Наблюдая вот уже два месяца лихорадочную возню Японии вокруг темы якобы готовящейся передачи ей острова Шикотан и группы островов Хамобаи, я могу сообщить своё мнение по этому вопросу.
У меня сложилось полное впечатление, что политическая группа, стоящая за Синдзо Абэ делает всё, чтобы торпедировать любую перспективу подобного соглашения. Причём на стадии, когда и реальных переговоров, собственно, и не ведётся.
Поясню мысль.
Зная, как делается политика в Японии, о том, как много значения там придают всяким скрытым соглашениям, кулуарным договорённостям и личным обещаниям, я был чрезвычайно удивлён небывалой открытости Абэ в обсуждении успеха продвижения темы Курил и огромному количеству «утечек» и всякий японских госструктур. Так там дела не делаются!
А потом, включив логику, пришёл к некоторым выводам.
Ну, во-первых, Японию совершенно не устраивает снятие Курильской проблемы, получением лишь небольшого островка и гряды скал, торчащих из воды на самой окраине Курильской гряды. В результате такого приобретения Япония даже толком не «вскрывает» важнейший для неё сейф Охотского моря и Курильскую «дверь» — положение Шикотана и Хамобаи ничем не лучше полуострова Сиретоко, точно так же нависающего над Кунаширом, но уже с востока. Это совсем не то, за что столько десятилетий боролась японская дипломатия и на чём строилась карьера половины японских премьеров. Вместо трети Курильской гряды и обширнейших акваторий богатейшего дальневосточного моря — пару десятков километров пространства, чья ценность не сопоставима с упущенной выгодой. Медный грош вместо серебряного рубля это самое точное сравнение. Этого бы Абэ никто не простил! Ни политические соперники, ни соратники.
Во-вторых, предложить что-то реальное России Японии просто нечего. Любые переговоры по Шикотану и Хабомаи сразу упираются в вопрос безопасности. Первое и базовое условие России — на этих землях не может быть никаких военных объёктов, нацеленных на Россию и уж тем более объектов третьих стран, Япония ни гарантировать, ни, тем более, реально обеспечить ничего подобного просто не может! По военному соглашению между США и Японией, подписанному 8 сентября 1951 г. и уточнённому в договоре 1960 года США предоставлено право создавать военные базы, и размещать неограниченное количество вооруженных сил на японской территории для «обеспечения безопасности Японии от вооруженного нападения извне». И каких-либо реальных рычагов, удерживающих американцев, от того, чтобы уже через неделю после передачи островов начать там строительство военной базы той же ПРО, у японцев нет. Следовательно, и предложить России, кроме блефа обещаний нечего.
В-третьих, в самой Японии всё больше нарастает оппозиция политике премьер-министра Абэ и, прежде всего, со стороны правых, которые серьёзно усилили свои позиции на прошедших выборах. В своей программе правые предельно ужесточают позиции по Курилам, требуя не только возвращения всех спорных территорий, но и даже извинений за «якобы» нарушение СССР договора о мире и нападение на Японию в августе 1945 года. А впереди новые выборы…
В таких обстоятельствах любая реальная перспектива мирного соглашения с Россией становится для Абэ классическим цугцвангом. И в этих условиях, верный самурайскому комплексу Бусидо, в котором обман противника одно из основных условий победы, Абэ решил удушить призрак договора с русскими руками русских. Логика проста — он, Абэ, сделал всё, чтобы пройти свой путь «навстречу» договору, но Россия снова проявила своё коварство и непредсказуемость, и потому премьер с сожалением умывает руки. Была у Абэ мечта войти в японскую историю собирателем земель, но карьера всё же важнее…
И с ноября прошлого года, началось всяческое провоцирование России.
В японской прессе на все лады стали обсуждаться детали предстоящего договора, массово начались утечки о его содержании, а само подписание стало объявляться делом практически решённым.
Ну и, конечно, вишенкой на тортике стала клятва Абэ на могиле отца (хорошо не сэппуку!) вернуть Курилы Японии уже в ближайшее время, и совершенно издевательская «инфа» японского МИДа о том, что Япония призывает Россию отказаться от каких-либо материальных компенсаций за Курилы. Это уже бы просто плевок отчаяния в лицо российского МИДа: «Ну, вы хоть на это отреагируйте!»
И наш МИД, наконец, отреагировал, японский посол был вызван и исхлёстан по лицу маргаритками…
С Японией всё понятно.
Но у происшедшей коллизии есть и свой положительный эффект, применительно к нашим, российским делам. Тема Курил подняла буквально на дыбы российское общество. Больше 80% процентов россиян категорически выступили против какой-либо передачи Курильских островов японцам. Кремль воочию увидел «красную черту» в теме уступок территорий, зайти за которые значит окончательно утратить какую-либо поддержку и похоронить себя политически. Хочется верить, что этот урок Кремль усвоит…
А мирный договор?
Вообще-то он давно заключён!
Напомню:
Война между СССР и Японией официально была завершена 2 сентября 1945 года подписанием японцами акта о безоговорочной капитуляции.
Подав акт о безоговорочной капитуляции в 1945 году, Япония автоматически стала безоговорочным исполнителем Ялтинского «Соглашения трех великих держав по Дальнему Востоку» от 11 февраля 1945 года, которое сохраняло и сохраняет до сих пор свою юридическую силу согласно статьи 107 Устава ООН.
В Ялтинском соглашении, в свою очередь, сказано, что СССР вступит в войну с Японией при условии восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 года, а именно: возвращения Советскому Союзу южной части острова Сахалина и всех прилегающих к ней островов, а также передачи СССР Курильских островов.
Новой войны между нашими странами в 11-летнем интервале 1945−1956 годов не было и никакой «мирный договор» нам не нужен.
Более того! Состояние войны было официально прекращено ещё 19 октября 1956 года, когда была подписана совместная Декларация, которая гласила: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Т.е. восстанавливаются в полном объёме дипломатические отношения, посольские, консульские и т.д.