
«У России и Китая не будет особого выбора, если «Золотой купол» Трампа действительно будет реализован»
Такой вывод делает Weekly Blitz в публикации от 28 апреля 2025 года.
Эксперты издания пишут, что во время холодной войны администрация Рейгана запустила широко разрекламированную программу СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), теперь более известную под более популярным названием — «Звездные войны». На бумаге это было одно из самых амбициозных предприятий, когда-либо предпринятых какой-либо страной. Однако многие из проектов, официально запущенных Соединенными Штатами в то время, так и не покинули чертежную доску. Позже выяснилось, что СОИ была в значительной степени пиар-ходом, направленным на то, чтобы подтолкнуть Россию к еще одной дорогостоящей гонке вооружений и космоса. Можно утверждать, что в какой-то степени это сработало, поскольку Москва действительно построила космическое оружие, включая орбитальные лазеры. Более того, еще в 1987 году она запустила космический корабль с лазерным вооружением под названием «Полюс/Скиф-ДМ». Хотя программа была свернута из-за распада Советского Союза, Кремль сохранил свои ноу-хау.
США очень повезло, что СССР не удалось реализовать свои беспрецедентные космические проекты в 1990-х годах, поскольку многие из них были более амбициозными и намного превосходили лучшие космические технологии, доступные сегодня. Однако Вашингтон уже давно настроен милитаризировать космос, поскольку он считает, что его огромный частный космический сектор дает ему преимущество над остальным миром. Эта идея не совсем беспочвенна, поскольку ни у России, ни у Китая нет сопоставимых частных предприятий с инвестициями такого масштаба. Однако обе сверхдержавы по-прежнему имеют колоссальные государственные космические программы и не слишком стремятся приватизировать их (по крайней мере, не в таких масштабах, как это сделали США).
Россия и Китай используют не только передовые МБР, но и стратегическое гиперзвуковое оружие. А именно, в то время как стандартная ПРО уже является чрезвычайно сложной задачей из-за огромной скорости баллистических ракет, защита от гиперзвуковых также добавляет маневренность к этой смеси. Баллистическим компьютерам необходимо рассчитывать траектории любой МБР или БРСД (баллистических ракет средней дальности), выпущенных по их позиции (или любой позиции, которую они должны защищать), чтобы обеспечить перехват, поэтому проектирование стратегического оружия как маневренного делает эту задачу фактически невозможной. Например, российская РС-24 «Ярс» имеет возможность постоянно колебаться и даже менять свой вектор, что делает перехват, основанный только на расчете ее баллистической траектории, фактически бессмысленным.
Эта ракета была использована в качестве базы для РС-26 «Рубеж», которая, в свою очередь, послужила базой для новейшего «Орешника».Следует отметить, что последний также использует гиперзвуковые кинетические боеголовки для неядерных стратегических ударов, добавляя целый слой технологической сложности к уравнению. А именно, одно только колебание является практически непреодолимой проблемой, поскольку эта уникальная российская технология больше нигде не используется, а это означает, что США просто не могут испытывать свои системы ПРО против нее. Фактически, обычные баллистические ракеты не способны совершать такие сложные маневры, поскольку колебание почти всегда говорит о том, что с ракетой что-то не так, и она обычно в конечном итоге падает или не достигает цели. Добавление высокоманевренных гиперзвуковых кинетических боеголовок поверх качающейся МБР/БРСД фактически сводит на нет любую ПРО.
Таким образом, возникает очевидный вопрос — зачем США строят этот разрекламированный «Золотой купол»? Сообщения в американских СМИ предполагают, что милитаризация космоса — это конечная цель.
«Трамп хочет «денуклеаризацию» и «Золотой купол». Он не может иметь и то, и другое»
Такой вывод делают эксперты Фонда Карнеги* Селия Макдауэлл и Анкид Панда на страницах Бюллетеня учёных- атомщиков 29 апреля 2025 года.
Они пишут: «Хотя стремление к большей и лучшей противоракетной обороне может показаться в принципе безвредным и, возможно, даже желательным для американцев, обеспокоенных внутренней безопасностью, «Золотой купол» Трампа, скорее всего, станет растопкой для гонки вооружений, которая неизбежно столкнется с его заявленным желанием «денуклеаризации». Президент США, в конечном счете, не может работать над миром с меньшим количеством ядерного оружия, расширяя при этом внутреннюю противоракетную оборону. Ему придется выбирать».
