Часть I. Кому министр обороны США Хегсет может поручить реализацию плана Трампа «Железный купол»

Как стало известно Breaking Defense (06.02.2025), министр обороны США Пит Хегсет подготовил проект меморандума для всеобщего сведения о разработке плана действий по развертыванию всеобъемлющего противоракетного щита над Соединёнными Штатами, включая подготовку бюджетного запроса на 2026 финансовый год.

Недатированное, неподписанное «стратегическое руководство» получено Breaking Defense. Оно излагает двухэтапный процесс — под руководством заместителя министра по политике и при поддержке помощника министра по космической политике — для соблюдения 60-дневного срока, установленного президентом Дональдом Трампом в его указе от 27 января «Железный купол для Америки». Этот срок требует плана действий Министерства обороны для обоснования «противоракетного щита следующего поколения… против баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных, почти равных и неконтролируемых противников».

Бывший советник Heritage Foundation Александр Велес-Грин в настоящее время «исполняет обязанности» по политике USD, в то время как Элбридж Колбиожидает подтверждения. Джон Хилл, работавший в офисе космической политики как при первой администрации Трампа, так и при администрации Байдена, теперь исполняет обязанности помощника секретаря по космической политике.

Меморандум — это черновик, и в Пентагоне всё может быстро измениться. Но даже если детали изменятся до того, как выйдет окончательный меморандум, черновик даёт представление о том, кто, скорее всего, будет движущей силой того, что может стать знаковым национальным оборонным проектом Трампа.

В качестве первого шага к 28 февраля Председатель Объединённого комитета начальников штабов, подразделения Министерства обороны, военные ведомства, боевые командования и Агентство по противоракетной обороне (MDA) должны собрать три «масштабируемые эталонные архитектуры» для «малых, средних и больших вариантов» щита с использованием «кинетических и некинетических» систем вооружения. Оценочные расходы должны быть предоставлены для каждого варианта.

Планы по включению конкретных элементов в каждый из этих вариантов поручены межведомственным рабочим группам.

Работа над планом по «ускорению создания космического сенсорного слоя гиперзвукового и баллистического слежения » поручена Начальнику космических операций генералу Ченсу Зальцману «в координации» с отделом политики Министерства обороны, Управлением оценки затрат и программ (CAPE) и Управлением закупок и обеспечения, а также Директором Агентства по обороне и развитию.

Зальцман также должен представить план для уровня хранения архитектуры космического истребителя Proliferated Warfighter Space Architecture Агентства по развитию космоса. Уровень хранения разрабатывается для поддержания «отслеживания качества оружия для критических по времени целей в сочетании с передачей космических данных с малой задержкой», чтобы «позволить создавать решение по нацеливанию от сенсора до истребителя в оперативно-релевантные сроки», согласно веб-сайту агентства.

Заместитель министра обороны США по исследованиям и инжинирингу должен координировать действия с политикой Министерства обороны США, Председателем Объединённого комитета начальников штабов, Космическими силами и заместителем министра обороны США по разведке и безопасности для разработки плана по крупной группировке кинетических и некинетических космических перехватчиков, включая перехват на этапе разгона вскоре после запуска ракеты. Офис исследований и инжиниринга также должен разработать «оценку» потенциала оружия направленной энергии в рамках архитектуры и вариантов финансирования.

Директор MDA — совместно с министрами армии и флота, председателем Объединённого комитета начальников штабов и командующими Северного командования США и Стратегического командования США — отвечает за планирование «подстилающих» и терминальных фаз возможностей для «отражения контратаки».

В рамках второго этапа проекта плана действий «Железный купол» Хегсета, результаты которого должны быть получены в середине марта 2025 года:

— «обзор соответствующих органов», необходимый для ускорения развертывания архитектуры противоракетного щита;

— план финансирования выбранного варианта эталонной архитектуры, «предоставляющий достаточно времени для рассмотрения» президентом до окончательного утверждения бюджета на 2026 финансовый год;

— разработка набора «приоритетных мест» для «защиты от ответного удара» со стороны ядерных противников, в то же время «гарантируя» способность США нанести второй удар, а также защищать критически важную оборонную и гражданскую инфраструктуру;

— оценка влияния указа Трампа на стратегическую стабильность.

Наконец, Министерству обороны и Государственному департаменту поручено завершить обзор противоракетной обороны союзников и театра военных действий к 15 мая 2025 года.

Агентство по противоракетной обороне (MDA) в ускоренном темпе собирает идеи для предложенного Президентом Трампом «Железного купола для Америки»

В «запросе информации» от 31 января MDA попросило подрядчиков предложить способы выполнения требований архитектуры ПРО, изложенных в указе Трампа от 27 января. День доклада для подрядчиков запланирован на 18 февраля — головокружительный темп по типичным стандартам Пентагона.

Новая система противоракетной обороны рассматривается как серия «эпох» или объективных временных рамок для демонстрации возможностей. «Эпоха 1» закончится не позднее 31 декабря 2026 года; Эпохи 2 и 3 последуют с двухлетним интервалом, а Эпоха 4 охватит всё с 2031 года и далее.

