Ведущий: Олег Розанов, первый заместитель председателя Изборского клуба, публицист, аналитик, общественный деятель.

Уважаемые друзья, коллеги, мы начинаем первый круглый стол Изборского клуба в Севастополе. Сегодня родилось Севастопольское представительство Изборского клуба во главе с человеком, которого вы все знаете, который всей своей жизнью доказал высокие идеалы служения Отечеству – Сергеем Лисейцевым. Давайте все его поздравим с новым этапом в жизни.

В этом зале собрались федеральные эксперты, постоянные члены Изборского клуба и эксперты Севастопольского представительства. Слово для выступления предоставляется председателю Изборского клуба Александру Андреевичу Проханову.

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра». Хочу сразу сказать о том, какие мысли у меня родились в Севастополе, и с какими мыслями я ехал сюда. Мы часто слышим, что князь Владимир выбирал между религиями и выбрал Православие. Мне кажется, это очень светский взгляд на гигантскую, мистическую проблему крещения Руси. Можно подумать, что ему принесли какой-то лоток, и на лотке лежали, как брошки или бижутерия, религии. И он брал, рассматривал то одну, то другую и выбрал ту, которая ему больше понравилась. Но этого не так. Православие — не бижутерия, не брошь. Православие – это слово Христово, которое движется в мир, посещает материки, долы, веси…. И это не Владимир выбрал Православие, а Православие выбрало его. И Владимир приезжал сюда на смотрины! Я думаю, что не он один приезжал, но Православие их не выбирало, они чем-то не нравились ему, хотя наверняка, это были достойные мужи и храбрые воины. А Владимир, хотя на нем были и гонения, и блуд, и войны, чем-то приглянулся. Как приглянулся в свое время Христу Савл, ставший затем Павлом.

Это прикосновение Православия к Владимиру потом двинулось волной света по необъятным русским весям, долетело до Тихого океана.  И это все было в тот момент, когда босыми ногами князь стоял в купели, около которой мы сегодня были, и произошло это необъяснимое до сих пор чудо. Поэтому изборская идеология, которая пускает здесь, в Севастополе,  свой корень, должна эту тему осваивать, создать великие представления об этих смыслах. Потому что именно в тот  момент, когда на Владимира пролилась святая вода, когда он поцеловал крест безымянного священника – возник Русский мир.

Возникла таинственная субстанция, о которой написана масса книг, но нет внятного определения Русского мира. Мне кажется, что эта субстанция связана с появлением двух Россий, двух Русских империй одновременно: одна – это земная империя, состоявшая из множества народов, а вторая – это Русь небесная, Русь предвечная, Русь горняя. Русский мир состоит из двух явлений: земного и небесного. Земное все время колеблется, пульсирует, меняет границы, народы то сближаются, то отдаляются, а бывают моменты, когда государство вообще исчезает, возникают такие «черные дыры». Но благодаря тому, что существует горнее, предвечное, в эти черные дыры капают капли фаворского света, и снова зарождаются новые формы русской империи, русской государственности, возникают города, царства, совершаются великие победы. Святость, которая присуща всем формациям Русской империи, а их было пять, включая сегодняшнюю, – делает всю русскую жизнь святой. Элемент святости присутствует во всех империях: в первой – Киевско-Новгородской, второй – Московском царстве,  в третьей – Романовской, и в четвертой – «красной», Сталинской, и в пятой – сегодняшней.

Это говорит о том, что Святость не покидала Русь никогда. И это позволяет надеяться, я говорю об этом осторожно, боясь впасть в ересь, что новая  христианизация, о которой говорил Святейший Патриарх, связанная с появлением священников и алтарей в местах, где они давно не появлялись, где давно никто не слышал проповедь, что вторая христианизация может касаться и времени, а не только пространства. Интерпретация «красной» эры, как эры высокого христианства, в котором мистическая Победа 1945 года является самым центральным содержанием – это победа рая над адом. Эта победа случилась в недрах четвертого   периода, и это дает нам право предполагать, что в недрах этого периода тоже существовали святые смыслы.

Русское государство,  по существу, в 1991 году пропало, и почти 10 лет мы не имели государства, мы не имели страны.

Путина как президент менялся вместе с государством. Когда он только завершал свой первый срок, помню, он объяснял публике, что видит себя  менеджером, который пришёл на должность в кризисную минуту, и, отработав,  уйдет. Вторая интерпретация была в конце второго срока, когда мы настаивали, чтобы он пошел на третий срок. Но Путин не пошел на это, сказав, что  «устал смертельно, как раб на галерах». Третья интерпретация была уже в конце третьего, «послемедведевского» срока. Когда я  спросил: «А что для Вас проект Россия?», и он мне ответил: «Россия не проект, Россия – это судьба». И вот совсем недавнее его высказывание о том, что с возвращением Крыма, с возвращением Херсонеса в Россию вернулся сакральный центр государства и власти. А это значит, что и сегодняшняя российская власть, сегодняшнее российское государство, со всеми его издержками – вороватыми чиновниками, ошибками в управлении, несправедливостью в судах,  – несет в себе свет, несет в себе священность, элементы Святой Руси. И человек, который связан с этим государством, который управляет им, в каком-то смысле является помазанником. Поэтому не Путин строит Россию, не Путин создает все новые и новые этапы, включая присоединение Крыма, а Россия строит Путина, выстраивает его сознание, душу. Осмелюсь сказать, что не Путин вернул Крым в Россию, а Крым пригласил Путина сделать это!

Эта сложность, некоторая неубедительность с которой я это произнес, могла бы стать одним из содержаний работы Изборского клуба в Севастополе, потому как кому, как не вам сформулировать эти идеи и раскрыть смысл этой путинской формулы. Спасибо.

Сергей Глазьев, советник Президента РФ по вопросам евразийской интеграции, академик РАН, постоянный член Изборского клуба.

У нас сегодня уникальная возможность, провести заседание в Севастополе, которое мы давно планировали. Александр Андреевич взял очень высокую ноту, а я буду говорить о более приземленных вещах. Вопрос: как люди живут в сакральном центре? – волнует сегодня не только всех участников нашего обсуждения, но и во многом станет предметом работы Севастопольского представительства. Поэтому очень важно дать севастопольцам некоторое видение наших идеологических построений, попытаться сформировать образцовую парадигму социально-экономического управления, которая бы соответствовала нашим идеологическим ценностям и  традициям.

