В селе Степано-Крынка захожу в магазин пополнить запасы провизии, а заодно разузнать путь к Новопетровскому порогу. Продавщица отвечает: «Как подниметесь через пару километров на гору и слева увидите памятник четырнадцатого года, так и сворачивайте с асфальта: грунтовка вас прямо туда и приведет. Правда, идти далеко, а уже вечереет…»

Тем не менее уже через пять минут я был у той самой развилки: тут же в торговом зале нашелся провожатый, направлявшийся в Амвросиевку на своей насквозь пропитавшейся дорожной пылью «копейке». Прощаюсь с водителем и поднимаюсь по вырытым в грунте ступеням на пригорок к площадке, вымощенной тротуарной плиткой, посреди которой установлена невысокая стела из черного керамогранита с надписью:

«Летом 2014 года за свободу, против нацизма сражались 3-я рота Царя, отряд «Гром». Враг не прошел и был разбит. Там, где «Гром», там порядок».

Видно, что мемориал у бывшего блокпоста создавался методом народной стройки: территория облагорожена просто, даже бедно, но с любовью. Правда, самим фортификационным сооружениям повезло куда меньше: сделанные из недолговечных материалов, блиндажи за прошедшие годы обрушились, одни окопы зарастают травой и кустарником, другие используются людьми просто как свалка…

Давайте не будем утопать в морализаторстве, восхвалять одних и критиковать других. Мне, кстати, в тот момент думалось совсем не об этом, зато вспомнилась однажды услышанная парадоксальная мысль: «Для сохранения памяти о прошлом не нужно ничего, кроме сердца!» Услышал я эти слова из уст тех, кто много лет назад своими руками облагородил место последнего боя генерала Шаймуратова у трассы Луганск – Снежное и возвел над могилами павших бойцов красивый монумент. И ведь действительно: будет потребность в памяти – остальное приложится! Эти люди начинали с того, что создавали памятные знаки из собираемого в балках дикого камня, мостили булыжником прилегающую территорию, делали зеленые насаждения. Постепенно их деятельность обрела признание, и им на помощь стали приходить руководители местных заводов и фабрик: конструкции мемориалов усложнялись, их изготовление требовало уже промышленных условий… Но начинали они с простого!

За прошедшие с жаркого лета 2014 года почти шесть лет многое начало забываться: утрачивается острота воспоминаний, а возможности человеческой памяти далеко не безграничны. Тем не менее мы не безоружны перед прошлым: у нас есть технологии, позволяющие сохранить множество деталей того времени. Взять хотя бы те же геоинформационные системы – они позволяют создать достаточно подробную электронную карту уже недействующих и разрушающихся со временем блокпостов ополчения.

Более того, все эти технологии позволяют привлечь к процессу молодежь – посредством, например, такого популярного ныне явления, как интерактивные приключенческие игры. Большую популярность в мире приобрело такое геоинформационное развлечение, как геокэшинг – некий аналог спортивного кладоискательства, только там одни игроки прячут «сокровища» (всевозможные сувениры), а другие их ищут. Только есть в этой игре одно обязательное условие: «сундук» с призами прячется по соседству либо с памятником природы, либо с местом, имеющим отношение к жизни замечательных людей. А иногда этого самого «сундука» может и не быть вообще: для зачета посещения игрок должен либо сфотографироваться у достопримечательности, либо детально ее осмотреть, чтобы ответить на вопрос автора.

Насчет того, как облагородить место, тоже существует немало технологий, достаточно бюджетных. Например, не везде целесообразно сохранять те же окопы или блиндажи: на их месте будут неплохо смотреться клумбы с цветами, либо они могут быть засажены декоративным кустарником или даже деревьями. А скромная глыба кварцита с вмурованной в нее табличкой из того же керамогранита расскажет о событиях минувших дней.