Идущая уже два года специальная военная операция на Украине — это внешнее проявление процесса консолидации русской нации. Внутри страны ей соответствует процесс трансформации российской нации, сформированной по англосаксонским лекалам, в русскую нацию, имеющую в своей основе традиционные русские духовные ценности.
Формирование русской нации внутри страны идет так же сложно, как и ее консолидация за пределами России. По нашему мнению, самые большие проблемы возникают с деятельностью российских(правильнее было бы назвать «россиянских») социальных институтов, которые оказывают на человека комплексное воздействие с помощью визуального ряда, речи, музыки. Таковыми институтами являются телевидение, кинематограф, видеоблогинг, распространившийся в последнее время в социальных сетях..
Телевидение пока доминирующее средство формирования общественного сознания россиян. С начала 90-е г прошлого века оно подконтрольно политикам-демократам, которые представляют интересы местных олигархов и их зарубежных партнеров. Руководство телевидения, редакторский корпус, ведущие, режиссеры, артисты несут urbi et orbi идеологию «россиянства» чистой воды.
Казалось бы, поменять телевизионную политику с российской на русскую очень просто. Ведь все ведущие телеканалы в стране находятся, прямо или косвенно, в государственной собственности. Достаточно издать правильный указ и написать на его основе грамотную инструкцию для исполнителей.
В ноябре 2022 г. президент В. Путин издал такой правильный указ. Он называется “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. Наверное, и грамотные инструкции по этому поводу были написаны во всех идеологических учреждениях, включая телевидение, но соблюдать эти инструкции никто и не подумал. Чиновники от телевидения — искушенные царедворцы и действуют только по прямому указанию начальства из АП — что-то делать, а что-то не делать.
Взять, к примеру, освещение событий на Донбассе. Вначале информация о них подавалась российским государственным телевидением весьма скупо. Оно ориентировались(или его ориентировали) на политическую установку «демократической» башни Кремля — «впихнуть» Донбасс обратно в Украину, как автономию. Точно в соответствии с Минскими договоренностями. Российским олигархам это было нужно для того, чтоб не нести потерь в их частном бизнесе в этой стране, а судьба проживающих в ней русских их мало интересовала.
Документальные фильмы о происходящем с русскими в этом регионе делал, главным образом, RT канал. Он представляет редкое исключение на государственном телевидении из-за позиции главного редактора Маргариты Симонян. Она не чиновница, а представитель настоящей русской элиты.
После начала СВО положения русских на Украине и боевые действия стали освещаться на всех государственных каналах более широко. Все телекомпании стали создававших документальные фильмы на эту тему. Отметим, хорошие телефильмы. Очевидно, пришли прямые указания сверху. Однако фестиваль документальных фильмов о войне организовал опять RT, и работники этого канала предоставили на него большинство работ.
После начала СВО недалекие «демократические» режиссеры, ведущие и артисты на телевидении сами себя разоблачили публичными антироссийскими и русофобскими заявлениями. Их вынуждены были убрать с голубых экранов. Так поступили, к примеру, с журналистами Леонидом Парфеновым, Юрием Дудем, Андреем Пионтковским, телеведущими Максимом Галкиным и Ольгой Бузовоы, режиссерами Александром Роднянским и Владимиром Мирзоевым, телекомментатором Дмитрием Быковым, певицами Софией Ротару, Верой Брежневой, музыкантами Андреем Макаревичем и Борисом Гребенщиковым.
Чистка экранов произошла только в силу того, что данным персонам политики государственники присвоили ярлык «иноагент». Тех, кто не получил «черной метки» руководство государственных СМИ не трогало. Их даже предполагали продемонстрировать зрителям в программах, посвященных наступлению 2024 г., заплатить причитающиеся, очень значимые, гонорары. Помешала этому только жадность и высокомерие самих «россиянских» «звезд».
В середине декабря блогер Анастасия Ивлеева организовала акцию по демонстрации всего оставшегося в стране контингента русофобских фигур медиа-влияния. На акцию в ночной клуб она пригласили знаковых телевизионных ведущих, артистов, известных блогеров. Они должны были прийти в неглиже или совсем обнаженными и продемонстрировать перед камерами бренды одежды, косметики, драгоценностей, напитков и модных ресторанов. Естественно, сделать это за деньги.
