Белоруссия — родная, братская и любимая для нас всех страна. Там живет множество наших друзей, родственников, близких и знакомых, поэтому мы все, и ваш покорный слуга, с болью переживаем все происходящие там события. Жизнь в республике и так была не сахар, но после денежной реформы 2016-го года и без того небольших зарплат стало едва хватать на самое необходимое. И это при том, конечно, что в стране сохраняется внешний порядок и стабильность: все поля засеяны, заводы работают, на улицах чистота и порядок, работают приличные ночные клубы и даже казино.
Все, что происходило там перед президентскими выборами, во время них и сейчас — это не только про внутреннюю политику соседней страны. Это в буквальном смысле про нас, потому что мы единый народ: русские, украинцы и белорусы. Поэтому нам тем более обидно, когда без суда и следствия задерживают наших журналистов, кидают за решетку 33 российских гражданина, вешают на них какие-то нелепые обвинения и выдвигают Москве ультиматумы. Мы братские народы, поэтому все происходящее воспринимаем как вопиющую несправедливость и предательство. Все, что происходит на Украине, в Беларуси или в России может произойти в любой из этих стран, потому что у нас один менталитет, один по большому счету язык, одна политическая культура, общие предки и история. Значит, и пути развития, альтернативы и пути прорыва — одни и те же. Давайте рассмотрим их по отдельности, чтобы понять суть происходящих в Беларуси событий.
Каждая из наших стран на примере своей новейшей истории будто бы показывает возможные сценарии развития, тупики и исторические выходы. Государственность у нас всех на постсоветском пространстве долгие годы была общая, но после распада Союза мы вышли из нее — и пошли каждый своим путем. Только сейчас мы можем наблюдать, кто из соседей, включая даже Казахстан и среднеазиатские республики, пошел по верному пути, а кто зашел в тупик.
Прежде всего, события в Беларуси не являются революцией или государственным переворотом, которые всегда губительны, организованы группой заговорщиков или революционеров в стране или за ее пределами. Люди почему-то часто ожидают, что по итогам переворота к власти придут честнейшие и благороднейшие люди, а приходит настоящая мразь. Как это было в Киеве, где озверевшая толпа националистов резала, жгла и убивала «Беркут», который стоял перед ними без оружия и без приказа. Напротив, в Минске и других городах идут стихийные выступления народа, который справедливо критикует действующую власть, выходит на улицы целыми семьями, сигналит на проезжающих машинах. Все собираются мирно, без оружия и с одной единственной целью — донести до власти свое недовольство фальсификациями, затяжной стагнацией и несменяемостью власти.
Власть в лице Александра Лукашенко ни на какой диалог с людьми идти не хочет, вешает на протестующих ярлык западных или пророссийских марионеток, нападает на журналистов и бросает за решетку мирных граждан, отключает интернет и средства связи. Хотя всем совершенно очевидно, что никаких 80% голосов белорусы Лукашенко не отдавали, максимум — 25-30 %. Словом, власть сама же обостряет ситуацию, как делала все предыдущие годы: давит любую оппозицию, загоняет протестующих в угол, радикализирует уличную толпу дубинками и резиновыми пулями. Кажется, еще один шаг — и страна вспыхнет, как это было в 2014-м году на киевском Майдане.
Здоровый уличный протест, конечно, можно задавить и задушить, кинуть всех митингующих в сырые застенки, но проблема таким образом не решится. Люди уже чувствуют себя обманутыми, а власть считают несправедливой и незаконной. Как раз это чувство — почва для настоящего и жестокого Майдана по образцу украинского, где уровень жизни не улучшился, а страна оказалась разделенной на вотчины разных олигархических групп, управляемых из-за рубежа. Итогом «революции достоинства» 2014-го года стала окончательная потеря достоинства, исторических перспектив и национального суверенитета. А начиналось все так же — с рейдерских захватов бизнеса группой Януковича и жестокого разгона группы протестующих студентов на Майдане. По итогам революции к власти пришли такие же жулики, только продавшиеся американцам и Брюсселю. Если что-то изменилось, то только в худшую сторону.
По стилю управления Лукашенко, конечно, был и остается колхозником, давящим любое инакомыслие, любые альтернативные силы и здоровую гражданскую позицию. То и дело всплывает информация, что в бытность хозяином колхоза он не стеснялся применять к подчиненным силу. Сейчас тем более режим готов к любым провокациям и жестокому подавлению протестов.
В западных СМИ любят сравнивать российскую и белорусскую власть, но Москва явно в подходе к диалогу с народом проявляет существенное отличие. По крайней мере, во время протестов в Хабаровске никто не пытался разогнать и спровоцировать уличные шествия насилием. Люди мирно выходили на улицы — и им никто не мешал.
В далеком 1994 году известный западный геополитик и тогда еще советник американского президента по нацбезопасности Збигнев Бжезинский однозначно обозначил стратегию США: «Без Украины Россия перестаёт быть империей, с Украиной же она автоматически превращается в империю». За минувшую четверть века «западные партнёры» добились успеха в этом проекте, разделив фактически единый славянский народ и превратив русских и украинцев в заклятых врагов. Того же сценария в Минске мы точно не хотим, а это значит, что власть должна научиться разговаривать и договариваться с народом. От этого белорусский и любой другой режим станет только крепче.
