
Стать «расой звездолётчиков». Победить старение и смерть. Сначала взять рубеж в два-три века активной жизни. А потом — замахнуться на то, чтобы получить жизнь вечную, вкупе с невероятными сверхспособностями. Обрести смысл и долголетия, и бессмертия — и начать экспансию во Вселенной, по Циолковскому. Первыми в мире породить истинного сверхчеловека, говорящего по-русски. И тем самым посрамить всех врагов, избежать небытия и продиктовать всем прочим свои условия…
Фантастика? Для обывателя — да. Но не для нас. Русским терять особо нечего. В мире обывателей и унылых «признанных специалистов» мы — обречённые. Изломанные и опалённые в страшных смутах, войнах и распадах двадцатого, а также начала сего века. Исчерпанные, смертельно уставшие, надорванные. Не рожающие детей. Претерпевшие страшный развал СССР и варварскую деиндустриализацию. С точки зрения многих, мы должны угаснуть, кануть в «седые сумерки», раствориться в более простых, но жизнеспособных мигрантах. Стать музеем побед минувших эпох — и вымереть под сладкую мантру «Можем повторить…»
Уже сейчас американцы, китайцы или даже турки презрительно кривят губу: «Им не выплыть, не справиться с импортозамещением. Всё, что они делают вместо привозного, получается и массивнее, и в 5—7 раз дороже. Потому что их внутренний рынок мал, и они не могут снизить издержки за счёт масштабов производства. А наш рынок — весь мир! Потому что эти неудачники с 1991 года потеряли не одно десятилетие для развития, превращая в прах свои заводы и фабрики, теряя миллионы квалифицированных работников, инженеров и конструкторов. А мы-то развивались, шли вперёд, роботизировали свои компании. И теперь русским — конец. Им больше не быть одной из индустриальных держав мира, и участь их — одряхлеть и кануть в небытие рядом с их нефтяными вышками…»
Что нам остаётся, кроме попытки безумного рывка в совершенно новую Историю, в реальность сверхлюдей бессмертных? Где мы — не просто более высокая ступень эволюции, но целая футуроцивилизация с чудесными своими высокоразвитой индустрией, сверхчеловеческими наукой и техникой, будущеградами-футурополисами, с дотоле неслыханными культурой, образованием и воспитанием. Где сверхспособности и мафусаилово долголетие — достояние не кучки «избранных», а любого честного и здорового гражданина.
Ибо что мы можем потерять в случае неудачи? Лишь самих себя, обречённых. Зато, если победим — получим целый мир…
Да, в сердце моём бушует мечта, бьётся пламенная вера. И воображение не утратило пылкости: так и остался я, в общем, тем мечтательным мальчишкой, что под шум прибоя Чёрного моря — до боли родного — читает сборник фантастики «Дорога в сто парсеков» 1959 года издания почти полстолетия назад, в семьдесят седьмом. Но отец приучил меня к строгому миру рационального мышления, к безупречности силлогизмов. Потому и сплавились внутри футуролога буйная фантазия, малороссийская «упёртость» и холодное рассудочное размышление.
Верую: мы в силах создать расу бессмертных, «племя звездолётчиков», кудесников и космических навигаторов. Полубогов. Холодное рацио шепчет мне: чтобы спастись как Русская цивилизация нам нужно стать первопроходцами. Сотворить нечто невиданное, за что ещё не бралась ни одна цивилизация. Нужно некое веретено, на которое намотаются нити всего прочего. Некий Главный Проект, за которым, как за вожаком и носителем смысла, выстроятся все проекты рангом поменьше. Усиливая главное Общее дело и заодно — друг друга.
Расе бессмертных сверхлюдей понадобится много нового. Они не должны превратиться в унылых и скучных струльдбругов, которые не знают смерти, но и лишены смысла жизни — их создало воображение Джонатана Свифта. Сверхчеловек русский должен иметь высокую миссию, волю к творчеству и жизни. Значит, нужны благородные этика и философия новой расы. Кому, как не нам, их создавать?
Да, мир долго- и вечноживущих будет сначала жесток. Они получат огромное преимущество над простыми смертными сапиенсами. Нельзя будет рассчитывать на смену поколений — схватки за власть и влияние выльются в беспощадную борьбу. Нужно выработать законы существования общества, в котором живут разные виды человека, новую гармонию. Новые общественные институты. Разве не мы, сумасшедшие русские, должны с этим справиться, привлекая к сотрудничеству нам подобных со всех концов земшара? Тут действительно могут сойтись и русский создатель самовоспроизводящихся фабрик, и индийский брамин, и физик из Ирана. Да и Маск — чем история не шутит? — может пожаловать. Тут понадобится творческая энергия всего общества, деловых кругов, технотворцов и гражданских организаций. Здесь нельзя втиснуть всё в рамки очередной госкорпорации «Главбессмертие», в царство бюрократического застоя, отпилов и откатов — разве мы не видели, чем закончило Чубайсово «Роснано»? Нет, тут придётся творить и богословам, и организаторам местного самоуправления, и мастерам передовых форм организации труда. Тут сойдётся Нейромир Максима Калашникова (новая форма народовластия) и Академия Горя и Радости великого Ивана Ефремова. И Сергей Переслегин станет устраивать мозговые штурмы с богословами и философами.
