Александр Гапоненко: Советская коммунистическая доктрина — между верой и логосом

Коржев Г. Поднимающий знамя. 1960 г.

Построение коммунистического общества, которое большевики начали в октябре 1917 г. в Российской республике предполагалось вести продолжительный срок – до того момента, пока не будет создана материально-техническая база, позволяющая осуществить распределения благ по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям.» До этого, в процессе накопления общественного капитала, действовал принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» и общественный строй определялся, как социализм.

Доктрина, определяющая пути и методы строительства коммунизма и его первой ступени — социализма опирались на передовые наработки английских политэкономов, немецких философов, французских социологов и носила вполне рациональный характер.

Строительство социализма в России шло на базе коммунистической доктрины, но с корректировками, которые учитывали сложившуюся в стране общественную ситуацию. Эти корректировки делал В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин и другие лидеры коммунистической партии. Так сформировалась советская коммунистическая доктрина. Эта доктрина сочетала в себе различные комбинации веры и рациональной идеологии — логоса.

Коммунизм, как вера

В России научная сторона коммунистической доктрины была вполне понятна только нескольким сотням большевиков. Для основной массы членов партии она была слишком сложна из-за их крайне низким уровнем образования. Так, согласно партийной переписи 1922 г., из 410 тыс коммунистов по стране имели высшее образование – 0,6%, среднее – 6,3%, низшее – 75%, самодеятельное – 13%, неграмотных насчитывалось 4,7%.

Партийное руководство пыталось организовать обучение руководящих кадров, но длительное время не могло решить проблему грамотных преподавательских кадров.

Поэтому руководители большевистской партии поневоле превратили коммунистическую доктрину в набор догм, который был очень схож с набором религиозных догм, формулируемых, к примеру, в христианском Символе веры.

Идею религиозного характера концепции коммунизма хорошо разъяснил американский религиозный философ Райнхольд Нибур. Он писал: «Несмотря на то, что философия коммунизма отрицает наличие в себе каких-либо метафизических притязаний, но ее уверенность в конечном триумфе пролетарской революции, по сути, представляет собой мистическую сверхразумную веру в то, что нечто в природе реальности само по себе является гарантией этого триумфа»

Общее в доктрине коммунизма и религии было цельное мировоззрение и вытекающий из него набором обязательных к исполнению моральных норм, опирающихся на веру в существование порождаемого сверхъестественными силами мир. В первом случае такой силой был Научно-технический прогресс, во втором — Бог.

Вождь, осуществлявший руководство коммунистической партией, выступал в таком случае в роли Мессии, несущего Благую весть массам от потусторонних сил. Вождя надлежало слушаться, а для укрепления его авторитета — поклоняться ему. На партийных съездах и собраниях цитировались высказывания Вождя и его ближайших помощников – Пророков. Цитаты становились неотъемлемой чертой всех обществоведческих текстов, вывешивались в качестве лозунгов в общественных местах. Опубликованные работы Вождя приобретали характер Священных текстов, не подлежащих пересмотру, а только комментированию. После смерти Вождя его мумия помещалась в мавзолей с целью демонстрации верующим нетленности тела и организации поклонения ему.

Первым советским Вождем стал В. Ленин, вторым И. Сталин. Остальные руководители компартии и советского государства по своим личностным качествам исполнять роль Вождя не смогли.

Собрания членов партии зачастую посвящались повторению догматов веры, которые они должны были далее реализовывать в миру личным примером. С этой же целью проводились демонстрации, отмечались советские праздники.

Троцкизм и вера в коммунизм

Первоначально в России доминирующее положение в партии занимала троцкистская группировка. Она и реализовывала подход к коммунизму, как к разновидности вероисповедания.

Народная вера в коммунизм была первоначально слаба и троцкисты старались устранить конкурирующие религиозные культы. Прежде всего, они атаковали русское православие.