Среди основных возможностей, которые MDA хочет видеть в новой системе противоракетной обороны, можно выделить:

— слой гиперзвуковых и баллистических датчиков слежения за космосом;

— распространённые перехватчики космического базирования, способные перехватывать ракеты на разгонном участке;

— возможности перехвата на нижнем и терминальном уровнях, предназначенные для отражения контратаки;

— уровень защиты распространённой архитектуры космического истребителя;

— возможности отражения ракетных атак до запуска и на этапе разгона;

— некинетические возможности для дополнения кинетических методов.

Патрисия Базыльчик, научный сотрудник Проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований, рассказала журналу Air & Space Forces Magazine (07.02.2025), что для реализации некоторых из этих возможностей отведено «чрезвычайно мало времени», но отметила, что оговорка MDA о том, что их нужно только продемонстрировать, открывает путь вперёд.

«У промышленности может появиться возможность продемонстрировать эти возможности и по-настоящему раскрыть их в течение следующих четырёх лет», — сказала она. Однако некоторые из возможностей, которые предусматривает MDA, могут уже быть доступны или находиться в стадии разработки в других программах и агентствах, сказала Базыльчик. Чарльз Гэлбрит, отставной полковник Космических войск и научный сотрудник Института аэрокосмических исследований имени Митчелла при Американском авиационном агентстве (AFA), согласен с этим мнением.

Базыльчик упомянула два прототипа спутников Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor — один построен L3Harris, а другой Northrop Grumman — запущенных в феврале 2024 года в рамках совместного соглашения между MDA и Космическими силами, согласно бюджетным документам. Планируется, что программа будет проходить испытания до 2027 финансового года, а затем будет передана службе для «оперативного развёртывания». Но при дополнительном финансировании работа может быть ускорена до 2026 года.

Агентство по развитию космического пространства также разрабатывает систему предупреждения о ракетном нападении. Гэлбрейт сказал, что SDA планирует иметь достаточно спутников предупреждения о ракетном нападении и слежения на различных орбитах, чтобы обеспечить глобальное покрытие для своей Proliferated Warfighter Space Architecture к апрелю 2027 года. При дополнительном финансировании эти сроки могут быть сдвинуты, чтобы соответствовать «Эпохе 1».

SDA уже заключила контракты на спутники, которые способны не только обнаруживать и отслеживать запуски, но и обеспечивать управление огнём — возможность нацеливания и подачи сигналов перехватчикам для устранения ракетных угроз.

Millennium Space Systems компании Boeing по контракту от апреля 2024 года должна построить восемь спутников управления огнём. Наземные системы для поддержки этих спутников должны быть построены компанией Kratos по отдельной сделке от ноября 2024 года. Ожидается, что космические аппараты будут запущены в конце 2026 года и смогут продемонстрировать возможности к моменту включения в «Эпоху 1».

Базыльчик сказала, что в целом «мы уже продемонстрировали возможности космических датчиков, и поэтому я с нетерпением жду возможности ускорения развития многих из этих возможностей космических датчиков».

Существуют также перехватчики, которые подвергаются модернизации, способны обеспечить включение в ранние эпохи «Железного купола»: MDA уже планировало потратить сотни миллионов долларов на систему защиты от ракет на больших высотах (THAAD), эксплуатируемую армией, а также на систему Aegis и её перехватчики SM-3, используемые ВМС.

Однако другие возможности всё ещё находятся на ранней стадии разработки, и эксперты не уверены, как быстро их можно будет протестировать и внедрить.

Идеи космических перехватчиков или некинетического оружия на орбите появились несколько десятилетий назад, сказал Гэлбрет. Большинство согласны с тем, что недавние разработки делают эти концепции более осуществимыми сегодня, но их фактическая демонстрация в течение следующих пяти лет будет сложной задачей.

«Я не совсем уверена, что эти сроки обязательно осуществимы», — сказала Базыльчик о космических перехватчиках. «Мне было бы интересно посмотреть, что представит промышленность. Это показывает сигнал спроса на космические возможности и, надеюсь, реакцию промышленности на этот сигнал».

Коллеги Базыльчик из Канадской службы разведки и безопасности Том Карако и Клейтон Своп высказали схожую точку зрения в своей статье для SpaceNews (07.02.2025).

«Значительный уровень технологических изменений, непреложный факт, что сегодня космос превратился из убежища в зону боевых действий, а также меняющийся ландшафт ракетных и ядерных угроз требуют переоценки осуществимости и желательности создания космического слоя противоракетной обороны», — написали они, добавив, что Пентагону необходимо собрать идеи из промышленности, чтобы понять, «что находится в пределах возможного».

Ребекка Л. Хайнрихс, старший научный сотрудник Института Хадсона, отметила в своём анализе, что концепция «Железного купола» потребует «инициирования и ускорения развития технологий, на разработку которых потребуется время», хотя «размещённые в космосе датчики и перехватчики являются наиболее эффективным средством нейтрализации потенциальных угроз».

На другом конце спектра Тодд Харрисон из Американского института предпринимательства оценил стоимость и масштаб, необходимые для того, чтобы космические перехватчики заработали, завершив свой анализ словами: «Хотя стоимость снизилась, а технологии стали более зрелыми, физика космических перехватчиков не изменилась». Итог: обеспечение глобального покрытия даже против нескольких ракет может потребовать тысяч перехватчиков на низкой околоземной орбите.