Воплощённому бессмертию, новой расе людей-исполинов и магов, понадобится много нового и прорывного. Ведь у них — психология и устремления титанов, презирающих пустую роскошь. Им нужно двигаться во Вселенную — вот вам новая космонавтика.
Идущая от тех кораблей с плазменными двигателями, способными домчать до края Солнечной системы за считанные годы и о которых грезит ведущий инженер ФИАНа Александр Мозговой, — к белоснежным фотонным звездолётам. И пока станут разворачиваться дерзновенные космические проекты, они попутно родят тысячи нужных технологий, каждая из которых волшебно преображает жизнь всех обитателей Земли. Когда-то полёты на Луну породили микроэлектронику, сформировавшую нашу нынешнюю реальность. Новая экспансия в мировое пространство даст жизнь невиданной восстанавливающей медицине, роботам-слугам, новым источникам энергии. Попутно даруя доступные и дешёвые способы полёта в ближний космос: от воплощённой мечты создателя корабля «Буран» Лозино-Лозинского — лёгкого космического самолёта «Молния», коему не нужны космодромы, ибо он стартует с большого воздушного корабля — до космических мини-носителей, компактных ракет русской компании «ЛИН» (московской «Новой МосГИРД»).
Ради воплощения грандиозных планов новой расе потребны океаны дешёвой и чистой энергии. И вот, пока мы идём к освоению термоядерного синтеза, пока не зажглось на Земле рукотворное Солнце, возникают фантастические источники тепла и электричества. Вот жидкосолевые реакторы Мозгового, работающие на тории и необогащенном уране. Вот, быть может, ядерные релятивистские станции Острецова, столь же всеядные и чистые. А может, это холодный термоядерный синтез? Начнём творить под шум ветровых турбин Отарашвили. Пока работают АЭС с реакторами на быстрых нейтронах. И опять: творя эпохальные прорывы ради мира сверхчеловеков, мы здесь и сейчас порождаем сонмы прикладных технологий, несущих Руси процветание, корпорации мирового уровня, дикий рост спроса на хорошо образованных и творческих людей…
Новой расе нужен гигантский рост производительных сил. С драматическим снижением затрат на производство, потребности в живых работниках, с обеспечением экологической чистоты. И, коль брать Великую Россию, — без проблем малого масштаба производства. И вот команда инженера Оликевича — пока на полном энтузиазме — разрабатывает практически безлюдные фабрики, которые действуют, словно гигантские живые клетки. Питаясь рудами и отходами цивилизации, они сами себя строят и производят нужную продукцию. Снижая её себестоимость и избавляясь от проклятия слишком малого национального рынка. Ликвидируя нужду в завозе трудовых мигрантов. Ибо зачастую на робофабриках детали выращиваются прямо из руды или отходов электрохимическими способами. Становятся ненужными целые отрасли промежуточного производства. И тут на полную мощь задействуются возможности искина — искусственного интеллекта. А всё это дополняется другими русскими научно-промышленными прорывами. Будь то безмасочный способ производства микросхем или мультиклеточные процессоры Зырянова.
Эти прорывные технологии убивают привычный капитализм? Да. Они создают нейрономику. Частник перемещается в область придумывания и разработки.
Везде, по каждой линии, начинается бурное сотворение нового мира. Новой расе не хочется жить на загрязнённой и умирающей планете, в том дымном кошмаре карлика Туранчокса из культового фильма нашего отрочества «Через тернии — к звёздам». Значит, потребуются новые виды чистого и скоростного транспорта. Будь то «струна» Юницкого, аэроэстакадные экранопланы Бартини — Серьёзнова. И авиетки вместо автомобилей. Плюс новые города-сады — одно-двухэтажные футурополисы с домами-усадьбами на каждую семью. С новыми системами жизнеобеспечения, с самоуправлением Нейромира, с полной переработкой отходов. Необходима целебная и здоровая пища? И вот исполняется мечта предпринимателя в области пищевого биотеха Дмитрия Половинкина. Еда вкусная, насыщенная экстрактами и естественных пряностей (они биологически активны), и лекарственных растений. Пища получается такой же по ценам, как и обычная, но при этом она вкусна и целебна.