РПЦ была в своей религиозной деятельности ограничена территорий храмов, обучение детей основам православной веры запретили не только в школах, но и на дому, закрыли все академии и семинарии, готовившие священников. Новые богослужебные книги издавать было нельзя. Храмы, монастыри и другую собственность РПЦ конфисковали и передали обратно в аренду, ее доходы обложили высокими налогами. Православные священники подвергались арестам, заключению в лагеря, физическому уничтожению.

Партия вела активную антирелигиозную пропаганду. Занимался этим «Союз воинствующих безбожников» под руководством Емельяна Ярославского. Организация издавала атеистическую литературу, газеты и журналы, устраивала лекционные выступления, выступала в роли инициаторов сноса церквей и антирелигиозные действия. Существовали исследовательские институты и кафедры научного атеизма в университетах. В 1932 г. в конфискованных помещениях православного Казанского собора в Ленинграде был открыт Музей истории религии и атеизма.

Вслед за православными, гонениям подверглись католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи. Против распространения любого вида религии боролись как организации атеистов, коммунистическая партия, так и государство.

Угрозу коммунистической вере составляли не только религиозные воззрения, но и любая другая альтернативная коммунистической картина мира. Поэтому литература, содержавшая эти мировоззрения изымалась из общественных библиотек и помещалась в специальные хранилища или уничтожалась. Поступлению подобного рода литературы из-за рубежа был поставлен плотный барьер, который русский философ Василий Розанов образно назвал в своей работе «Апокалипсис нашего времени»(1918) «железным занавесом».

Монополия на формирование общественного сознания распространялась не только на будущее, но и на прошлое формируемой советской нации. Большевики изначально определили, что история начинается с октября 1917 г., а все, что было до этого всего лишь малозначащая предыстория.

С 1918 г. история в средней и высшей школе перестала изучаться, закрылись исследовательские институты исторического профиля. В школе вместо истории ученики изучали мало связанные между собой отрывки из вульгарной социологии.

Представители троцкистской группировки в партии стали сочинять историческую мифологию. Наиболее активно этим занималась группа ученых под руководством академика Михаила Покровского. Она представляла прошлое исключительно, как процесс классовой борьбы, старые правящие классы, как эксплуататоров, царей и придворных, как сборище дегенератов, мерзавцев и казнокрадов. Зато организаторы народных бунтов и восстаний выставлялись героями, несмотря на творимые ими убийства и насилия. Великорусский народ для птенцов покровского гнезда был средоточием держиморд и шовинистов. Историческая мифология стала важным элементом коммунистической веры. Сам М. Покровский активно участвовал в погромах старой школы историков – утверждал таким образом чистоту коммунистической веры.

Троцкисты распространяли в обществе свою трактовку теории марксизма-ленинизма. С 1925 г. во всех высших учебных заведениях СССР ими было введено изучение курса «Основы марксизма-ленинизма», составной частью которого являлась «История ВКП(б).

Троцкисты стали проповедовать идеи о том, что семья — это один из старых институтов, который должен быть разрушен, что должна быть свобода в отношениях полов, а воспитание детей следует передавать государству. Было облегчено расторжение браков. Официально разрешили аборты. От патриотизма отказались, как от буржуазного пережитка, ориентировали людей на интернационализм, то есть на действия в чужих национальных интересах.

Все это было ключевыми положениями троцкистской трактовки коммунистического Символ веры. Он совсем не привлекал массы населения, сохранившего моральные нормы поведения, воспитанные православием и другими традиционными религиями.

Сталинизм и переход к рациональной коммунистической идеологии

Сменившие у власти троцкистов сталинисты внесли существенную корректировку в коммунистическую доктрину, прежде всего придали ей рациональный характер.

В 1934 г., осознав опасность возникшего вакуума в историческом сознании советского народа, Политбюро принимает решение вернуться к преподаванию истории в школе. Однако первый школьный учебник истории СССР удается подготовить и издать только в 1937 г.