Эксгибиционистскую постановку ставили профессиональные режиссеры по прописанному сценарию, ее обслуживали визажисты, парикмахеры, снимали специально приглашенные операторы и фотографы, описывали наемные журналисты. Подготовленный фото и видеоматериал распространяли в социальных сетях. Вход на мероприятие стоил миллион рублей. То есть, это не была закрытая дружеская попойка, которые «сливки общества» устраивают еженощно, а акция широкого публичного влияния на общественное мнение.
В многодневной, хорошо спланированной оргии участвовали «раскрученные» теледивы и телемужи: Ксения Собчак, Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Дима Билан, Джиган, Анна Асти, Глюкоза. Они самостоятельно распространяли пошлые снимки и видео своих обнаженных обрюзгших тел и опухших физиономий по социальным сетям. Некий рэпер Николай Васильев пришел на мероприятие в одном носке, одетом на член. Все они нимало не стесняясь того, что в это время идут боевые действия, в ходе которых гибнут русские воины. А православный люд держит рождественский пост.
Участвовали в возмутительной оргии и известные телеведущие и блогеры Саша Спилберг, Ксения Бородина, Карина Карамбейби, Алена Водонаева, Юлия Коваль. На страницу блогера и телеведущей Ксении Бородиной в Инстаграм, например, подписан 21 миллион человек. Канал Карамбейби на Ютубе смотрят более 3,7 миллиона подписчиков, а канал Спилберг – 6,3 миллиона.
Волну протестов по поводу шабаша «россиянских» «звезд» подняли в интернете русские блогеры. Информационная волна была настолько сильной, что «звезды» начали в ней тонуть. Докатилась она и до АП. Последовала команда -«пресечь».
Руководство НТВ команду сверху проигнорировало и на Новый год, как ни в чем не бывало, показало Ф. Киркорова и Д. Белана в шоу «Маска», а Л. Милявскую в роли ведущей шоу «Суперстар». На защиту «звезд»- эксгибиционистов в своей передаче на государственном телеканале встал ведущий Владимир Соловьев.
Грамотную англосаксонскую идеологическую диверсию поддержали зарубежные телеканал «Дождь», интернет издания Meduza и Insaider, многие отечественные СМИ аналогичного плана. Они называли произведенную диверсионную идеологическую акцию невинным словом вечеринка и писали о праве каждого на частную жизнь.
.
ВГТРК и «Россия-1» команду сверху выполнили и вырезали оскандалившихся артистов из новогодних программ, однако не дали принципиальной оценку случившемуся. А оно было один в один схоже с богохульной акцией Надежды Толоконниковой со товарищи в Храме Христа Спасителя двенадцать лет тому назад. Как и тогда, было совершено покушение на общественную нравственность в особо извращенном виде. Надо только учитывать, что в отличии от маргинальной Толоконниковой, Киркоров награжден орденом Почета и Народный артист, а Билан Заслуженный артист России.
А еще надо учитывать, что в стране в это время шел сбор подписей за выдвижением кандидатом в президенты В. Путина. Таким образом проверялась на прочность нравственная позиция кандидата. Кандидат нужные нравственные качества проявил и на скандал отреагировал быстро и жестко. «Россиянских» «звезд» стали проверять на предмет уплаты налогов с доходов, разрывать с ними контракты на съемки и концерты, а наиболее отчаянных, обошедшихся на вечеринке носком в качестве одежды, призвали в армию. «Звезды» караваном полетели в Объединенные Арабские Эмираты.
Олег Добродеев и Антон Златопольский решили, между тем, переждать и не принимать оргмер по отношению к близким им по духу «россиянским» «звездам». Ведь они были незаменимыми персонажами таких снятых телекомпаниями фильмов, как «Королевство кривых зеркал»(2009), «Золотой ключик»(2007) Александра Игудина и множества им подобных. Соответствующим образом и в редакторском, и в режиссерском и в актерском корпусе государственных телеканалов не произошло каких-либо перемен.
Две данные государственные телекомпании регулярно передают репортажи из зоны ведения СВО, но не снимают про нее художественных фильмов. ВГТРК обходится в последнее время политически беспроигрышными антисоветскими фильмами, вроде «Дорогие товарищи!»(2020) Андрея Кончаловского или детскими сказками, вроде «Конек-Горбунок»(2021) Олега Погодина. На «России 1» же идут бесконечные мыльные сериалы «Тайны следствия», «Каменская», «Спасская», «Склифасовский», «Сваты». К актуальной русской тематике эти фильмы не имеют никакого отношения.
