После 23 февраля 2022 г. правящая в России элита стала предпринимать усилия по переходу от строительства российской нации к строительству русской нации. Однако эти усилия, к сожалению, оказываются малоэффективны в силу плохого понимания природы, форм, институтов, механизмов и инструментов функционирования социальной сферы, как заказчиками, так и исполнителями. Сказываются десятилетия высокомерного отказа российского правящего класса от поддержки отечественного сектора общественных наук и монополизация научных разработок в этой области людьми, которые ориентировались на интересы, финансировавших их, западных заказчиков.
В настоящей статье мы рассмотрим возможности использования в ходе строительства русской нации таких инструментов, как язык и литература, недавно попавших в круг внимания российских правящих элит.
Общетеоретические соображения
Язык представляет собой систему знаков, с помощью которых человек отображает окружающую действительность, дает ей оценку, передает эту оценку другому человеку, обеспечивает сохранение полученных знаний. Лингвисты более тонко описывают природу языка через его функции: познавательную, коммуникативную, аккумулятивную, некоторые другие, выявляют в них целый ряд подфункций, но для целей нашего анализа мы остановимся на приведенном определении.
Языковая система включает в себя слова(лексемы) и правила их построения в предложения(синтаксис). Язык есть важнейший атрибут этнической общности – он отражает духовные ценности, вокруг которых она формируется. Используемый этносом язык называется естественным, в отличии от созданных человеком искусственных языков, например системы знаков дорожного движения.
Язык проявляется в речи – связном озвучивании(артикуляции) человеком языковых единиц в процессе коммуникации. Постоянно воспроизводимые в речи членов этноса языки называются живыми.
Язык существует также в виде материализованных на внешнем носителе знаков (графем), которые используются по определенным правилам их сочетания (орфография). Они образуют письменность. Вместе с этносом речь может исчезнуть, но при наличии письменности язык сохранится. Такой язык исчезнувшего этноса определяется, как мертвый.
Функцию накопления и передачи знаний язык может выполнять посредством формирования объемных связных сообщений и их передачи из уст в уста. Формами таких систематизированных устных сообщений являются мифы, сказки, былины, пословицы и поговорки, песнопения, заклинания.
Зафиксированные письменно систематизированные сообщения представляют собой тексты. Они позволяют людям осуществлять коммуникацию без непосредственного контакта друг с другом, передавать сообщения от поколения к поколению, сохранять и передавать большие объемы знаний.
Структурированные письменные сообщения, касающиеся внутренней жизни этноса мы определим, как литературу. Она существует в виде летописей, стихов, повестей, рассказов, статей, очерков, романов, эпопей, религиозных трактатов. К ней мы отнесем также тексты песен, либретто опер, сценарии кинофильмов, монологи профессиональных комментаторов на радио и телевидении или в интернет-пространстве. Даже профессионально составленные тексты рекламных сообщений, вывесок, названия улиц и площадей, городов и поселков, предприятий, аэродромов и судов, есть литература, поскольку все они влияют на воспроизводство ценностей этноса.
Этнос проходит стадии развития: племя, народность, народ, нация, цивилизация. Переход от одной формы социальной общности к другой сопровождается усложнением старых и появлением новые видов человеческой деятельности и это требует развития лексики, изменения синтаксиса, внесения правок в графемы и орфографию. Соответствующим образом усложняются и возрастают в объемах составляемые, передаваемые, хранимые тексты – литература в предложенном нами понимании этого слова.
Развитие языка и литературы происходит при поддержке правящих элит и последние используют их в качестве инструментов воздействия на массы. Для приведения этих инструментов в действие нужны определенные социальные институты, механизмы их обеспечения кадрами, финансами, информацией.
Этносы находятся в постоянной борьбе друг с другом. Они стараются не только подчинить соперника, присвоить его материальные ресурсы, заставить работать на себя, но и поработить его в социальном плане. Последнее достигается, в числе прочего, путем разрушения духовных ценностей противника и навязывания ему своих ценностей, через запрет порабощаемому этносу пользоваться собственным языком, письменностью.