Приходится признать, что тот экономический  механизм,  который построен у нас в стране начиная с 1991 года, в корне расходится с нашими духовными ценностями и культурными принципами, что и стало причиной глубочайшей экономической катастрофы, постигшей нашу страну в 90е годы.

Севастополь уникален не только как сакральный центр, но и как город, который пострадал, но был вдохновлен верой в лучшее, и этот позитивный настрой очень важно поддержать с точки зрения технологии управления.

Если мы обратимся к нашим духовным ценностям и сравним с тем, как у нас устроена материальная жизнь, мы сразу увидим, что это разные вещи. Первенство духовного над материальным – всегда было стержнем нашей культурной духовной традиции. Современная ультра-либеральная модель все ставит наоборот: духовное не имеет значение, а главное – это прибыль, которая  в большинстве выводится за рубеж в офшоры. И в этом причина деградации нашей экономики.

Однако если мы посмотрим в будущее, мы с удивлением увидим, что мир движется совсем не туда, куда нас затащили шоковая терапия и ультра-либеральные реформы. Сегодняшний центр экономического развития – Китай и Индия, сюда же можно добавить Корею, Вьетнам, успешно развивающиеся экономически и в области социальной сферы, науки, культуры. Они руководствуются принципиально иными подходами к формированию системы управления, и десятикратно опережают по темпам экономического развития Западный мир. Мир переживает переход к новому мирохозяйственному укладу. И в этой новой модели все строится похоже на наши духовные ценности и культурные базисы.  В основе лежит принцип первенства духовного над материальным. Поощряются те сферы деятельности, которые влекут повышение уровня благосостояния. Прибыль является лишь одним из результатов организации производства. Научный труд – это всегда коллективный труд.

Когда  мы начали проводить радикальные реформы, мы сели в последний вагон поезда, который уже стоял в тупике. Вопрос: можно ли отыграть в направлении перспектив формирования новой системы институтов, раньше бы это назвали конвергентным, соединяющим лучшие элементы разных экономических систем? – это вопрос практический. Конечно, это можно сделать. Для этого надо существенно менять всю систему. Можно ли это сделать отдельно в городе Севастополе? Думаю, ответ тоже будет положительным. В Севастополе для этого есть все условия: в Севастополе нет олигархата, нет крупного банковского капитала, более того, ему сюда вход запрещен (санкции делают свое дело, и здесь нужно рассчитывать на собственные преимущества и внутренние силы, внутренние – это не значит только севастопольские). Сочетание этой исторической традиции – сакрального центра, военно-морского флота, машиностроения, которое было здесь развито, образования и культуры – это тот сплав, который может стать основой для формирования экономического чуда. Вопрос в том, как раскрыть этот конкурентный потенциал. Здесь нет готовых рецептов, это одна из наших задач. Но необходимые условия, мне кажется, налицо.

Последнее,  о чем я хотел сказать:  в ситуации, когда нет крупного олигархического капитала,  и нет желающих заниматься привычными для олигархата видами деятельности, вполне возможно построение современной этическо-финансовой системы,  которая бы организовывала финансирование инновационных инвестиционных проектов по принципу совместного участия инвестора и новатора, ориентируясь не на максимизацию прибыли, а на результаты практического воплощения новых научно-технических идей, имеющих вполне конкретное потребительское,  экономическое значение. Спасибо.

Олег Розанов:  Блестящее выступление!  Вы говорили такие вещи, которые всех здесь присутствующих волнуют. Сейчас с большим удовольствием предоставляю слово человеку, благодаря которому все и состоялось–  и наш визит, и открытие отделения:  руководителю Севастопольского отделения Изборского клуба, общественно-политическому деятелю, предпринимателю, меценату  Лисейцеву Сергею Алексеевичу.

 

Сергей Лисейцев: Добрый день! Я рад приветствовать участников нашего первого круглого стола Изборского клуба, который проходит у нас в Севастополе. Я думаю, что этот день будет датой рождения нашего представительства. Мы постараемся достигнуть хороших результатов на этом поприще. Я подготовил небольшой доклад на тему «Линии развития города Севастополя».

После возвращения в Россию это очень актуальная тема: как и что в Севастополе развивать? Прежде всего нужно вспомнить историю, когда накануне войны 1941 года здесь проживало около 120 тысяч  человек, а когда Севастополь освобождали в 1944 году, здесь уже проживало около 11 тысяч человек. 90 процентов города было разрушено. Рузвельт, когда посетил Севастополь, сказал, что на его восстановление потребуется 50 лет. Но наш город был восстановлен уже к 1954 году, то есть  громадный рост развития за 10 лет.

Как развивался город в советское время? Здесь появились большие заводы, которые помогали Севастополю быть базой Черноморского флота. Например, «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе», этому заводу уже более 200 лет. Перед распадом СССР на заводе работало 17 тысяч человек, в 2014-м, к моменту возвращения Севастополя в Россию, около 200 человек!  Завод занимался ремонтом и строительством кораблей.  Также существовали другие заводы: «имени Колмыкова» (который занимался приборостроением), «Парус», «имени Ленина» –  все эти предприятия были связаны с оборонной отраслью. И все это производство было наукоемкое. Поэтому я вижу, прежде всего, Севастополь не только как базу Черноморского флота, но и как город, который развивает наукоемкие производства.

Также Севастополь был одним из флагманов рыбной промышленности  накануне развала СССР, то  есть  эта отрасль тоже может развиваться, есть для этого все предпосылки. У нас начинает развиваться  виноделие, но много земель, которые в окрестностях Севастополя не обрабатываются. А можно обустраивать теплицы, чтобы помидоры и огурцы покупать не турецкие, а свои, и поставлять их в другие регионы, потому что климат позволяет нам это делать.

Есть мнение, что Севастополь должен развиваться как туристический город, но мне кажется, нужно учитывать, что сезон у нас гораздо меньше, пляжей обустроенных, если быть честными, и для севастопольцев не хватает. Мне кажется, нам  больше подходит развитие города как центра военно-исторического туризма, потому что здесь есть очень много объектов, которые связаны с оборонами Севастополя, войнами русско-турецкими и так далее. То есть,  если развивать Севастополь как город военно-исторического туризма, у нас больше перспектив,  чем если мы будем пытаться бороться с Сочи или Ялтой, которые, в принципе,  изначально создавались как города-курорты.

