СОВРЕМЕННЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЕЙ

Доклад доктора экономических наук Александра Гапоненко 24 февраля в ИДК

24 ноября в ИДК прошёл семинар, посвященный проблеме использования в России современных западных технологий управления обществом. С докладомвыступил доктор экономических наук, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко (Латвия). Публикуем текст доклада, доработанного автором с учётом обсуждения.

Введение

В 2000 году в ответ на внешнее политическое и социальное давление геополитических конкурентов, включавшее в себя и инициирование в стране вооруженных этнических конфликтов, высшая российская политическая элита приняла решение начать строительство единой нации. Несколько лет спустя, под воздействием тех же негативных внешних факторов, ею было принято решение приступить к восстановлению собственной цивилизационной общности. По различным нами здесь не рассматриваемым причинам оба эти стратегические решения не были соответствующим образом сформулированы и не стали основой для проведения мобилизации всего российского правящего класса. Адекватные организационно-управленческие структуры созданы не были. Не были выделены и достаточные ресурсы для реализации принятых решений. В результате строительство нации в России идет крайне медленно, путем проб и ошибок, а существенно ослабить внешнее давление на страну и ее потенциальных союзников так и не удалось.

В значительной степени, низкая эффективность предпринятых управленческих действий объясняется распространенностью среди российских властных элит представлений о том, что современное общество не нуждается в механизмах централизованного социального регулирования, в единой национальной идеологии. Представления эти были искуственно навязаны американцами росийскому обществу еще в период разрушениями СССР и до сих пор ими активно поддерживаются.

Между тем, сами американские элиты успешно используют социальные технологии как для укрепления единства своей нации и цивилизации, так и для ослабления конкурентов. Общественного внимания этому факту уделяется совершенно недостаточно. В связи с этим, автор в настоящем докладе пытается описать общие рамки применения американцами современных социальных технологий управления обществом и определить возможности их использования российскими правящими элитами.

1.0. Социальный процесс: ключевые понятия

Для правильной постановки проблемы применения социальных технологий необходимо сначала уточнить используемый понятийный аппарат. Благодаря разработкам таких советских и российских ученых-обществоведов, как А.Дугин, А.Зиновьев, С.Кара-Мурза, В.Лисичкин, Н.Нарочницкая, О.Платонов, И.Панарин, Г.Почепцов, Ю.Нетесин, М.Калашников, Ю.Дроздов, можно составить общую систему понятий, описывающих социальный процесс и инструменты управления им. Эта система может быть дополнена достаточно глубокими концепциями англосаксонских исследователей, рассматривающих многие частные социальные проблемы. Достаточно назвать имена А.Смита, Р.Бенедикта, Р.Брубакера, Э.Хоксбаума, С.Хантингтона, З.Бжезинского, А.Тойнби. Все эти работы позволяют сформулировать следующий набор ключевых понятий.

Социальный процесс есть процесс трудового воздействия человека на самого себя или на другого человека с помощью специфических материальных и информационных «средств труда» — социальной техники и социальных инструментов. Результатом этого воздействия является развитие способностей человека к активной целесообразной деятельности.

В социальном процессе принимают участие многие индивиды, которые связаны между собой отношениями разделения и кооперации труда. Развитие трудовых и материальных факторов производства, способностей человека ведет к последовательному развитию общественных форм социального процесса. В качестве исходных, органических по своей природе, форм социального процесса можно выявить род, племя, семью; в качестве более сложных, институциональных — народность, народ и нацию.

Институциональные формы социального воспроизводства возникают под воздействием социальных институтов – обособленных групп людей, связанных между собой отношениями разделения и кооперации труда и совместно применяющих сложные материальные и информационные средства оказания воздействия на других людей. Внешне эффект деятельности социальных институтов проявляется как производимая ими социальная услуга.

Социальными институтами являются церковь, школа, университет, музей, библиотека, театр, галлерея, филармония, газета, журнал, радио, телевидение и т.д. Каждый из этих институтов с помощью своих специфических средств и способов воздействия формирует определенные человеческие свойства.

Отличительной особенностью такой формы социального бытия, как нация, является то, что ее формируют социальные институты, основаные на действиях машинных систем, то есть своеобразные социальные фабрики. Таковыми социальными фабриками являются газеты, кино, радио, телевидение и т.д.

Для обеспечения деятельности социальных институтов требуется их регулярное снабжение материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами, равно как и распростанение производимых ими услуг. Совокупность средств внешнего обеспечения деятельности социальных институтов можно, опять-таки достаточно условно, определить как социальные механизмы.

