Как и все государственные решения, проект бюджета на 2023 и 2024-2025 годы представляет собой поле боя.

Вместе с тем претензии к нему, в том числе и высказываемые мной, в том числе и предельно конкретизированные, носят ценностный и политический характер: по внесенному в Госдуму и принимаемому сегодня бюджету страна жить не будет – уже в 2023 году.

Причем это понимают примерно все, читавшие хотя бы пояснительную записку к нему.

И не только потому, что по бюджету, сверстанному в логике «все как обычно», прожить в современных «необычных» условиях в принципе невозможно.

И не только потому, что сокращать расходы на Вооруженные Силы в 1,44 раза (при росте расходов на оборону), а на экономику на 0,8 трлн.руб. в то время, когда единым мироощущением всей страны является «нужны миллионы квадрокоптеров!», попросту не получится – и не важно, в соответствии демократическим институтам или вопреки им. (Как сказал командующий американскими интервентами Гроувз, «можно разбить миллионную, трех- и даже пятимиллионную Красную армию, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, надо ехать домой».)

И даже не потому не удастся жить в рамках внесенного в Госдуму и уже принятого в первом чтении бюджета, что он игнорирует четыре вернувшихся в Россию региона (и остальные, которые вернутся в 2023 и последующие годы) и раненых и искалеченных, которые будут возвращаться с фронта.

Главная причина в том, что еще в период распространения коронавируса премьер Мишустин, судя по всему, четко осознал завершение периода предсказуемости, – и провел через Госдуму фактическое право правительства исполнять бюджет по мере необходимости.

Если до того Бюджетный кодекс позволял корректировать расходные статьи без законодательных изменений лишь на 10%, то сейчас их можно менять практически полностью.

Разумеется, правительство Мишустина, как и любая ответственная власть, не будет заниматься произволом, так как ориентировано на поддержание максимально возможной стабильности всеми силами, — но все права для активных и гибких действий для достижения этой цели в ситуации, которую нельзя предвидеть заранее (как и целый ряд иных прав), Госдумой ему даны.

Повторюсь: дело не в эксклюзивном качестве прогнозов либерального Минэкономразвития, которые достойно смотрелись бы на любом международном конкурсе творчества лиц с измененным состоянием сознания. Дело не в оголтелом лоббизме «властно-хозяйственных группировок» и прочих олигофрендов. Дело даже не в управленческой и стратегической импотенции огромной массы «эффективных менеджеров» и прочих пороках государственности отечественной сборки.

Дело в качественном изменении мира: в период бифуркации единственная стабильность, доступная Вам, — та, которую Вы творите сами. Не существует никакой другой предсказуемости, кроме Ваших собственных действий (точнее, сознательной их части).

И бюджет Мишустина, при моем категорическом несогласии с его ключевыми подходами, полностью отражает эту новую реальность: это не догма, а ориентир, — который будет меняться по ходу дела.

И поэтому позиция бюджетных профессионалов, с думской трибуны одновременно заявляющих о невыполнимости и нереалистичности бюджета (что прямо противоречит Бюджетному кодексу, требующему его достоверности) и тут же призывающих к его принятию, как минимум не противоречива.

Теперь бюджет – это просто ориентир, который правительство Мишустина будет приспосабливать к новым стратегическим целям, разверзающимся под ногами обычных линейных менеджеров с неотвратимостью ада для либералов.

Поэтому разговоры о том, что либерастия при разработке бюджета вновь победила Россию, верны лишь в части сохранения убивающих нас налоговой и таможенной систем: на жизненно необходимые налоговую и таможенную революции все еще нет сил, — а возможно, и грамотности, не говоря о воображении (хотя о необходимости запретительных импортных пошлин для спасения российской промышленности, в которой в сентября вновь возобновился спад – аж на 3,1% — в министерствах говорили вполне откровенно еще весной).

Но эти задачи в новых условиях, кардинально преобразующих не только общество, но и саму государственность могут решаться по ходу дела: не пересмотром бюджета с соответствующим длительным (не менее четырех месяцев) законодательным процессом, а парой заседаний правительства, каждое из которых надо будет готовить от силы неделю.

А пока либералы выиграли сражение, не заметив, что проиграли войну: торжественно сформировали блокирующий развитие России бюджет в условиях, когда исполнять его можно фактически как угодно – «по потребности».

Формально бюджет либерален, и социально-экономическая власть остается у них. Реально – бюджет будет исполняться так, как надо, в рамках воспетого еще первым вице-премьером Белоусовым «ситуативного реагирования».

Как только высшая политическая власть переложит штурвал на верное направление – с разграбления России поощрением финансовых спекуляций на ее созидание и преображение стимулированием производства добавленной стоимости – бюджет в ставшем уже классическим мишустинском стиле, «без шума, пыли, соплей и интервью» начнет исполняться по-другому.

Точнее, мы узнаем об этом решении высшей политической власти именно по изменению характера исполнения бюджета.

Надеюсь, нам удастся успеть.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...