ТРОЯНСКИЙ КОНЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Георгий Малинецкий

— Судя по творению Гомера, жители Трои очень пожалели, что втащили в город деревянного коня, оставленного данайцами. От города вскоре остались развалины. История повторяется. ЕГЭ сыграл роль троянского коня и для средней школы, и для высшей школы России. По данным социологов, более половины российских школьников прибегают у услугам репетиторов. В большинстве школ 11-й класс сводится к натаскиванию на ЕГЭ.

Предметы, которые не надо сдавать, игнорируются, а домашние задания ребята предпочитают делать не те, которые задают школьные учителя, а те, которые велят репетиторы. Мы перешли от индустриальной страны с одной из лучших в мире систем образования (бесплатной и качественной), к Средневековью, в котором большинство школьников и их родителей ищут "своего", "надежного", "заветного" репетитора. Сравнение зарплат школьных учителей и преподавателей ВУЗов с гонорарами репетиторов (от 500р/час до 5000р/час) показывает, что вторые начинают и выигрывают.

ЕГЭ привел к глубокому кризису высшей школы — если раньше вузы сами отбирали выпускников, из которых они могли подготовить специалистов, то теперь университеты оказались в положении бань или парикмахерских, обязанных обслужить любого клиента, который предъявит им бумажку о сдаче ЕГЭ, честно заработанную или просто купленную. Отчислить тех, кто "не тянет" тоже нельзя — по нормам Минобра тогда надо увольнять и преподавателей. Как-то на моих глазах выпускник подавал документы на 45 специальностей, понимая, что такой талант, как он, нужен всем. Сейчас разрешенное число вузов сократили, но сути это не изменило. Профориентации по-прежнему нет. Университеты оказались сплошь и рядом заполнены случайными людьми, которым не очень важно, заниматься пивоварением или мыловарением, и которые, скорее всего, пополнят ряды офисного планктона.

ЕГЭ тесно связан с количеством бюджетных мест, а значит и государственным планированием выпуска специалистов, которое у нас пока поставлено из рук вон плохо. Поэтому вузы разводят руками — из того, что им прислали подготовить специалистов невозможно. А законодатели вносят в Государственную Думу законопроект, чтобы разрешить гастарбайтерам водить самолеты на российских авиалиниях.

Помнится, на вопрос, сколько людей у него работает в центральном офисе, один олигарх ответил — примерно половина. Похожий разговор у меня состоялся с заведующим кафедрой одного престижного московского медицинского вуза: — Сколько людей у вас учится в группах — Обычно двое, а в сильных группах даже трое — А что же будут делать остальные?! — Продавать медикаменты — это гораздо выгоднее. И жизнь наших близких может оказаться в руках таких "врачей" …

Естественно было бы поручить отбирать будущих студентов тем, кто будет их готовить, а потом спрашивать с них за результаты. Весь мир идет к децентрализации, к сетевым структурам, в то время как мы поручаем важное дело централизованной химере, рожденной фантазией мыслителей из ВШЭ и Минобра.

Говорят, что от выдающихся государственных деятелей в истории остается одно дело и одна фраза.

Вероятно, от бывшего министра А.А.Фурсенко в качестве дела историки будут вспоминать настойчивое и беспощадное внедрение ЕГЭ в российскую школу, а в качестве фразы следующий его афоризм: "…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других". Блестяще сказано!

По материалам Литературной газеты

ПОДЕЛИТЬСЯ
Георгий Малинецкий
Малинецкий Георгий Геннадьевич (р. 1956 г.) ― российский математик, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша. Профессор, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Ленинского комсомола (1985) и премии Правительства Российской Федерации в области образования (2002). Вице-президент Нанотехнологического общества России. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...