28 августа 2025 года, менее чем через две недели после саммита на Аляске, на сайте Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности Пентагона появилась новость: Госдеп США одобрил продажу Украине боеприпасов воздушного базирования на общую сумму около $825 млн. Новость утонула в инфопотоке о куда более значительных суммах финансовой «помощи». Между тем речь шла о закупке 3350 новых малогабаритных авиационных ракет ERAM (Extended Range Attack Munition) класса «воздух-поверхность». Была обозначена и цель — «…способствовать достижению целей внешней политики и национальной безопасности США путём повышения безопасности страны-партнёра, которая является движущей силой политической стабильности и экономического прогресса в Европе… и… повысить способность Украины противостоять текущим и будущим угрозам…».

За неделю до этого, 21 августа, Трамп оставил такой пост в соцсети Truth: «Очень трудно, если не невозможно, выиграть войну, не атакуя страну-агрессора. Это как отличная спортивная команда с фантастической защитой, которой не разрешают играть в нападении. Нет шансов на победу! Так же обстоит дело с Украиной и Россией…Джо Байден не позволял Украине ОТВЕЧАТЬ УДАРОМ, лишь ЗАЩИЩАТЬСЯ. Как это сработало?». Фактически президент США анонсировал удары американскими ракетами в глубину России.

Ракеты ERAM имеют массу боевой части 35 кг, скорость полёта — 0,6 Маха, отклонение боеприпаса от цели — не более 10 м в 50% случаев даже в условиях активного подавления спутникового сигнала. По сути, это дешёвый и массовый высокоточный авиационный дозвуковой боеприпас. Более 800 единиц планируется поставить Украине уже в октябре от минимум 4 фирм из США.

Реализуется и еще один проект ВВС США по оснащению массовым и относительно дешевым вооружением. На 2026 финансовый год планируется получить более 3000 единиц ракет FAMM, которые могут загружаться на специальные поддоны и сбрасываться в полёте с задней двери самолета C-130.

Оба типа массовых и дешевых ракет планируется ввести в оборот исходя из концепции Rapid Dragon, ранее представленной ВВС США и компанией Lockheed Martin. Предполагается, по сути, превращение обычного военно-транспортного самолёта в ракетоносец, в платформу для запуска крылатых ракет, сбрасываемых на специальных поддонах парашютным способом, что может оказаться «полезным, если США окажутся, например, в состоянии войны с Китаем или Россией». Для этой программы предусмотрено также использование и крылатых ракет AGM-158 JASSM-ER с дальностью полёта до 980 км. Проведены практические испытания со сбросом поддона c тремя макетами ракет и с боевой ракетой JASSM-ER, которая поразила назначенную цель.

Пикантность в том, что данная ракетная программа неприхотлива. Так, если стратегический бомбардировщик B-52H нуждается в железобетонной взлетно-посадочной полосе в 3 км длиной, то транспортный С-130 может взлетать с 900-метровой грунтовой дорожки. Ещё одно преимущество — скрытность. Крайне сложно отделить обыкновенный транспортник от транспортника-ракетоносца.

Все указанные выше ракетные системы относятся к системам малой, меньшей и средней дальности различного базирования.

Еще 28 июля 2023 года был дан комментарий «Нож к горлу». В нём особое внимание было уделено американскому ракетному комплексу наземного базирования Typhon. Он оснащается крылатыми ракетами Raytheon Tomahawk Block IV и V с неядерной боевой частью с дальностью полёта до 1800 км и многоцелевыми сверхзвуковыми квазибаллистическими ракетами Raytheon SM-6 Standard с дальностью полёта до 460 км (в перспективе гиперзвуковыми ракетами с дальностью полёта до 740 км). При этом ракеты SM-6 способны поражать как воздушные, так и наземные, и надводные цели. Это те самые комплексы, которые были как бы в рамках учений ввезены в мае 2024 года на Филиппины и обосновались там надолго. Это создало угрозу Китаю, но не России с учётом дальности поражения. Однако сейчас Typhon добрался до Японии и, вероятно, уже развернут в рамках американо-японских учений Resolute Dragon 25 (11-25 сентября) на военной базе США «Ивакуни». От «Ивакуни» до Владивостока по прямой около 1000 км. Так российский Дальний Восток попал в радиус поражения ракетами среднего радиуса действия. Планируется развернуть пять дивизионов этого ракетного комплекса.

Стоит вспомнить в этом контексте о том, что сказал В.В. Путин 21 февраля 2022 года, накануне начала СВО, о последствиях военного освоения США и НАТО территории Украины: «В случае размещения таких систем (ударных средств наземного базирования) на Украине они смогут поражать объекты на всей европейской территории России, а также за Уралом. Подлётное время до Москвы крылатых ракет «Томагавк» составит менее 35 минут, баллистических ракет из района Харькова — 7–8 минут, а гиперзвуковых ударных средств — 4–5 минут. Это называется «нож к горлу».

Все это не игры взрослых мужчин. Есть намерения и потенциалы. Было время, когда оппоненты акцентировали добрые намерения, которые словно бы нейтрализуют потенциалы. Это время давно прошло. Жесткие слова сегодня опережают потенциалы, которые неумолимо подтягиваются к заявленным угрозам. Давно озвучен облик «стратегической многосферной операции НАТО». Она предполагает на первом этапе нанесение по России превентивного обезоруживающего удара обычным и ядерным оружием с целью выведения из строя 60% ядерных средств. На втором этапе предполагается отражение силами натовской ПРО ядерного ответного удара России оставшимися 40% ядерных средств (см. подробнее комментарий «Опять ракеты. Среднего радиуса…» от 10 июля 2024 года).