Неудивительно, что промышленность с энтузиазмом относится к возможности показать, на что она способна. В квартальных отчетах о доходах за последние недели руководители L3Harris, Northrop Grumman и Lockheed Martinрасхваливали работу своих компаний в сфере противоракетной обороны, когда их спросили о потенциальной конкуренции за работу по поставке американской системы «Железный купол».

Призыв Агентства по противоракетной обороне (SDA) к проведению исследований по ускорению «возможностей противоракетной обороны» (HBTSS)

Агентство по противоракетной обороне (SDA) запрашивает у заинтересованных поставщиков «краткие изложения» для ускоренных исследований того, как можно наилучшим образом использовать спутниковую сеть Proliferated Warfighter Space Architecture (PWSA) агентства на низкой околоземной орбите для поддержки противоракетного щита президента Дональда Трампа — «Железный купол для Америки».

«SDA заинтересовано в том, чтобы узнать точку зрения отрасли на реализацию архитектуры «Железного купола для Америки», и в частности заинтересовано в развитии и интеграции текущего вклада PWSA в глобальные цепочки уничтожения и противоракетную оборону», — написало агентство в запросе от 11 февраля.

Агентство запрашивает «новые архитектурные концепции, системы, технологии и возможности, которые позволят осуществить прорывные усовершенствования для будущих траншей [PWSA], уровней возможностей или позволят создать новые уровни возможностей для удовлетворения других возникающих или меняющихся потребностей бойцов», — добавляет оно.

В своем указе «Железный купол для Америки» от 27 января Трамп призвал к разработке и развёртыванию «уровня опеки» PWSA. SDA определило свой потенциальный уровень опеки как гибридную группировку правительственных и коммерческих спутников для предоставления операторам информации об отслеживании наземных целей и наведении на них в режиме, близком к реальному времени.

В заявке SDA перечислены восемь конкретных областей интереса:

— высокоточное моделирование, имитация и анализ (MS&A) архитектуры и возможностей PWSA для защиты Соединённых Штатов от текущих и возникающих угроз со стороны равных и близких по уровню угроз;

— ускорение внедрения возможностей противоракетной обороны с использованием гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения (HBTSS) в слой слежения PWSA;

— ускорение технически зрелых и новых феноменологий на уровне хранения и отслеживания PWSA;

— оптимизация PWSA как основы глобальной сети уничтожения, использующей разнообразные датчики и транспортный уровень для поддержки цепочек уничтожения нескольких систем вооружения, защищающих территорию США и союзников;

— анализ безопасной цепочки поставок с упором на компоненты с функциями безопасности нового поколения, устойчивости и масштабируемости;

— расширяемые и совместимые космические и наземные архитектуры для PWSA, коммерческих и других систем противоракетной обороны;

— обработка данных с орбитальных датчиков, слияние данных с нескольких датчиков и передача данных из космоса с малой задержкой непосредственно тактическим системам и конечным пользователям;

— программные решения, обеспечивающие автономную работу спутников.

Призыв к исследованиям по ускорению «возможностей противоракетной обороны» HBTSS интересен, поскольку его формулировка несколько отличается от формулировки в более раннем запросе Агентства по противоракетной обороне (MDA) по системе датчиков. MDA призывает промышленность представить идеи, как ускорить развертывание «слоя» HBTSS — термин, который подразумевает созвездие реальных спутников, а не просто связанные «возможности».

Судьба HBTSS и полномочия по использованию таких высокоточных датчиков стали яблоком раздора между двумя агентствами и вызвали некоторую обеспокоенность на Капитолийском холме. Два прототипа были запущены в феврале прошлого года, но в то время MDA и SDA заявили, что они не будут интегрированы в PWSA SDA. Вместо этого технологические достижения и уроки, извлечённые из программы HBTSS, были перенесены в датчики, разрабатываемые SDA для своего уровня отслеживания спутников предупреждения о ракетах/слежения за ракетами.

В ходатайстве SDA говорится, что результаты исследований и любые рекомендации по конкретизации Железного купола для американской архитектуры будут переданы Космическим силам, MDA и другим правительственным агентствам США. Агентство «настоятельно рекомендует» заинтересованным поставщикам ответить до 17.00 28 февраля.

Офис по закупкам Космических сил «агрессивно» продвигает реформы

Одним из направлений деятельности отдела закупок Космических сил является развёртывание сегмента оперативного управления GPS следующего поколения, который поможет поддерживать связь с группировкой спутников GPS Пентагона.

Временно исполняющий обязанности руководителя службы закупок генерал-майор Стивен Перди заявил на этой неделе, что он прилагает согласованные усилия для продолжения реформ, продвигаемых его бывшим начальником, — и во многих случаях даже более настойчиво.

Во время работы в Пентагоне бывший глава отдела космических закупок Фрэнк Калвелли составил список принципов закупок, который стал его формулой для поставки спутников и наземных систем в более сжатые сроки. Он призывал руководителей программ привлекать компании к ответственности за плохую работу, создавать выполнимые — и в основном с фиксированной ценой — контракты и, когда это возможно, выбирать коммерческие возможности вместо заказных государственных систем.