Совокупность целей (идей), ценностей, трудовых приемов, инструментов и техники, которые используются в рамках социальных институтов для формирования социальных общностей, равно как и внешних механизмов обеспечения деятельности этих институтов, можно, также используя образное выражение, определить как социальные технологии.

Одной из важнейших функций социальных инстутитов является формирование из обособленных индивидов социальной общности. Осуществляют они эту функцию посредством формулирования общих целей, придания им формы ценностей и убеждения индивидов в необходимости совместных действовий в соответствии с этими ценностями. Другими словами, социальные институты, помимо всего прочего, вырабатывают общую для всех идеологию и формирмируют с ее попощью единое общественное сознание.

Основные функции формирования способностей людей выполняют священники, учителя, преподаватели, писатели, артисты, музыканты, художники, журналисты, телеведущие, режиссеры, ученые-обществоведы. Все успешно действующие представители этих профессий образуют социальную элиту. Именно социальная элита применяет социальные технологии в процессе формирования социальных общностей.

Для выполнения своих функций социальные элиты должны получать материальные ресурсы от элит экономических и силовую поддержку от элит политических. Это требует выстраивания определенных внутриэлитных взаимоотношений, а также установления определенных общих взаимоотношений элит с массами населения. Конфликт элит или их отрыв от масс может привести к тому, что важнейшие социальные фунции не будут реализовывается и социальная общность перестанет воспроизводиться.

В мире идет постоянная конкурентная борьба между отдельными нациями за ресурсы развития. Те нации, которые создают более развитые социальные институты и вырабатывают более привлекательные духовные ценности, интегрируют в свой состав чужие народы и народности. В том случае, когда доминирующая нация включает чужие народы и народности непосредственно в состав своего государства, возникают такие составные социальные образования, как империи. В том случае, когда существует социальное доминирование одной нации над другими народами, народностями и даже нациями, но последние сохраняют свою политическую самостоятельность, возникают такие составные социальные общности, как цивилизации. Цивилизации также конкурируют между собой за возможность включения в свой состав инородных социальных образований.

Конкурентная борьба между отдельными нациями и цивилизациями включает в себя и действия по разрушению или недопущению развития духовных ценностей чужеродных социальных образований, по усилению социальных и национальных противоречий в их среде. Осуществляются эти действия с помощью специально разрабатываемых социальных технологий.

2.0. Современные американские теории, институты, инструменты и механизмы национального и цивилизационного строительства

2.1. Предпосылки качетвенного скачка в развитии американских

технологий управления обществом в 70-е годы ХХ века

Американская нация начала формироваться в середине XIX века на основе духовных ценностей белых англосаксонских поселенцев протестанского вероисповедания. Эти переселенцы создали высокоэффективную социальную систему «плавильного этнического котла», с помощью которой длительное время успешно осуществляли формирование единой американской нации из крайне разнородного в этническом и расовом отношении населения США. Эта система включала в себя «американские ценности», распространяемые через церковь, школы, прессу, радио, Голливуд, действенную эмиграционную политику, механизм «перемешивания» населения в ходе трудовой миграции и ряд других важных элементов.

В 70-е гг. ХХ века в результате роста самосознания и радикализации отдельных расовых и этнических групп в США возник целый ряд острых социальных конфликтов. Разрешить эти конфликты силовыми методами не удавалось, и правящая элита стала интенсивно искать новые технологии воздействия на общество.

В теоретическом и организационном плане помочь американской элите найти правильные решения возникших проблем помогли серьезные социальные наработки, сделанные учеными и менеджерами в сфере политики и бизнеса. Среди этих наработок важнейшими были: маркетинговые технологии, которые позволяли управлять поведением людей в процессе выбора, приобретения и потребления товаров (услуг); технологии управления персоналом, обеспечивающие контроль за деятельностью людей в сфере трудовых отношений; технологии publicrelations, позволявшие развивать у людей позитивное отношение к отдельным фирмам и политическим институтам; коммуникативные технологии, которые давали возможность управлять всеми видами поведения людей через распространение средствами массовых коммуникаций определенных наборов знаков и образов.

В рассматриваемый период в США происходило также бурное развитие систем массовых коммуникаций. К газетам, кино, радио, добавилось телевидение, попкультура, вычислительные машины, технологии сбора, обработки, хранения и передачи информациии, которые, в совокупности, предоставили новые технические возможности для управления поведением масс населения.

