Дорогие друзья, вы часто справедливо критикуете меня за то, что говорю о том, что плохо, но не всегда достаточно подробно говорю, как должно быть. Поэтому давайте разжуём один простой вопрос: какой в России должна быть минимальная пенсия? И есть ли на такую минимальную пенсию деньги.

Над страной пронеслась целая волна многократных отмен реальных пенсионных прав. Шесть пенсионных реформ прошли одна за другой, увенчавшись увеличением пенсионного возраста. Чудовищные условия жизни наших стариков давно уже стали притчей во языцех.

Завывания официальных лиц и пропагандистов о том, что на добавленную к пенсии тысячу рублей пенсионеры могут «путешествовать по миру» (это я цитирую господина Силуанова), а вовсе не «пойти по миру». Прокламации о том, что сегодня пенсионеры живут лучше, чем в позднем Советском Союзе.

Все эти речи давно уже перестали вызывать даже смех. В данном случае официальная пропаганда просто стала инструментом разжигания ненависти к социальной группе «Власть». Вымаривание пенсионеров государством – одна из граней чудовищной национальной трагедии России.

Бюджет Социального фонда (это бастард слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования) предусматривает крайне эффективное продолжение этого процесса. Напомню, что бюджет принят «Единой Россией», на нынешний, 2024 год, в том числе.

В частности, среднегодовой размер социальной пенсии в этом году ОФИЦИАЛЬНО намечен ниже и без того чудовищно заниженного среднегодового прожиточного минимума пенсионера на 0,4%. В 2025 году будет ещё хуже: на 0,9%. В 2026 тенденция сохранится: показатель будет ниже на 1,1%.

Да, это немного. Но такими цифрами государство фиксирует, что оно не только сознательно отрицает право на жизнь 3,4 миллиона человек (социальных пенсионеров), но и закрепляет это отрицание специальным федеральным законом. Нужно понимать, что в реальности этих социальных пенсионеров будет больше, потому что одни умирают, но другие выходят им на смену.

Стоит напомнить, что на социальную пенсию выходят на 3 года позже, чем на трудовую. И она примерно на 30% ниже трудовой. Социальную пенсию получают отнюдь не только деклассированные элементы из-за теневой экономики, как настойчиво уверяют нас либеральные людоеды. Права на жизнь лишены законом и многочисленные жертвы одичалой пенсионной бюрократии. Это люди, чей трудовой стаж был украден Пенсионным фондом, это люди, потерявшие документы, в том числе, по халатности самого ПФ. И, в конце концов – это просто бедные люди, которые честно работали всю свою жизнь. И вся их вина заключалась в том, что их насильственно удерживали в бедности.

Бедные стали жертвами одичалых дважды. Сначала будучи лишены всех жизненных перспектив, они удерживались в нищете на работе (а работающая бедность – это специфика нынешней пореформенной России в целом). А затем они были наказаны за эту нищету вторично недобором минимальных пенсионных баллов.

Естественный вопрос: какой же должна быть минимальная пенсия в России на самом деле, чтобы на неё можно было прожить?

В 2019 году, как показали исследования учёных Российской академии наук, реальный прожиточный минимум в нашей стране составлял 31 тысячу рублей в месяц. С того времени произошло много драматических событий. Отнюдь не только коронабесие и Специальная военная операция (коронабесие закончившая). Но масштаб повышения цен на минимальный набор продуктов питания по данным Росстата составил с того времени 1,4 раза.

С учётом понятного занижения роста цен официальной статистикой, а также необходимостью потребления не только еды, но и коммунальных, транспортных, похоронных услуг, лекарств, а таже иных расходов, значительная часть которых дорожает серьёзно быстрее продовольствия, реальный уровень инфляции для бедных можно оценить не менее, чем в 1,7 раза.

Таким образом, реальный прожиточный минимум в 2024 году в среднем по России: 52,7 тысячи рублей в месяц. То есть в 3,4 раза выше официальной цифры.

Но пенсионер потребляет меньше взрослого по объективным причинам. Поэтому его прожиточный минимум, по официальным данным, составляет 86% от среднего прожиточного минимума.

Соответственно, реальный прожиточный минимум пенсионера можно оценить в 45,3 тысяч рублей в месяц.

Подчеркну: это должна быть не средняя пенсия, не депутатская пенсия (нам добавляют 30 тысяч рублей). Это – ещё раз – МИНИМАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Естественно, все имитаторы и одичалые на этом месте дружно взвоют, что для этого денег нет. И, действительно, пенсионная катастрофа вызвана абсурдной регрессивной шкалой налогообложения, при которой, чем человек беднее, тем больше с него пытается содрать государство. Фактически, в России введён пресловутый «налог на бедность».

Это вынуждает массу людей к бегству в тень, чтобы не платить пенсионные взносы. И, в целом, пенсионная катастрофа превращает бюджет Социального фонда в зияющую дыру, которую закрывает лишь федеральный бюджет.

Однако я хочу зафиксировать, что сама постановка вопроса «Есть ли у бюджета деньги для людей?» – принципиально ошибочна и фундаментально порочна. Ведь это бюджет должен служить народу, а не народ быть бессмысленной нашлёпкой на бюджете, от которой постепенно освобождаются, как от чего-то заведомо лишнего и ненужного.

Если денег на граждан России в бюджете нет, бюджет обязан их изыскать. В том числе, при необходимости, и прямой эмиссией. Благо, в условиях денежного голода, прямая эмиссия, ослабляя этот голод, полезна, а не вредна (в отличие от нормально управляемых стран). Такая эмиссия не разгоняет, а снижает инфляцию за счёт роста деловой активности. Примеры этому мы видели после дефолта 1998 года и в начале 2023 года.