Возобновляется работа исторических факультетов в университетах и педагогических институтах. Отрывается Институт истории в АН СССР и аналогичные институты в ее республиканских филиалах. Возобновляют работу военно-исторические музеи. Начинает издаваться ряд исторических журналов. Сам М. Покровский к этому времени уже ушел из жизни, но его верные ученики попали под репрессии национал-большевиков.

В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП (б)». В его создании принимало участие высшее партийное руководство во главе с И. Сталиным. В качестве Символа веры в Курсе закреплялась объективная необходимость захвата большевиками власти, выдающаяся роль в деле построения коммунизма В. Ленина и И. Сталина, обоснованность текущей политики национал-большевиков, в частности проведения ими репрессий против троцкистов.

Курс также носил в значительной степени мифологический характер и в его содержание следовало верить, однако эта вера была искусно рационализирована и в условиях монополии на формирование общественного сознания людьми хорошо воспринималась.

В это время меняется также порядок изучения других общественно-политических дисциплин в высших учебных заведениях, готовивших интеллигенцию. Взамен самостоятельных курсов ленинизма, диалектического и исторического материализма вводится единый курс «Основы марксизма-ленинизма». Преподавание марксистско-ленинской теории начинается с изучения «Краткого курса истории ВКП(б)». Оно сопровождается обязательным штудированием трудов Отцов марксизма-ленинизма. Преподавание политической экономии проводиться теперь после изучения «Истории ВКП(б)».

В годы предшествующие и непосредственно во время Великой Отечественной войны на одно из первых мест в идеологии национал-большевиков выходит тема патриотизма, а в ее рамках тема патриотизма русского народа. В русской истории находят образцы для подражания деятельности по защите Родины, поощряется создание патриотических книг и фильмов, проведение соответствующих выставок картин и написание музыки. Принимаются послабления в отношении РПЦ. Из символических шагов можно назвать замену «Интернационала» на гимн, первая строчка которого звучала: «Союз нерушимых республик народных сплотила навеки Великая Русь».

Национал-большевики стали проводить линию на укрепление семьи, поощрение материнства. Те, кто отказывался от детей стали платить дополнительные налоги. Аборты в стране были запрещены. Гомосексуализм стал уголовно наказуем.

Все эти действия существенно приблизили коммунистическую доктрину к практическим нуждам советских людей и тем самым укрепили позиции национал-большевиков во власти.

После войны национал-большевики предпринимают дальнейшие усилия по укреплению своих идеологических позиций. В 1946 г. открывается сеть двухгодичных партийных школ в республиках и областях для подготовки среднего руководящего персонала. В Москве начинает работать Высшая партийная школа и Академия общественных наук для подготовки партийных руководителей высшего уровня. Последние два партийных учебных заведения готовят также преподавателей и исследователей в области общественных наук.

В области культурного строительства национал-большевиков занимают двойственную позицию. С одной стороны, критике за «русский шовинизм» подвергаются историк Е. Тарле, поэт А. Твардовский, с другой стороны под огонь критики попадает духовно близкая троцкистам интеллигенция – авторы журналов «Звезда» и «Ленинград»(А. Ахматова, М. Зощенко), режиссер кинофильма „Большая жизнь» Л. Луков, композитор В. Мурадели, сочинивший оперу «Великая дружба». Причиной этого является усиление русских национал-коммунистов после войны, а затем проведение репрессии против них в ходе «ленинградского дела».

Интеллигенцию этнических меньшинств трудно было обвинить в следовании троцкистским установкам, поскольку сам Л. Троцкий был к этому времени уже мертв, а его политические сторонники репрессированы. Поэтому после войны сталинисты стали критиковать троцкистскую интеллигенцию за отсутствие патриотизма, практически за интернационализм. Однако прямо разрушать краеугольный камень марксизма — интернационализм бы нельзя и осуждению подвергалось низкопоклонство перед Западом. Вскоре борьба с западным влиянием объединилась с борьбой против еврейской элиты, занимавшей доминирующее положение в социальной сфере и поддержавшей создание своего национального государств Израиль. Троцкистов стали именовать «космополитами» и продолжили идеологическую борьбу с ними.