Крупнейшие государственные телекомпании не только не снимают художественных фильмов о СВО, но и не показывают те фильмы, которые сняты на деньги частных инвесторов. От греха подальше! При этом все ссылаются на политическую ангажированность этих кинокартин. А такое общественное мнение формируется заукраинскими СМИ или аффилированными с Западом медиа-структурами.
Сдвиг на российском телевидении произойдет только тогда, когда во главе государственных компаний будут поставлены люди, которые придерживаются русских духовных ценностей, а не «эффективные менеджеры», которые умеют действовать только в рамках «россиянской» идеологической парадигмы и бездумно тратить бюджетные деньги. Впрочем, и деньги-то они тратят не эффективно. Фильм «Дорогие товарищи», например, дал в прокате только 3% выручки от произведенных на его создание затрат.
После начала СВО руководство канала «Россия-1» попыталось найти новые формы организации работы. Однако вместо увольнения «россиянского» менеджерского, редакторского и творческого персонала был создан новый общественно-политический канал «Соловьёв Live». На его содержание выделили 1 млрд. рублей бюджетных средств, предоставили ему частоты, на которых ранее вещал «Евроньюс». Но руководитель канала Владимир Соловьев набрал на персонал из старой телевизионной тусовки. Это сразу же стало проявилось в эфире.
В июне 2023 г. ведущий программы канала Борис Якименко набросился на русских активистов-патриотов и на волонтеров, доставлявших на фронт помощь, обозвал их поносными словами и потребовал запретить их деятельность. Этот демарш ведущего остался незамеченным В. Соловьевым.
В июле 2023 г. с эфира канал снял программу «Разборы Рыбаря: итоги дня» Михаила Звинчука за его, ставшей известной публике, переписку с фигурами влияния украинских спецслужб.
В начале октябре 2023 г., аккурат после начала Израилем геноцида палестинского народа в секторе Газа, другой ведущий программы Евгений Сатановский публично набросился на российских дипломатических работников и высшее руководства страны за то, что они не поддерживают террористическую политику сионистов. В этом случае В. Соловьев был вынужден уволить придерживающегося сионистских взглядов ведущего с работы.
В конце октября 2023 г. приглашенный эксперт, бывший начальник спецслужбы Натив, Яков Кедми стал на канале «Соловьёв Live» настойчиво убеждать зрителей, что Израиль имеет полное право расправляться с мирным населением сектора Газы. В. Соловьев попытался возражать ему, но был жестко прерван.
Таким образом опыт «ремонта» российского телевидения оказался неудачным.
Нынешний кинематограф РФ формирует практически исключительно российскую идентичность. Деятельность этого социального института достаточно капиталоемка и перемена его ориентации может произойти только в случае перенаправления существующих финансовых потоков в пользу производителей кинокартин на русскую тему.
Сейчас производители кинокартин получают поддержку из трех источников: Министерства культуры, Фонда кино и Института развития интернета(ИРИ). Фонд кино административно подчинялся Министерству культуры, ИРИ – Администрации президента.
В 2021 г. Министерство культуры определило, в качестве приоритетных, следующие темы: «Наука России», «Будущее России. Национальные приоритеты. Достижения России», «Герои среди нас. В том числе истории российских медиков, ученых в борьбе с СOVID-19», «Борьба с терроризмом и его идеологией».
Однако финансирование получили фильмы с тематикой весьма далекой от объявленной приоритетной. Например, фэнтази «Сто лет тому вперед» по Киру Булычеву («Водород»), очередная экранизация мистического романа Михаила Булгакова «Мастера и Маргариты», фильм «Кракен» о поединке атомной подлодки с чудовищем.
До этого Фонд серьезно «вложился» в фильмы «Викинг» и «Союз спасения», снятые Первым телевизионным каналом. Оба фильма провалились в прокате из-за своего сомнительного исторического содержания. Провалился и фильм «Левиафан»(2014) Андрея Звягинцева, которому Фонд кино покрыл 40% затрат на производство. Фильм прямо и зло бил по русской православной церкви, всем верующим, а заодно и по нынешней власти. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский справедливо высказался по этому поводу, что нет смысла снимать за деньги Минкульта кино по принципу «Рашка-говняшка». Однако киномафия оказалась сильнее и вскоре совестливый министр потерял свой пост.
