Кто и что тормозит внутренний туризм? Многое и многие.

Во-первых, он непомерно дорог – и зачастую малокомфортен. Конечно, если вы выберете те предложения, которые рассчитаны на туристов из других стран, причем туристов, обладающих большими средствами, комфорта будет больше. Но подчас меньше, чем если бы вы поехали в тур за рубеж.

Непомерно дорог транспорт. Полет в Лондон – дешевле полета на Урал, тем более – на Байкал. Отдых в Турции или Греции – много дешевле отдыха в Крыму и на Кавказе. Причем комфорт во многих случаях не сравним. Но если в Крыму он на достаточно высоком уровне, то на том же много рекламируемом и удивительном Байкале напоминает кемпинги пятидесятилетней давности. В Сочи, после Олимпиад, комфорт и отели обустроены, но много дороже и крымских, и тех же греко-арабо-турецких.

Если же брать северные регионы и посмотреть отели не сверхдорогого уровня, состояние граничит с обветшалостью гостиниц и хамством персонала.

Поскольку только что на пост министра промышленности и торговли был рекомендован и утвержден губернатор Калининградской (самой «европейской») области Алиханов, можно предположить, что его повышение до уровня федерального министра – оценка его успешной и эффективной работы в своем регионе. Правда, Алиханов – вообще своеобразный человек: Калининград в свою бытность Кенигсбергом, как известно, – родина Эммануила Канта. Только родившийся под Сухуми Антон Алиханов совсем недавно, месяца два назад, объявил великого философа основателем немецкого нацизма, не заслуживающим, естественно, ни уважения, ни почитания, ни изучения…

Впрочем, речь все же не о нем и не о политической философии. Речь о том, что, раз работа Антона Алиханова в Калининграде получила высокую оценку в виде назначения его федеральным министром, можно, очевидно, рассматривать Калининград как один из передовых, а в части туризма и гостиничного дела – один из наиболее благоустроенных. Конечно, отели в Калининграде разные, их порядка полутора сотен, и по определению есть барьер между некоторыми, где в номерах отсутствуют кондиционеры, и «Редисон», между «Мечтой» или «Москвой» – и «Кайзерхофом». Но можно взять нечто относительно среднее, не очень дорогое, но и не очень дешевое, например, гостиницу «Балтика», где есть двухкомнатные номера с видом из всех окон на озеро.

Вы выбираете эту гостиницу, а не «Рэдисон» и не «Кайзерхоф», потому что вас привлекает отечественное, родное, советское название. Потому что вам нравятся фотографии номера, интерьер, виды и вас соблазняет обещание шведского стола для завтрака, хорошего ресторана и все прочие предложения отдела бронирования.

Однако, как только вы приезжаете и заселяетесь в самый, как предполагается, элитный номер, все шаг за шагом оказывается несколько не таким, как представлялось при заказе номера и до того, как вы номер оплатили.

И вот когда вы приехали, все оплатили и заселились, начинается самое интересное. Дежурный администратор в номер вас, конечно, пускает. Только объяснить, каким выключателем включается какая лампа в каком помещении – уже не может. Просто не знает, или ему лень, и он делает вид, что не знает. В номере – две комнаты, только кондиционер, как оказывается, в спальне отсутствует, хотя на улице до 30 градусов выше нуля.

Но вы устали, вы на многое готовы закрыть глаза. Настроены благодушно после первых обзоров города и ужина в ресторане в центре. А потому – не обращаете внимания на мелочи. На такие, к примеру, что в окрестностях гостиницы нет ни одного магазина. Где можно было бы просто запастись питьевой водой, а в ресторане гостиницы она, соответственно, по гостиничным ценам.

Новое утро начинается с новых впечатлений. Например, завтрак ценой в 500 рублей, заявленный как шведский стол, состоит из куска яичницы-болтуньи (упрощенный вариант омлета без наполнителя) либо двух вареных яиц, причем майонез к ним не подается, как и никакая другая приправа. Никаких напитков – морса, сока, лимонада либо чего-то подобного, «шведский стол» не предполагает. Из всех холодных напитков – полкувшина молока для разбавления кофе. И никаких пунктов питания вокруг гостиницы нет, а ее ресторан за ранним временем еще не работает.

Вы уезжаете и неплохо проводите время, осматривая город. Правда, выясняется, что большинство экскурсий, заявленных в предложенных вам рекламных проспектах или в Интернете, на деле состоятся либо в другие дни, либо начнут проводиться летом. Либо просто отменены – без объявления причин. Вам удается все-таки найти что-то подходящее – и настроение вновь улучшается.