Реванш троцкизма и возврат к коммунистической вере

После смерти И. Сталина и возвращения власти в стране к троцкистам коммунистический Символ веры подвергается серьезной корректировке. Уже в 1956 г. издается обновленный «Краткий курс история ВКП(б)» под названием «История КПСС». Курс стал изучаться во всех высших учебных заведениях СССР, как отдельная дисциплина, число отводимых на него учебных часов увеличилось.

Основную роль в пересмотре национал-большевистского Символа веры играл секретарь ЦК КПСС Борис Пономарев, поскольку первый секретарь Никита Хрущев не обладал необходимой для этого грамотностью.

Смена идеологической концепции шла негласно, невнятно, силами лиц второго эшелона руководства. Например, в марте 1956 г на ХХ съезде КПСС доклад с критикой «Краткого курса истории ВКП(б)» сделал Анастас Микоян. Докладчик также отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства, призвал взяться за работу советских философов, политэкономов, юристов.

Сам Н. Хрущев, формально уже после съезда, выступил с докладом, в котором осудил проводимые И. Сталин в 1934-1937 г. репрессии. Причиной этих репрессий был назван «культ личности вождя», о репрессиях проводимых самими троцкистами ранее в докладе ничего не говорилось.

Подлинной целью этого доклада было ослабление национал-большевистской группировки и дискредитация ее идейных установок. После нанесенного идейного удара новый первый секретарь приступил к реабилитации пострадавших от репрессий троцкистов и национал-коммунистов, а заодно и тех народов, которые они вели за собой.

Новые троцкисты несколько ослабли идейный контроль над интеллигенцией в надежде, что она их поддержит – наступила хрущевская «оттепель». Однако молодежь восприняла послабления, как возможность приобщиться к западной либеральной идеологии. Партии пришлось бороться со стилягами, твистом, длинными волосами. «Оттепель» сменилась заморозками. Зато в полной мере развернулась борьба с «религиозной пропагандой», в первую очередь с РПЦ,

Свой Символ веры троцкисты провозгласили в октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС. На этом съезде делегаты уже публично критиковали «культ личности И. Сталина». Но главное на этом съезде было принятие новой Программы КПСС. Проект этой программы был подготовлен группой советников в под руководством Б. Пономарева.

Согласно классическому марксистскому определению, коммунизм представлял собой общество, в котором нет классовых и этнических различий между людьми. С тезисом о том, что надо строить бесклассовое общество троцкисты соглашалась в той части, в которой речь шла о стирании различий между промышленными рабочими, колхозниками и интеллигенцией. Роль самой номенклатуры в будущем обществе, как формулировалось в новой Программе, должна была возрастать. Это была завуалированная запись того, что в будущем должна возрастать роль партийной номенклатуры. Пока еще ничто в документе не говорило о том, что номенклатура хочет превратиться из служилого сословия в самостоятельный класс, но ничто не говорило и о том, что партия будет бороться с этой опасной тенденцией.

В новой Программе определялось, что различия между народами в рамках советской нации(употреблялся термин многонациональный советский народ) будут преодолеваться по мере построения коммунизма, а пока будет процветать многообразие культур и языков. То есть создание единого советского народа откладывалось на неопределенное будущее. Про русский народ в Программе КПСС ничего не говорилось, упоминалось только, что будет расширяться употребление русского языка, как языка межнационального общения.

Принятая программа не могла рационально объяснить почему царство коммунизма наступит через 20 лет. В это надо было просто верить. Троцкизм опять заменял рациональную идеологию на веру в коммунистическое будущее и тем самым ослаблял свое идейное влияние на людей.

Старая программа выдвигала тезис о накоплении государственного капитала(индустриализации) и использовании его, как инструмента выживания в борьбе с капиталистическим миром. Новая программа провозглашала курс на «мирное сосуществование двух систем». В ходе этого сосуществования предполагалось «догнать и перегнать по всем экономическим показателям мирового лидера – США». Делался расчет на то, что экономический рост позволит поднять материальное благосостояние советского народа, а социальные и этнические проблемы после этого решатся сами собой.

