Владимир Овчинский: Распорядившись начать передачу власти, Трамп не собирается эту власть сдавать

23 ноября Трамп сообщил в Twitter, что дал распоряжение главе Управления по общим вопросам администрации США «делать, что нужно» по передаче власти Джо Байдену.

Тем самым Трамп выполнил традицию демократического перехода власти и подчеркнул свою приверженность конституционным принципам США.

Но выполнение этой процедуры не означает, что Трамп собирается без боя, в рамках той же Конституции США, свою власть сдавать!

Удивительное явление представляет из себя американская избирательная система. Она позволила совершить демократам фантастические кульбиты по фальсификации выборов. Каждый день американские СМИ сообщают о новых вопиющих фактах. Но эта же избирательная американская система даёт возможность Трампу остаться в кресле президента! Об этом не сговариваясь заявляют ведущие юристы США.

«Идеальный шторм»

Наиболее чёткую позицию по этому вопросу сформулировал известный в Америке и многих странах профессор Гарвардской школы права Алан Мортон Дершовиц (который не является членом команды юристов Трампа, а занимает независимую позицию).

В своей статье «Единственный путь Трампа к победе» на сайте GATESTONE INSTITUTE (18.11.2020) он отмечает, что для того, чтобы Байдену официально стать избранным президентом, требуется, по меньшей мере, сертификация достаточного количества штатов, предоставляющих ему 270 необходимых выборщиков. А этого ещё не произошло.

У действующего президента Трампа есть лишь один путь к победе, и для этого ему потребуется то, что в английском языке называют «идеальным штормом», т. е. буквально, каскад обстоятельств в его пользу, что, признаться, в настоящий момент, кажется, не вполне вероятным.

Следует понимать — целью команды юристов Трампа не является получение 270 голосов выборщиков в пользу своего клиента. Это кажется сегодня невозможным.

Нет, их цель состоит в том, чтобы поставить под сомнение наличие 270 выборщиков, выдвигающих в президенты Байдена.

Однако, может возникнуть вопрос, если это игра с нулевой суммой, как может оказаться, что у Байдена не будет 270 голосов, если и Трамп не может достичь такого количества?

Именно ответ на этот вопрос и дает ключ к разгадке того, что же на самом деле пытается сейчас сделать команда юристов Трампа. Если к середине декабря всё ещё не будет подано достаточное количество голосов выборщиков, иными словами, если к этой дате меньше 270 выборщиков будут сертифицированы своими штатами, то теоретически Байден необходимых ему 270 голосов не получит. Если же это произойдет, выборы будут перенесены в Палату представителей, как это уже случалось несколько раз в XIX веке.

Согласно Конституции, Палата голосует за президента не голосами каждого отдельного конгрессмена, а делегациями штатов. Каждый штат получает только один голос, поэтому для избрания президента требуется 26 штатов. И хотя в Палате представителей демократов больше, чем республиканцев, штатов с большинством республиканцев больше.

Соответственно, если выборы окажутся перенесёнными в Палату представителей, именно республиканцы определят следующего президента.

Эта существующая возможность предусмотрена Конституцией США. Именно эта возможность и диктует ту стратегию, которой сейчас следует юридическая команда Трампа.

Это —  долгосрочная стратегия, для её успеха потребуется «идеальный шторм» благоприятных судебных решений, благоприятных шагов ряда государственных секретарей, благоприятный результат пересчета голосов и благоприятный исход разных других проблем. Недостаточно будет выиграть лишь какой-либо штат, пусть даже и Пенсильванию. В итоге должно оказаться более 35 выборщиков, не получивших сертификацию в ходе голосования. Это, скажем прямо, весьма маловероятно, но теоретически вполне возможно.

Именно этот сценарий «идеального шторма» и объясняет то, почему президент Трамп не признал своё поражение и не отозвал свои судебные иски.