Упомянутые программы разработки, производства и закупок дешевых массовых высокоточных боеприпасов, пригодных для запуска не только с боевых самолетов, но и транспортных, являются признаками подготовки к внезапному обезоруживающему удару по России, в том числе с территории Украины. Дроновое противостояние последних месяцев показало резко возросшее значение создания перегрузки систем ПВО/ПРО ложными целями и дешевыми массовыми боеприпасами. Проекты Blackbeard GL, ERAM и Rapid Dragon — все из этой категории.

Можно добавить и риски атак изнутри России. Такие примеры множатся. Один из самых опасных примеров последних месяцев — удары украинскими дронами-камикадзе по пяти аэродромам стратегической авиации 1 июня (см. подробнее комментарий «Удар: обезоруживающий и снова внезапный?» от 2 июня).

Дело не сводится к ракетам и дронам. Отдельного рассмотрения заслуживает фактор мигрантов. Пример «Крокуса» кровав и красноречив. Представим на мгновение, что «крокусы» одновременно вспыхнут во всех 12 городах-миллионниках России? И свяжем эту гипотезу с хронической нехваткой кадров в МВД России. 5 марта на расширенном заседании коллегии ведомства министр внутренних дел В.А. Колокольцев сообщил, что общее количество вакантных должностей в МВД за год увеличилось более чем на 33 тыс. и превысило 172 тыс. Некомплект аттестованного состава в ППС составил 31,4%, в уголовном розыске — 23,9%, в органах предварительного следствия — 22,7%, в подразделениях по контролю за оборотом наркотиков — 24,7%. Так уже в ХХ веке разворачивались потрясения в России: с одной стороны — наплыв гостей в обе столицы, с другой — дефицит кадров правопорядка. Сегодня очевидно, что даже в вопросах ядерного сдерживания следует отойти от устаревших шаблонов. Если непосредственная агрессия НАТО против России — не только фигура речи у многих европейских вождей, то разве трудно представить, что она вполне может стартовать с беспорядков, терактов, диверсий в мигрантском исполнении с целью создания общего хаоса и дестабилизации всей системы госуправления? В Европе нечто подобное пока в относительно вегетарианском виде уже в порядке вещей, но для России блюдо может быть комплексным, подкреплённым извне натовскими ударами высокоточным оружием.

Особое внимание следует обратить и на «украинский козырь» в рукаве НАТО. Ранее европейские чиновники рассуждали о подготовке к войне с Россией к 2030 году. Однако после 1 июня 2025 года соблазн использовать Украину в многосферной операции НАТО явно возрос. До 2030 года киевский режим может и не сохранить требующийся военный потенциал. Поэтому сроки прямой агрессии против России, скорее всего, сдвинут на 2027-2028 годы. Вбросы на эту тему множатся.

Дополняя картину «потенциалов», вспомним о базах ПРО Aegis Ashore в Польше (Редзиково) и в Румынии (Девеселу). На каждой из них — по 24 пусковые установки Mk41, способных применять и противоракеты, и крылатые ракеты Tomahawk. Вспомним, что реактивные системы залпового огня M142 HIMARS и M270 MLRS активно перевооружаются с ракет ATACMS с дальностью полёта до 300-310 км на ракеты PrSM (Precision Strike Missile) с дальностью полёта от 500 км до 700-800 км (в перспективе — до 1000 км и более).

Эти ракеты стоят на вооружении многих стран НАТО. Поставлены они и Украине. Польша намерена закупить 512 (!) пусковых установок M142 HIMARS. В меньшем объеме они будут поставляться Литве, Латвии и Эстонии. Финляндия располагает 24 комплексами РСЗО M270 MLRS, которые в настоящее время модернизируются до уровня M270A2. Это позволит вести огонь двумя типами ракет с дальностью полёта 150 км и более 500 км. Все эти страны имеют границу с Россией, та же Финляндия — протяжённостью 1324 км. Расстояние от финской границы до Санкт-Петербурга — 150 км.

Обстановка еще драматичнее. США разрабатывают для пусковых установок M142 HIMARS и М270 MLRS гиперзвуковую ракету. Первая поставка в оперативные подразделения запланирована на 2028 год. Заявленные максимальная дальность полёта — свыше 1000 км, максимальная скорость — более 5 Махов. Фактически речь идёт о массовом высокоточном гиперзвуковом боеприпасе наземного базирования для большой войны.

Для полноты картины учтем, что ожидается поступление на вооружение Сухопутных войск США перспективного гиперзвукового ракетного комплекса наземного базирования Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW) Dark Eagle. Его заявленные характеристики: максимальная скорость — более 5 Махов, максимальная дальность поражения — более 2775 км. Это твёрдотопливная баллистическая ракета средней дальности с гиперзвуковым планирующим боевым блоком. Пока в обычном оснащении.

10 июля 2024 года было опубликовано совместное заявление правительств США и ФРГ. В нем сообщалось, что Вашингтон приступит «к эпизодическому развёртыванию дальнобойных средств поражения в Германии в 2026 году в рамках планирования постоянного размещения этих средств в будущем». Был указан и перечень систем: SM-6, Tomahawk и «разрабатываемое гиперзвуковое оружие». Очевидно, что речь шла о комплексах MRC Typhon, MK 70 MOD 1 и LRHW Dark Eagle. Проблема заключается лишь в способности произвести данные ракетные системы в нужном количестве, а LRHW Dark Eagle разработать до конца и запустить в производство. А «намерения» озвучены достаточно конкретно. Их важно иметь в виду, чтобы не столкнуться вновь с «сюрпризами», например, от Трампа.

ИсточникТелеграм
Александр Агеев
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...