Я считаю, что нам надо больше обсуждать все эти темы, приглашать экспертов по разным вопросам на последующие собрания нашего отделения Изборского клуба, и тогда мы сможем представить нашему правительству обобщенный доклад видения развития Севастополя. Спасибо.

Олег Розанов: Спасибо, Сергей Алексеевич, за неравнодушные слова о своем любимом городе, я думаю, что у вас все получится.

Коллеги, представляется, что самое время предоставить слово духовному наставнику Владыке Августину, с пастырским словом к вам и к нам.

Владыка Августин, постоянный член Изборского клуба, епископ Городецкий и Ветлужский, богослов, правовед, искусствовед.  Строитель, восстановитель и наместник Феодоровского Городецкого монастыря в Нижегородской епархии. С 2012 года епископ новообразованной Городецкой епархии. 

 Сегодня речь идет не о том, какие мы будем завтра, были вчера, сегодня речь идет о новой парадигме. Именно потому, что мы находимся в Севастополе – событие сакральное  сегодня у всех у нас. Мы в том месте, где свершился выбор будущего Руси.

Поэтому сегодня сходить на уровень туризма негоже.

Сегодня есть две главные опасности, которые очевидны. Первое – это то, что природная среда не выдерживает  нагрузки. Капиталисты хотят заработать на природной среде, а цензуры или каких-то ограничений для них нет. Мы живем на уникальной планете Земля. Весь ХХ век люди искали жизнь на других планетах, но не нашли ее. А сегодня вдруг Америка готовится к переезду на Марс, если сейчас наука сумеет решить вопрос с температурой (там -150 С), то все готовится. Я слушал автора этого проекта, который говорит о том, что с планетой Земля покончено, и скоро жить здесь будет невозможно. Поэтому сегодня уже не Церковь говорит об Апокалипсисе, а великие ученые. И единственный субъект на планете Земля, который способен спасти все человечество – это Россия. Мы должны понять, что это наша миссия – помогать другим.  Вспомните, как было при Союзе: мы сами были нищие, но помогали всем – узбекам, казахам, Африке, Южной Америке. И как только мы прекращаем это делать, получается, что мы начинаем деградировать: воровать, грабить убивать.

Поэтому на сегодняшний день перед Россией стоит выбор. И у князя Владимира, у которого было 700 жен, тоже был выбор, когда он женился на Анне. Он должен был полностью измениться. После Крещения он даже  отменил смертную казнь, фактически первым из всех правителей мира!  Поэтому мы говорим о том, что именно Севастополь может стать экспериментальной площадкой.

Мы без войны каждый год сокращаемся на 1,5-2 млн. жителей. Без войны! Поэтому, какая главная проблема сегодня? Качество демографии. Демография  у нас ужасная – слабая немощная семейная жизнь, слабые мужчины, слабые и больные дети. Поэтому, говоря о демографии сегодня, нужно говорить не об абортах, а о новом типе личности, о новом укладе народной жизни.

Нужно новое Законодательство. Я недавно выступал в Государственной Думе на одной из фракций, где сказал: «Законами можно сделать людей преступниками, но могут Законы быть и такие, которые будут мотивировать людей на служение каждому и реализацию лучших качеств, которые есть в человеке.

Второе: должно быть новое образование. То образование, которое у нас есть,  не годится  для нас и для России.

Третье: нужно новое здравоохранение. У нас нет здравоохранения, у нас есть одна медицина  – то есть лечение больных людей. А здравоохранение – это другая система, состоящая из профилактики, обязательной гигиены и реабилитации.

Четвертое: должна быть новая культура. Культура не только о том, что мы понимаем об искусстве,  а  физическая культура. Мы очень слабы и немощны, сегодня из 6 призывников 5 непригодны для службы.

Кроме того, Севастополю очень важно сохранять те традиции, которые у него сложились за эти сотни лет, и помнить, что Крым и Севастополь – это не одно и то же.

Я благодарю участников, которые меня пригласили на заседание. Я счастлив, что выступил в этом удивительном сообществе.

Олег Розанов: Спасибо, Владыка.

На самом деле, коллеги, мы приехали, чтобы послушать вас, услышать ваши чаяния, ваши проблемы. Хотелось бы, чтобы выступления представителей Севастополя были максимально честными и откровенными, несли посыл, который мы потом сможем озвучить в Москве.

Слово предоставляется капитану 1 ранга запаса, кандидату политических наук, председателю Севастопольской организации союза журналистов России, ученому секретарю военно-научного общества ЧФ, заслуженному журналисту Крыма –  Горбачеву Сергею Павловичу.

Сергей Горбачев: Прежде всего, хотелось бы высказать слова признательности нашим гостям. Вашу поддержку мы ощущали в течение более двух десятков лет, и она позволила нам сохранить уверенность, что мы вернемся в родную гавань. Хотя даже мы не всегда верили, что это произойдет при нашей жизни.

Говоря о наших делах и проблемах, можно было бы охарактеризовать их так: Севастополь находится в состоянии поиска. 2, 5 года, прошедшие после событий 2014 года, обозначили целый ряд проблем, которые требуют решений.

Первый момент, который следует отметить: Севастополь, перейдя в федеральный статус, не имеет ни этого лица, ни содержания. Мы зачастую лишь говорим о том, что это город со столичным обликом, столичной сущностью,  о том, что Москва – это административный центр, а Севастополь – сакральный. На самом деле ни качество нашей жизни, ни формат нашей жизни об этом не свидетельствуют. С чем это связано? Практически с весны 2014 года произошел раскол наших элит. Силы, оказавшие на трибуне в то время, монополизировали свою победу, отвергнув все то, что было до них, заявляя о том, что третья оборона Севастополя началась чуть ли не 23 февраля 2014 года.

На самом деле она началась 25 лет назад. С 4 января 1992 года, когда ЧФ имел феномен отказа оперативно-стратегического объединения, где было 92 тысячи только военнослужащих (14 тысяч офицеров), принять присягу на верность Украине, в то время, когда три военных округа шагнули вперед и стали украинскими. Именно поэтому был сохранен здесь и русский дух, и все остальное. Это обеспечило сохранение плацдарма для того, чтобы сюда в поддержку севастопольцам и крымчанам пришли «вежливые люди». Если бы здесь не было ЧФ, ситуация была бы сложней. Пример Одессы, Мариуполя, где нет нашего флота, свидетельствует о том, что именно это позволило так  решить стратегическую задачу.