Но самое интересное, что нужные для пенсионеров деньги в федеральном бюджете, на самом деле, есть. Причем есть прямо сейчас. Давайте посчитаем вместе.

Средняя численность пенсионеров, получающих страховую пенсию, в 2024 году составит 39,18 миллионов человек. Опять, таки, в реальности их будет меньше, потому что смертность выше предполагаемой. Но мы берём официальные данные расчётов.

Средняя страховая пенсия сегодня намечена в 20 760 рублей. Она выше минимальной всего на 34%. Но понятно, что при увеличении пенсии большинства до прожиточного минимума пенсионера уровень дифференциации резко сократится. Примерно до 10%.

Таким образом, средняя пенсия составит 49 830 рублей в месяц. А финансовый дефицит составит 13,67 триллиона рублей.

Среднегодовая социальная пенсия составляет (по оценкам) 12 994 рубля. Численность людей её получающих 3 440 тысяч человек. Для повышения пенсии до прожиточного минимума в 2024 году понадобится дополнительное финансирование в размере 1,3 трлн рублей.

Таким образом, дефицит пенсионной системы составит 15 трлн рублей в год.

Естественно, в явном виде лишних денег в таких объёмах в Федеральном бюджете нет. Но даже лежащий на поверхности резерв бюджетных средств позволяет получить их значительную часть без каких бы то ни было серёзных изменений даже современной либеральной политики, оставаясь всецело в её рамках.

Прежде всего, необходимо вернуть из Фонда национального благосостояния неиспользуемые остатки средств Федерального бюджета. Их только на счетах, помимо вложений в ценные бумаги (по данным Минфина) составляют 5,9 трлн рублей.

Ещё не менее 1 трлн рублей составляют не раскрываемые с начала СВО средства на остатках бюджетных счетов, в так называемых «бюджетных депозитах», которые также надо направить на нужды России.

На самом деле только за счёт введения единого налогового платежа, неграмотного и нелепого, в Федеральном казначействе зависло 1,4 трлн. рублей, которые никуда не используются. Это данные самого Федказначейства. Но мы ограничимся 1 трлн., будем в своих оценках консервативны.

И точно таже следует пустить в дело 200 млрд рублей неиспользуемых остатков средств Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Ещё более полутриллиона рублей предполагается заморозить в ФНБ в течении 2024 года. Эти средства тоже надо вернуть на службу народу.

Важный резерв – это нормализация систем госзакупок. За счёт введения хотя бы минимальной конкуренции, которая уже долгие годы устраняется на институциональном уровне, цены, по которым осущетсвляются госзакупки и закупки госкоропорациями будут существенно снижены. Общий уровень выигрыша от таких действий оценивается в, минимум, 1,5% ВВП. Таким образом только для бюджета, без учёта госкорпораций, экономятся 2,7 трлн рублей.

Наконец, необходимо начать исправлять крайне неравномерное налогообложение различных отраслей. Скажем, если в нефтяной отрасли налоговая нагрузка по данным ФНС достигает 78%, а газовой 69%, то у ничуть не менее богатых производителей минеральных удобрений налоговая нагрузка составляет 26%. У угольных компаний – 29%. У электроэнергетики – только 42%, у металлургии – 46%. У связи в интернете – 48%, а в добыче алмазов и драгметаллов – 49%.

Даже лишь некоторое выравнивание налоговой нагрузки и только для наиболее прибыльных корпораций легко принесёт в федеральный бюджет 1 трлн рублей в первый же год. Подозреваю, что именно об этом говорил президент Путин в своём послании.

Обратите внимание, всё, что я перечислил до сих пор – это без финансового сектора. Банки я не называл. Хотя стоит вспомнить, что прибыль только банков в прошлом – 2023 – году превысила 3 трлн рублей. Обложение её хотя бы 30%-м налогом даст бюджету 900 млрд рублей сверху. В отличие от реального сектора, для сектора банковского, с его низкой капиталоёмкостью это действие будет практически неощутимо.

Итак, давайте просуммируем то, что я перечислил. Подчёркиваю, это просто то, что «валяется на поверхности» бюджета. Выходит не мнее 12,2 трлн рублей, которые Минфину просто лень поднять. Остаётся незакрытыми 2,8 трлн. рублей.

Можно вспомнить ресурсы ФНБ (11,9 трлн рублей по данным Минфина), которые лежат не деньгами на счетах, а хранятся в виде ценных бумаг. Также можно вспомнить процентные платежи по госбумагам. Они абсурдно завышены, с учётом 100%-й надёжности госзайма, а выплачиваются они, в значительной степени, госбанком. Следовательно, платежи можно снизить.

Думается, с учётом хорошей памяти. получение недостающих 2,8 трлн рублей будет элементарной простой задачей.

Таким образом, деньги на нормальную жизнь российских пенсионеров, как и, на самом деле, решение всех остальных насущных проблем нашей Родины, в федеральном бюджете есть. И я хочу напомнить, что у государства своих денег нет. Все его деньги – это наши деньги, деньги народа. И они, как я уже показал, есть.

А, вот, чего нет, так это желания у либеральной обслуги олигархата, который управляет нашими деньгами, управлять свой прямой служебный долг. Перед Россией и перед нами, гражданами Российской Федерации.

Надеюсь, это будет исправлено в обозримом будущем.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...