В 2023 г Министерство культуры выделило уже другие приоритеты для поддержки: «защита семейных ценностей, патриотическое воспитание, сохранение традиций регионов России, успехи отечественной науки, популяризация профессии инженера и учителя», «противодействии попыткам фальсификации истории и современным проявлениям идеологии нацизма», «героизм и самоотверженности российских воинов в ходе спецоперации, работа фронтовых бригад и волонтеров», «культура России, сохранение, создание и распространение традиционных ценностей», «наука России: инновации, технологии,» «историческое кино, экранизации классики и ленты о выдающихся личностях».
В 2022 г. финансовую поддержку от Министерства культуры РФ в тематике «Социально-значимое кино» получили фильмы: «»Логлайн» о психологии ученицы юного Фрейда; «Лгунья» о 17-летней девочке Еве, ничем неприметной. Серая мышка внезапно становится известной на всю страну, благодаря тому, что ложно обвиняет знаменитого певца в сексуальном домогательстве; «Тяжкие повреждения» — история о том, как главный герой возвращается в город своего детства, из которого он уехал в армию и не вернулся назад. Там осталась ждать его девушка Лена. Она в результате покатилась по наклонной, погибла. И вот Главный герой встречает Майю, которая как две капли воды похожа на его первую любовь.» Лексика представления и защиты каждого «шедевра» от сайта Минкульта сохранена. Такие вот ленты «о выдающихся личностях».
Ни до, ни после начала СВО политика Минкульта не предусматривала освещение тем православная церковь, русская культура, русские герои, русские традиции, русский язык, положения русских в России и в рассеянии. То есть, приоритетами была «российская» идеология, хотя и с элементами патриотизма.
Одной из приоритетных тем 2023 г. Минкультом была объявлена «популяризации службы в Вооруженных силах России. Единение общества вокруг поддержки армии (фронтовые бригады, добровольцы, волонтеры). Усиление статуса профессии военного на примерах исторических событий и новой истории». Однако ни один фильм о СВО Минкультом и Фондом кино не был профинансирован.
Фильмы на эту тему появились. Это «Донбасс. Окраина»(2019) Рената Довлетьярова, «Солнцепек»(2021)Максима Бриуса, «Лучшие в аду»(2022) Андрея Батова,» Ополченочка»(2019) Алексея Козлова. Но все эти фильмы профинансировали частные лица или власти ЛНР-ДНР еще до вхождения в состав РФ. Все фильмы отличались правдивостью, русским содержанием.
На телевидении эти фильмы не показывали, практически не допустили в кинопрокат, блокировали на телевизионных платформах.
На 2023 г. финансирование Минкульт еще не распределил. Из 68 претендентов трое хотят раскрыть тему Великой Отечественной войны: один фильм о почтальоне аутисте, второй о полиэтнической советской нации, третий — о собаке, героически подорвавшей немецкий танк. Еще есть две заявки на фильм по теме СВО: герои фильмов чеченец и тувинец. Русским героям в заявках места не нашлось. Русские по духу режиссеры и продюсеры в Фонд кино заявки давно не пишут, поскольку заранее знают результаты конкурса.
В центре списка заявок на финансирование стоит романтическая комедия с блистательной Анастасией Ивлеевой в главной роли. Финансы распределяли после «голой вечеринки» но, похоже, эту мелочь администраторам Фонда кино легко удастся преодолеть. Без Ивлеевой воспроизвести весь спектр россиянской идеологии будет сложно.
Хотя для подстраховки есть заявка на фильм о девочке, которая мечтает выиграть рэп-конкурс по произведению А.Пушкина «Евгений Онегин» и заявка на фильм о мальчике, который влюбился в робота. Ведь любовь к роботу не подпадает под ограничения на пропаганду ЛГБТ. Японцы, говорят, таких роботов для оказания сексуальных услуг давно уже делают -не отличишь от женщины. Дорого, но на то и субсидии от Фонда кино
Вряд ли сложившаяся в кинематографе ситуация может быть изменена без принятия решительных организационных мер. После выбора президента обычно меняется состав правительства. Будем надеяться.