Перди, исполнявший обязанности руководителя по закупкам с тех пор, как Кальвелли покинул этот пост в январе, заявил 11 февраля, что он и его команда максимально используют этот переходный период, предпринимая дальнейшие шаги по модернизации закупочной деятельности Космических сил.

«Когда вы думаете о таких вещах, как контракты с фиксированной ценой, разовое проектирование, двух-трёхлетние циклы разработки, это соответствует модальности, которая позволяет нам войти в пространство хороших принципов приобретения», — сказал Парди 11 февраля в своей речи на конференции Defense Space and Intelligence в Рестоне, штат Вирджиния. «Думайте о нас как о продолжающих эти усилия, но более агрессивно».

Общаясь с журналистами в кулуарах конференции, Перди сказал, что его внимание во время этой смены руководства сосредоточено на двух вещах. Прежде всего, он хочет сохранить — а в некоторых местах и ​​набрать — импульс в инициативах по подотчётности приобретений. Но он также внедряет процессы для лучшего отслеживания прогресса Космических сил, чтобы после утверждения нового лидера у них были данные, необходимые для принятия решений о том, куда двигаться дальше.

«Мы не собираемся сидеть сложа руки. Я знаю, что есть здравые векторы, по которым нам нужно двигаться дальше», — сказал Перди. «Если что-то станет слишком политическим или странным, я передам это руководству. Но моя цель — выстроить процессы… так, чтобы у нас была хорошая оценка того, что происходит».

Сосредоточение внимания Перди на отслеживании эффективности и устранении проблемных программ происходит в то время, когда ожидается, что Департамент правительственной эффективности Илона Маска нацелится на Министерство обороны в ближайшие недели. Выступая на прошлой неделе на пресс-конференции в Белом доме, президент Дональд Трамп сказал, что организация, известная как DOGE, вскоре начнёт изучать бюджет Пентагона в размере 850 миллиардов долларов на предмет возможных сокращений.

Во время руководства Калвелли Космические силы сократили или реструктурировали 14 программ, которые не приносили результатов, многие из них были засекречены, сказал Перди 11 февраля. Сейчас служба проводит углублённые проверки всех своих контрактов и выявляет программы, которые подвержены риску превышения расходов или задержек в графике — или потому, что они работают по контрактам с оплатой издержек или потому, что их технические требования слишком сложны.

В качестве примера Перди привел усилия Космических сил по закупке флота малых спутников для мониторинга геосинхронной орбиты, примерно в 22 000 милях над Землей. Служба опубликовала запрос на информацию в 2024 году, который включал «некоторые довольно жёсткие требования», — сказал он. После изучения программы служба решила переписать некоторые из этих спецификаций, чтобы коммерческим фирмам было легче их выполнять. Это изменение в настоящее время находится в процессе утверждения, отметил Перди.

Офис по приобретению также работает над завершением усилий Калвелли по переводу большинства программ, которые всё ещё работают по контрактам «издержки плюс», на соглашения с фиксированной ценой. В рамках контрактов с фиксированной ценой компании несут ответственность за покрытие любых непредвиденных расходов, понесённых в ходе программы развития, что снижает риск правительства.

По словам Перди, около половины контрактов Космических сил на сегодняшний день по-прежнему заключаются по схеме «издержки плюс прибыль».

«Мы будем усиленно искать, как из этого выбраться, и это будет болезненно для всех сторон», — сказал он.

Перди подчеркнул определённый прогресс, достигнутый службой в двух печально известных программах, реализация которых задерживалась: сегмент оперативного управления следующего поколения (OCX), наземная система, предназначенная для управления современными спутниками GPS; и усовершенствованная система слежения и анализа запуска (ATLAS), ключевая космическая система управления и контроля.

OCX, созданный RTX, находится на финишной прямой программы строгих испытаний, и Перди сказал, что 97% требований системы были проверены. Он сказал, что команда «бежит» к своей цели — объявить OCX готовым к переходу к операциям летом 2025 года.

ATLAS поставляет программное обеспечение в обычном режиме, и Перди отметил, что большинство основных недостатков были устранены. Система, разработанная L3Harris, также должна быть готова к начальным операциям этим летом.

Указ Трампа о «Железном куполе» посылает союзникам США важный сигнал

По словам экспертов, указ, подписанный президентом Дональдом Трампом 27 января, о внедрении системы противоракетной обороны нового поколения в США, подчёркивает необходимость защиты территории США, но также неожиданно привлекает внимание к союзникам и партнёрам.

Несмотря на прошлую критику Трампа в адрес иностранных партнёрств, признание в указе роли, которую они будут играть, стало «приятным сюрпризом», заявила Хизер Уильямс, директор Проекта по ядерным вопросам и старший научный сотрудник отдела обороны и безопасности Центра стратегических и международных исследований (CSIS), в ходе обсуждения 11 февраля.

Уильямс отметила, что указ «призывает к расширению сотрудничества с союзниками и партнёрами по противоракетной обороне» в то время, когда «многие союзники Америки немного нервничают по поводу новой администрации. Выполнят ли США свои стратегические обязательства по… расширенному ядерному сдерживанию с ними?».