Проект «российская нация»: уничтожение русской литературы
После распада СССР пришедшие к власти в России элиты стали реализовывать проект строительства либерально-демократической нации, лишенной собственного этнического ядра. Правильно обозначить его, как проект строительства «российской нации». Главными исполнителями этого проекта была «российская» социальная элита, получавшая гранты, премии, поддержку СМИ от коллективного Запада. Ее поощряла также российская буржуазия и бюрократия в той части, которая надеялась встроиться в западную цивилизационную систему.
«Российская» социальная элита наносила чувствительные удары по системе русских духовных ценностей, прежде всего по православию. Можно вспомнить 2012 г. и провокацию Надежды Толокронниковой со товарищи в храме Христа Спасителя. Эта провокация была иезуитски определена, как панк-молебен, а сама группа исполнителей обозначила себя английским именем, которое в переводе на русский звучало, как «Восстание женского детородного органа». Провокацию и все ее детали длительное время обсасывали все либерально-демократические российские СМИ.
Провокаторов наказали в уголовном порядке за оскорбление чувств верующих, но сильный негативный осадок в подсознании невоцерквленных «россиян» остался, поскольку заказчики англосаксы удар наносился именно по нему. Никто из членов правящей российской элиты этого не понял и мер для обезоруживания подобного рода ядовитых ударов англосаксов тогда не предпринял.
Взамен традиционных русских ценностей «российскими» социальными элитами до самого последнего времени навязывалась система извращенных сексуальных отношений, разрушение семьи с помощью ювенальной юстиции, отказ от рождения детей. Вместо ценностей добра, любви, уважения к предкам, любви к Родине, верности, дружбы, бескорыстия, взаимопомощи, воздержания массам навязывались ценности наживы, погони за материальными благами, потребление наркотиков и алкоголя, пропагандировались предательство, насилие, обман. Делалось это зачастую весьма талантливым способом.
Приведу один пример из мира кино. По рекомендации друга посмотрел недавно старый телевизионный многосерийный фильм режиссера Олега Фомина «КГБ в смокинге»(2005 г). Фильм рассказывает о журналистке газеты «Пионерская правда» Валентине Мальцевой (Екатерина Волкова), которая волей случая становится агентом советской спецслужбы. Ее работу курирует сам глава советской секретной службы Ю. Андропов. Журналистка неожиданно окунается в мир жестокой борьбы мировых разведок и выжить в нем ей помогают цэрэушник Юджин (Вилле Хаапсало), с которым она вступает в романтические отношения и подполковник КГБ Мишин(Олег Фомин) — ее бывший одноклассник.
У фильма крепко закрученный сюжет, замечательно играют практически все актеры. Прекрасно выписаны диалоги. Хороша операторская работа – завораживающие виды Аргентины, Чехии, Польши, Нидерландов. Москва, конечно, серая и невзрачная. Много стрельбы, драк, погонь, убийств. Что еще надо для шпионского детектива, пусть немного комедийного?
А вот главная идея фильма такова: можно предавать Родину ради комфортабельных отелей, красивых шмоток, поездок на шикарных автомобилях и крепкого кофе с хрустящим круасаном поутру. Можно убивать советских агентов, ведь они глупые и плохие. Мальцева соглашается давать американцам свидетельские показания, которые приведут к выдворению трех десятков агентов КГБ из Южной Америки и ослаблению СССР. Она в конце фильма уезжает вместе с Юджином в США и благополучно устраивает там свою личную жизнь. Мишин с грустью смотрит вслед уезжающей паре. Для него сладкая жизнь пока остается недоступной.
Посмотрев фильм, убеждаешься в том, что развал СССР это хорошо. Так им и надо. Им – это нам всем.
Вот такая даже не антисоветский, а антируссий сценарий и фильм, поскольку со времени распада СССР на момент выпуска фильма прошло уже пятнадцать лет. А если распался СССР, то почему должна существовать Россия, задается вопросом на подсознательном уровне любой посмотревший данный сериал «россиянин»?
