Иракский архиепископ Эрбиль Башар Варда представил мрачный прогноз будущего для христианства на Ближнем Востоке, заявив, что повторяющиеся исламские чистки неизбежно приведут к исчезновению христиан в этом регионе.
«По сути, в глазах ислама христиане не равны мусульманам. Мы не должны рассматриваться ими как равные; к нам могут быть терпимы или не терпимы, в зависимости от интенсивности господствующего духа джихада», — заявил священнослужитель.
«Корень всего этого — учение джихада, оправдание актов насилия», — добавил он.
По словам Варды, мусульмане поддерживали уважительный диалог с христианами и иудеями с 8-го по 14-й века, и совместными усилиями они создали арабский золотой век, время «расцвета науки, математики и медицины». Но введение законов шариата положило конец всему этому.
Мы попросили прокомментировать ситуацию на Ближнем Востоке, спроецировав ее на историю взаимоотношения ислама и христианства в России, доктора философских наук, писателя, заместителя председателя Изборского клуба Виталия Аверьянова.
— Россия имеет многовековой опыт сосуществования представителей различных религиозных конфессий, в том числе христианства и иудаизма. Почему, на Ваш взгляд, мы сумели найти баланс, позволяющий относительно гармонично существовать этим религиям в рамках одного государства, а на Ближнем Востоке этого не произошло? Не является ли факт того, что русский этнос был доминирующим в Российском государстве, залогом такого взаимодополняющего сосуществования?
— Последние 30 лет нам пытались навязать так называемую «толерантность». При этом исподволь для мусульман делали исключение как для «менее достойных» толерантности. О чем говорит иракский архиепископ? О том, что современный вариант радикализма на Ближнем Востоке лишь прикрывается именем ислама.
Имеется такой документ как фирман Мухаммеда, долгое время хранившийся в Синайском монастыре. Согласно этому собственноручно подписанному основателем ислама документу, имеющему высший правовой статус, христиане получают в государстве мусульман исключительно большой объем прав и привилегий, в том числе освобождение от всяких повинностей, полную свободу вероисповедания и др. В арабском халифате золотого века эти заветы по большей части исполнялись, к ним относились с уважением. Потом произошла деградация ислама в этом отношении, особенно в период Османской империи. В Иране ситуация более спокойная.
Поэтому возрождение традиционного ислама — это вовсе не ваххабизм, не талибан и не ИГИЛ, а веротерпимость.
В этом смысле в Российской империи ислам оказался гораздо ближе к своим истокам. И главная заслуга в этом, конечно же, — веротерпимость русского народа и русской власти. Потому что в других исторических и цивилизационных условиях многие вероучения вырождаются в учения о религиозных войнах, насилии над инакомыслящими, насильственного обращения в свою веру, уничтожении культурных памятников и т.п. Русская веротерпимость связана с особенностями нашей политической культуры, восходящей к Александру Невскому и его «выбору». У мусульман их веротерпимость коренится в Коране. Русские императоры многое сделали для того, чтобы наши мусульмане чувствовали себя здесь комфортно. И Православная Церковь этому не препятствовала. У российских мусульман до революции даже бытовала такая максима: «Встретишься с христианином, поклонись ему: это твой старший брат».
Вот как должны строиться отношения между двумя религиями, а не на основе западной «толерантности», фальшивой и лицемерной, нацеленной на наше разоружение и «воспитание» в нас неспособности сопротивляться злу и саморазрушению.