Здесь уже говорилось, я разделяю это мнение, что Севастополь, к сожалению, не воспринимается, как отдельный субъект федерации, его все время пытаются слить с Крымом. Это неправильно, при всем уважении к Крыму. Определяющим для Севастополя являлся и является флот. Только флот может способствовать процветанию и существованию Севастополя.

За время украинской власти город пытались превратить в заштатное местечко, с количеством жителей 400 тысяч  человек. Здесь уже говорилось о некоторых заводах и упадке на них в украинский период.  Можно еще добавить крупнейший завод «Муссон», который стал культурно-развлекательным центром и таковым до сих пор и является. За 2, 5 года в Севастополе не создано ни одного нового предприятия, а остальные требуют серьезных инвестиций, которые пока в обозримом будущем отсутствуют.

Поэтому главное на сегодня – определение стратегического направления развития города, а все остальное будет нанизываться на это.

И еще два проблематичных момента: первый – в Севастополе образовался своего рода  кадровый вакуум. Те люди, которые сегодня пришли к управлению городом, к сожалению, часто не знают ни проблематики, ни сущностного предназначения, ни функционала всего того, что Севастополь в себе таит. И второй –  уровень жизни людей. Не будем говорить о том, какие зарплаты в Москве, в Санкт-Петербурге, но в Севастополе средняя зарплата 27 тысяч рублей, для города с федеральной сущностью – это мало. И это усугубляется проблематикой бесконтрольного роста населения. Севастополь всегда, в той или иной степени, был закрытым городом, и не нужно этого бояться. Это вопрос дискуссионный, но очень важный. Весной 2014 года в Севастополе было, по официальным данным, 383 тыс. населения. Сегодня более 430 тыс. В таком формате не растут города даже в Китае. То население, которое прибыло к нам, оно в основном не участвует в социально-экономической жизни города, является своего рода балластом.

Благодарю за внимание.

Олег Розанов: Сергей Павлович, в качестве ответной реплики. Средняя зарплата в городах Орел, Смоленск, Брянск – это все города воинской славы, не превышает 23 тысячи  рублей, к сожалению. И 27 тысяч – это выше среднего по Центральному федеральному округу. К сожалению, это данность. Тяжело не только Севастополю, санкции ударили по всем.

Слово предоставляется Коваленко Виталию Васильевичу – кандидату исторических наук, доценту кафедры исторических, философских и социальных наук Севастопольского государственного университета, автору книг об истории Севастополя, капитану 1 ранга в отставке.

Виталий Коваленко: Уважаемые коллеги, я был в гуще событий, которые привели к сохранению ЧФ и отпадению к России  училища им. Нахимова. После этого я ушел в отставку и стал преподавать. Как преподаватель я видел свою задачу в противодействии духу национализма.

Севастополь вошел в историю как город воинской славы: славы имперской (первая оборона) и советской (вторая). Причем это был город интернациональной славы!  Если мы посмотрим памятники нашего города, то увидим представителей десятков народов, населявших Российскую империю и Советский Союз.

Нами был разработан курс «Севастополеведение», который велся во всех школах при Украине, он выдерживал натиск и нападки со стороны властей, и нам очень хочется, чтобы он тем более сохранился и сейчас.

После распада СССР в 1995 году нам стала понятна вторая беда:  Севастополь подвергался нападкам именно с целью размыть историческую память о Крещении Руси. В Севастополе установились раскольничьи и автокефальные церкви, появилась община – униатская церковь, появились американские мессионеры.  И все это пошло в школы.  Чтобы как-то бороться с этим,  у нас возникла идея создать в городе Православный народный университет. Сегодня мы уже обучили 10 выпусков. Это еще одно направление, которое в Севастополе играет важную роль.

И еще один важный момент: мы являемся частью Украинской Православной Церкви. И не нужно торопиться нас отрезать – это пуповина, которая соединяет воедино Русский мир. Не нужно русофобию в Украине продуцировать в украинофобию в Россию. Украина – это больная часть Русского мира. И те, кто бросают камни в Украину, пусть подумают: такую массированную обработку, которой подвергались 25 лет эта часть русского население, не факт что выдержала бы какая-то другая часть русского мира.

Вот, собственно моменты, на которые я хотел обратить внимание. Спасибо за внимание.

Олег Розанов: Спасибо большое, Виталий Васильевич,  Вы важные слова очень сказали. Мы тоже считаем, что главный геополитический вызов ближайшего десятилетия – это борьба ЗА Украину. Не с Украиной, а за нее. И мы не должны проиграть, не должны поддаваться навязываемому дискурсу о том, что украинцы – это бандеровцы, что это изначально предатели. Ничего подобного! 6,5 миллионов красноармейцев и до 200 тысяч бандеровцев одномоментно –  вот такое было соотношение, и я не думаю, что оно сильно поменялось. Давление идет дикое, морок над Украиной проходит, но они начинают возвращаться в реальную жизнь. Уже нет такого жесткого неприятия, как было еще год назад, люди начинают задумываться.

Слово предоставляется руководителю Брянского регионального отделения Изборского клуба Ушкалову Сергею Валерьевичу.

Сергей Ушкалов: Большое спасибо. Я первый раз в Севастополе, но Севастополь и Брянск тесно связаны исторически, так как в первой обороне участвовали полки из Брянска,  а второй обороной руководил уроженец нашей области – генерал Петров.

Очень много инсинуаций есть среди либеральной публики, которая подвергает сомнению волеизъявление крымчан. Я думаю, что тут нужно жестче подходить властям, потому что те, кто делают такие заявления, нарушают закон о целостности государства.

Еще один нюанс  –  это отсутствие у нас такого средства влияния  мягкой силы, как мощные фонды, которые бы работали за рубежом. Допустим, китайская организация «Фонд Конфуция» работает во многих странах мира: люди могут изучать там язык,  на этой площадке устанавливаются  какие-то бизнес-контакты, людям доносят основы своей культуры. У нас мог бы быть «Пушкинский Фонд» или «Фонд Достоевского», который бы работал таким же образом. У нас есть какие-то организации, которые финансируются, но какой-то единой стратегии не выстроено. А это очень важно, потому что культура – это то, что может победить зло. Спасибо.