Новый курс КПСС в значительной степени дезориентировал советских людей, поскольку ставил на первое место в их жизни рост материального потребления, а не духовные ценности, как это было раньше.

Чтобы заполнить образовавшийся духовный вакуум в общественном сознании на съезде приняли «Моральный кодекс строителя коммунизма». Этот декларативный документ провозглашал приверженность партии ценностям коллективизма, патриотизма, дружбы народов, взаимопомощи, стремления к духовному развитию, трудолюбию, крепкой семье. Православие, традиционные русские духовные ценности в Кодексе не упоминались.

Принятие новой программы КПСС было определено, как веха, отмечающая завершение строительства социализма и начало строительства коммунизма. Был отмерян двадцатилетний срок, в течении которого советское общество вступит в коммунизм.

Переход к развернутому строительству коммунистического общества потребовал уточнения действий, которые надо было предпринять. Появились соответствующие наукообразные разработки.

В 1963 г. в обязательном порядке к изучению в высших учебных заведениях страны был введен курс «Научный коммунизм». Несколько позже основы этого курса стали изучаться и в старших классах средней школы.

В рамках курса «Научный коммунизм» изучались: «обоснование исторической неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, исторические предпосылки и условия революционных преобразований капитализма в социализм; выяснялась всемирно-историческая роль рабочего класса и руководимых им масс трудящихся в борьбе за коммунизм; классовая борьба пролетариата в социалистической революции, а также других революционных и освободительных движений; закономерности и пути построения социализма и коммунизма; закономерности и черты переходного периода от капитализма к социализму, социалистических и коммунистических фаз развития общества; принципы стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных исторических этапах; научная организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма».

В состав дисциплины входили также теория коммунистического воспитания, история социалистических учений, теория идеологического процесса, коммунистическое управление обществом, научный атеизм, строительство советского народа и межэтнические отношения. То есть это была глубоко разработанная и рациональная теория, в соответствии с которой должно было происходить строительство экономики и социальной сферы, включая межэтнические отношения.

Компромисс сталинистов и троцкистов: догматизация доктрины коммунизма

Отстранение в 1964 г. троцкистской группировки от власти опять поставило вопрос о корректировке коммунистического Символа веры. Новая концепция была принята в марте — апреле 1971 г. на XXIV съезде КПСС.

В принятых на этом съезде документах тезис о строительстве коммунизма был заменен тезисом о том, что идет строительство развитого социалистического общества и оно будет продолжаться неопределенно долгое время. Акцент был сделан на повышении роли партии в обществе, но при этом само государство должно было стать общенародным, обеспечивающим развитие социалистическая демократия. Этот пассаж следовало трактовать, как признание интеллигенции равным с рабочими и крестьянством сословием и отказ от репрессий, как политического инструмента управления общественными процессами. Утверждалось возрастание значимости коммунистической номенклатуры в обществе.

На роль главного идеолога в партии к этому времени выдвигается секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Он жестко контролировал соответствии новых идей ортодоксальному марксизму-ленинизму.

Сам М. Суслов занимался больше организационно-идеологической работой. Теоретические разработки в рамках ортодоксальной марксистко-ленинской доктрины вели академики: А. Аганбегян, В. Афанасьев, А. Деборин, Л. Ильичев, М. Ким, И. Минц, М. Митин, М. Нечкина, Т. Ойзерман, К. Островитянинов, Б. Пономарев, Г. Поспелов, А. Румянцев, В. Трапезников, П. Федосеев, П. Юдин. Всякое свободомыслие в обществоведении жестко пресекалось запретом на публикации, увольнением с исследовательских должностей, отстранением от преподавания.

Положение о построении в стране развитого социалистического общества было перенесено в 1977 г. в Преамбулу новой Конституции. В Конституцию внесли также ст. 6, в которой фиксировалась роль компартии, как руководящей и направляющей силы общества. Тем самым номенклатурное сословие юридически закрепило за собой высшее положение в системе политической власти, стало правящим классом.

