по 1861 год, когда дворянство уже встало на ноги, и было действительно чем-то похожим (подчёркиваю – похожим) на класс. Чтобы вести социально приемлемый дворянский образ жизни (давать балы, ездить на балы, иметь гувернёров, принимать у себя гостей, выписывать одежду из Парижа и так далее), нужно было иметь 100 душ крепостных (душа крепостного – это лицо мужского пола, то есть если множить на число членов семей – это 500-600 человек) или денежный эквивалент 500-600 человек. Так вот только 25% дворянства были обладателями такого имущества. 75% были дубровскими. Помните бедную семью Дубровских из Пушкинской вещи?
Более того, из этих оставшихся 25%, 15% жило в долг. Оно закладывало своих крепостных, забирало большие деньги в долг. Кстати, очень многие деньги проигрывались в карты. Здесь Пушкин – не исключение вовсе, а довольно типичный пример. В результате к 1861 году 66% крепостных было заложено дворянами государству, поэтому Александр II, хотя и с трудом из-за сопротивления дворянства, но он смог освободить крепостных. Как только дворяне лишились крепостных, они начали закладывать землю. Если в 1870 году в залоге было 4% дворянских земель, то в середине 1890-х уже почти 40%.
Дворяне – это очень бедная социальная группа. Причём группа, которая разорялась. Во время правления Николая I в 1825-1855 гг., когда его правление началось, в России было чуть больше 124 тысяч дворянских помещичьих семей. Четверть за эти тридцать лет разорилось. Хотя у правительства Николая I был курс – принижать политическое значение дворянства, но поднимать их экономически. Несмотря на все эти меры, четверть дворянских семей разорились за время правления Николая I.
Были ли дворяне мотами? Многие дворяне, действительно, были мотами. Но самое главное, заключается в другом. Чтобы жить по системе потребностей западного дворянства, западной буржуазии, а наше дворянство с конца XVII века старалось жить именно по этой схеме, у него не хватало средств. Почему не хватало средств? Потому что тот уровень общественного продукта, который создавался в России на основе русского земледелия, не позволял у нас Западу подобным социальным группам вести такой образ жизни, как на Западе. Они должны были проедать своё будущее и своих крепостных, что и делалось. Но об этом чуть позже.
Вторая логика господствующих групп русской истории заключается в том, что каждая господствующая группа новой системы имела меньше собственности. С этой точки зрения революция 1917 года и возникновение советского коммунизма – это доведение этой логической линии до конца. Поэтому когда мне говорят, что коммунизм – это выверт русской истории, это абсолютно алогичная вещь. Я очень удивляюсь. Наоборот, советский коммунизм довёл до конца линию освобождения господствующей группы от собственности.
Причём впервые разговор об освобождении от собственности на вещественные факторы производства был заведён в 1552 году во времена Ивана IV, тогда ещё не Грозного, до опричного царя. У него был такой аналитик – монах Ермолай-Еразм, который написал ему сказку, так назывались аналитические записки в XVI веке. В этой сказке он предложил перестать раздавать землю детям боярским (это не прямые дети бояр, так называли дворян в XVI веке), а посадить их на продовольственный паёк.
Мы знаем случаи в истории, когда целое господствующее сословие сажают на продовольственный паёк: самураи в Японии в XVII веке и советская номенклатура. Когда различные ранги номенклатуры отличались друг от друга тем, какой объём они могут потреблять, какая у них квартира 2-комнатная, 3-комнатная, а рядом кинотеатр на две семьи для секретарей обкомов, например, и так далее.
Таким образом, первая регулярность русской истории, которую мы фиксируем, это логика расширения зоны власти и уменьшения собственности в её руках. Очень интересно с точки зрения логики посмотреть на Российскую Федерацию, которая существует двадцать лет. С точки зрения охвата властью общества, логика продолжается. В СССР был один чиновник на 75 человек. Сейчас у нас один чиновник на 50 человек. Кроме того, во власть пошёл криминал, то есть власть зачерпнула ещё и из этой зоны. В этом отношении логика сохраняется.
По линии собственности – на первый взгляд кажется, что эта линия прервалась. Появилась господствующая группа с большими активами, с большой собственностью. Но самое интересное, что верхушка эту собственность держит за рубежом. Как сказал Бзежинский: «Если ваша элита держит деньги в наших банках, то это уже не ваша элита», да и деньги это уже не наши. То есть они реализуют себя как собственники в значительной степени за границей. Скажем, нижняя часть класса, у которого есть собственность, она реализует собственность очень часто нелегальным, криминальным образом и тогда это уже не частная собственность, а кража, нелегал. Собственность – это легальные отношения.
Русская народная линия 12.12.2013