Олег Розанов: Спасибо, Сергей Валерьевич.

Слово предоставляется Рузину Валерию Давыдовичу, Президенту Евразийской Академии телевидения и радио, кандидату философских наук, академику Международной Академии Менеджмента, почетному кинематографисту России.

Валерий Рузин: Деятельность, которую ведет Изборский клуб уникальна сама по себе. Общественная жизнь России – это гражданское общество, а не правительство.  Важно, что это движение расходится, распространяется по России, и сегодня пришло в Севастополь. И я хочу еще раз поблагодарить организаторов и председателя клуба, и всех постоянных членов за их деятельность, за то, что они несут.

Я являюсь генеральным продюсером международного кинофестиваля «Победили вместе», который проходит в Севастополе с 2005 года. Этот фестиваль по духу севастопольский, он создан по предложению Героев Советского Союза, проживающих в Крыму, с целью передачи их патриотического опыта молодому поколению. При Украине старались, чтобы фестиваль проходил незаметно. Но с 2014 года мы стараемся, чтобы город почувствовал фестиваль. И в этом году у нас участвовала 21 страна. Это та культурная инициатива, которая с каждым годом становится все больше.

Александр Андреевич Проханов  говорил сегодня о великих смыслах, и я думаю, что Победа несет в себе один  из таких смыслов, который мы должны постараться передать следующему поколению.

Формирование Севастополя  как центра патриотических инноваций (здесь более 3000 памятников, такой концентрации нет больше нигде в мире) – это может стать  одним из направлений развития города.

И мне кажется, что закрыть город сегодня невозможно, – я, наоборот,  вижу его открытым для сотрудничества, для всего мира. Чтобы мы могли поделиться нашей духовностью, нашим уникальным опытом с другими.

Олег Розанов:  Спасибо большое, Валерий Давыдович.

Слово предоставляется Прокопенкову Вадиму Николаевичу, кандидату исторических наук, председателю общественных организаций: исторический клуб «Севастополь Таврический» и «Наследие Святого Климента Римского».

Вадим Прокопенков:  Добрый вечер. Так сложилось промыслительно, что на нашей земле не только великие цивилизации пересекались, но и пути великих подвижников христианства. Это апостолы: Андрей Первозванный, апостол от семидесяти, ученик Святого Петра – Климент Римский, равноапостольный Кирилл, и равноапостольный князь Владимир.

Из первых веков на нашей земле звучит молитва православных. Хочется напомнить, что еще в IV веке, а затем в VI веке здесь появлялись православные. И вот в 861 году произошло событие, которое до сих пор не всеми оценено, не все о нем знают: сюда прибывает святой Кирилл, здесь в Херсонесе он обретает мощи священномученика  Климента Римского. А еще через 7 лет, когда они с Мефодием привозят мощи св. Климента в Рим, происходит важнейшее событие для формирования нашего культурно-исторического кода: разрешается богослужение на  славянском языке, а Папа Адриан ІІ разрешает положить славянские книги в церквях Рима. Еще через 30 лет, согласно церковному преданию, происходит явление Святого  Георгия и обретение иконы на скале, где греки основывают будущий наш Балаклавский монастырь. Менее чем через 100 лет князь Владимир принимает крещение в Херсонесе. Вот какие удивительные события происходили в первом тысячелетии. Они продолжались и во втором.

1634 год, Россия не оставляла мыслей о том, чтобы осуществлять взаимодействие с Крымом, и здесь появляется посольская миссия. Двум монахам из этой миссии, которые хотели  отвезти мощи св. Климента на Русь было видение святого,  который  сказал им: «Друзи мои, вы хотите эти мощи взять с собой, а я хочу здесь чинить Русь». Удивительное пророчество, которое сбылось: через полтора столетия Крым был присоединен к России.

И Потемкин в письме к Екатерине ІІ писал о том же, о чем сказал и наш Президент, что «есть в этом что-то мистическое».

Несколько слов о проекте «Русский Афон». Всем известно имя святителя Иннокентия (Борисова), делом его жизни стала идея создания русского Афона здесь. В 1850 году он, заручившись поддержкой государя и Синода, начинает восстанавливать те монастыри, которые здесь были раньше, и пишет, что «Крым будто создан для того, чтобы стать нашим русским Афоном». Всем этим созиданиям помешала Крымская война, которая, между тем, показала величие русского духа. Проходит еще половина столетия, 14 ноября мы вспоминали дату Русского исхода, когда 146 тыс. наших соотечественников покинули Крым и Севастополь. Наш город стал эпицентром этих событий. Промыслительно, что и здесь Севастополь стал важной точкой – именно здесь завершилась гражданская война.

В заключение хочется сказать, что мы сейчас строим мост, который по земле свяжет Россию и Крым (и это очень важно), но мы должны помнить, что с первых веков христианства великие подвижники православия связали Крым и Россию духовным смыслом нашей священной русской истории. Спасибо большое.

Олег Розанов: слово предоставляется Иванову Валерию Валерьевичу, депутату Верховного Совета Рреспублики Крым в 2006-2010гг.

Валерий Иванов: Спасибо большое. Я хотел бы тоже сказать о том, что крымчане, а особенно севастопольцы сохранили душу, сохранили осознание себя частью восточнославянской цивилизации. Украинская цивилизация, к сожалению, вытравливала гордость за свою страну, вытравливала нашу православную веру, заменяя  ее на филаретовскую церковь.  Пытались усадить героев ВОВ за один стол с бандеровцами, многое делалось для того, чтобы тут укоренилась западная цивилизация. Но мы все эти годы в Крыму ощущали, что Черноморский флот России является гарантом стабильности для нас. Много было сделано шагов для того, чтобы вернуться домой, один из таких шагов – осознанная антинатовская борьба крымчан. На 60-летие Победы в ВОВ в порт зашел НАТОвский корабль. Потребовалась воля крымчан и силы для того, чтобы выдавить его из наших вод до 8-9 мая. Кульминацией, на мой взгляд,  этой антинатовской борьбы стал 2006 год в Феодосии, когда сами горожане, осознавая, что выгружен брус для построения НАТОвской базы под Старым Крымом, заблокировали порт на 27 суток.

