Государственный визит В.В.Путина состоится в мае, вскоре после официального вступления в должность Президента России. Затем в соответствии с Конституцией произойдет отставка правительства. Можно ожидать важных перестановок в кабинете министров и кадровых перемен на разных уровнях в руководстве России. Это дает Путину возможность открыть «чистый лист бумаги, на котором можно писать самые красивые иероглифы». Причем как во внутренней, так и внешней политике. В Китае еще до приезда высокого гостя из Москвы может пройти ожидаемый уже несколько месяцев III пленум ЦК КПК 20-го созыва, который должен принять ключевые решения в области экономики. В связи с этим в Пекине тоже могут произойти кадровые перемены.

В таких условиях стоит открыть новую главу, а не просто страницу в российско-китайских отношениях. Несбывшиеся ожидания и невыполненные планы могут быть списаны на ушедших деятелей. Это может относиться, например, к Плану стратегического сотрудничества в области экономики до 2030 года, о подписании которого с марта 2023 года не раз говорил Путин. В мае открывается перспектива качественно нового этапа в двусторонних отношениях до 2030 года под руководством президента Путина с его новым шестилетним мандатом. Выданный Си Цзиньпину еще на XIX съезде КПК в 2017 году безлимитный мандат будет действовать как минимум до 2032 года, когда пройдет XXII съезд. С учетом такой перспективы Путин и Си Цзиньпин на предстоящих в мае переговорах могут сосредоточить внимание именно на долгосрочных, стратегических и даже глобальных проблемах, оставив текущую конкретику новым действующим лицам в правительствах. Им могут быть даны новые поручения с учетом как достижений, так и неудач предшественников.

Путинская «кисть в большой руке», «дашоуби», может начертать смелые предложения в области мирового управления в духе слов Си Цзиньпина, сказанных в марте 2023 года: «В мире происходят грандиозные перемены, каких не было сто лет, и мы с Вами движем их». Слова и предложения Президента России приобретают весомость благодаря успехам на фронтах, стабилизации экономики и социальной обстановки в России. Ход мысли китайского руководства о нынешнем этапе отношений с Москвой отражают слова министра иностранных дел КНР Ван И во время недавних переговоров с его российским коллегой С.Лавровым о «двойном противодействии двойному сдерживанию».

Кто не слеп, тот видит: Запад ведет против России и Китая глобальную «холодную войну» ради сдерживания «ревизионистских режимов», которые угрожают «миропорядку по правилам». На Западном фронте этой войны силы НАТО сконцентрировались на границах России, а на украинском участке уже идут кровопролитные бои. На Восточном фронте к рубежам Поднебесной тоже подтягиваются все новые соединения вооруженных сил США, расширяются старые и создаются новые военные базы, оружием накачиваются тайваньские сепаратисты, создаются все новые военно-политические блоки, нацеленные на Китай, а также Россию.

Кто не слеп, тот видит: «всеобъемлющее стратегическое партнерство» Москвы и Пекина минувших десятилетий за последние годы уже фактически превратилось в «боевое слаживание». Россия и Китай стали друг для друга «вторым фронтом». Пора это признать открыто и закрепить новую реальность в международно-правовой форме, в виде соответствующего документа. Он достойно увенчал бы 75-летие наших дипломатических отношений, которое будет отмечаться в начале октября.

Новые внешнеполитические предложения президента Путина могут быть сделаны с учетом предстоящих в этом году саммитов ШОС и БРИКС. Россия могла бы выступить с инициативой урегулирования давнишнего пограничного спора между двумя другими членами ШОС — Китаем и Индией. Этот многолетний спор не только отравляет отношения Пекина и Дели, но и ослабляет солидарность ШОС и БРИКС, всего Большого Юга.

На фоне продвижения НАТО и G-7 в Индо-Тихоокеанском бассейне и создания все новых военно-политических группировок под руководством США (АУКУС, КВАД, американо-японо-южнокорейское соглашение, а теперь и американо-японо-филиппинское соглашение) назрело образование новых форматов для обеспечения нашей безопасности. Россия и Китай могли бы заметно увеличить частоту совместных патрулирований стратегическими бомбардировщиками и боевыми судами — носителями гиперзвуковых ракет и ядерного оружия. Естественным следующим шагом стало бы временное базирование на аэродромах и в портах друг друга.