Марксизм-ленинизм по Конституции стал государственной идеологией.

Принятие в качестве руководящей концепции развитого социализма означало отказ от «светлого коммунистического будущего», ожиданием которого жило несколько советских поколений. КПСС продолжила настраивать людей не на развитие духовных ценностей, а на получение больших материальных ценностей. Тем самым вера в коммунизм была сильно поколеблена.

Внедрение материальных ценностей в качестве идеала жизни советских людей, шло тяжело. Принципы оплаты по труду постоянно нарушались, в силу выделения значительных средств на поддержание социального равенства, от которого не отказались – бесплатного образования, здравоохранения, льгот по культурному обслуживанию. На заработанные деньги нельзя было приобрести многие блага, например жилье, автомашину. Это подрывало стимулы к труду и не позволяло достичь материального благосостояния путем соблюдения общественно установленных норм. На первое место стали выходить связи, блат, взяточничество, мелкое воровство. Возникла двойная мораль: официальная, по замыслу пролетарская, нацеливавшая на честный труд и неофициальная, мелкобуржуазная в своей основе, нацеливавшая на присвоение материальных благ любым путем — за счет «выбивания» зарплаты(«рвачества»), мелкого воровства(«несунства»), разбазаривания рабочего времени(прогулов). Коммунистическая мораль стала постепенно разрушаться.

Советские люди в это время еще были, в основной своей массе, настроены на активную трудовую деятельность, творчество, на повышение своего квалификационного, образовательного и культурного уровня. Это делало их хорошими работниками. Но развитие личностных качеств коммунистами особенно не поощрялось. Инициатива расценивались как проявление вредного для общества индивидуализма. Самостоятельности мышления у советских людей власти опасались из-за возможности его перерастания в инакомыслие. Политическая активность допускалась только в определенных коммунистической партией рамках.

Большинство советских людей уже утратило христианскую религиозность и было атеистами. Нормы христианской морали их не связывали. В среде интеллигенции начались искания эзотерического характера – она увлекалась йогой, спиритическими сеансами, астрологией и хиромантией, верила в неопознанные летающие объекты, предсказания гадалок и колдунов.

В коммунистическое будущее советская интеллигенция не верила. Сформулированная брежневскими идеологами коммунистическая доктрина была для нее недостаточно рациональна — не отвечала ее насущным потребностям. Те, кто не уходил в эзотерику внимательно приглядывались к буржуазным либеральным идеям, точнее к связанной с ними мифологии.

Попытка внести корректировки в коммунистическую доктрину была сделана Юрием Андроповым, который занял пост секретаря партии по идеологии после смерти М. Суслова. Однако заметных успехов в области идеологии он не добился.

Следующей вехой в развитии коммунистической доктрины стало принятие в марте 1986 г. на XXVII съезде новой редакции программы партии.

Из текста новой программы исчезли положения о социалистической революции и диктатуре пролетариата, как необходимых условий перехода к социализму, но цель построения коммунистического общества еще осталась. Пролетариат был определен в качестве класса, который доминирует в обществе, но сближается с колхозным крестьянством и интеллигенцией. Методами строительства коммунизма, по программе, должно было стать развитие самоуправления и демократизацию общественной жизни. Направляющей политической силой общества определили компартию, которая станет партией всего народа. Роль компартии, в соответствии с программой, должна была возрастать, что означало повышение роли номенклатуры.

Люди по прежнему ориентировались партией в программе на рост материального благосостояния, на поставленные еще в хрущевской программе задачи удовлетворения спроса на продукты питания и товары народного потребления, решение жилищной проблемы. Распределяться материальные блага должны были на основе принципов социальной справедливости. Нетрудовые доходы предполагалось ликвидировать. Предполагалось развитие и сближение национальных культур, что противоречило друг другу. Все национальности наделялись правом развития своих языков, но русский определялся, как язык межнационально общения и его требовалось всем изучать.