Только вечером, когда возвращаетесь в отель, выясняется, что освещение в номере наполовину перегорело. Вы готовы предположить, что просто так и не разобрались с выключателями – не горит половина боковых бра. Не горит свет в прихожей, люстра в гостиной светит в четверть накала, и вы идете к дежурному администратору, чтобы он помог разобраться со светом. Причем вы все еще благодушны и даже готовы смириться, если вам скажут с извиняющейся улыбкой, что что-то давно вышло из строя и починить это в принципе уже нельзя: ведь здание старое, и вы еще готовы простить ему поломки, наложенные временем.

Только сначала дежурный администратор просто не реагирует и не приходит, хотя вы ждете ее в номере. Потом вы вновь спускаетесь к ней, она с недовольно-отсутствующим видом поднимется к вам, и выясняется, что, по ее словам, она не знает, где находится какой выключатель, а со светом – предлагает либо перейти в другой номер, либо ждать до утра: электрика у них нет, а «главный энергетик» отдыхает – суббота.

Правда, в предложенном администратором другом таком же номере освещения также нет, а на утро ни она, ни сменивший ее новый администратор что-либо делать по-прежнему не хотят: воскресенье. «Энергетик» отдыхает, дежурный электрик в штате отсутствует, и вообще – в выходные дни «гости» отеля не обслуживаются. Связаться с ним все-таки удается, но налаживать освещение он опять-таки отказывается: для ремонта перегоревшей люстры нужен особый специалист. Да и вообще, зачем нужно много света – полутьма уютнее, раньше никто не жаловался, многих полумрак устраивает…

С каким-либо иным руководством администратор связывать вас отказывается: «нет такой возможности». Предлагается ждать до понедельника, кстати, в среду вы уезжаете – приехали между праздниками. И два дня из четырех с половиной вы должны обходиться полутемным номером.

Правда, некоторые сотрудники отеля проговариваются, что в больших номерах со светом всегда такая ситуация: хозяева экономят электричество. Ваши попытки связаться с отделом бронирования, в котором заказывали номер, бесполезны – они тоже в выходные не работают.

А на сайте и в проспектах гостиницы отсутствуют какие-либо указания на владельцев, на генерального директора, на управляющего: все контакты – дежурный администратор, ничего не знающий и ничего делать не желающий, отдел бронирования, не работающий в выходные, и ресторан.

В ресторане, как уже говорилось, позавтракать нельзя – слишком рано – 9 часов.

Правда, когда вы начинаете писать жалобу, вам обещают, что за два дня без света может быть выплачена компенсация, но опять же, с этим нужно обращаться либо в отдел бронирования, либо к руководству – но в понедельник.

А в понедельник отдел бронирования говорит, что он в курсе, держит руку на пульсе событий. Но никакой возможности повлиять на положение вещей не имеет, а с руководством связаться тоже возможности не имеет, может передать ему заявление (когда-нибудь) – и в течение 30 дней его рассмотрят. (Вы уезжаете через два).

Правда, в понедельник появляется «главный энергетик», приводит в порядок боковые лампы и свет в прихожей и говорит, что починил и люстру: правда, люстра по-прежнему горит в полнакала… Но это же «европейский регион» – там у них так и положено: экономим свет.

К моменту вашего отъезда начальство гостиничной администрации так и не появляется. В среду вы уезжаете, «в восторге» от сервиса гостиницы, а именно – гостиницы «Балтика» в городе Калининграде, самом западном регионе России, за выдающиеся успехи налаживания жизни, экономики и сервиса в котором его губернатор был переведен на пост министра промышленности и торговли России, чтобы, очевидно, в этих сферах внедрить опыт организации гостиничного дела в Калининградской области.

Жалко за красивый город. Жалко за хорошую и интересную гостиницу. Жалко за удобные в целом и по замыслу комфортные номера.

И свербит один вопрос: это что? То ли наследие «Скатерти-самобранки» из «Чародеев», встречавшей гостей грязными неотстиранными пятнами и сварливым скрежетанием: «Бутербродов нет!», или уже новая генерация: ленивая, безразличная и хамящая – «Менеджеры нового времени».

И последний штрих: как только в номере становится чуть светлее, становятся видны потеки и плесень в углах на стыке потолка и стен…

Равно как становится ясно и то, почему администрация так отчаянно боролась за полутьму в номере…

А кто-то спрашивает, что мешает внутреннему туризму в России: жадность хозяев отелей, хамство персонала гостиниц и их общее нежелание работать на гостей – и уверенность, что люди, приезжающие на отдых, и так все стерпят. Ведь не иностранцы и не владельцы нефтяных вышек – те ездят в другие отели и другие края.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...