Я напомню, что в 1991 году никто из стран Центральной Азии не хотел отделяться. Напомню, насколько бестактно повели себя руководители славянских как бы республик по отношению к Назарбаеву. А насколько мудро он себя повел в той истории! Фактически тогда Москва бросила эти страны, которые находились, конечно же, в режиме очень большой зависимости (финансовой, гуманитарной, технологической и т.д.). Да, Россия была донором – это правда. Но был выстроен единый народнохозяйственный комплекс, а тогдашние власти просто бросили своих союзников и друзей на произвол судьбы.
Достойна детектива история о том, как мы оставили эти страны без рублевой массы. И им пришлось в очень сложных условиях создавать свои валюты. Нынешнее поколение руководителей помнит это крайне неблагодарное поведение России. А внешняя политика при министре Козыреве была просто возмутительной по отношению ко всем нашим союзникам. Это страшно вообразить, но эту правду надо помнить.
Значение Центральной Азии колоссальное! Именно в свете происходящего переустройства и формирования новых контуров. Я не буду говорить, чем ценен Казахстан. Это практически половина мирового урана! Это цинк, это медь, это редкие земли. Но дело не только в этом – на самом деде это цивилизационно очень близкий нам народ. Но надо понимать, что за два-три поколения можно создать такую пропаганду, которая прокомпостирует мозги очень серьезно. Киргизия находится в разрыве между Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Россией. Опять же делаются попытки ее перекоммутировать. Узбекистан – лидер по демографии. Активно у нас развивается сотрудничество, в частности, по линии строительства атомной станции и подготовки кадров.
Особый случай – Туркменистан. Сейчас в центре внимания и Афганистан: настает время для очень серьезной программы реконструкции Афганистана. Совершенно иные взаимоотношения складываются с Ираном. В Ираке идут большие процессы. С одной стороны, есть линия на дезинтеграцию, на хаотизацию всего большого макрорегиона. А если мы туда приходим как созидатели, как сторона, которая может предложить крайне важные ресурсы?! Такие как электричество, вода, транзитные коммуникации, безопасность… Это плюс и возможность выстроить новые отношения. Конечно, регион сам по себе колоссально значим. Это традиционно эпицентр развития науки, искусства, культуры. Уйти оттуда было геополитическим малодушием. Сейчас придется выстраивать взаимодействие – желательно гармоническое – с Китаем, Европейским Союзом, который тоже там присутствует. Турция имеет там свои интересы. То есть, стало сложнее, но, будем надеяться, что у нас хватит и мозгов и благородства, великодушия это все сделать.
Я думаю, что со стороны элит центральноазиатских республик мы обнаруживаем не то чтобы разочарование, но затянувшееся ожидание активной позиции самой России. Это проявляется во многом. И в концепциях, которые мы выдвигаем, и в отношении идеологии, и в наших инвестициях, в политике технического содействия.
Есть такое понятие: содействие международному развитию. И мы де-факто оказываем помощь различным странам, включая центральноазиатские, скажем, на 20 млрд долларов – это реальная цифра. А статистика фиксирует 1 миллиард. То есть, мы на самом деле гораздо больше участвуем, но плохо считаем, плохо ставим рейтинги. Необходимо исследование технического обеспечения институтов развития – с этим плоховато. С кадрами тоже плоховато.
Долгое время наши дипломатические службы были увлечены Западом, а сейчас перестраивается вся система – и внешней торговли, и инвестиций. И поэтому есть такие большие макропроекты: транспортные, энергетические, экосистемные, цифровые, демографические, образовательные. Конечно, в новых условиях мы неизбежно будем возвращаться в новых форматах при уважении всех суверенитетов и, в особенности, элит, которые там есть, к тому ареалу, который выстроен естественно-географическими условиями. Сама история сделала его таким.