«После Холодной войны Соединенные Штаты установили ограниченную оборону против атак со стороны так называемых «государств-изгоев», в частности Северной Кореи и Ирана. Этот подход явно исключал поиск всеобъемлющей обороны против России и Китая. Учитывая их большие ядерные арсеналы, Соединенные Штаты полагались на сдерживание для защиты от нападения этих противников — позиция, принятая как Байденом, так и первой администрацией Трампа. Ни одна администрация США — даже администрация Рейгана, известная своей мечтой о противоракетной обороне «Звездных войн», — никогда не формулировала стремления к противоракетной обороне в таком широком смысле, как это было предложено указом Трампа «Золотой купол», который направлен на сдерживание и защиту от «любого иностранного воздушного нападения на Родину».
Стратегические последствия. Десятилетиями широкие устремления, стоящие за противоракетной обороной США, оставались неизменными на периферии именно из-за давно признанной важности условия взаимной уязвимости среди ядерных стран-партнеров. В новой многополярной ядерной среде, в которой Китай продолжает расширять свой ядерный арсенал, кажется особенно неразумным резко нарушать стратегический баланс масштабной программой противоракетной обороны.
Ядерное сдерживание между странами с примерно сопоставимыми возможностями наиболее стабильно при двух условиях: во-первых, каждая из них должна обладать ядерными арсеналами, которые достаточно живучи, чтобы поддерживать гарантированную способность наносить неприемлемый ущерб даже после ядерной атаки. Во-вторых, их противники должны понимать, что такое состояние преобладает — и что попытки избежать этого состояния взаимной уязвимости будут бесполезны.
Планы администрации Трампа по «Золотому куполу» — намеренно или нет — сведут на нет эти два принципа, которые поколения американских ядерных стратегов широко признали способствующими стабильности. Проецируя видение всеобъемлющей внутренней противоракетной обороны, администрация Трампа разжигает давние опасения в России и Китае, что Соединенные Штаты не стремятся к стабильности, а вместо этого пытаются полностью избежать уязвимости посредством обширных инвестиций в технологии противоракетной обороны.
В то время как Москва и Пекин предприняли шаги по изменению состава своих арсеналов, тот факт, что Соединенным Штатам необходимо идти в ногу — либо с большим количеством ядерного оружия, либо с новой противоракетной обороной — не следует принимать некритически. Если история ядерного века нам что-то и говорит, так это то, что противники будут искать способы обойти или противодействовать любым новым возможностям, которые разворачивают Соединенные Штаты. С Россией и Китаем гонка вооружений, скорее всего, будет включать приобретение более мощных ракет, которые могут обойти передовую противоракетную оборону США. Гонка вооружений также почти наверняка будет означать больше ракет и больше ложных целей, чтобы подавить новую противоракетную оборону США. И если все это не удастся, Россия и Китай все еще могут развернуть новые системы доставки, такие как подводные автономные ядерные торпеды того типа, которые Россия уже строит.
Инициатива «Золотой купол» появляется менее чем за год до истечения срока действия Нового СНВ, последнего оставшегося крупного двустороннего соглашения о контроле над ядерными вооружениями между Вашингтоном и Москвой. С 2010 года этот договор ограничивал ядерные арсеналы России и США, препятствуя гонке вооружений. Поскольку Новый СНВ подходит к концу, последствия потрясения стратегической стабильности амбициозной новой инициативой по противоракетной обороне, вероятно, будут крайне серьезными.
Вступив в должность, президент Трамп выразил оптимистичное предпочтение трехстороннему сокращению ядерных вооружений и сокращению расходов на оборону. Склонность Трампа к тому, что он назвал «денуклеаризацией», повторялась несколько раз с января 2025 года. Недавно он назвал ядерное оружие «большими монстрами» и заявил, что «было бы здорово, если бы мы все могли денуклеаризироваться». Говоря о России и Китае, Трамп сказал: «Нет причин для нас тратить почти 1 триллион долларов на военные нужды, нет причин для вас тратить 400 миллиардов долларов». Пока неизвестно, приведут ли эти заявления к контролю над вооружениями или сокращению военных расходов, но если смотреть правде в глаза, то «Золотой купол» сделает все, что напоминает успех в этой области, миражом.