В настоящее время к периодике следует относить не только типографским образом изданные газеты и журналы, но и регулярно ведомые в социальных сетях видеоблоги. Причем влияние последних становится все более значимым.
Возьмем для примера ту же блогера Настю Ивлееву, получившую широкую известность, в русскоязычном секторе интернета. По состоянию на июль 2023 года на её основной блог _agentgirl_ в Инстаграме было подписано 18,1 миллионов человек, на блог nastyaivleeva — 7,8 млн., на профиль в Тик-Токе- 7,3 млн., на персональный Ютуб канал — 4,6 миллиона человек. Такую популярность ей принесло участие до этого, в качестве ведущей, в ряде телевизионных программ, в том числе «Дом-2», «Орел или решка». Она, что называется, была «раскручена» государственным телевидением.
Основу самостоятельно распространяемого Ивлеевой видеоряда составляют хорошо снятая реклама товаров западных компаний и кривляние перед дергающейся переносной камерой. Грамматически правильно построенные реклaмные тексты, произнесенные в трезвом виде, перемежаются со сбивчивым и малосодержательным словесным потоком на бытовые темы, испускаемым зачастую под шафе. Собственные невразумительные тирады густо приправляются матерными словечками. Все это дополняется совершенно не к месту употребляемыми фразами на плохом английском языке. Очевидно, мат и пиджин инглиш необходимы для того, чтобы продемонстрировать непритязательным подписчикам свою принадлежность к высшему обществу.
Реклaмные выплаты, идущие таким блогерам в зависимости от числа подписчиков, составляют цифры со многими нулями. Только погашенная в конце 2023 г. сумма задолжности бюджету по налогам Ивлеевой показала доход около миллиарда рублей. Из этой выручки, конечно, покрываются затраты на создание и распространение видеопродукта, пусть и пустого по содержанию. Выпуски часовых видиозаписей происходит чуть ли не ежедневно. В передачах участвуют лица, которые хотят повысить свой рейтинг узнаваемости публикой, явно за деньги.
Однозначно подобного рода блоги представляют собой разновидность периодических средств массовой информации. Соответствующим образом они должны подпадать под общественное регулирование – регистрироваться, получать лицензию на вещание, их ведущие должны придерживаться нормативной лексики, не появляться в эфире в неглиже или выпивши. Прошелся по матери в эфире в первый раз – заплати весомый штраф, второй раз — получи статус «матерщинник» и наложение административного ограничения на вещание на длительный срок, в третий раз – лишись лицензии на вещание, довольствуйся 5 тыс. подписчиков, как все остальные.
Введение уголовной ответственности за недопустимые законом высказывания вряд ли целесообразно, поскольку это становится схожим с возвратом в российский УК 58 статьи, каравшей с советское время за анекдоты и нелицеприятные высказывания в адрес руководителей партии и правительства. А в уме блогеров типа Насти Ивлеевой, по большей части, пустота, а не злой умысел подорвать основы конституционного строя России. Лишилась публичности и пусть рассказывает скабрезные анекдоты в своей собственной компании.
Не согласны Тик-Ток и Ютуб на введение предлагаемых ограничений на деятельность такого рода блогеров – первый раз штраф, второй раз ограничение на работу на территории России. Именно таким образом были уже закрыты сети Фэйсбук и Инстаграм. Кстати, получение Ивлеевой денег от Инстаграм за рекламу попадает, под уже как два года существующее, ограничение на работу с организацией, которая признана в стране террористической -Мета. Зачем новые репрессивные меры выдумывать?
В социальной сети Телеграм на русскоязычном поле доминирует агрегаторы не имеющие четко профилированной аудитории: «Топор Live» с 4,7 млн. подписчиков, «Прямой эфир» с 4,1 млн подписчиков, «Россия не Москва» с 3,5 млн. подписчиков. Они содержат огромное количество текстовых сообщений и видеоконтента, тиражируют их вновь и вновь. Возможности воздействия на публику у этих агрегаторов заключается в манипуляции массой созданных другими блогерами и каналами новостей при их ретрансляции.