Указ «действительно выдвинул союзников на передний план и в центр», — сказала она. «И это был действительно громкий сигнал, как я его услышала, говорящий: «Да, мы по-прежнему привержены работе с союзниками и партнёрами». Ещё предстоит провести переговоры о разделении бремени. Не всё забыто и прощено, но для меня это было действительно важным указанием на заинтересованность администрации в поддержании сотрудничества с союзниками и партнёрами…»

Том Карако, директор проекта противоракетной обороны и старший научный сотрудник отдела обороны и безопасности Центра стратегических и международных исследований, в ходе обсуждения заявил, что и Австралия, и Япония рассматривают противоракетную оборону как один из главных приоритетов модернизации.

Карако также отметил, что возглавляемая Германией Европейская инициатива Sky Shield — проект по созданию наземной системы ПВО — включает в себя возможности противоракетной обороны. «Потому что они видят, где находится угроза. Они вкладывают в это миллиарды долларов или евро в рамках многонациональных совместных усилий. Поэтому я думаю, что это продолжит привлекать много внимания».

Исполнительный указ также предлагает то, что Карако назвал «проблеском» внимания к противоракетной обороне союзников и ПРО театра военных действий, что, по его словам, «вероятно, немного подстегнёт наших партнёров и союзников сказать, что вам, возможно, нужно получить больше этого для себя… поскольку оперативный темп сил США настолько рассредоточен, что мы не можем быть везде».

Этот указ, сказала она, «действительно является лучшим показателем того, что у нас есть. И это не просто сигнал нашим союзникам: «Мы хотим работать с вами», это также сигнал нашим противникам. Сдерживание действительно станет главным приоритетом, и движущей силой».

Уильямс сказала, что будет следить за реакцией союзников и противников, отметив, что Россия уже выступила с заявлением, в котором утверждала, что «это спровоцирует гонку вооружений. Китай не комментировал, и вряд ли он это сделает, но мы действительно следим, видят ли противники в этом повод для дальнейшей эскалации».

Часть II. Республиканская партия хочет выделить 100 миллиардов долларов на оборону для «Железного купола» и других проектов

11 февраля бюджетный комитет Сената обнародовал проект бюджета, в котором предлагается увеличить расходы на оборону на 150 миллиардов долларов с 2025 по 2034 финансовый год для укрепления военно-морского флота США, поддержки оборонно-промышленной базы, развития интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны, а также продолжения модернизации стратегических ядерных сил.

Проект бюджетного комитета Палаты представителей, опубликованный 12 февраля, предлагает ограничить расходы на вооружённые силы в размере 100 миллиардов долларов.

Во время слушаний в бюджетном комитете Сената несколько законодателей-демократов раскритиковали предложение Республиканской партии, утверждая, что оно увеличит государственный долг. Сенатор Тим Кейн, член сенатского комитета по вооружённым силам, задался вопросом, почему республиканцы используют процесс согласования бюджета для увеличения расходов на оборону, когда обе партии согласились принять дополнительное финансирование для Пентагона в последние годы.

«Вам не нужно использовать сверку, чтобы найти расходы на оборону… Мы делаем это всё время двухпартийным способом», — сказал сенатор Кейн.

Сенатор Линдси Грэм*, республиканец от Южной Каролины, председатель бюджетного комитета Сената, отверг критику, заявив, что Конгресс «должен разорвать цикл увеличения расходов на оборону в сочетании с увеличением финансирования программ, не связанных с обороной».

«Мы хотим увеличить расходы на оборону, потому что считаем, что у нас есть беспрецедентные угрозы со стороны Китая, России, Ирана, террористического уровня. Мы хотим восстановить наши вооружённые силы как можно быстрее», — сказал сенатор Грэм.

Обе резолюции поддерживают повестку дня президента Трампа, которая включает в себя снижение налогов, безопасность границ, энергетическую независимость и укрепление вооружённых сил. Палата представителей планирует рассмотреть все приоритеты в одном законопроекте, в то время как Сенат намерен выделить снижение налогов в отдельные законодательные акты.

Бюджетный комитет Сената одобрил проект бюджета 11 голосами против 10 по партийной линии.

Финансирование «Железного купола»

В то время как в проекте бюджета республиканцев в Палате представителей изложены только основные цифры, версия Сената ясно дает понять, что он включает в себя финансирование «Железного купола для Америки» президента Трампа.

В то время как в указе приводятся некоторые подробности, точные требования к строительству «Железного купола» остаются неясными.

Генерал Грегори М. Гийо, Глава Северного командованием США и Объединенного Командования аэро-космической обороны Северной Америки (NORAD), сообщил законодателям, что критически важной частью «Железного купола» будет «всеобъемлющий сенсорный слой от морского дна до космоса для обнаружения и отслеживания противников за пределами нынешних дальностей обнаружения».

Гийо предложил создать на основе существующих наземных перехватчиков и перехватчиков следующего поколения для борьбы с межконтинентальными баллистическими ракетами, «сенсорный слой» этой новой системы противоракетной обороны.