Отметим, что компания РEN-TV, профинансировавшая создание сериал «КГБ в смокинге», принадлежала на тот момент государству, продюсером фильма выступал ее директор Дмитрий Лесневский. Показывали фильм не только на REN-TV, но и на Первом канале. То есть правящая «российская» элита сама создала и применила мощный инструмент разрушению духовных основ русской нации. Но это уже отдельная тема использования институтов национального строительства.
Приведем примеры и собственно литературные: роман Т. Толстой «Кысь» и повесть В. Маканина «Лаз».
Т. Толстая соединила жанр антиутопии с русской сказочной традицией, создала мир Кысь-Русь. Фантастический мир «Кыси» погружен в дремучую первобытность: народ живет в избах среди бескрайних полей, не только электричества, но и колеса не знает, ловит мышей для питания и обмена, пьет и курит какую-то «ржавь». Мораль в этой фантастической Руси разрушена, установился феодальный строй. Книги читать запрещено. Книгочеев власти вылавливают и они исчезают. В обществе царит страх.
В повести В. Маканина «Лаз» мир — город разделен на две части. В верхней надземной части города все будто вымерло, нормальные люди прячутся от бушующей безликой толпы, выжить им можно только в одиночку. В нижней подземной части города люди страдают от недостатком воздуха, но здесь едят, пьют, смеются, читают книги, слушают поэтов и говорят о толпе, о настоящем и будущем. Главный герой перемещается в метафизическом пространстве между двумя городами через лаз. Он единственная сила упорядочивающая оба мира.
Предмет изображения в этих двух случайно выбранных, но типичных «российских» литературных произведениях тошнотворность жизни и потемки человеческого сознания, душевное «подполье». Героями произведений становятся люди толпы, люди социальной обочины, маргиналы и аутсайдеры.
Можно не любить жанр социалистического реализма и его жизнеутверждающего героя, но навязывать обществу удушающую антиутопию, жестокость, алкоголизм, безысходность и одиночество это однозначно вести его к деградации.
Всех этих слов в адрес Д. Лесневского, Т.Толстой, В.Маканина и многих других «российских творцов» высказано не было. Профессия кино- и литературный критик в российской действительности больше не существует. За свой «труд» Т. Толстая получила престижную литературною премию «Триумф» и восторженные рецензии в СМИ. В. Маканина за его «творчество» удостоили литературных премий «Русский Букер», «Большая книга», «Ясная Поляна» и даже Государственной премии России.
Проект «российская нация»: уничтожение русского языка
Вторым направлением «россиинизации» является упрощение русского языка и его замена английским.
В конце 2021 г. министерство просвещения РФ, при помощи Орфографической комиссии РАН подготовило новый свод правил использования русского языка. В нем, наряду с назревшим упорядочением новых лингвистических явлений, предлагается легализовать использование англицизмов «лоукостер», «каршеринг», «биткоин», «рэпер», «дилер», «ковид», «коронавирус» и множества других. Это вместо того, чтобы найти им русские аналоги.
Логичным будет тогда узаконить выражение «кофе-брейк» вместо «короткий перерыв», «пати» вместо «вечеринка», «брифинг» вместо «пресс-конференция». «Женихов» тогда следует повсеместно называть «бойфрэндами», а «смотрины невест» – «кастингами», как уже делает «российская» молодежь, которой искусно навязали мысль, что все английское хорошо, а все русское — «отстой».
Между тем, вместе со сменой слова происходит смена содержания явления или процесса. Ясно, что социальная роль жениха совсем другая, чем социальная роль бойфренда. Акцент в первом слове делается на готовность вступить в брак и завести детей, тогда как во втором слове — на готовности вступить в сексуальных отношениях с девушкой, но не заводить детей. Примерно то же со «смотринами» и «кастингом». Прошедшие «кастинг» девушки становятся объектом сексуального использования, но не женами и матерями. Следующим шагом становится наименование мужчины партнером N 1, а женщины партнером N 2, как на Западе уже именуют папу партнером N 1, а маму партнером N 2. Будут ли они членами русского этноса? Однозначно нет.