И точно так же единодушно все показали свои стремления и свой выбор, когда в 2014 пришли на референдум: крымчане и севастопольцы, хоть и находились более 20 лет отдельно от России, но смогли сохранить свою русскую душу. За это всем большое спасибо!

Олег Розанов: Слово предоставляется  Гринкевичу Виктору Григорьевичу, эксперту брянского регионального отделения Изборского клуба, депутату Брянской областной Думы.

Виктор Гринкевич: Уважаемые друзья, вы знаете, что на вопрос об идеологии руководство нашей страны отвечает: «Главная наша идеология сегодня – это патриотизм». Но надо понимать, что это слово подразумевает большой труд. Сейчас время деятельного активного патриотизма, который  должен пронизывать все наши дела. Не важно,  ремонтируешь ты дорогу, лечишь людей, учишь детей – патриотизм проявляется в том, что ты должен делать это дело с любовь к своей стране. Нам нужно приучить себя и людей вокруг быть патриотами каждый день, каждую секунду.

Нельзя ждать чудес, которые снизойдут откуда-то и сделают нашу жизнь хорошей. Проблемы сегодняшнего дня – это результат вчерашних действий, результат принятия неправильных решений.

Мы сегодня говорили о стратегиях, которых не хватает. А неправильно выстроенная стратегия – это проблемы через два-три года. И патриотизм есть также и в том, чтобы уметь предвидеть, понимать, правильно выстраивать стратегии. А когда мы будем жить хорошо, то не нужно будет доказывать ничего другим странам, жизнь людей будет говорить сама за себя.

Взять, к примеру,  Белоруссию.  Государство поставило себе целью достойно производить товары для людей, добиться того, чтобы слово «белорусский» означало «качественный» и «сделано добросовестно». И им это удалось. Еще раз повторяю: патриотизм в том, чтобы делать свое дело качественно, тогда и государство будет развиваться, и люди будут жить достойно. Спасибо!
Олег Розанов:  Уважаемые коллеги, я бы хотел очень коротко сказать о том, что лично меня волнует.

По естественным геополитическим и экономическим причинам Крым не может быть независимым и суверенным. Это всегда либо передовой форпост Атлантики, либо оборонительный рубеж Евразии. Здесь исторически в сотнях конфликтах сходились разные культуры, народы и религии. Но после долгих веков противоборств, попыток договориться, торговых и политических контактов Крым в итоге был закреплен за Россией. Погрузившись в крестильную купель Херсонеса, святой князь Владимир через тысячу лет встал во весь рост на Боровицкой площади в Москве. Это не мы вернули Крым, но священная для русского народа земля притянула к себе Россию, связала территорию, времена и эпохи нашей истории.

С точки зрения геополитики  Крым – наш крепкий южный замóк, а Босфор и Дарданеллы – узкая замочная скважина,  ключи к которой мечтают подобрать и европейцы, и турки, и американцы, и даже китайцы. Киеву и Вашингтону в эту скважину приходится пока завистливо подглядывать.

У русских на генетическом уровне отсутствует завоевательный рефлекс оккупанта. У нас нет ни малейшего желания кого-то завоевывать, покорять или унижать. Поэтому не суждено было сбыться мечтам о наступлении на Константинополь, о возвращении Святой Софии. Но все обороны Севастополя были по-настоящему героическими. Наши солдаты будто бы врастали в крымскую землю под ударами врага. Третья оборона Севастополя в 2014 году стала примером мастерской политической операции без единого выстрела. Мы показали всем, как можем и должны действовать, обороняя священные рубежи нашего Отечества.

Звучит курьезно, но это действительно так: играя от обороны, за сотни лет мы стали самой огромной по территории державой. Непрерывно обороняясь и защищая свои рубежи, свою веру и православных христиан, мы раскинулись на весь континент от южной морской границы с Турцией до рубежей на Аляске, откуда рукой подать на Америки. Все это – в непрерывных и кровопролитных оборонительных войнах.

Когда же борьба с наступающими врагами сменяется борьбой за сытое настоящее, в годы тучного благополучия, нас подстерегает распад и разложение. Сытая европейская жизнь с перспективой тихой старости не вызывает в нас и капли энтузиазма. Без надрывной борьбы, без великих целей и задач мы гнием и разлагаемся изнутри. Народ спивается, чиновники сколачивают виллы, а государство теряет хребет и раздирается озверевшими боярами.

«Война – отец всех вещей», – говорил Гераклит. Оккупантов она делает рабами, а мирных тружеников превращает в господ. Для нас война не желание, но факт существования нашего государства. Непрерывное геополитическое противостояние ставит всё и всех на свои места. Армия и флот оттачивают свои умения, крепкие хозяйственники наполняют казну, женщины рожают защитников, ученые изобретают новейшее вооружение, а священники тихо молятся «о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Все тут же встает на свои места!

Россия – страна, всегда готовая к труду и обороне. Если вы скажете, что это не так – я не поверю, это будет уже не Россия!

Также, пользуясь случаем, хотел бы передать большой привет хромому на обе ноги американскому президенту Бараку Обаме. Именно благодаря его усилиям мы собрались, сплотились вокруг президента и вернули в итоге Крым на Родину. В связи с этим от лица Изборского клуба предлагаю наградить уходящего Обаму орденом «За заслуги перед Отечеством III степени». На героя он точно не тянет, но интересам России послужил на славу!

Еще хотел бы сказать о будущем президенте Трампе. Не нужно обольщаться, Трамп – это не наемный клерк, как госпожа Хилари Клинтон. Это один из той самой мировой закулисы.  Трам будет свободен в своих решениях, ему не нужно будет так плотно советоваться со своим окружением, как это делал Обама. Быстро меняться в отношениях с Америкой ничего не будет. У Америки, как и англо-саксонского мира, нет постоянных друзей и нет постоянных врагов, у них есть постоянные интересы. А русофобию никто не отменял. Потому что Россия всегда противник. И противник не экономический, тут мы редко могли противостоять англо-саксонскому миру, а противник духовный, ментальный. У русских есть свой мессианский проект, но он есть и у англо-саксов, поэтому эта борьба может затихать, нарастать, но она неизбежна.

Поэтому нам нужно становиться самостоятельными и сильными, мы вновь должны стать субъектными на международной арене. Должны, безусловно, сменить финансово-экономическую политику. Все в наших руках.