«Золотой купол» Трампа в корне не соответствует склонности президента к денуклеаризации. Не только новые крупные инвестиции в противоракетную оборону — без сопутствующей им теории стратегической стабильности — в значительной степени затмят инициативы по сокращению расходов в других местах, но и гонка вооружений, которая может спровоцировать дальнейшие столкновения с желанием Трампа создать мир, свободный от ядерного оружия.
Всеобъемлющая система противоракетной обороны США может нарушить стратегическую ядерную стабильность. Она также будет способствовать гонке вооружений и ознаменует начало порочного, самоусиливающегося цикла действия-реакции».
Комитеты по вооруженным силам Конгресса и Сената США не жалеют средств на «Золотой купол»
Руководители комитетов по вооруженным силам Палаты представителей и Сената США представили 27 апреля 2025 года законопроект, который увеличит расходы Пентагона на 150 миллиардов долларов, при этом 25 миллиардов долларов будут выделены на новую инициативу по противоракетной обороне, известную как «Золотой купол».
Предложение, представленное председателем Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Майком Роджерсом и председателем Комитета по вооруженным силам Сената сенатором Роджером Уикером, увеличит общие расходы на оборону более чем 1 триллиона долларов в 2025 финансовом году в сочетании с уже утвержденным оборонным бюджетом в размере 886 миллиардов долларов.
«Наша оборонно-промышленная база ослабла. Сдерживание Америки терпит неудачу, и без инвестиций в нашу национальную оборону мы потеряем способность побеждать наших противников», — заявил Роджерс.
Инициатива «Золотой купол», созданная указом Белого дома, направлена на создание всеобъемлющего щита, защищающего Соединенные Штаты от баллистических, гиперзвуковых и современных крылатых ракет. Из $25 млрд, предложенных для программы, около $15 млрд пойдут на финансирование спутников, космических датчиков и перехватчиков, а также инфраструктуры запуска.
Пакет финансирования продвигается через законопроект о согласовании бюджета, который позволяет партии большинства принимать законопроект о расходах без угрозы обструкции в Сенате.
Законопроект финансирует 11 приоритетных направлений. Помимо противоракетной обороны, другие главные приоритеты включают судостроение, производство боеприпасов и программы по повышению боевой готовности и качества жизни. Финансирование начнет поступать, как только законопроект будет принят.
«Комитеты по вооруженным силам Палаты представителей и Сената разработали этот законопроект в тесном сотрудничестве с Белым домом с целью модернизации вооруженных сил Америки, обеспечения безопасности границ и укрепления национальной безопасности», — говорится в заявлении председателей комитетов.
Из 25 миллиардов долларов, выделенных на «Золотой купол», около 15 миллиардов долларов будут потрачены на спутники, датчики, инфраструктуру запуска и перехватчики:
2 миллиарда долларов на военные спутники с индикаторами движущихся воздушных целей;
500 миллионов долларов на национальную космическую инфраструктуру безопасности;
400 миллионов долларов на расширение многофункционального гиперзвукового испытательного стенда с расширенными возможностями;
5,6 млрд долларов на разработку космических и стартовых перехватчиков ракет;
2,4 млрд долларов на военные некинетические средства противоракетной обороны, такие как средства радиоэлектронной борьбы;
7,2 млрд долларов на разработку, закупку и интеграцию военных космических датчиков;
183 миллиона долларов на специальные программы Агентства по противоракетной обороне;
250 миллионов долларов на разработку и тестирование технологий направленной энергии;
300 миллионов долларов на секретные программы военного превосходства в космосе, курируемые Управлением стратегических возможностей.
Архитектура данных имеет первостепенное значение для успеха проекта «Золотой купол»
«Из всех задач разработки наиболее важным техническим препятствием в «Золотом куполе» будет архитектура данных. И из всех сотрудников, одним из самых важных будет главный специалист по данным (CDO), напрямую подчиняющийся директору программы, который будет иметь прямой контроль над общей архитектурой данных и сетью, а также ее реализацией на оборудовании «Золотого купола». В среде со значительно расширенным числом взаимодействий между датчиками и стрелками вероятность разрыва или слепой зоны безопасности возрастает экспоненциально — если поддерживающая архитектура данных не будет построена с учетом этого с первого дня».