«Некоторые из этих возможностей появятся очень скоро. Другие, вероятно, через три-пять лет, но я думаю, что до конца года мы сможем получить значительные возможности, которые смогут объединить их в единую сенсорную сеть», — сказал он.

Чтобы воплотить в жизнь мечту президента Дональда Трампа о противоракетном щите «Железный купол» для Соединённых Штатов, Министерство обороны США должно в первую очередь сосредоточиться на развёртывании многоуровневой сенсорной архитектуры с системами, распространяющимися «от морского дна до космоса» и способными отслеживать угрозы на больших расстояниях, заявил 13 февраля глава Северного командования США.

«Главным приоритетом в наших усилиях по выполнению указа «Железный купол для Америки» является в первую очередь повышение осведомлённости о домене», — сказал генерал Грегори Гийо во время слушаний в Комитете Сената по вооружённым силам. «Вы не можете победить то, чего не видите, и противники имеют всё больше возможностей настичь нас и угрожать нам с расстояний, выходящих за рамки того, что некоторые из наших нынешних систем могут обнаружить и отследить».

По его словам, эта архитектура будет включать в себя космические и наземные датчики, средства воздушного базирования, такие как E-7 Wedgetail, и другие сенсорные узлы на морском дне, которые могут обеспечить расширенные возможности обнаружения, отслеживания и предупреждения о ракетах.

10 февраля Space Development опубликовала собственное мнение, попросив промышленность высказать предложения о том, как спутниковая сеть агентства Promassrated Warfighter Space Architecture (PWSA) может поддерживать базирующийся в США «Железный купол».

Помимо расширения возможностей зондирования, Гийо сказал законодателям, что усилия «Железного купола» должны основываться на существующих наземных перехватчиках и перехватчиках следующего поколения, созданных для поражения межконтинентальных баллистических ракет. Также «необходимо», чтобы Пентагон расширил возможности космического базирования для слежения за гиперзвуковыми ракетами, такими как гиперзвуковой и баллистический космический датчик слежения (HBTSS), добавил он позже в ходе слушаний.

Улучшение обнаружения угроз приобретает всё большее значение, учитывая повышенный уровень активности Китая и России вблизи территории США, а также углубление сотрудничества между двумя странами, например, когда китайские и российские бомбардировщики совершили совместное патрулирование вблизи Аляски летом 2024 года, сказал Гийо, добавив, что он ожидает увеличения такой активности в воздухе. на море и под водой.

«Больше всего меня беспокоит то, что вместо оружия и технологий они будут торговать доступом, что сократит сроки реагирования на военные возможности любой из стран», — сказал Гийо.

Члены фракции республиканцев в Палате представителей встретились на Капитолийском холме.

В отличие от Сената, выбравшего стратегию из двух законопроектов, которые начинаются с утверждения дополнительных средств на оборону, безопасность границ и энергетику, Палата представителей проводит то, что Трамп назвал «одним красивым законопроектом», который также повысит лимит долга и включит в себя снижение налогов и сокращение государственных расходов.

Отвечая на вопрос о том, какая технология будет наиболее критичной для смягчения этой угрозы, он ещё раз указал на необходимость более эффективного обнаружения угроз.

«Самая важная возможность, которая нам понадобится, — это улучшенная осведомлённость о предметной области, которая позволит нам видеть на более дальних расстояниях. По мере того, как наши противники совершенствуют свои военные возможности, мы должны сопоставлять это с нашими возможностями обнаружения», — сказал он.

Агентство космического развития (SDA) запрашивает отраслевые исследования о потенциальных возможностях «Железного купола для Америки»

12 февраля SDA опубликовала запрос с призывом предоставить «исполнительные резюме» от поставщиков, заинтересованных в проведении 60-дневных исследований, направленных на использование PWSA и других возможностей в «Железном куполе для Америки» — масштабных усилиях по улучшению защиты Соединённых Штатов от современных ракетных угроз противника. Указ Трампа о возможностях, изданный 27 января, предусматривает модернизированную многоуровневую противоракетную оборону, которая будет в значительной степени опираться на космические системы, включая PWSA.

Согласно тендеру, SDA заинтересована в резюме «новых архитектурных концепций, систем, технологий и возможностей» для ускорения будущих траншей PWSA или создания новых уровней возможностей, которые будут отвечать другим возникающим требованиям.

«SDA запрашивает резюме для изучения и предоставления рекомендаций по архитектуре «Железный купол для Америки». Эти исследования послужат основой концепций такой архитектуры и того, какой вклад может внести PWSA», — говорится в документе.

Трамп поручил министру обороны Питу Хегсету разработать стратегию, которая включает в себя «эталонную архитектуру, требования, основанные на возможностях и план реализации», которую нужно представить президенту к 28 марта.

В то время как директива призывает к разработке новых перехватчиков космического базирования, она также настаивает на ускорении текущих усилий, включая «разработку и развёртывание более позднего хранения космической архитектуры Proflorrated Warfighter», говорится в поручении.