На самом деле с приходом Трампа может измениться сам процесс общения с Россией, может состояться диалог, но только в том случае, если они будут чувствовать нашу силу.  Спасибо.

Сергей Батчиков, постоянный член Изборского клуба, экономист. Действительный член Международной академии корпоративного управления. Председатель правления Российского торгово-финансового союза. Директор Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами Международного научно-исследовательского института проблем управления.

 Дорогие коллеги, сегодня утром одна из журналистов спросила о практической пользе Изборского клуба для страны. Я бы к ответу Олега Васильевича Розанова добавил, что конкретные результаты – это, прежде всего, воссоединение Крыма с Россией. Потому что все события, которые происходят в реальном мире – это видимые результаты невидимых сдвигов в человеческом сознании. И  Изборский клуб занимается, прежде всего, созданием желаемых образов будущего.

Элита Запада пошла по пути неолиберальной глобализации и перелицовки мирового порядка «под себя любимых», в интересах ограниченной группы бенефициаров – транснациональных корпораций. Усилиями глобализаторов мир постепенно скатывается к неоязыческому разделению на высшую и низшую расы, рушится всё здание идеальных принципов и международных норм, выстроенное в Новое и Новейшее время.

Глобализм есть антитеза  патриотизма, а транснациональная корпорация есть антитеза традиции. В лидере западного мира Соединенных Штатах развернулась реальная битва между традиционалистами и глобалистами, которую блистательно описал в своей работе «Смерть Запада» Патрик Бьюкенен. «На протяжении жизни одного поколения многим американцам довелось увидеть, как развенчивают их Бога, ниспровергают  их героев, оскверняют культуру, извращают моральные ценности, фактически вытесняют из страны, а самих называют экстремистами, реакционерами и лжецами за приверженность идеалам предков. Все, что вчера считалось постыдным – прелюбодеяние, аборты, гомосексуализм, эвтаназия, самоубийства, – сегодня прославляется как достижения прогрессивного человечества». «В понимании новой элиты морально все, что помогает утверждать революционные ценности, а все, что опровергает эти ценности,- аморально».

Арнольд Тойнби писал, что цивилизации погибают, совершая самоубийство. Признаков самоубийства западной цивилизации с каждым днем мы видим все больше.

Русский мир – это альтернативный западному цивилизационный проект, предполагающий мирное сосуществование и творческое развитие разных народов и религий на основе уважительного диалога и принципов справедливости и солидарности. И, конечно, это мир традиций и традиционных ценностей.

Космология либералов зиждется на двух постулатах:

во Вселенной не существует абсолютных ценностей, нет единых стандартов красоты и уродства, Добра и Зла;

в лишенной Бога Вселенной либералы выступают единственным судьей человеческих деяний.

Русская цивилизация зиждется на другом постулате – сосуществовать, органично вживаться во Вселенную, соработничать с Богом.

Русскому миру посвящено огромное количество работ, в том числе и членов Изборского клуба, об этом неоднократно говорили в своих выступлениях и Патриарх Кирилл, и министр иностранных дел Лавров, и президент Путин.

Мне бы хотелось в своем кратком выступлении сделать акцент на том, какие конкретные действия необходимо предпринять России, чтобы предлагаемая альтернатива западному проекту была жизнеспособной и была поддержана народами других стран, несмотря на беспрецедентную по масштабу русофобию, раздуваемую в последние годы нашими западными «партнерами». Как сберечь наши традиционные ценности и самобытную культуру от катка глобализации?

Социологический опрос, проведенный в 2007 г. показал, что большинство респондентов определило тот общественный строй, который сложился в России, как олигархический капитализм (41%) и криминальный капитализм (29%).  При этом 67% опрошенных отметили, что проводимая государством политика не отвечает интересам большинства населения страны.

Восемь лет назад в одной из своих статей я писал, что такого глухого молчания власти относительно образа будущего как сейчас, не было ни при царях, ни при советах. За восемь лет ничего принципиально не изменилось. Слов о том, что олигархический капитализм – это не наш выбор мы от власти так и не услышали. Сегодня социальное неравенство достигло воистину чудовищных масштабов. Два процента россиян концентрируют половину национального дохода и 80% крупной собственности.  На другом полюсе – едва сводящее концы с концами большинство. По структуре потребительских расходов Институт социологии РАН относит к бедным, нищим и полунищим слоям населения не менее 65% россиян! За годы «реформ» в РФ возникла не имеющая аналогов категория «новых бедных» — большие группы работающего населения, которые по своему образовательному уровню и квалификации никогда ранее и нигде в мире не были бедными. Низкая оплата интеллектуального труда ведет к деинтеллектуализации экономики, утечке мозгов, закрепляет за страной сырьевой статус. При этом бедность и нищета в России носят застойный и хронический характер – вырваться из порочного круга для подавляющей части населения РФ не представляется возможным.

В свое время Достоевский написал, что «высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». И это чувство постоянно оскорбляется. В условиях чудовищного социального неравенства люди чувствуют себя обманутыми, испытывают разочарование и апатию.

В последние годы сменилась риторика власти. Мы услышали из уст Президента, что «общество будет успешным,  только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости». Но на деле ситуация почти не меняется: топ менеджеры в госкорпорациях (!) зарабатывают за один день суммы, равные заработку обычных граждан за 10 лет упорной работы. Этот тот самый разрыв Слова и Дела, о котором я уже не раз писал.

Дабы не быть сегодня обвиненными в применении двойных стандартов, на что мы постоянно указываем Западу, и ставить вопрос о справедливости в международных отношениях, необходимо вернуть ощущение справедливости собственным гражданам. Только отказавшись от неолиберального курса в экономической политике, воспроизводящего неравенство и несправедливость, можно восстановить горизонтальную солидарность и консолидировать общество для решения стоящих перед страной задач.

А задач этих огромное количество. Порожденная чувством несправедливости апатия в сочетании с насаждаемыми СМИ западными критериями успеха (материальный успех  и личный комфорт вместо духовного развития) ведут к кризису семейных ценностей и отмиранию института семьи. Закономерное следствие – продолжающаяся депопуляция. Вопреки бодрым статистическим данным Россия продолжает терять население (уровень смертности по-прежнему превышает уровень рождаемости), а весь «прирост» обеспечивается исключительно за счет мигрантов.

