С одной стороны, правительство собирается запретить платить наличными на сумму более трех тысяч рублей. Идея всплывает достаточно часто. Она говорит, что обсуждаться это будет только в 18-м году, реализована будет не ранее 2019-го, потому что инфраструктура не готова. Насколько можно судить, это одно из тех заявлений и действий правительства, которые предпринимаются для того, чтобы просто разрушить нашу психику, чтобы мы стали более-менее устойчивы, более восприимчивы к неадекватным внешним воздействиям, чтобы довести нас до майдана, чтобы мы разрушили свою страну своими руками. Потому что по-другому объяснить причину того, что сообщается, что неприятное для нас явление будет обсуждаться в 18-м году, через год, единственная причина, на мой взгляд, это психологическая диверсия, если не брать бытовой идиотизм. Здесь есть позитивная сторона. Действительно, наличные, которые растут у людей, которые люди копят, потому что они не доверяют банковской системе, которая уничтожается государством и санация происходит так, что это больше напоминает бандитизм. И при этом растут жалобы, не встречая никакой реакции со стороны государства. Вот Сбербанк сразу отреагировал, а из Агентства страхования вкладов мы несколько раз об этом сообщали, не реагируют никак.

Я повторяю специально для господ из Агентства страхования вкладов, что растет число жалоб. Люди жалуются на то, что у них списывают деньги со счета в обанкротившихся банках, что им положен миллион с чем-то, вот они получают это что-то без миллиона. Этих жалоб много. И банки ни при чем. Сейчас начинают рассказывать, что виноваты закрываемые банки, они-де порушили свои системы информационные. Но некоторые люди сообщают, что в банке получили нормальную справку, а банк, который занимается санацией и выплатой денег, говорит, что у них другие данные. И вы здесь никто и звать вас никак.

Естественно, люди начинают предпочитать наличные. Но наличные выводятся из оборота, из банковской системы. Наличные – это плохо не только потому, что их легко украсть, они выведены из оборота. Когда наши с вами деньги лежат в банке, они крутятся, они обслуживают экономику. Хорошо или плохо, реальный сектор или спекуляцию, следующий вопрос. Но они работают на страну. А вот когда они лежат в кармане, они ни на кого не работают. Вывод денег из наличной сферы в безналичку – это хорошо, правильно, цивилизованно и разумно. Для этого, правда, нужна инфраструктура. Здесь и с коррупцией можно бороться, и с теневым сектором легче будет бороться, хотя люди, которые заняты в теневом секторе, вынуждены, они не имеют таких денег. По ним это тоже не ударит. Но в нашем государстве даже разумная вещь выглядит как что-то ужасное.

Источник

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...