PWSA представляет собой запланированную мегагруппировку, состоящую из сотен спутников, размещённых на низкой околоземной орбите, с транспортным слоем для ретрансляции данных и коммуникационных полезных нагрузок и уровнем слежения за ракетным предупреждением и датчиками слежения. Программу возглавляет SDA, которая намерена запускать спутники каждые два года «траншами».

Указ Трампа даёт агентству зеленый свет на разработку и развертывание уровня хранения в архитектуре PWSA. В то время как датчики слежения сосредоточены на обнаружении потенциальных ракетных угроз для обеспечения раннего предупреждения, уровень слежения поддерживает непрерывное наблюдение за конкретными целями для противоракетной обороны «слева от пуска».

Некоторые текущие проекты агентства уже включают разработку функций для опеки, такие как экспериментальная программа Fire-control On Orbit-support-to-the-war fighter (FOO Fighter) и вариант Gamma транспортного уровня Tranche 2 от SDA. Но новый призыв к отрасли идёт ещё дальше, запрашивая «возможности для ускорения технически зрелых и новых феноменологий до уровня хранения и отслеживания PWSA».

Тендер также направлен на получение информации о способах быстрого включения гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения (HBTSS) в уровень слежения PWSA, имея в виду датчики, развёрнутые на созвездии демонстрационных спутников, разработанных Агентством противоракетной обороны, которые были запущены в 2024 году.

С тех пор SDA решила использовать те же типы датчиков, которые используют камеры высокой точности со средним полем зрения, подходящие для отправки данных о целеуказании перехватчикам, в некоторых из своих полезных нагрузок на уровне слежения.

Между тем, в январе MDA опубликовала свой собственный запрос на информацию, в котором аналогичным образом запрашивала отзывы отрасли о том, как она может внести свой вклад в «Железный купол для Америки». В документе отрасль должна была предоставить подробную информацию о «новых возможностях системного уровня, обновлениях существующих возможностей или новых концепциях операций по всей цепочке уничтожения», которые могут быть поставлены или продемонстрированы в течение двухлетних периодов, начиная с конца 2026 года.

RFI MDA указывает на направления усилий, изложенные в указе Трампа, включая ускорение и развертывание HBTSS. Однако не уточняется, будет ли это означать последующую программу по вводу группировки в эксплуатацию или разработку новых камер со средним полем зрения, которые будут развёрнуты на других спутниках.

Во время слушаний в сенатском комитете по вооружённым силам 13 февраля глава Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) и генерал Северного командования США Грегори Гийо подчеркнул, что HBTSS является ключевой системой для точного слежения за гиперзвуковыми ракетами.

«У нас уже есть некоторые возможности, которые могут обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, но их довольно легко отследить из-за баллистического профиля», — сказал Гийо. «В то время как гиперзвуковые ракеты одновременно манёвренны и намного быстрее, поэтому получение космических возможностей для обнаружения и отслеживания тех, которые могут в конечном итоге привести к механизмам поражения, является обязательным».

В призыве SDA к промышленности также обозначены шесть других потенциальных тем для 60-дневного исследования:

— возможности высокоточного моделирования, симуляции и анализа;

— оптимизация транспортного слоя PWSA в обеспечении противоракетной обороны;

— анализ цепочки поставок;

— космическая и наземная архитектура;

— обработка данных датчиков на орбите, слияние мультисенсорных треков и распространение с малой задержкой;

— программные решения для обеспечения автономной работы спутников.

Согласно тендеру, агентство рассматривает возможность привлечения нескольких поставщиков для проведения исследований и «настоятельно рекомендует» подавать заявки не позднее 28 февраля.

Комплексная политика НАТО в области противовоздушной и противоракетной обороны

Министрами обороны стран НАТО на их встрече 13 февраля 2025 года в Брюсселе одобрена Комплексная политика НАТО в области противовоздушной и противоракетной обороны.

В ней сказано: «Воздушная сфера становится всё более спорной. Противники и равные соперники стремятся бросить вызов НАТО, в том числе путем более согласованного использования датчиков, систем командования, управления, связи и информации и передовых тактических решений. Они приобретают или разрабатывают новые системы, от большого количества небольших, несложных беспилотных авиационных систем (БАС) до ракет большей дальности и более сложных ракет.

В этом контексте НАТО продолжает предпринимать все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы её комплексная противовоздушная и противоракетная оборона (ПРОВО) была согласованной, устойчивой и адаптируемой к меняющейся обстановке в области безопасности».

«Международная ракетная программа НАТО включает в себя все меры, способствующие сдерживанию любой воздушной и ракетной угрозы, а также сводящие на нет или снижающие их эффективность».

«Комплексная политика устанавливает стратегические рамки для ПВО НАТО, включая цели и принципы, лежащие в основе усилий Североатлантического союза по сдерживанию и обороне от всех воздушных и ракетных угроз, с точки зрения подхода «360 градусов», для укрепления потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза и сохранения суверенитета и территориальной целостности всех союзников».