Данная программа строительства коммунизма уже не могла увлечь и обеспечить поддержку партии обществом. Сама партийная номенклатура отнеслась к программе, как к пустой формальности. Идеологические формулы воспроизводились ими, как молитвы, не задумываясь, но они не были приняты, как молитвы, глубоко в сердце.

Отказ от коммунистической доктрины и утрата партией легитимности

После январского пленума ЦК 1987 г. к руководству в партии приходит группировка молодых номенклатурных кадров, лишенных каких-либо убеждений. Ее возглавляет генеральный секретарь Михаил Горбачев. Он выполняет функции, образно говоря, «магистра» тайного троцкистского ордена. Горбачев опирается на «архитекторов» ордена, таких как А. Яковлев, Э. Шеварнадзе. «Архитекторы» берут в помощники «прорабов», вроде В. Коротича, Ю. Афанасьева, Г. Попова. Указания «прорабов» выполняли «профаны», не посвященные в цели производимых манипуляций в ходе провозглашенной политики «перестройки».

«Архитекторы» троцкистского «ордена» реально поставили цель превратить номенклатурное сословие в класс буржуазных собственников и держателей неограниченной власти. Сначала движение к этой цели шло под лозунгом: «Больше социализма!»

Например, секретарь по идеологии ЦК КПСС А. Яковлев подготовил материалы для рассмотрения и признания юридически несостоятельным на II съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.) т. н. «пакта Молотова — Риббентропа» и секретных протоколов к нему, якобы, как аморальных. Разрушение этого элемента исторической коммунистической концепции дало правовую основу для выхода прибалтийских республик из состава СССР. На этом же съезде было принято постановление «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года». Постановление содержало моральное и политическое осуждение этого решения советского руководства. Оно также оказало разрушающее воздействие на коммунистическую идеологию, а заодно и на внешнеполитическую деятельность страны.

Причем, дело было не в позиции отдельных руководителей и идеологов партии. Голосование Съезда народных депутатов показало, что вся номенклатура дружно отказалась от «красного» проекта, строительства единой советской нации и обосновывающей их коммунистической доктрины.

Затем, по команде «архитекторов», началось разрушение коммунистические ценности и насаждать англосаксонскую либерально-демократическую идеологию. При этом использовалось достаточно ограниченное число газет, журналов, теле- и радиоканалов, книгоиздательств, во главе которых стояли «прорабы» перестройки. С помощью этих СМИ разрушалась галерея советских героев, дискредитировались советская символика, советский календарь праздников, советские церемонии. На свою поддержку «прорабы» мобилизовали лишенную каких-либо идеалов советскую интеллигенцию.

Демонтаж коммунистической идеологической системы происходил достаточно легко, поскольку она уже более трех десятков лет не «ремонтировалась» и «обветшала», перестала отвечать на запросы простых людей. Партийные идеологи из числа национал-большевиков оказались не способными эффективно бороться с троцкистами и антикоммунистически настроенной советской интеллигенцией. Они своевременно не озаботились творческим развитием марксизма-ленинизма применительно к требованиям времени.

В целом национал-большевистская номенклатура в центре и на местах оказалась неспособной вести политическую борьбу с порожденными «перестройкой» мелкобуржуазными силами и без боя сдавала свои позиции во всех сферах общественной жизни. Вслед за идеологической капитуляцией, она самоустранилась от практического влияния на происходившие в обществе политические процессы.

Коммунисты, даже еще находясь у власти, не использовали полностью существовавшие у них возможности влиять на кадровые назначения на предприятиях и в организациях, использовать финансовые рычаги влияния. Затем партийные организации по месту работы были вообще ликвидированы. Разложение КПСС и постепенная утрата ею политической власти сопровождались выходом из партии всех, кто оказался в ней случайно, из корыстных или карьеристских соображений. Таких оказалось много. Стало ясно, что проводившиеся в партии при И. Сталине чистки имели принципиальное значение для сохранения ее дееспособности.