Назрело и создание многосторонних объединений. В первую очередь ими могут стать соглашения между Россией, Китаем и Ираном, а также между Россией, Китаем и Северной Кореей. В перспективе возможно подключение к совместным учениям и патрулированиям торговых маршрутов также Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемена, Вьетнама, Индонезии и других стран.

На переговорах в Пекине можно ожидать прорывных предложений и в двусторонних отношениях. Их небывало стремительное развитие основывается на совпадении национальных интересов, на взаимодополняемости структур экономики и близости политических культур. Однако возникшие в условиях скачкообразного движения вперед неожиданные проблемы, особенно в области транспорта и финансов, требуют безотлагательного решения. Перечень этих проблем и возможные пути решения известны и перечислены в межправительственных документах. За год с лишним после мартовской встречи глав государств правительствам так и не удалось договориться и принять План экономического сотрудничества до 2030 года. Теперь необходимо проявить политическую волю главам государств, наделенным долгосрочными и неограниченными полномочиями.

Следует учитывать живучесть антикитайских и антироссийских предрассудков в элитах двух стран, которые несколько десятилетий ориентировались на Запад, а сейчас вольно или невольно тормозят выполнение решений высшего руководства. Поэтому стоит учредить специальные контрольные структуры в области двусторонних отношений. Ими могли бы стать новые помощники Путина и Си Цзиньпина с особыми полномочиями и необходимым аппаратом. Создание особых структур характерно для всего периода правления Си Цзиньпина, подчас лично возглавляющего разные «рабочие группы» или специальные комиссии ЦК КПК. Именно так шла победоносная борьба за искоренение нищеты, продолжается системная борьба с коррупцией, принимаются небывалые меры по наведению порядка в Центральном банке и финансовой сфере в целом. Спецпредставители президента Путина тоже действуют на разных направлениях, хотя и не наделены соизмеримыми полномочиями.

«Новое — это хорошо забытое старое». Такие слова хочется использовать как девиз создания новой финансовой структуры, которая помогла бы уйти от всевидящего глаза Вашингтона, грозящего санкциями всем банкам-партнерам Москвы. В 1896 году на фоне соперничества России и Великобритании за влияние в Поднебесной по согласованию с вдовствующей императрицей Цыси и ее канцлером Ли Хунчжаном был создан Русско-китайский банк (РКБ). Его правление находилось в Санкт-Петербурге, а главная контора — в Шанхае. Красивое здание на набережной Вайтань (Бунд) ныне занимает главная валютная биржа. РКБ вскоре занял второе место в десятке иностранных финансовых институтов Китая. Его главной задачей стало финансирование строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая связала Владивосток и Забайкалье по кратчайшему маршруту через Северо-Восток Китая (Маньчжурию). Для китайского правительства было важно, чтобы КВЖД и РКБ были коммерческими, а не государственными структурами. Это не помешало им сыграть ключевую роль в выполнении обязательств Российской империи по российско-китайскому «секретному договору» 1896 года о противодействии японскому проникновению в Маньчжурию. Эти обязательства стали одной из причин Русско-японской войны 1904–1905 годов.

В нынешних условиях создание крупного коммерческого банка с операциями в рублях и юанях помогло бы решить сразу несколько проблем. Нормализация взаимных платежей позволила бы реализовать недоиспользованные резервы двусторонней торговли, инвестиций и создания совместных предприятий. Такому банку было бы по силам внебюджетное финансирование колоссальных инфраструктурных проектов. Сопряжение России и Китая пошло бы быстрее благодаря строительству новых и модернизации действующих железнодорожных магистралей и трансконтинентальных шоссе, нефте- и газопроводов, портов и аэродромов.

От новой встречи двух глав государств, двух главнокомандующих, двух гроссмейстеров геополитики можно ожидать самых неожиданных результатов. Оба они являются главными действующими лицами XXI века и останутся ими в обозримом будущем. Оба являются настоящими национальными лидерами, способными преодолевать трудности и выходить из пике на траекторию успеха. Оба понимают свою историческую роль и готовы сыграть ее во имя своих наций и обеспечения мира на всей планете.

ИсточникМК
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...