— Минюст планирует скорректировать параметры брачного возраста и уточнить ряд вопросов, в соответствии с которыми несовершеннолетние граждане получат возможность вступить в брак. Проект документа планируется внести на рассмотрение Госдумы.

Михаил, Вы как филолог и писатель знаете, что русская литература изобилует примерами ранних браков. А несколько это актуально сегодня?

— Да, мы встречаем примеры ранних браков в творчестве А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, изумляемся тому, что няня Татьяны Лариной Филипьевна, была отдана замуж в возрасте тринадцати лет. Русская православная церковью долгое время благословляла вступление в брак для девушек с 14 лет, для юношей – с 16 лет.

Но проблема в том, что социальное взросление сегодня происходит гораздо позже, чем физическое. Семейная социализация во многом связана с финансовыми вопросами. Однажды я был свидетелем разговора, в котором дед говорил тридцатилетнему неженатому внуку: «Да я в твои годы в деревне уже два дома своими руками построил». На что тот отвечал: «А я в городе только к сорока годам ипотеку выплачу».

Чем сможет нынешний 16-летний юноша добывать пропитание своей семье? Интеллектуальным трудом? Вряд ли. Физическим трудом? Насколько он желанен сегодня для молодежи? Насколько востребован и оплачиваем?

— Кроме того, согласитесь, что в молодости, конечно, нужно учиться, но хочется ещё и развлекаться, хочется пожить в свое удовольствие.

— Это образ жизни, во многом навязанный нам Западом: «бери от жизни всё». Отсюда чайлдфри, принципиальный отказ от рождения детей. Но в нашей ментальности такая «болезнь» возможна в возрасте 20 лет. К 25 годам наверняка проснется здоровое материнство и отцовство. А если этого не произойдет, в зрелости от бездетности будут унывать. Несмотря ни на что в русском человеке продолжает жить патриархальность, семейственность.

— Насколько будет востребована эта законодательная инициатива, если сожительствовать сегодня порой начинают с подросткового возраста и чуть ли ни с согласия родителей?

— А это вопрос системы ценностей, идеалов и эталонов, образов для подражания, которые сегодня преобладают в обществе. Целомудрие, всегда жившее в нашей культуре, для нынешней молодежи – понятие эфемерное, чуждое. И потому продуманное, последовательное семейное, духовное воспитание необходимо.

Как писатель скажу, что в действительности очень многое определяет образ. Не только образ рождается из жизни, но и жизнь часто следует за образом. В русской классической литературе всегда отчетливо звучала созидательная «мысль семейная». Назовем ли мы в современной литературе или кинематографе произведение, дошедшее до широкого читателя и зрителя, где семья воспевалась бы, поднималась бы на небесную высоту… Герои нынешней масскультуры – это одиночки, разведенные, светские «львицы» и «львы».

— Каков, на Ваш взгляд, оптимальный возраст вступления в брак?

— Я думаю, для каждого человека важно дожить до внуков и правнуков. А если ты вступаешь в брак и создаешь семью на четвертом десятке, то сокращаешь для себя вероятность увидеть несколько последующих поколений. Человек, соприкоснувшийся с прадедами и прабабушками, трепетнее относится к своему роду, дорожит кровными узами. Такой человек получает возможность в людях старших поколений увидеть иной образ мыслей, иное мировосприятие, он застает живых свидетелей тех событий, которые для него самого уже стали историей. Но чтобы люди вступали в брак в оптимальном возрасте, нужно создавать для этого самые разные социальные и культурные предпосылки.

Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments