Владимир Овчинский: Дьявол в обличье Дика Чейни

3 ноября 2025 года на 84 – ом году жизни умер Дик Чейни. По мнению «Вашингтон Пост» (вражье сми), он был самым влиятельным вице–президентом в истории США.

46-й вице-президент, занимавший пост вместе с президентом-республиканцем Джорджем Бушем-младшим в течение двух сроков с 2001 по 2009 год, на протяжении десятилетий был влиятельной и противоречивой фигурой в Вашингтоне.

Чейни, язвительный глава аппарата Белого дома и министр обороны, делал головокружительную карьеру в корпоративном мире, когда Джордж Буш-младший поручил ему проверку потенциальных кандидатов на пост вице-президента. В итоге Чейни сам принял присягу в качестве второго человека при неопытном новоиспечённом президенте, пришедшем в Овальный кабинет после спорных выборов.

Утром 11 сентября 2001 года Чейни находился в Белом доме, а президент за городом. Когда второй угнанный самолет врезался в Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, он сказал, что «стал другим человеком, решившим отомстить за организованные «Аль-Каидой»* атаки и укрепить влияние США на всем Ближнем Востоке с помощью неоконсервативной доктрины смены режима и превентивной войны».

«Изменившийся человек»

Из бункера глубоко под Белым домом Чейни перешёл в режим кризиса, руководя реакцией охваченной горем страны, внезапно впавшей в войну. Он отдал чрезвычайный приказ, разрешающий сбивать любые захваченные авиалайнеры, если они направлялись в Белый дом или здание Капитолия США. Для многих его частые отъезды в «неустановленные» места за пределами Вашингтона, чтобы сохранить президентскую цепочку преемственности, укрепляли его образ всемогущей фигуры, ведущей тайную войну из тени. Его агрессивный взгляд на страну, столкнувшуюся с серьёзными угрозами, не были исключением в то время, особенно в травматичный период, включающий рассылки сибирской язвы и снайперские перестрелки в окрестностях Вашингтона, округ Колумбия, которые усиливали чувство общественного страха, хотя и не были связаны с 11 сентября.

Теракты 11 сентября положили начало войне США в Афганистане с целью свержения Талибана, укрывавшего «Аль-Каиду», хотя лидеру этой террористической группировки Усаме бен Ладену удалось бежать. Вскоре Чейни начал агитировать за расширение американской операции на Ирак и его лидера Саддама Хусейна, чьи войска он помог вытеснить из Кувейта во время первой войны в Персидском заливе, будучи главой Пентагона при президенте Джордже Буше-старшем.

Агрессивные предупреждения вице-президента о предполагаемых программах Ирака по созданию оружия массового уничтожения, предполагаемых связях с «Аль-Каидой» и намерении снабдить террористов смертоносным оружием для нападения на США сыграли огромную роль в подготовке вторжения США в Ирак в 2003 году.

Доклады Конгресса и другие послевоенные расследования впоследствии показали, что Чейни и другие представители администрации преувеличивали, искажали или некорректно представляли ложные разведданные о программах создания оружия массового уничтожения, которыми Ирак, как выяснилось, не обладал. Одно из самых печально известных утверждений Чейни о том, что главный угонщик самолётов 11 сентября Мохамед Атта встречался с представителями иракской разведки в Праге, так и не было подтверждено, в том числе независимой комиссией по расследованию терактов 11 сентября.

Однако в 2005 году Чейни настаивал, что он и другие высокопоставленные чиновники действовали на основании «наилучших имеющихся на тот момент разведданных».

Признавая, что недостатки разведданных очевидны, оглядываясь назад, он настаивает, что любые утверждения о том, что данные были «искажены, раздуты или сфабрикованы», являются «совершенно ложными».

Конфликты в Ираке и Афганистане также вели США по тёмному юридическому и нравственному пути, включая «усиленные допросы» подозреваемых в терроризме, которые критики называли пытками. Но Чейни, находившийся в центре всех аспектов глобальной войны с терроризмом, настаивал на том, что такие методы, как пытка водой, совершенно приемлемы.

Чейни также открыто выступал за содержание подозреваемых в терроризме без суда в тюрьме Гуантанамо на Кубе — практика, которую критики в стране и за рубежом называли оскорблением основных американских ценностей.

