Предисловие

Коллективный Запад во главе с США ведёт мировую гибридную войну, на которой все русские подлежат уничтожению в том числе через этноцид (уничтожение национальной идентичности). Кто же они, эти русские, которых враг приговорил к ликвидации?

Данная статья является уточнением и дополнением публикации «Русские – это кто?» (см. https://izborsk-club.ru/23976). В зависимости от контекста под термином «русские» могут пониматься разные смыслы, которые ниже и будут рассмотрены, причём исключительно в значении существительного (а не прилагательного, указывающее на отношение к предметам или образам). При этом читателям рекомендуется предварительно ознакомиться с терминами «этнос», «народ» и «нация» (см. Приложение 2).

Об особенностях русского этногенеза

Этнографам хорошо известно, что в процессе естественного этногенеза (т.е. формирования этнической общности)  одни этносы появляются, а другие исчезают. Причём исчезают, зачастую, не физически (хотя и такое в истории бывало, например, с индейскими племенами), а как носители конкретной этнической идентичности. Чаще всего исчезающий этнос пополняет собой становление других этносов через ассимиляцию с ними. Таким образом, сильные этносы поглощают более слабых. Поэтому вполне убедительным выглядит утверждение этнографов о том, что в Европе в европеоидной (т.н. белой) расе все этносы друг другу родственники, в большей или меньшей степени.

В средние века из разрозненных древнеславянских племён (Древляне, Поляне, Вятичи, Кривичи, Лютичи, Радимичи и др.) и их союзов, а также из-за миграционных процессов  начал складываться пассионарный этнос, впоследствии названный как «русские». Складывался он с целью обороны и защиты славян, пребывающих во враждебном окружении иных племён. Складывался он на основе общего древнеславянского языка, который позднее, вследствие языковой эволюции стал русским. Отметим особую роль этого языка как фактора русской этнической идентичности.  В  процессе упомянутого этногенеза с самого его начала (в разные времена и в разной степени), кроме славян, принимали участие также и другие племена:  балты, скандинавы, финно-угры, булгары, печенеги, половцы, позднее – такие народы, как татары и турки, а также немецкие, еврейские, греческие, армянские и иные переселенцы. То есть, русский этногенез с самого его начала носил многонациональный характер с доминированием славянских племён.

Русские, судя по их гигантскому ареалу обитания, оказались в процессе своего этногенеза самым жизнеспособным и могущественным этносом Европы и, разумеется, самым многочисленным в России. Всего в мире насчитывается по разным оценкам от 130 до 200 млн. этнических русских.

Существенным фактором русской этнической идентичности, кроме языка, было стремление к сильной защитно-оборонительной государственности имперского типа и стремление к высшим духовным ценностям (отсюда появился образ Святой Руси). Эта устремлённость позволила А.А. Проханову назвать первой русской империей княжество Святого Владимира.

О русских как имперской нации

Сначала сформировалась Русь, условно представляющая собой, выражаясь современным языком, – конфедерацию славянских княжеств. Конфедеративное устройство (пусть даже условное) не стабильно и не устойчиво, поэтому Русь, выживая в междоусобицах и конкурентной борьбе, естественным путём пошла по пути державного строительства, необходимого для своей защиты. Только могущественная держава может претендовать на реальный суверенитет, только она может обеспечить надёжную военную защиту и своё устойчивое экономическое развитие.

Заметим: не всякому народу дано иметь собственное государство, и уж тем более, – империю. Русским дано. Так, в эпоху правления великого князя владимирского и московского Ивана III  в конце XV в результате объединения северо-восточных княжеств, сложилось Русское централизованное государство, причём сразу же имперского типа. Не случайно многие историки начинают имперский отсчёт России именно с эпохи Ивана III: Россия того времени имела достаточно имперских признаков.

Имперское становление России сделало вопрос русской этнической идентичности вторичным. В Российской империи все были русскими. В имперском Риме все были римлянами (заметим: не италиками, не эллинами и не этрусками). Во Втором Риме (Константинополе) все тоже были римлянами,  которые тогда, по-гречески назывались ромеями. А в Третьем Риме (Москве) все стали русскими. Просто вместо термина «римляне» в силу исторических причин и национальных особенностей был использован термин «русские». Но имперский смысл один и тот же. То есть, римляне Третьего Рима это и есть русские. Возможно, именно по этой причине формально прилагательное имя «русские» приобрело значение существительного.

