
Во время недавнего военного парада в Китае на площади Тяньаньмэнь по случаю 80-летия Победы основное внимание международных наблюдателей привлекала огромная баллистическая ракета с надписью DF-5С. Не боясь обвинения в разглашении военной тайны, китайские эксперты сообщали иностранным коллегам, что радиус действия усовершенствованной ракеты составил 12 000 километров, и это позволяет доставить разделяющиеся боеголовки в любую точку Соединенных Штатов. Это послание из Пекина не требовало перевода на другие языки. Зато комментариев заслуживает само название чемпиона «огненных стрел», как переводится слово «хо цзянь» — ракета.
DF — это сокращение от Dong Feng, «Дун Фэн», то есть восточный ветер. Для китайцев это название имеет особое значение, непонятное большинству иностранцев. Оно отсылает к любимому выражению Мао Цзэдуна: «Ветер с Востока довлеет над ветром с Запада». Этот образ был использован Мао Цзэдуном в Москве 18 ноября 1957 года на Совещании представителей коммунистических и рабочих партий. Он тогда сказал: «Я считаю, что сейчас наступил новый переломный момент в международной обстановке. В мире сейчас дуют два ветра: ветер с Востока и ветер с Запада… Я считаю, что нынешняя обстановка характеризуется тем, что ветер с Востока довлеет над ветром с Запада, то есть тем, что силы социализма имеют подавляющий перевес над силами империализма».
Исторический оптимизм председателя Мао основывался на первых, но уже ощутимых успехах социалистического строительства, на крепких союзнических отношениях Китая с Советским Союзом, которые прошли испытания в Корейской войне (1950–1953 гг.) и в нескольких критических ситуациях в Тайваньском проливе. Этот же оптимизм подтолкнул его на эксперимент «Большого скачка», катастрофический провал которого сделал неизбежным всекитайский погром — «культурную революцию». Одной из любимых «кричалок» спущенных с цепи хунвейбинов стал лозунг про «ветер с Востока».
И сегодня могучая военная техника на площади Тяньаньмэнь сыграла роль той самой ракеты DF-5С с боеголовками для нескольких целей. Первая и самая главная — показать самим китайцам растущую мощь своей державы, способной ответить на любой вызов внешних сил. Поднебесную не удастся расстрелять из дальнобойных орудий, как это сделали англичане во времена опиумых войн (1840–1842 гг. и 1856–1860 гг.). Поднебесную не удастся порвать на лоскутные марионеточные «государства» и отхватить самые лакомые куски ее территории, как это сделали японцы в годы агрессивной войны (1931–1945 гг.). Поднебесная не станет защищать свои рубежи, посылая солдат с автоматами против танков, как это было в годы Корейской войны (1950–1953 гг.), которая официально называется «Война сопротивления американской агрессии и помощи Северной Корее».
В самом начале парада Победы машина с Си Цзиньпином сделала остановку перед тремя огромными красными стягами, неразличимыми для иностранцев. Первый — флаг КНР с большой золотой звездой и четырьмя поменьше. Второй — флаг Компартии Китая с золотыми серпом и молотом. Третий — флаг Народно-освободительной армии Китая с золотой звездой и иероглифами, которые означают две цифры: 1 и 8. 1 августа 1927 года была создана Красная армия коммунистов, и с тех пор, словами Мао Цзэдуна, «винтовка рождает власть». Си Цзиньпин молча вытянулся по стойке «смирно» перед тремя символами нынешней Поднебесной. В этот момент он соединил в себе сразу три ипостаси: Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель Военного Совета ЦК КПК. Это был мощный сигнал каждому из 1400 миллионов китайцев: Китайское государство может быть единым и могучим только под руководством Компартии и под защитой винтовки в ее руке.
Само собой разумеется, парад на Тяньаньмэнь отправил сигналы и соседям Поднебесной. Гиперзвуковые баллистические ракеты ядерной триады, новейшие БПЛА и средства борьбы с ними, роботы и космическое оружие. Друзья восприняли эти сигналы как свидетельство возросшей мощи Китая, все более важного и надежного стратегического партнера. Противники расценили демонстрацию мощи как доказательство готовности Пекина отстаивать интересы «острием против острия».
Мощным сигналом стало присутствие на трибуне Тяньаньмэнь президента России, главнокомандующего ее Вооруженными силами В.В. Путина. Вместе со стоящим рядом китайским лидером он в течение нескольких предыдущих дней одержал целый ряд политических и экономических побед стратегического масштаба. На саммите ШОС в Тяньцзине они продемонстрировали прочность отношений с Индией, еще одной ключевой державой организации. Они поддержали создание Банка ШОС, а также Комплексного центра противодействия угрозам и вызовам, ускорив структуризацию в областях финансов и обороны, которые испытывают наибольшее давление сил гегемонизма. Победоносные решения российский и китайский лидеры приняли также в Пекине накануне Дня Победы над Японией и парада на Тяньаньмэнь. Начало строительства газопровода «Сила Сибири-2» укрепляет финансовую стабильность России и ресурсную независимость Китая, еще теснее связывает две страны узами национальных интересов. Важное эмоциональное значение получило решение о безвизовом посещении КНР для граждан России.
Мощным аккордом стали саммит ШОС в Тяньцзине и принятые там прорывные решения, плодотворные переговоры и решения В. Путина и Си Цзиньпина в Пекине, участие двух десятков руководителей стран ШОС и готовых пополнить ряды этой организации в торжествах по случаю победы в китайско-японской войне и победоносного завершения Второй мировой войны. Этот аккорд услышали во всем мире. На Востоке планеты складывается альянс наций, уверенных в своих силах и стремящихся координировать свое стремление к процветанию и независимости с единомышленниками.
Вывод из всего увиденного очевиден: ветер с Востока крепнет и не боится столкнуться с ветром с Запада.