Проект творения новой расы задаёт логику всем. Любой проект, продвигающий нас к цели, экономящий нам труд, ресурсы и деньги, открывающий нам новые корпорации, становится кусочком цветной смальты, из которой выкладывается огромная мозаика Руси Бессмертной. Всё закипает неустанной, невероятно захватывающей деятельностью. Русские, первыми в мире начав такой мегапроект на государственном уровне, тянут к себе гениев всего мира. Ведь тут — огромное поле для самореализации, для воплощения самых смелых прорывов. В дело идёт всё: и генно-инженерные, медико-биологические разработки в лаборатории Московского Физтеха, и даже способы увеличения урожайности с помощью электромагнитных воздействий на семена, вертикальные фермы, марикультура сахалинца Минервина сотоварищи, и новые, неантибиотические лекарства. И всё это — на фоне чарующих, притягательных фильмов, книг и электронных игр о сверкающем Мире Сверхлюдей, говорящих по-русски…
На самом деле, многие элементы такого чуда в зародыше, во младенчестве уже есть. Нужно лишь протянуть руку и коснуться их. Требуется единая организационная воля. Помните, как один из основателей русско-советской космонавтики, Фридрих Цандер (1887—1933 гг.), жил с безумным девизом «На Марс!» и мастерил реактивный двигатель из паяльной лампы, а дома выращивал овощи на угольной «подушке», опробуя то, что пригодится экипажу проектируемого им марсолёта. А теперь представьте себе такое — но в масштабах всей страны, Общего дела. Когда вся РФ — полигон Будущего, с миллионами горячих энтузиастов-испытателей!
Впервые автор сих строк вместе с Родионом Русовым выпустили книгу «Сверхчеловек говорит по-русски» в 2006-м, 19 лет назад — с теми же идеями сотворения человека новой ступени эволюции. Потом с Дмитрием Ицковым в 2010-м пробовали создать движение-проект «Россия 2045» на ту же тему. Ну, тогда мы не были поняты. Значит, время проекта настаёт нынче. Как ответить на новые угрозы? После кампании на Украине мы почти полностью будем окружены враждебными нам режимами (плюс такой сомнительный союзник, как Китай) и окажемся сильно истощёнными экономически. И останется лишь один фронт, где возможен прорыв: творение фантастической футуроцивилизации сверхлюдей, победивших старость и смерть! Вот тут ударить, где враги нас совершенно не ждут. Таков новый переход Суворова через Альпы, или прорыв в Крым через Сиваш…
Верую и знаю: создание русского сверхчеловека пойдёт многими путями. Верую и знаю: человек велик и сам становится фактором своей эволюции. Он сам себя преобразует. Вот моя концепция — двужизния. Сперва личность должна жить как биологический гомо сапиенс. Трудиться, творить, познать любовь, семью, отцовство. Детей воспитать. И лишь затем — пересадить мозг свой в искусственное биомеханическое тело, продлив жизнь свою на 200 лет. Покуда способен жить сам мозг.
Но кто-то изменит себя генетически и вживит себе микросхемы. При этом пробудив гигантские сверхспособности, таящиеся в каждом человеке, — заложенные в нас природой, но чаще всего остающиеся нераскрытыми. Может, это совместится с отключением механизма старения. А кто-то не станет киборгизировать себя — и попробует самостоятельно раскрыть те самые волшебные способности своей центральной нервной системы. И на Руси появится не один тип сверхчеловека. Знать того мне в точности не дано. Тут нужен соборный поиск. Здесь творить, выдумывать и пробовать надо.
Главное — оседлать молнию, взнуздать время, вскочить верхом на Будущее. Стремись к невозможному — получишь максимум. В любом случае Русь Бессмертная, став бурлящим полигоном Грядущего, воспрянет и возвысится. Не только по части экономики и новой индустриализации. В огромном Общем Деле поднимутся и возвысятся миллионы одержимых творчеством, презирающих обывательство мужчин и женщин, которые, став подлинной элитой, вполне традиционно создадут в чаемых мною футурополисах племя сильных и умных детей. И уж им откроется дорога к сверхчеловечеству. В глубины биологии и мозга, на океанский шельф и в космические дали. К нам приедут миллионы таких же одержимых и зачарованных с Запада: германцев и скандинавов, кельтов и романцев, славян южной и западной ветвей. А ещё — иранцев и индийцев. Всем найдётся дело — и все они обрусеют на втором поколении.
В далёком феврале 1961 года вышел в свет номер моего любимого журнала «Техника — молодёжи». И там есть пророчество академика Николая Андреева (1880—1970 гг.) о том, что вослед за атомным веком придёт век биологический. «По моему мнению, основная проблема, стоящая перед человечеством — обеспечение здоровья и долголетия. …Обеспечение долголетия требует решения ряда научных и — если можно так выразиться — технических проблем, и, конечно, социальных…», — говорил он тогда. Разгадка тайны жизни клетки, соединение для этого физики, химии, математики и биологии, возможностей электронно-вычислительных машин — «верный залог успехов в ближайшем будущем».
Мы не забыли вашего предвидения, Николай Николаевич. С XV века люди на парусных кораблях совершали революцию Великих географических открытий. Теперь нам нужно свершить революцию Великих физиологических открытий, как любит говорить мой друг Михаил Делягин. Осталось только выйти в путь. Где впереди — Русь Бессмертная, сверхчеловек и плеск звёздных морей. Где великие открытия в области жизни клетки и мозга ведут за собою создание новой энергии и космических кораблей. Уже не утлых лодочек околоземья, а белоснежных фрегатов дальнего космоса. И повести их должна новая раса сверхлюдей. Говорящих по-русски.
Маловеров и нытиков — прочь с дороги. Вам подобные когда-то смеялись над чудаковатым Циолковским. Но теперь он взирает на обывателя свыше. И мы ещё так же на вас поглядим…