Совпадение надэтнической идентичности у римлян, ромеев и русских не удивляет, ведь не случайно же Третий Рим является единственным цивилизационным преемником Второго Рима, который в свою очередь был абсолютным правопреемником Рима первого. Яблоко от яблони падает недалеко.

Именно по этой имперской причине вопрос национальной принадлежности в Российской империи не был существенным. Графа «национальность» за ненадобностью отсутствовала в имперских паспортах. Но при этом в империи сохранялось бережное отношение к малым этносам. Последним не приходилось отказываться от своей культурной и этнической идентичности. Эти этносы должны были рано или поздно ассимилироваться в единую многонациональную имперскую культуру, но империя не ускоряла этот процесс. Империя медленно, но уверенно поднимала культурный (в т. ч. образовательный) уровень малых этносов до имперского уровня. Всё должно происходить плавно, естественно, добровольно, без национальных напряжений.

Таким образом, имперская государственность прочно закрепила имперские смыслы в самом понятии «русские». В этом значении «русская имперская нация» (а точнее – «русскаяимперская политическая нация») – это историческая, надэтническая, политическая и социально-экономическая общность людей, сложившаяся в ходе формирования русского имперского государства, использующая русский язык как имперский, а русскую культуру (и её основу – православие) как титульную. В этом смысле вполне естественно говорить, что «русская имперская нация» – это многонациональный имперский народ, это русские Третьего Рима.

На таком исторически-имперском определении «русских» можно было бы и остановиться, если бы современная Россия оставалась империей. Но нет, она не осталась. С крушением империй рушатся и надэтнические имперские смыслы. Поэтому нет более римлян, ромеев и русских (в надэтническом имперском понимании). Вместо них самоопределились (или вернулись к этническим смыслам) итальянцы, греки и русские (но уже как этнос).

Российская империя по ряду политических и идеологических причин была переформатирована большевиками в федеративное государство с национальными границами субъектов федерации. Империя превратилась в союз национальных республик. Единый имперский народ превратился в союз народов СССР. В советских паспортах появилась пятая графа – «национальность». Русские отныне стали пониматься не как надэтническая имперская общность, но как национальность. Необходимость общенационального сплочения заставила советских идеологов искать смысловой заменитель русской имперской нации. Таковым стал «советский народ» как «новая «историческая, социальная и интернациональная общность людей». Развал СССР, в свою очередь, предопределил замену понятия «советский народ» на новые термины: «российский народ» и «россияне», которые, в отсутствии имперских смыслов воспринимаются современниками как население РФ.

О русских как этносе 

Русские как этнос (иначе, – «этнически русские», как русская национальность, как русаки, как восточные славяне) – это такая принадлежность людей к русскому народу, которая имеет кровнородственный характер. Именно эту кровнородственную связь поколений отметил В.В. Путин: «Я русский человек и у меня, как говорится, кругом в роду Иваны да Марьи».

    Принято считать, что этнически русские состоят из нескольких родственных славянских ветвей, главные из которых проживали в Великой, Малой и Белой Руси (позднее – в соответствующих губерниях). Каждая ветвь русского народа владеет всем объёмом русскости потому, что т.н. «великороссы», «малороссы» и «белорусы» – это триединый славянский этнос, который принято считать «русским».

Вместе с тем, определить этнически русского (русака) не так просто, поскольку славянская внешность – это признак не точный и, тем более, – не достаточный.  Славянская внешность может быть у многих представителей европейских народов. К сложности русской этнической идентификации можно добавить и то, что  русские имена и фамилии часто встречаются у этнических меньшинств. Сложный этногенез предопределил трудности и при установлении этнической русскости по исследованию ДНК и соответствующих гаплогрупп. А что тогда точно? А точно только то, что этнически русским по факту считается тот, у кого русские родители (В.В. Путин: «Я русский человек: мама русская, папа русский»). Или хотя бы один из родителей русский, но в последнем случае, если только сын (или дочь) сам относит себя к русским, например, указывая это в анкетах, переписях и т.п. (именно такое право выбора национальности было у совершеннолетних при получении паспортов СССР).

