Мирча Элладе считал, что у славян, влахов и молдован христианство приобрело совершенно особый оттенок. А потом это отразилось и на греках, пройдя полный цикл — от греков к славянам и обратно. Элиаде называл это «космическим христианством».

Идея в том, что православная традиция была вписана славянами в живой сакральный космос, возвышая и преображая его (а не зачеркивая, как в христианстве западно-европейском). Этому он видел подтверждения прежде всего в церковных праздниках и обычаях, в приметах календаря и толковании святых.

Фигуры, сюжеты, догмы и понятия христианской традиции проецировались не в пустоту и отвлеченные моральные конструкции автономного субъекта, а в самую плоть жизненного мира, в структуры повседневного опыта. Тем самым происходила дематериализация реальности, ее подъем в тонкие световые сферы, где земля встречалась с небом, время с вечностью, творение с Творцом. И Церковь становилась космической, не только человеческой. В ней преображались и личности, и стихии. В прочем и стихи отчасти личности — Матушка Земля, братец Огонь, невеста Вода.

«Чаяние твари откровения сынов Божиих чает», писал апостол Павел для всех христиан. Но по-настоящему осмыслили это лишь православные славяне, то есть мы, русские.

Космос и его вещи — мед, дерево, вода, звери, орех, яблоко, птицы, рыбы, капуста, железо, огонь и все остальные — тоже жаждут спасения от лап искаженной, отравленной дьяволом (временным князем мира сего) материи. И ждут они Христа. И когда Он приходит и творит великое дело спасения, они льнут к тем, кто пошел за Христом, как домашние животные — нежно и преданно.

Спас спасает пчел, мед, яблоки… На Варвару бабы варят каши, Никола Зимний помогает спастись браге, а Козьма и Демьян заведуют кузницами и косами. Богородица на Покров покрывает омофором невест, благословляя их брак и помечает страдательную влажную от слез Матушку Землю первым белым снежком. Снег — тоже тварь Божия, и его кто-то должен спасти.

Космическое христианство — точно и глубоко.

Сегодня Медовый Спас. Это значит — благословенны пчелы и их невидимый возвышенный непрерывный труд. Они превращают горечь в сладость, а бортники это ценят и дают другим людям причаститься к сладкому таинству.

Другое — официальное — название праздника Изнесение Честных Дерев Креста Господня. Но снова космическое христианство. С деревьями, из которых был сделан Крест, с чьей помощью спаслась Вселенная, связано множество преданий. Там фигурируют и Лот, вымаливавший прощения за невольный, но страшный грех, положивший начало династиям Ханаана — Моава и Аммона. И царица Савская, отказавшаяся ступать по мосту, в котором были использованы эти честные деревья. И Адам, посколько эти деревья были посажены им в раю и существуют вечно.

Крест — Древо Мира. И осенью на Воздвиженье иерей торжественно благословляет Крестом четыре стороны света (ведь и пространство надо спасти!) сверху донизу, склоняясь к самому полу с крестом на челе. Чтобы делать это обстоятельно и неспешно, благословляя каждую пять пространства, иерея держат с помощью плата двое служек. Нельзя спешить в деле спасения. Спасти ведь нужно всех и всё, тщательно, ничего не упустив, никого не забыв.

С Медовым Спасом! Со Святым медом! С Деревом, которое нас спасло и неизменную память о котором мы носим на своей груди — с крещения до отпевания. И потом берем с собой в могилы. Чтобы с ним и воскреснуть.

ИсточникКатехон
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...