Помимо морального упадка и человеческих потерь, вызванных зарубежными военными авантюрами Америки, существует и долгосрочный экономический ущерб от войн, которые Чейни так горячо пропагандировал. Согласно проекту «Цена войны» Университета Брауна, после 11 сентября 2001 года конфликты обошлись Соединённым Штатам в 8 триллионов долларов.

Решения, допущенные после 11 сентября, в которых сыграл свою роль Чейни, можно связать с ростом популярности ИГИЛ*, постоянной нестабильностью на Ближнем Востоке, миграционным кризисом и непосильным бременем задолженности (38 триллионов долларов США и эта цифра продолжает расти), которое нависло над экономикой США.

Никаких сожалений

Чейни стал символом крайностей антитеррористических кампаний, фатально ложных предпосылок и плохого планирования, превративших изначально успешное вторжение в Ирак в кровавую трясину. Он покинул свой пост, подвергшись критике со стороны демократов, с рейтингом одобрения в 31%, согласно данным исследовательского центра Pew.

До конца своей жизни Чейни не выражал сожалений, будучи уверенным, что он просто сделал то, что было необходимо в ответ на беспрецедентное нападение на материковую часть США, в результате которого погибло около 3000 человек и которое привело к почти двум десятилетиям внешних войн, разделивших страну и изменивших ее политику.

«Я бы сделал это снова через минуту», — сказал Чейни, когда в 2014 году ему представили доклад сенатского комитета по разведке, в котором говорилось, что усовершенствованные методы допроса являются жестокими и неэффективными и наносят ущерб репутации США в глазах мира.

Агрессивная антитеррористическая политика Чейни соответствовала его личной доктрине, оправдывавшей чрезвычайные президентские полномочия при ограниченном надзоре со стороны Конгресса.

Это соответствовало его убеждению в том, что полномочия исполнительной власти были ошибочно подорваны после войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала, приведшего к отставке его первого начальника, президента Ричарда Никсона.

«Коцепция поменялась»

Однако в последние годы своей жизни Чейни проявил себя как яростный критик человека, чьё представление о полномочиях президента было ещё более широким, чем у него самого, – Трампа. Чейни поддержал Трампа в 2016 году, несмотря на критику внешней политики Буша-Чейни и превращения партии Рейгана в популистскую, националистическую Республиканскую партию. Но окончание первого президентского срока, когда его отказ признать поражение на выборах 2020 года привёл к восстанию 6 января, побудило Чейни выступить публично, что было редкостью.

Тем временем дочь бывшего вице-президента, тогдашний представитель от Вайоминга Лиз Чейни, пожертвовала многообещающей карьерой в Республиканской партии, чтобы противостоять Трампу после его попытки отменить президентские выборы 2020 года и восстания в Капитолии США 6 января 2021 года. В рекламе безуспешной кампании своей дочери по отражению первичного вызова со стороны кандидата, поддерживающего Трампа, в 2022 году Дик Чейни, которого к тому времени редко видели на публике, посмотрел прямо в камеру из-под широкополой ковбойской шляпы и высказал необычайно прямое послание.

«За 246 лет истории нашей страны не было человека, который представлял бы большую угрозу для нашей республики, чем Дональд Трамп», — заявил Чейни.

Путь к власти

Ричард Брюс Чейни родился 30 января 1941 года в Линкольне, штат Небраска. Живя в небольшом горном городке Каспер, штат Вайоминг, он познакомился со своей школьной любовью и будущей женой Линн Винсент. Чейни поступил в Йельский университет на стипендию, но ему было трудно вписаться в коллектив и поддерживать хорошую успеваемость. По его собственному признанию, его оттуда выгнали.

Он вернулся в Уэст, чтобы работать на линиях электропередач, и дважды был арестован за вождение в нетрезвом виде. Переломным моментом для Чейни стал ультиматум от Линн, которая «чётко дала понять, что не заинтересована в браке с линейным монтёром округа», — рассказал он журналистам. «Я взялся за дело и взялся за дело. Решил, что пора что-то сделать», — рассказал он журналу.

Чейни вернулся к учебе и получил степени бакалавра и магистра политологии в Университете Вайоминга. Пара поженилась в 1964 году.

Дональд Рамсфелд назначил Чейни заместителем главы аппарата Белого дома при президенте Джеральде Форде, а затем, в 1975 году, он сменил на этом посту своего наставника и близкого друга, когда Рамсфелд ушёл на пост министра обороны. Чейни сыграл ключевую роль в возрождении их партнёрства в 2001 году, вернув Рамсфелда из политической пустыни в Пентагон.

В 1978 году Чейни был избран на единственное место в Палате представителей США от Вайоминга. Чейни прослужил шесть сроков, став партийным организатором меньшинства в Палате представителей, и продемонстрировал очень консервативные результаты голосования.

В 1989 году президент Джордж Буш-старший, работавший вместе с Чейни в администрации Форда, назначил его министром обороны, назвав «надёжным другом и советником». Сенат утвердил его кандидатуру 92 голосами «за» и 0 «против».

На посту главы Пентагона Чейни руководил вторжением США в Панаму в 1989 году и операцией «Буря в пустыне» в 1991 году по вытеснению иракских войск из Кувейта.

После работы министром обороны Чейни в течение короткого времени рассматривал возможность баллотироваться на пост президента в ходе предвыборной кампании 1996 года, но отказался от этой идеи.

Во время президентства Клинтона Чейни присоединился к нефтяной компании Halliburton Co., базирующейся в Далласе, в качестве генерального директора.

Когда младший Буш решил баллотироваться на пост вице-президента, Чейни был выбран в качестве руководителя поиска кандидатом от Республиканской партии кандидата на пост вице-президента и, первоначально отказавшись от этой работы, в итоге был включен в список Республиканской партии.

Чейни привнёс знания и опыт в те области, где критики жаловались на слабость Буша. Будучи бывшим губернатором Техаса, Буш не имел опыта выборов в Вашингтоне и не обладал значительным военным и внешнеполитическим опытом по сравнению с Чейни.

В начале президентства Буша Чейни возглавлял целевую группу по разработке энергетической политики администрации и стремился сохранить ее отчеты в тайне. Борьба эта продолжалась весь первый срок Буша и дошла до Верховного суда США.

В 2006 году произошел один из самых печально известных моментов в его личной жизни, который добавил к его седой легенде случай, когда Чейни случайно выстрелил дробью в лицо своему партнеру по охоте, причинив сравнительно легкие ранения.

Проблемы со здоровьем

Проблемы со здоровьем у Чейни начались в 1978 году, когда в возрасте 37 лет он перенёс свой первый сердечный приступ, баллотируясь в Конгресс. Ещё три приступа случились в 1984, 1988 и ноябре 2000 года, всего через несколько дней после пересчёта президентских выборов во Флориде, в результате которого победу одержал Буш.

Чейни тогда заявил, что будет «первым, кто уйдёт в отставку», если узнает, что не сможет выполнять свои обязанности, и что у него уже есть заявление об отставке на случай, если его признают недееспособным.Чейни прослужил оба срока при Буше, присутствуя на инаугурации Барака Обамы в январе 2009 года в инвалидной коляске.

Через год после пятого сердечного приступа в 2010 году Чейни установили сердечный насос, который поддерживал работу органа до трансплантации в 2012 году.

Жизнь после Белого дома

Покинув пост, Чейни вернулся к частной жизни, написав две книги мемуаров: один — о своей личной и политической карьере, а другой — о борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также книгу, написанную в соавторстве с дочерью Лиз.

Он стал одним из самых ярых критиков президента Барака Обамы, строившего свою предвыборную кампанию на обещаниях положить конец войнам и другим переменам, которые он назвал провальной политикой администрации Буша-Чейни.

Чейни вместе со своей женой и семьей смотрят на бюст бывшего вице-президента после его открытия в Зале освобождения в Капитолии 3 декабря 2015 года.

В последующие годы Чейни продолжал критиковать Трампа и даже поддержал тогдашнего вице-президента Камалу Харрис, демократку и оппонента Трампа на президентских выборах 2024 года.

***

По мнению большинства международных исследователей событий 11 сентября 2001 года, Чейни остается главным подозреваемым в организации этого заговора со стороны руководителей США.

Автор данной статьи на 20 – летие этих событий обобщил основные факты заговора (см.: Владимир Овчинский. Конспирология 11 сентября. «Завтра», 11.09. 2021; см. также статью Тьери Мейсана «Сегодня все подтверждает правоту Тьерри Мейсана» от 02.11.2021 на сайте Voltairenet.org и статью «Вице-президент США Дик Чейни: человек, который подстроил теракты 11 сентября 2001 года?» на сайте Проект «Мягкая сила», 2025 г.).

*террористические организации, запрещённые в РФ

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...