Такой вывод содержится в статье в экспертов Space News (28.04.2025) Роба Гордона (главного технического директора Omni Federal) и генерал-лейтенанта в отставке Дэймона Фелтмана (прослужил в ВВС США более 30 лет, а потом руководил стратегическими инициативами для спутниковой коммуникационной сети в Агентстве по развитию космоса).
Авторы пишут, что текущие системы ПРО США нацелены на ограниченную угрозу — страны-изгои, такие как Северная Корея или Иран, — используя относительно небольшое количество спутников, радаров и перехватчиков. Внедрение новой системы потребует подрывных инноваций. «Золотой купол» нацелен на противодействие гораздо более широкому спектру угроз, включая гиперзвуковые, крылатые ракеты и другие современные воздушные атаки. Он стремится поражать ракеты до запуска и во время фазы разгона и быть очень устойчивым к противодействию противника, будь то кибер, радиочастотное или кинетическое. Это требует не только резкого увеличения количества и типов датчиков и стрелков, но и экспоненциального увеличения точек обработки и обмена данными.
«Золотой купол» будет генерировать огромный объем данных и представлять новые проблемы в установлении стандартов, проектировании безопасности и обеспечении управления. Наш текущий инструмент противоракетной обороны для управления данными, слияния и подхода к управлению и контролю построен вокруг системы управления и связи (C2BMC) Агентства по противоракетной обороне, которая работает в гораздо меньших масштабах, чем предлагаемый «Золотой купол». Как система точка-точка, она, вероятно, не сможет развиваться для удовлетворения потребностей Пентагона и вынуждает использовать подход «белой страницы».
По своей сути «Золотой купол» — это проблема данных, поэтому решение о создании и назначении CDO так важно. Если программа хочет надеяться на успешный запуск в кратчайшие сроки, CDO должен подчиняться непосредственно директору программы и иметь несколько ключевых обязанностей. К ним относятся полномочия по определению комплексной архитектуры данных, разработке надежной стратегии управления данными, внедрению стандартов безопасности и руководству интеграцией ИИ.
Датчики и стрелки должны будут работать вместе, подавать сигналы и передавать их друг другу, снабжать системы C2 и лиц, принимающих решения, работать как на больших, так и на малых расстояниях, прикрывать подходы выстрелов со всех направлений и предоставлять многоуровневые возможности. Данные, которые будут сгенерированы, сокращены, объединены, переданы и обработаны, будут иметь большое значение. Эффективные стратегии управления данными и проектирование сети с низкой задержкой имеют решающее значение для системы, чтобы определять угрозы. Добавление ИИ и машинного принятия решений будет иметь важное значение для работы со скоростью угрозы. Если архитектура данных не будет рассмотрена и проконтролирована на протяжении всего жизненного цикла «Золотого купола», пострадают совместимость компонентов, надежность системы и эффективность системы оружия.
Не менее важно, чтобы CDO был полностью независим от одного из главных разработчиков оборудования «Золотого купола» и не работал на него.
«Признание того, что ведущие специалисты отрасли не подходят для сложных задач системной инженерии и интеграции, не является беспрецедентным. Традиционные ведущие подрядчики из оборонной промышленной базы внесут изысканные аппаратные сенсорные и стрелковые технологии, но Минобороны должно устоять перед искушением обратиться в этот уголок промышленности за лидерством в области данных программы.«Золотой купол» — это программа, ориентированная на данные, и назначение CDO для разработки и контроля стратегии данных, пожалуй, самое важное действие, которое может предпринять Министерство обороны».
Космические силы США заключили контракт на увеличение мощности обработки спутниковых данных
Трехлетний контракт, объявленный 25 апреля 2025 года, был заключен компанией Astrotech в результате конкурса «Открытие коммерческих решений».