В.В.  Путин заметил, что без русских как этноса нет, и не может быть России и Русского мира. Этнические русские являются основными охранителями своей державы и её колоссальных природных ресурсов. Все остальные этносы России геополитической конкуренции для империи англосаксов не представляют. Именно поэтому этнически русские приговорены к ликвидации врагами России в первую очередь. Хотя очевидно и то, что враг не пощадит никого.

О русских как народе

Русские как народ (или «культурно русские») – это культурно-историческая общность людей (с этнически разнородными корнями), говорящих и думающих на русском языке, считающих себя русскими, а русскую культуру своей.

Примерно в этом же ключе даётся определение «русского» Всемирным Русским Народным Собором: «Русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

В этом смысле «русские», как сказал В.В.  Путин, – это больше, чем национальность, это ещё и культурная, и историческая идентичность. То есть, понятие «культурно русские» отражает не национальность (т.е. не кровнородственную связь поколений, как у этноса), а прежде всего, культурно-цивилизационную идентичность. Духовное начало всегда лежит в основе культуры. Культурно русская идентичность пронизана православными духовными ценностями. Именно «культурно русские» предъявляют миру русское культурное величие России и колоссальный потенциал. Возможно, поэтому В.В. Путин заметил, что надо верить в великий русский народ.

Понятие «русский народ», помимо этнически русских,  вбирает в себя тех представителей иных этносов, которые полностью интегрированы или ассимилированы в русскую социокультуру (т. н. обрусевшие). Культурно русские достоверно идентифицируются. Язык – это абсолютно объективное явление. Русская культура очевидно уникальна. Поэтому русская культурная идентичность может быть установлена вполне достоверно.

О русских как федеративной нации

Русские как федеративная нация (иначе, – «русская федеративная политическая нация», или «русская нация») – это современная надэтническая, политическая и социально-экономическая общность людей, сложившаяся в Российской Федерации, признающая русский язык и культуру как объединяющие. Эта общность выступает как союз народов России (с доминирующим влиянием русского народа) с идеей единой государственности для защиты и распространения интересов этого союза.

Не случайно всех туристов или иммигрантов из Российской империи, СССР или Российской Федерации (независимо от национальной принадлежности) за рубежом называли и продолжают называть русскими. «Русские» в данном контексте – это русская нация как политическая и мироохранительная общность.

Говоря о важности такой общности, В.В. Путин в конце 2023 г. решительно заявил: «Мы будем строить русскую нацию». Быть русским в данном смысле означает, прежде всего, ответственность за сбережение России (В.В. Путин).  Яркий пример таких русских являют собой наши чеченские братья по оружию, героически сражаясь на Донбассе, несмотря на иногда слабое владение русским языком и полное незнание русской культуры. Чеченцы защищают свою Отчизну-Россию (частью которой является Чечня), защищают от этнически (часто и культурно) русских, но политически антирусских военнослужащих ВСУ.

О самом идеологически перспективном значении термина «русские»

Наиболее исторически точное определение термина «русские» даёт именно имперское толкование термина как многонационального народа, как наднациональной, политической, духовной, исторической и социально-экономической общности людей, сложившейся в ходе формирования российско-имперской государственности военно-охранительного типа. Однако в 1917 г. имперская государственность была пресечена, а вслед за этим все народы (кроме русских) получили национально-территориальную «прописку» как субъектов федерации. В этих субъектах начали формироваться национальные (а затем и националистические) элиты, которые уже более не «растворялись» в имперской элите (как это было в Российской империи), а, наоборот, укоренялись в сотворённых большевиками национальных республиках, повсеместно вытесняя русских как своих конкурентов. Эту опасную тенденцию может устранить только имперская форма государственности.

Заметим: термины «федерация» и «нация» порождены Коллективным Западом. Они устоялись, хотя совершенно не соответствуют русской исторической государственной традиции. По своему определению понятия «федеративно русские» и «имперски русские» близки (т.к. оба характеризуют русскую нацию), но отнюдь не тождественны. «Имперски русские» – это единый имперский многонациональный народ России, а «федеративно русские» – это федеративный союз народов России. Данное терминологическое отличие предопределено принципиальным отличием имперского и федеративно-республиканского государственного устройства.

