— Минюст планирует скорректировать параметры брачного возраста и уточнить ряд вопросов, в соответствии с которыми несовершеннолетние граждане получат возможность вступить в брак. Проект документа планируется внести на рассмотрение Госдумы.
Михаил, Вы как филолог и писатель знаете, что русская литература изобилует примерами ранних браков. А несколько это актуально сегодня?
— Да, мы встречаем примеры ранних браков в творчестве А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, изумляемся тому, что няня Татьяны Лариной Филипьевна, была отдана замуж в возрасте тринадцати лет. Русская православная церковью долгое время благословляла вступление в брак для девушек с 14 лет, для юношей – с 16 лет.
Но проблема в том, что социальное взросление сегодня происходит гораздо позже, чем физическое. Семейная социализация во многом связана с финансовыми вопросами. Однажды я был свидетелем разговора, в котором дед говорил тридцатилетнему неженатому внуку: «Да я в твои годы в деревне уже два дома своими руками построил». На что тот отвечал: «А я в городе только к сорока годам ипотеку выплачу».
Чем сможет нынешний 16-летний юноша добывать пропитание своей семье? Интеллектуальным трудом? Вряд ли. Физическим трудом? Насколько он желанен сегодня для молодежи? Насколько востребован и оплачиваем?
— Кроме того, согласитесь, что в молодости, конечно, нужно учиться, но хочется ещё и развлекаться, хочется пожить в свое удовольствие.
— Это образ жизни, во многом навязанный нам Западом: «бери от жизни всё». Отсюда чайлдфри, принципиальный отказ от рождения детей. Но в нашей ментальности такая «болезнь» возможна в возрасте 20 лет. К 25 годам наверняка проснется здоровое материнство и отцовство. А если этого не произойдет, в зрелости от бездетности будут унывать. Несмотря ни на что в русском человеке продолжает жить патриархальность, семейственность.
— Насколько будет востребована эта законодательная инициатива, если сожительствовать сегодня порой начинают с подросткового возраста и чуть ли ни с согласия родителей?
— А это вопрос системы ценностей, идеалов и эталонов, образов для подражания, которые сегодня преобладают в обществе. Целомудрие, всегда жившее в нашей культуре, для нынешней молодежи – понятие эфемерное, чуждое. И потому продуманное, последовательное семейное, духовное воспитание необходимо.
Как писатель скажу, что в действительности очень многое определяет образ. Не только образ рождается из жизни, но и жизнь часто следует за образом. В русской классической литературе всегда отчетливо звучала созидательная «мысль семейная». Назовем ли мы в современной литературе или кинематографе произведение, дошедшее до широкого читателя и зрителя, где семья воспевалась бы, поднималась бы на небесную высоту… Герои нынешней масскультуры – это одиночки, разведенные, светские «львицы» и «львы».
— Каков, на Ваш взгляд, оптимальный возраст вступления в брак?
— Я думаю, для каждого человека важно дожить до внуков и правнуков. А если ты вступаешь в брак и создаешь семью на четвертом десятке, то сокращаешь для себя вероятность увидеть несколько последующих поколений. Человек, соприкоснувшийся с прадедами и прабабушками, трепетнее относится к своему роду, дорожит кровными узами. Такой человек получает возможность в людях старших поколений увидеть иной образ мыслей, иное мировосприятие, он застает живых свидетелей тех событий, которые для него самого уже стали историей. Но чтобы люди вступали в брак в оптимальном возрасте, нужно создавать для этого самые разные социальные и культурные предпосылки.