«Этот грант CSO на сумму 77,5 млн долларов США представляет собой государственно-частное партнерство по разделению затрат на крайне необходимую пусковую инфраструктуру для поддержки возросших потребностей как военной, так и коммерческой деятельности по запускам», — сказал полковник Дэн Хайлендер, директор по интеграции операций Исполнительного офиса Программы гарантированного доступа к космосу Командования космических систем.
Astrotech, дочерняя компания Lockheed Martin, базирующаяся в Тайтусвилле, штат Флорида, является основным поставщиком услуг по хранению полезной нагрузки и обработке спутниковых данных для космических аппаратов, прибывающих на Восточный и Западный пусковые полигоны перед стартом.
Компания располагает производственными мощностями за пределами Космического центра Кеннеди во Флориде, общая площадь которых составляет 110 000 квадратных футов, в то время как ее операции в Ванденберге в настоящее время охватывают около 40 000 квадратных футов.
Чиновники Космических сил определили, что объекты обработки спутников — где космические аппараты готовятся, тестируются и заправляются топливом перед интеграцией с ракетами-носителями — являются существенным узким местом в последние годы. В то время как поставщики услуг запуска увеличили свои возможности для проведения большего количества запусков ракет, ограниченная доступность безопасных объектов для подготовки спутников ограничила общий темп запуска.
Ситуация обострилась с ростом популярности совместных миссий, подобных тем, что проводит SpaceX, где несколько спутников разных организаций используют одну ракету. Каждый спутник требует особых процедур обработки и протоколов безопасности, что еще больше нагружает существующие инфраструктурные ресурсы.
Метеорологический спутник Космических сил США для военных планировщиков
Космические силы США заявили 24 апреля 2025 года, что их новейший метеорологический спутник уже введен в эксплуатацию и вскоре начнет собирать и передавать ключевые метеорологические данные военным планировщикам и операторам.
Спутник, созданный Ball Aerospace, является частью программы Space Force’s Weather Satellite Follow-on, или WSF-M. Космический аппарат был запущен более года назад и является первым шагом на пути к модернизации военной метеорологической группировки службы, которая находится на орбите уже 60 лет.
Полковник Роберт Дэвис, возглавляющий подразделение зондирования Командования космических систем, сообщил, что испытания спутника на орбите прошли более гладко, чем ожидалось службой.
«Принятие в эксплуатацию спутника WSF-M является важной вехой в усилиях Космических сил по переходу к более доступной, масштабируемой и устойчивой группировке метеорологических спутников», — сказал Дэвис.
Космические силы США находятся в процессе замены своей устаревшей группировки метеорологических спутников, а WSF-M и сопутствующая программа должны стать мостом к будущим возможностям. В рамках этой работы Космические силы рассматривают гибридную архитектуру, которая будет включать смесь меньших и менее дорогих спутников, коммерческих систем и государственных космических аппаратов.
Пока служба разрабатывает этот подход, ее нынешние возможности метеорологических спутников — Defense Meteorological Satellite Program, или DMSP — истекли, и, по прогнозам, в следующем году у них начнет заканчиваться топливо. Датчики DMSP могут измерять такие параметры, как влажность в атмосфере, облачность и осадки.
Пентагон более 20 лет пытался разработать замену DMSP. В 90-х годах он запустил Национальную полярно-орбитальную оперативную систему экологических спутников. Проект был отменен после неоднократных нарушений бюджета и графика. Законодатели отменили вторую попытку, Систему метеорологических спутников обороны, в 2012 году из-за неэффективного управления.
Текущий план Космических сил по расширению возможностей этих датчиков, пока они разрабатывают долгосрочную стратегию, заключается в разделении требований между двумя программами — WSF-M и Электрооптической метеорологической системой (EWS).
Спутники WSF-M смогут определять скорость ветра и интенсивность тропических штормов, а также определять глубину снега и почвы. Спутники EWS будут использовать электрооптические инфракрасные датчики для предоставления визуальных изображений облачного покрова и прогнозных данных для информирования военных миссий.
Космические силы планируют запустить второй спутник WSF-M в 2028 году. Они уже запустили кубсат EWS, созданный Orion Space Systems, и планируют запустить еще два космических аппарата EWS, созданных General Atomics, — один в этом году и второй в 2027 году.
*НКО, признанное иностранным агентом в РФ