Как оценивают лингвисты, среди заимствованных неологизмов русского языка последних 15-20 лет более 80 % приходится на долю англицизмов. А по статистике, полученной Э. Ф. Володарской, в течение XX века доля заимствований в словарном составе русского языка возросла с 2,57% в начале века до 25% в конце. Несколько десятилетий и русский язык полностью растворится в английском, станет мертвым.
Через распространение английского языка, англизацию русского словарного запаса идет навязывание продукции Голливуда, телевизионной продукции и новостей из США и Великобритании, англоязычных песен, второсортной английской литературы, мультфильмов и компъютерных игр, распространение содержания англоязычных социальных сетей. Вся это литература несет англосаксонские духовные ценности, разрушает русские духовные ценности. Не надо будет уже прибегать к услугам REN-TV для того, чтобы донести до российского зрителя разрушительный духовный заряд, заложенный в сериале Симпсоны и им подобных.
Русская литература: механизмы поддержки
Рецепт освобождения от засилья «российской» и англосаксонской литературы прост. Оказать государственную поддержку созданию и распространению русских по содержанию книг, кинофильмов, телевизионных программ, пьес, трактатов обществоведческого содержания. Русских в смысле соответствующих русским духовным ценностям, а не в зависимости от этнического происхождения автора. Важно переключить государственное финансирование, которое сейчас идет на строительство «российской нации» на строительство «русской нации».
Выбор поддерживаемых проектов должна осуществляться общественной комиссией по поддержке русской литературы(Комиссией), а не птенцами соросовского гнезда, а то и агентами Лэнгли. В состав Комиссии необходимо набрать тех, кто зарекомендовал себя профессиональным идеологом в шедшей последние три десятилетия борьбе за реализацию проекта «русская нация».
Необходимо также создать налоговые льготы для частных компаний, которые финансируют русские проекты из своих средств по предложенному Комиссией списку. Как впрочем и поддержать создание частных благотворительных фондов вообще, русских благотворительных фондов в частности.
Должны быть учреждены государственные и частные премии для награждения творческих произведений «русского профиля» – собственно литературных, кинематографических, телевизионных, театральных, музыкальных, исследовательских, равно, как и премий исполнителям. Среди длинного списка нынешних российских премий автор таких найти не смог.
Правильность распределения финансирования, премий должна контролировать общественность, в том числе профессиональные литературоведы, киноведы, искусствоведы.
Получивших награды персоны следует поддерживать в СМИ, их произведениям — придавать социальную значимость.
Отдельной заботы требует сохранение исторической памяти русской нации. Пока проблема решается преимущественно запретительными мерами. Принятые Госдумой РФ 1 июля 2021 г. изменения к закону «Об увековечении Победы советского народа в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов» предусматривают административное наказание за отрицание Победы, отождествление нацизма и коммунизма. В Уголовном кодексе РФ есть статья об ответственности за реабилитацию нацизма.
В дополнение к этим репрессивным мерам государству следовало бы поощрить проведение научных исследований, создание художественных и публицистических произведений, фильмов о Великой Отечественной войне. Конечно не таких, как фильм «КГБ во фраке» («Сволочи» и многие другие).
А главное, полноценно воспроизводится должна вся историческая память русской нации, а не только память о Великой Отечественной войне. Отечественными то были и первая мировая война, и война 1812 г.
Русский язык: механизмы поддержки
Под влиянием возмущения русской общественности и по указанию президента В.Путина введение новых правил русского языка было отложено на пару лет. Кто-то из советников напомнил президенту реформу русского языка 1918 г., когда отменили ряд букв и сильно упростили правописание. В результате роман Льва Толстого «Война и общество» стал называться «Война и мир». А в целом произошел отрыв масс населения от огромного русского дореволюционного пласта культуры. Хорошо еще, что в то время кириллицу не заменили на латиницу, а такой проект был.