Главный урок для России — в том, что радикализацию и обострение всегда можно предотвратить. Власть должна слышать людей, работать с оппозицией и идти навстречу конструктивным предложениям. Иначе государство костенеет, замораживается возможность любого позитивного развития и движения. Объявить всю оппозицию «марионетками Запада» и личными врагами — деструктивный ход белорусской власти. Лукашенко своими же руками все туже и крепче завязывает узел, который все равно придется разрубать.
Из всей сложившейся ситуации с фальсификациями, уличными протестами и первыми жертвами в преддверии думских выборов в следующем году мы должны сделать правильные и своевременные выводы.
Во-первых, для людей должны создаваться законные каналы выхода протестной энергии и конструктивной критики. В политике для этого используются партии и большие общественные движения, которые озвучивают недовольство и легитимно борются за власть. Позитивную предпринимательскую и общественную энергию нужно направлять в правильное русло, чтобы случилось русское экономическое чудо и воплотилась та самая русская мечта, о которой говорит председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов. Такое чудо точно не сотворят кабинетные бюрократы по команде из Кремля. Его могут сотворить наши талантливые, умные и предприимчивые люди. Других надежд у нашего Отечества нет. Именно этим мы в Изборском клубе сейчас занимаемся — создаем широкое всероссийское движение для самых энергичных, талантливых и патриотичных людей нашей страны. Отступать мы не намерены!
Во-вторых, революция всегда приводит к упадку и вырождению. Еще одна революция, радикальная смена власти и конституционного строя нам точно не нужны. В нашей истории мы дорого заплатили за подобные эксперименты и в 1905-м году, и в 1917-м, и в 1993-м. Хватит! Великой Россия станет только благодаря общему созидательному труду, а не великим потрясениям и революциям.
В-третьих, политическая элита должна сменяться естественным путем, через здоровую конкуренцию и народное представительство — Госдуму, Совет Федерации и местные советы. Если все каналы доступа к власти будут закрыты, на ключевые должности будут проходить люди по принципу лояльности, чтобы на посту губернатора, мэра или министра набивать карманы, принося стране только вред.
В-четвертых, уличное насилие неприемлемо как со стороны протестующих, так и со стороны власти. Кто применяет коктейли Молотова, палки и булыжники, в ответ получит резиновые пули, дубинки и слезоточивый газ. Ситуация таким образом будет загоняться в тупик, из которого может быть только разрушительный революционный выход.
В-пятых, если отсутствуют здоровые независимые СМИ, в том числе зарубежные, то в критический момент медийная повестка все равно будет перехвачена, только уже радикальными прозападными СМИ. Сейчас в Беларуси одним из основных источников информации являются радикально проевропейские анонимные телеграм-каналы. А до этого сам же Лукашенко санкционировал задержание российских журналистов, которые сейчас могли бы показать объективную картину с улиц.
В-шестых, не нужно подавлять предпринимательскую активность и отдавать все сферы экономики в управление чиновникам, когда любой мелкий клерк чувствует себя начальником и повелителем судеб. Жить и работать под угрозой рейдерского захвата или отъема бизнеса никто из предпринимателей не будет — капитал и инвестиции будут утекать в открытые для бизнес-активности страны с комфортным налоговым законодательством и честными судами.
Белорусское руководство долго играло с огнем, давило протесты, фальсифицировало выборы. Может показаться, что обратного пути для «батьки» уже нет — поэтому он играет на повышение. Но выход есть всегда, даже сейчас, когда все альтернативные кандидаты подали иски о пересмотре итогов выборов, а Евросоюз грозит экономическими санкциями в случае продолжения насилия. Если у власти есть реальные аргументы и честная позиция, то с представителем оппозиции, с тем же кандидатом Светланой Тихановской, можно и нужно было встретиться — вернуть ее из-за рубежа, публично обсудить ситуацию, обезоружить оппозицию справедливым подходом и честной позицией. В конце концов, можно было бы включить ее в систему власти — дать ей в управление одно из министерств и тем самым интегрировать оппозицию во власть. Отказ от диалога и признания — это в любом случае слабая и проигрышная позиция.
Такой ход никто в Беларуси или за рубежом не воспримет как проявление слабости или страха. Диалог — это всегда позиция сильного и уверенного в народной поддержке лидера, которому нечего скрывать и бояться. Если 80% поддержки — это реальные цифры, то где эти миллионы сторонников Лукашенко на улице? Только хорошо оплаченный ОМОН с дубинками, резиновыми и боевыми пулями — все! Где белорусский уличный «Антимайдан», где искренняя поддержка любимой власти?
Теперь, конечно, в белорусском воздухе уже витает запах Майдана, а самому Лукашенко после первых кровопролитий грозит судьба Николае Чаушеску с рейтингом под 90% всего за месяц до расстрела. Вот и Александру Григорьевичу стоит задуматься, такие уроки истории нужно знать любому лидеру.
Обо всех этих вопросах ответственным русским патриотам нужно думать уже сейчас — за год до выборов в Госдуму и за четыре до президентских. Без сомнения, проблемы и вызовы перед властью и людьми будут стоять те же самые. Только вместе, объединившись в сильное движение, мы сможем со всем справиться и сохранить страну.
А дальше — к реальному объединению Белоруссии и России, к новым горизонтам, русскому экономическому чуду и русской мечте!