Стратегия Трампа: пошаговая инструкция

Об этой стратегии Трампа, которую выше осветил Дершовиц, пишет и обозреватель ВВС Энтони Зуркер (21.11.2020).

Вот что, по его мнению, Трамп надеется сделать:

1. Заблокировать процесс официального подведения итогов выборов в как можно большем числе штатов: при помощи судебных исков и путем убеждения чиновников-республиканцев голосовать против.

2. В штатах, где законодательные органы контролируют республиканцы и где Байден победил с небольшим преимуществом, убедить местных конгрессменов, что результаты голосования нужно отвергнуть, поскольку оно сопровождалось массовыми нарушениями.

3. После этого предложить этим законодательным органам отправить на коллегию тех выборщиков, которые во время формальных выборов президента 14 декабря проголосуют за Трампа, а не за Байдена.

4. Сделать это в достаточном количестве штатов, например, в Висконсине, Мичигане и Пенсильвании, чтобы увеличить число выборщиков Трампа с нынешних 232-х до необходимых для победы 270.

Эта стратегия может сработать даже в случае, если оба кандидата наберут равное число голосов выборщиков, поскольку, как выше отмечал Дершовиц, тогда судьбу Белого дома решит Палата представителей. Хотя в ней большинство — у демократов, республиканцы могут рассчитывать на преимущество из-за специфических правил такого голосования.

Что Трамп делает для реализации этого сценария?

Он оказывает давление на людей, которые потенциально могут повлиять на то, каким образом будут назначены выборщики от того или иного штата.

Тот факт, что Трамп оказывает давление на сотрудников избирательных комиссий, отмечает Зуркер, необязательно является нарушением закона, хотя его справедливо называть беспрецедентным и неоднозначным.

Обычно процедура подведения итогов выборов в штатах представителями Демократической и Республиканской партий — это простая формальность. Но теперь она стала важнейшим звеном в попытках президента сохранить власть на следующие четыре года.

Может ли Трамп добиться успеха, задаёт сама себе вопрос Зуркер (который занимает сторону демократов)?

Это нельзя назвать невозможным, заключает обозреватель.

Смена победителя президентских выборов на нынешнем этапе может стать настолько огромным политическим катаклизмом, что сама мысль даже о теоретической возможности такого развития событий не дает демократам спать спокойно.

В первые годы существования США законодательные органы штатов обладали широкими полномочиями при назначении своих выборщиков, и в Конституции по-прежнему не закреплено требование обязательно следовать результатам голосования. С тех пор штаты обычно выбирали президента в соответствии с волей избирателей, однако первоначальная система остается без изменений.

Если президенту удастся склонить к определенным действиям законодателей в таких штатах, как Мичиган, демократы, разумеется, ответят судебными исками. Но законы — как на уровне штатов, так и всей федерации — не дают чёткого ответа на многие вопросы — особенно с учётом того, что эти вопросы рассматривались в судах крайне редко.

Могут ли штаты задним числом поменять законы, регулирующие проведение выборов? Возможно. Но финальное решение примут суды.

В определенных случаях судьбу выборов может решить американский Конгресс.

Законодатели – республиканцы уже начинают готовиться к тому, чтобы вопрос о выборе президента США возложили на голосование Конгресса. В этих целях республиканцы планируют остановить 6 января 2021 года процедуру сертификации голосов коллегии выборщиков на сессии Конгресса. Для этого достаточно возражения двух законодателей – одного сенатора и одного конгрессмена. В таком случае председатель Сената (это роль, а не реальная должность), сейчас им является вице – президент Майк Пенс, имеет право вынести вопрос о выборе президента США на голосование Конгресса.

***

Если всё так и произойдёт, то демократы опять, как и в летних беспорядках 2020 года, выйдут за правовое поле и попытаются поднять восстание. А Трамп будет применять старинный закон о восстании для его подавления. Для этого ему и понадобилось сменить верхушку минобороны, и назначить на ключевые должности специалистов по борьбе с терроризмом.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...