В документе сказано: «Россия представляет собой самую значительную и прямую угрозу безопасности стран НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе, а терроризм во всех его формах и проявлениях — самую значительную прямую асимметричную угрозу безопасности наших граждан, международному миру и процветанию. Несмотря на то, что эти две основные угрозы различны по своей природе, необходимо иметь возможность противостоять как стратегическим схемам и операциям России, так и стратегическим схемам и циклу операций террористических групп и организаций. Россия разрабатывает, развёртывает и использует многочисленные передовые воздушные и ракетные средства, а также наносит залповые удары со всех азимутов и на всех высотах и скоростях, начиная от небольших беспилотных летательных аппаратов и заканчивая крылатыми, баллистическими и гиперзвуковыми ракетами.

Помимо двух основных угроз, распространение баллистических ракет, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов всех типов создаёт угрозы евроатлантической безопасности, при этом всё большее число государственных и негосударственных субъектов обладают, разрабатывают или приобретают военно-воздушные и ракетные потенциалы, которые могут достичь НАТО».

НАТО также внимательно следит за всеми государственными или негосударственными субъектами, обладающими воздушными и ракетными потенциалами, способными достичь евроатлантического региона, а также за такими странами, как Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран и Китайская Народная Республика, которые участвуют в поддержке оборонно-промышленной базы России в этой области, тем самым становясь решающими посредниками в войне России против Украины. Это усилит угрозу, которую Россия представляет для своих соседей и евроатлантической безопасности.

Являясь частью Объединённой воздушной мощи, IAMD НАТО является важнейшим компонентом сдерживания и обороны НАТО, включающим в себя все меры по содействию защите и обороне наших сил, территории и населения от всего спектра воздушных и ракетных угроз. Как указано в Стратегической концепции, противоракетная оборона является частью соответствующего комплекса сил и средств сдерживания и обороны НАТО».

«Противоракетная оборонительная программа НАТО носит оборонительный характер и соответствует подходу НАТО «360 градусов». Спектр угроз ПРО НАТО включает в себя все объекты, которые, по оценкам, способны подвергать опасности Североатлантический союз с воздуха, с любого направления, с любой скоростью и высотой, начиная от малых, низко- и медленнолетящих БАС и заканчивая всеми типами крылатых и баллистических ракет, включая гиперзвуковые».

«Многодоменный подход и оперативная совместимость: НАТО применяет многодоменный подход к IAMD, который объединяет силы и средства из различных областей (наземной, воздушной, морской, космической и кибернетической). В этом контексте оперативная совместимость является важнейшим аспектом для обеспечения беспрепятственной интеграции и координации с союзниками и между ними их систем противовоздушной и противоракетной обороны и структур командования и управления посредством стандартизации доктрин, практики, процедур, протоколов связи и механизмов координации.

Скорость и гибкость: Скорость и гибкость имеют решающее значение для поддержания надёжной и эффективной противовоздушной и противоракетной обороны в сегодняшней быстро меняющейся обстановке угроз. Быстрое развёртывание и передислокация позволяют быстро обнаруживать, принимать решения и реагировать, что в конечном итоге повышает общую оборонительную позицию.

Адресное и гибкое реагирование: В целях постоянного обеспечения надлежащего уровня готовности и реагирования IAMD НАТО способна быстро и гибко управлять изменениями, основываясь на осведомлённости об обстановке, с целью обеспечения защиты ключевых элементов критической инфраструктуры и активов НАТО. Таким образом, международная оборона НАТО является адаптируемой и может меняться по мере изменения динамики обстановки в сфере безопасности.

Наступательные операции: они являются составной частью всеобъемлющей конструкции противовоздушной и противоракетной обороны и имеют решающее значение для поддержания индивидуального и гибкого подхода к воздушным и ракетным угрозам, и предназначены для оказания сдерживающего эффекта, а также для нейтрализации или уменьшения последствий воздушного или ракетного нападения.

Устойчивость и живучесть: Признавая потенциал противников в стремлении нарушить или ослабить IAMD НАТО с помощью кинетических и некинетических средств (кибератаки, электромагнитная война), архитектура Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО (NATINAMDS) разрабатывается с учётом принципа устойчивости по замыслу, чтобы обеспечить непрерывность операций в условиях сбоев. Живучесть достигается за счёт присущих элементам NATINAMDS возможностей самообороны и/или эффективных процедур защиты, дезинформации и контроля воздушного пространства.

Координация: международная оборона НАТО требует создания соответствующих функций связи и координации между политическими и военными органами внутри Североатлантического союза, общей структурой командования и сил, а также, по мере необходимости, с другими гражданскими органами власти/ведомствами.

Непрерывная адаптация: IAMD НАТО постоянно адаптируется к меняющимся угрозам и будущим вызовам и событиям посредством постоянной оценки и уточнения концепций, планов, процедур и технологий.

Международная противовоздушная оборона НАТО включает четыре функциональные области: воздушное наблюдение, управление боем, командование, управление, связь и информация, активная противовоздушная и противоракетная оборона, а также пассивная противовоздушная и противоракетная оборона. Эффективная координация и интеграция между этими функциональными областями имеют важное значение для бесшовной и всеобъемлющей позиции IAMD с целью достижения эффектов «отсутствия воздействия» и/или «отсутствия последствий».

Фактически, эта Комплексная политика НАТО и есть основа для создания «Железного купола для Америки» и её союзников.

* Лицо, внесённое в России в перечень экстремистов и террористов

ИсточникЗавтра
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...