Завершилась идейная трансформация КПСС в 1991 г. с принятием на июньском пленуме ЦК проекта новой Программы. В проекте давалась троцкистская трактовка истории страны и роли в ней компартии. В документе не было упоминания о классовой борьбе, как основе «красного» проекта и того, что партия будет представлять интересы пролетариата. КПСС позиционировал себя, как общенародную партию, которая поддерживает демократизацию, то есть отказывается от монополии на власть. Проведенная ранее национализация в проекте программы оценивалась негативно, представлялась главной причиной низкой эффективности использования государственного капитала. Поэтому приветствовался переход к частной собственности на средства производства. Решение этнические конфликты виделось партии в расширении суверенизации республик, то есть в предоставлении новых уступок национал-коммунистам.

Подобного рода проект можно однозначно оценивать, как попытку трансформация КПСС в социал-демократическую партию. Отказ партии от коммунистической веры стал в значительной степени причиной того, что она утратила свое влияние на общество, а вместе с ним и власть.

Была ли альтернатива?

Утрата коммунистами власти привело к распаду советской нации и ее государства СССР. В результате возникли острые этнические конфликты, зачастую перераставшие в войны с многочисленными жертвами. Установившийся буржуазный строй повлек за собой деление советских людей на класс наемных работников и буржуазию во главе с олигархией. Социальная дифференциация в обществе достигла неимоверных масштабов. Производство в стране сократилось почти наполовину, началась стремительная депопуляция населения.

Все это заставляет задаться вопросом, а была ли альтернатива отказу от коммунистической доктрины и полной утрате КПСС легитимности?

Представляется, что альтернатива была. Наиболее разрушительная группировка троцкистов сформировалась в РСФСР под руководством Б. Ельцина. Именно она первой повела линию на провозглашение суверенитета и выход республики из состава СССР. Потом она захватила власть в союзных органах власти и управления, то есть совершила государственный переворот.

Приход троцкистов к власти в России стал возможен потому, что в ней не было своей национал-коммунистической группировки, которая бы могла сформировать альтернативный интернационалистскому проект общественного развития. Компартия РСФСР была создана только в июне 1990 г. и она стояла на национал-большевистских позициях, как и высшее руководство СССР. Русская национал-коммунистическая группировка после разгрома в 1947 г. Ленинградской парторганизации так и не успела сформироваться. А именно она могла бы использовать коммунистическую доктрину в качестве средства мобилизации людей на строительство русской нации, а не троцкистской, созданной по англосаксонским лекалам, российской нации.

Обновление коммунистической доктрины русской национал-коммунистической партией могло заключаться в допущении приватизации той части средств производства, которые не были реально обобществлены. Господствующее положение государственного сектором в базовых отраслях экономики было бы при этом сохранено. Рынок остался бы объектом централизованного регулирования с помощью финансовых и денежно-кредитных механизмов. Контроль за доходами населения вполне эффективно можно было бы вести с помощью прогрессивного налогообложения. Была бы сохранена поддержка социально слабых слоев населения. Это совершенно не противоречило общему движению общества к состоянию, когда «материальные блага распределяются по потребностям».

Сохранение коммунистической доктрины в ее рационально откорректированном виде позволило бы приступить к строительству русской нации, вернуть ей ряд социальных позиций, которые были утрачены и при власти троцкистов, и при власти национал-большевиков. Не произошло бы разделения русских между пятнадцатью республиками. Органы государственной власти и управления сохранили бы свою дееспособность и не были допущено развитие этнических конфликтов, а тем более этнических войн. Все это никак не противоречило коммунистической доктрине.

Следует отметить, что именно по такому пути пошли китайские коммунисты, когда столкнулись в июне 1989 г. с выступлениями троцкистов на Площади Тянаньмэнь. Силовое подавление антиконституционного бунта позволило китайским национал-коммунистам продолжить рыночные реформы и вывести за тридцать лет страну на первое место в мире по экономической мощи, поддерживать все это время социальный и этнический мир в обществе.