Русская культура находится под мощным воздействием либеральной контркультуры,  насаждающей ложные ценности и производящей невидимые сразу, но огромные по своим последствиям сдвиги в человеческом сознании. В этой связи не могу не сказать о школе, где закладываются основы духовного, культурного и национального самосознания будущих граждан России, которые и должны стать главными носителями идеи Русского мира. Школа – это ключевой институт воспроизводства общества и народа. В этой связи на современной российской школе лежит колоссальная ответственность: именно она отвечает за формирование идентичности молодых граждан России. Во многом от того, как она справится с этой задачей, будет зависеть и будущее страны, и развитие российской цивилизации, или ее, по выражению Тойнби, самоубийство.

К сожалению, осуществляемая реформа образования с малопонятными  целями вызывает много вопросов и опасений. Печально известны слова бывшего министра образования Фурсенко, сказанные им на молодежном форуме: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Спрашивается, кто поручал министру ставить задачу о выращивании квалифицированных потребителей, изменять менталитет и культуру народа и разрушать сложившуюся за века шкалу ценностей? Несмотря на резко отрицательное отношение и учителей, и родителей к подобным мракобесным проектам, Фурсенко восемь лет занимал пост министра образования и продолжает рулить реформой образования  уже в ранге заместителя председателя Совета по науке и образованию при Президенте РФ.

Реформы боком выходят и высшей школе.

Из России уже уехало свыше полутора миллионов ученых, причем уезжали целыми лабораториями. Современная российская образовательная система, опирающаяся на сильные стороны русского и советского образования, должна стать основой нашего гуманитарного суверенитета, без которого невозможен ни экономический, ни политический суверенитет.

В период обострения геополитического противостояния России как никогда необходима консолидация, основой которой должны стать внятные слова  о приемлемом для большинства образе будущего, предлагаемый формат общего дела и конкретные планы действий.

Олег Розанов: Слово предоставляется Кислицыну Вячеславу Викторовичу, заместителю главного редактора газеты «Русичи».

Вячеслав Кислицын: Здравствуйте. Хочу поблагодарить всех членов Изборского клуба, которые поддерживают мощь нашей страны.

Буквально в двух словах коснусь вопросов культуры и вопросов образования. Мы все стали свидетелями и соучастниками события особой важности – воссоединения Крыма с Россией. Севастополь становится площадкой для многих культурных событий. Но чему необходимо уделить особое внимание  – это воспитаю подрастающего поколения. Здесь проблема заключается в привлечении в школу персонала, способного формировать патриотическую личность, искать истину, возрождать духовные истоки – это то, что требуется от нас в это удивительное и непростое время. Город нуждается в энергии умных, честных, смелых, в чем-то даже упрямых личностей. Я думаю, что вместе с вами, мы будем работать и в этих направлениях.

Олег Царев, украинский политик, депутат  четырех созывов Верховной Рады  Украины.

Это символическое событие для Севастополя, я поздравляю всех жителей Севастополя с тем, что Изборский клуб пришел, что пришла Россия.

Многие жители Донбасса, Луганска, Днепропетровска, Запорожья хотели бы, чтобы такие события произошли и у них раньше или позже…желательно раньше. Я достаточно долгое время нахожусь в Крыму и вижу, что Россия – это, конечно, не Украина, есть достаточно много вещей, которые отличаются в политике этих стран.  Я хорошо могу понять тех крымских чиновников, которые не справляются с документооборотом в РФ. Даже на уровне руководителя поселкового совета этот документооборот раз в сто больше, чем на Украине. По некоторым моментам надо взять пример с Украины. Мы в Верховной Раде долго боролись против всевозможных разрешений, упрощений документооборота…

Есть сложности и с банками, которых, как сказал Сергей Юрьевич Глазьев, здесь действительно мало.

Достаточно много представлено федеральных программ, но, к сожалению,  крымский бизнес и крымские чиновники не в состоянии преодолеть бюрократические препоны, как, например, по получению процентной ставки компенсации по сельхозкредитам.  На Украине банк решал вопрос вместе с клиентом, который не ходил в государственные органы власти. За него это делал банк. В РФ везде, где можно задействовать чиновника – он задействован.

Можно много говорить о различиях. В пансионатах и санаториях необходимо разрешить получения алкогольной лицензии или возможность продажи спиртных напитков. У нас винотерапия в Крыму закрылась. Наши курорты не могут конкурировать со многими кипрскими  и другими объектами. А ведь Президент РФ В.В. Путин  на заседании президиума Госсовета в Ялте поддержал инициативу главы Крыма Сергея Аксенова, предложившего отказаться от запрета на продажу и распитие вина в санаториях, и пообещал проработать данный вопрос в правительстве. Есть громадное количество вопросов, которые нужно решать.

Хотелось бы, чтобы Изборский клуб был тем мостиком, который не только духовные ценности транслирует, но и материальные, как, например, возможность ведения бизнеса в Крыму.

Олег Розанов: Заключительное слово предоставляется председателю Изборского клуба Александру Андреевичу Проханову.

Александр Проханов: Создание Севастопольского подразделения Изборского клуба состоялось. Все, что мы сегодня видели, говорили, внимали – это салют, который мы произвели в честь создания нашего братского отделения! Я хотел бы, чтобы наш новый севастопольский союз, коллектив   пополнялся за счет севастопольских философов, религиозных деятелей, военных (отставных и действующих), стратегов, может быть, силовиков, потому что Севастополь по-прежнему является загадочным. Мы сегодня, каждый на свой лад, пытались объяснить  феноменологию энергии, присутствующей в Севастополе на протяжении столетий. Об этом мне бы хотелось видеть  работы наших севастопольских собратьев. И чтобы эти открытия формировали новую лексику и центральной, и региональной власти, потому что Россия ждет этих открытий, ждет, когда у нее на устах возникнет это новое слово. И не только Россия ждет этого, а и весь мир.

Поэтому я еще раз всех благодарю. Всех поздравляю с созданием этого перворостка цветущего, этой виноградной лозы, которую надо холить и лелеять, чтобы у нас был целый виноградник. Спасибо вам!

Олег Розанов: Круглый стол подошел к концу. Всем спасибо. Всего вам наилучшего. Благодарим!