Итак, в настоящее время мы имеем федеративный союз народов России. В этом союзе провозглашается дружба народов, хотя, как мы знаем, бывает и вражда. Основательно и надолго снизить градус межнациональных угроз можно тогда, когда русские опять, как в добрые имперские времена, станут единым многонациональным народом. К такому надэтническому единству (от федеративного союза народов к многонациональному имперскому народу) нам и следует стремиться, если планировать победоносную стратегию развития России на далёкую перспективу.

Общий вывод

Термин «русские» многозначный, в зависимости от контекста он может иметь условно имперское, этническое, культурное или федеративное наполнение. Поэтому автор всем рекомендует обязательно «расшифровывать» используемое смысловое значение этого важнейшего термина. Раскрытие смыслового значения позволяет каждому, произносящему слово «русские» (как имя существительное), быть правильно понятым.

P.S. Автор выражает огромную благодарность Е.А. Фёдорову за убедительный этно-исторический дискурс, а также рецензентам (Д.С. Ганичу и А.Д. Степанову) за конструктивные замечания, которые помогли автору улучшить текст и уточнить смыслы.


Приложения:

  1. Использованные источники:

Проханов А., Стариков, Н., Папаяни Ф. Словарь патриота Отечества – СП.: Питер, 2019. –256 с.: ил.

  1. Использованная терминология:

Народ – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединённых общими признаками, в которые входят язык, культура, традиции, религия, представление об исторической Родине (Отечестве) как территории проживания, политическое сознание и др. Основу любого народа составляют представители конкретного этноса (иначе, – конкретной национальности). Тем не менее, понятие народ нельзя рассматривать как множество людей одной определённой национальности (т.е. как этнос). Это понятие шире, оно включает в себя также представителей иных национальностей, полностью интегрированных в культуру рассматриваемого народа либо ассимилированных с ним.

Национальность (от англ. nationality) – принадлежность человека (или его предков) к определённому этносу, имеющая кровно-родственный характер, то есть генетическую связь поколений. Национальность выражается определённым генотипом со специфическими (отличными от других) биологическими, ментальными и др. характеристиками. Национальность в некоторых странах понимается как принадлежность к политической нации или как синоним термина «гражданство».

Нация (политическая нация) – (от лат. natio — племя, народ) — историческая, социально-экономическая и культурно-политическая общность людей, складывающаяся в ходе формирования собственного государства (страны). То есть, если государство (страна) сформировалось, то у него должна быть и политическая нация, нет государства – нет и его нации. Она, как правило, выступает как историческое объединение (союз) народов с идеей единой государственности и гражданственности для защиты и/или расширения сфер интересов этого объединения.

Отчизна (Отечество) — собирательный образ (традиций и культуры, истории и особенностей развития, земли и природы), принадлежащий народу, к которому себя относит индивид. Понятие «Отчизна» имеет значение только для тех, у кого оно вызывает сакральные чувства любви и долга. Отчизну, в отличие от страны (как, например, Украина, Эстония или Югославия), учредить, ликвидировать или перекроить нельзя. Отчизна живёт в сознании, пока жив любящий её народ. «Отечество – это все то, что подарено нам отцами. Это земля наша, страна наша, Родина наша. Это все, что накоплено отцами с самых стародавних времён до сего дня. Это всё Бытие (история) наше, культура наша, речь наша, обычаи наши, устои наши, мораль наша, Вера наша!», – гласит старинная казачья мудрость.

Этнос (греч. ἔθνος) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединённых общими признака­ми, в которые входят: кровнородственный характер происхождения (то есть, генетическая связь поколений),  язык, культура, традиции, религия, представление об исторической Родине (Отечестве) как территории проживания, политическое сознание и др. Понятия «этнос» и «народ» близки, но не тождественны. Их следует различать, поскольку понятие «народ» (в отличие от «этноса») объединяет людей, не обязательно имеющих кровнородственный характер происхождения. Представители конкретного этноса характеризуются одноимённой национальностью.

Фёдор Папаяни
Папаяни Фёдор Алексеевич (р. 1955) — учёный, публицист и общественный деятель. С 2016 г. эксперт Изборского клуба, сопредседатель Изборского клуба Новороссии и академик Международной славянской академии (МСА). Член Русского собрания. С 2022 г. постоянный член Изборского клуба. Подробнее...