Специализирующимся на общественно-политической тематике является агрегатор Незыгарь, переименованный вскоре после создания в BREF. Он имеет сейчас «всего» 406 тыс. подписчиков. Часто публикует новости о необходимости мирного завершения СВО на Украине. Канал связывают с «демократической» башней Кремля. На нем работает до сотни сотрудников.
Свой контекст производят канал РИА Новости в Телеграме с 2 960 тыс. подписчиков. Он дает объективную и взвешенную информацию Русский патриотический блог Юрия Подоляки имеет 2 722 тыс. подписчиков. Отличие его канала в том, что в РИА Новости контент производят несколько сотен человек, а Подоляка работает один. Влияние же их на читателей приблизительно равное. Вот, пожалуй, и все каналы, которые «пахнут Русью».
По силе влияния к этим двум изданиям приблbжается общественно-политический канал Readovkа с 2 309 тыс. подписчиков. Он производит собственный контент и публикует чужие новости. Канал связывают с «государственнической» башней Кремля, но на нем нет русского контента. На канале работают до сотни сотрудников.
На «демократическую «башню Кремля ориентируется канал Mash. Он имеет 3 100 тыс. подписчиков и до сотни сотрудников.
Затем идет огромное количество каналов, которые распространяют «демократический» контент в рамках «россиянского» нарратива. Например, пишут о жизни котов, о том, как из костей мертвецов делают наркотики, как кого «развели» преступники. Это, к примеру, канал Baza с 1 100 тыс. подписчиков
Елена Райтман, обладающая кукольной внешностью, регулярно пишет посты о том, что она ела, как спала, в какой магазин ходила, что там купила и почем, как на улице холодно. Пишет с глубиной проникновения в материал девятилетнего ребенка, хотя ей в три раза больше лет. Имеет 915 тыс. подписчиков. Есть блоги и существ мужского пола, например, канал Литвина с 1 437тыс. подписчиков. Он больше про машины пишет, называет их «тачками».
Казалось бы, безобидные ребята. Однако обилие производимой ими бессодержательной видеоинформации забивает сознание русских людей и зомбирует их, как тот самый наркотик из костей мертвецов.
Стратегической линией изменения содержания деятельности блогеров является не введение системы всеобщих запретов, а поощрение тех блогеров, которые регулярно делают передачи русского и патриотического содержания. Они должны поощряться за свою деятельность грантами, которые позволят вести свою деятельность профессионально. При этом им не надо устанавливать задания проводить ту или иную линию, по тому или иному вопросу. Они сами знают какую линию им проводить. Именно эти блогеры будут перетягивать к себе подписчиков, которые кучкуются сейчас вокруг ивлеевых, райтманов и литвиных.
Некоторые шаги по воздействию на наполняемый интернет контент делает с 2019 г. Институт развития интернета(ИРИ). Он распределяет выделяемые АП гранты на поддержку создания «правильного» контента для молодежи. Заметим, гранты по размеру превышающие в совокупности суммы, распределяемые Минкультом России и Фондом кино.
В 2021 г. за счет выделенных ИРИ грантов были созданы: сериал «Зеленый мэр» — комедия о проблемах экологии, мистический мини-сериал «Моя бабушка-призрак», сериал «Сама дура» «о влюбленности, первом сексе, предательстве, наркотиках, поиске своего пути в жизни, буллинге» шестнадцатилетних(Кино-Театр.ру). Естественно фильмы были сделаны на низком профессиональном уровне, просмотр у них был минимальный, а пользу они принесли разве, что тем, кто оперировал грантами и участвовал в съемках.
После смены руководства ИРИ в 2021 г. он стал поощрять премиями военкоров, исполнителей патриотических песен, тех, кто вел передачи из освобожденных от нацистов территорий Украины, создателя ролика, в котором девочка из Херсонской области обнимает российского военного со словами «Вы наши спасители! Я вас люблю!».
На 2023 г. поддержки удостоились: проект «Женщины Z» о женщинах-военнослужащих, медсестрах, волонтерах, учителях; документальный сериал о судьбе памятников архитектуры Донбасса «Русское наследие. Возвращение домой»; серия видеороликов «Сделано для фронта» о предпринимателях из регионов, которые безвозмездно помогают военнослужащим; проектов «СВО», «Россия для людей», «Право на вторжение», «Уехавшие, как вы там?», «Народов много — Родина одна. Мы вместе!».
Как говорит русская присказка: «Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является».