Укреплению русского языка, несомненно, будет способствовать его частичный возврат к состоянию до реформы 1918 г., широкое изучение специалистами старославянского языка для введения в общественный оборот его культурного богатства. Это задача русских лингвистов – патриотов, но она требует финансовой и организационной поддержки государства.
Английская культурно — лингвистическая экспансия явление давно знакомое специалистам. Она ведется англосаксами не только в отношении русских, но и в отношении французов, немцев, индийцев и прочих колониальных народов.
Например, в 1835 г. английский был введен в качестве официального языка всей Индии. Он стал языком преподавания, прессы, науки и техники, административных служб, суда. Язык занял прочные позиции в общественной жизни Индии. Даже после обретения страной независимости он остался государственным и до сих пор английский язык и английская культура в значительной степени определяют модели поведения миллиардной индийской нации. Определяют, заметим, в нужном англичанам направлении.
Французы, немцы быстро осознали опасность англизации и поставили ей барьеры в виде норм распространения иностранных языков, создали комиссии по поддержке своего языка, выделили на решение проблемы немалые деньги. Показ американских фильмов во французских кинотеатрах это теперь проблема, а на магазинах и ресторанах нет вывесок на английском языке. Проблема была в значительной степени снята. Однако, отметим, что даже после выхода Великобритании из ЕС английский остался в объединении в качестве рабочего. Избавиться европейцам от этого инструмента социального влияния оказалось не так-то просто.
Так, что для поддержки русского языка следует создавать соответствующие государственные комиссии, утверждать программы и выделять деньги на их реализацию. В отношении государственных институтов, СМИ могут быть введены обязательные нормы использования русского языка, установлены квалификационные требования к их работникам. Государственные усилия могли бы поддержать общественные организации
В настоящее время в Госдуме РФ обсуждается пакет законов о защите русского языка. В том числе рассматриваются возможности введения штрафов за нарушение законодательных норм о государственном языке.
Авторы инициативы предлагают провести обязательную лингвистическую экспертизу, чтобы проконтролировать соблюдение норм и правил русского языка. В том числе проверять будут нормативно-правовые акты. Чиновников обяжут говорить на «чистом русском»
Кроме того, за федеральными органами государственной власти закрепляют полномочия по государственной поддержке цифровых информационных ресурсов, которые используют русский язык.
На предварительных слушаниях в парламенте было отмечено, что примерно 70 процентов вывесок и надписей на центральных улицах российских городов сделаны на английском, либо это транслиты с иностранных языков. Правда, депутаты в ходе дискуссии говорили больше о проблеме латинизации русской письменности, а не о проблеме экспансии английского языка.
Это тогда, когда центральные российские СМИ кишат лайфхаками, кофе-брейками, шоурумами, кэшбеками, прайм-таймами, секьюрити, стартапами, пиаром, контентом, маркетплейсом, ресепшинами, беббиситтерами и кейсами.
В связи с этим очень актуально звучат слова Михаийло Ломоносова: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».
Русские традиционные духовные ценности, язык и литература
Когда данная статья была уже написана, мне на глаза попался опубликованный 9 ноября указ Президента России В.Путина об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей»(Основы).
Данный документ определен, как стратегический по своему значению для жизни России. В перечень традиционных ценностей, перечисленных в Основах, вошли жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд и приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Провозглашено, что эти ценности выработаны православием, другими христианскими деноминациями, исламом, буддизмом, иудаизмом.
Угрозу для традиционных ценностей, согласно документу, представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, транснациональных корпораций, действия США и других недружественных государств, а также некоторых организаций и лиц на территории России. Они распространяют разрушительную для русской нации идеологию.
Средствами защиты от деструктивной идеологии определяется государственная поддержка проектов в области культуры и образования, принятие мер по недопущению распространения вражеской идеологии, сохранение исторической памяти. Русскому языку обещана поддержка в сохранении и развитии, определено, что будет поставлен барьер проникновению иностранным языкам. Подо все эти средства предусмотрено финансирование.
Основы – бюрократический документ, необходимый для того, чтобы строительства русской нации перешло из плоскости философствования в практическую плоскость. Хороший документ, добавлю я от себя.