Следует отметить также тот факт, что сами американские элиты всегда были хорошо восприимчивы к перспективным идеям, легко включали в свой состав новых людей, которые выполняли важные социальные функции. Делали они это через разветвленную систему открытых и закрытых элитных организаций, позволявших достаточно свободно осуществлять внутренние коммуникации, мобилизовать в случае необходимости значительные средства.

Во внешнеполитической сфере перед американцами весь послевоеный период стояла задача обеспечения эффективного социального контроля над союзниками в рамках созданного ими PaxAmerica, а также задача поиска нового социального оружия для ведения идеологической войны с СССР и всей социалистической системой.

В этих обстоятельствах американские элиты и начали предпринимать интенсивные усилия по созданию новых социальных технологий. Рассмотрим подробнее их действия и полученные результаты.

2.2. Англосаксонские теории строительства нации и цивилизации

С 70-х гг. ХХ века американской, а точнее англосаксонской, обществоведческой школой было начато, и по настоящее время продолжается, интенсивное осмысление процессов национального и цивилизационного строительства. За это время разработано достаточно большое количество новых теорий и учений. Уровень всех этих разработок достаточно высок, хотя тематика их часто недостаточно точно очерчена и дублируется. Все разработки имеют острую практическую направленность. В исследованиях социальной проблематики принимает участие очень большое число американских и английских ученых. Они читают курсы во всех ведущих университетах, которые готовят элиту, привлекаются для консультаций. Исследователи объединены в профессиональные ассоциации, регулярно публикуют статьи и книги, проводят семинары и конференции. Вся эта научная деятельность хорошо финансируется, постоянно находится в кругу интересов властей.

Отметим наиболее важные американские теории и учения, на базе которых идет разработка современных технологий управления обществом.

Теорию строительства нации (Nation Building Theory) разрабатывают Seymour Lipse, Karl Deutsch, Lucian Pye, Reinhard Bendix, Anderson Benedict, Carolyn Stephenson, Robert Brubaker, Charles Tilly, Walker Connor, Tom Nairn, Ernest Gellner, Eric Hobsbaum, Anthony Smith, Rasma Karklins, а также ряд других исследователей. В рамках этой теории следует выделить группу примордиалистов, исходящих из представлений о том, что нации есть продукт развития естественных, прежде всего семейгых и родовых связей, и группу конструктивистов, которые полагают, что нация есть продукт человеческого конструирования. Конструктивистский подход оказался наиболее плодотворным и позволил дать описание содержания и этапов процесса строительства нации, действующих в этом процессе субъектов, используемых последними инструментов и приемов. Здесь же рассматриваются вопросы социальной интеграции этнических меньшинств. Значительное внимание в рамках этой теории уделяется изучению истории национального строительства в различных странах. В отношении каждой из этих стран накоплены общирные фактические базы данных, которые позволяют достаточно точно оценивать и прогнозировать развитие процессов национального строительства и управлять ими. Степень понимания американскими учеными национальных процессов в современной России и во всех постсоветских странах представляется намного более глубокой, чем степень их понимания российскими учеными.

В качестве лишь одного из примеров полученых теоретических результатов отметим выявление важнейщих инструментов национального строительства. В качестве таковых были определены: национальный флаг, герб, гимн, цвет, животное (растение), праздники, монументы, мифы, пантеон героев, язык, религия, денежные знаки, узнаваемые национальные фирмы и торговые бренды. Исследователями отмечалось, что разрабатывают и применяют эти инструменты элиты, которые с их помощью оказывают воздействие на массы. Элиты же создают необходимые для применения этих инструментов социальные институты.

Фактический материал по отдельным народам, нациям и расам собирался, а затем подвергался осмыслению также в рамках этнических и расовых учений (Ethnic and Racial Studies). В США, в первую очередь, изучается характер взаимоотношений между неграми, латинос, азиатами, индейцами и белыми. В качестве второстепенных исследуются отдельные этносы, которые еще не растворились в американском «плавильном котле». По данной проблематике следует отметить работы CollierThomas, B. Turner, J. Moore, R. B. Chan Sucheng, Helen Zia. В этих работах даются хорошие исторические, междисциплинарные описания, делаются сравнительные исследования, обрабатываются результаты целевых социологических опросов.

Теории национального строительства и расово-этнические учения тесно увязаны по своей тематике с теорией этнических конфликтов (Ethnic conflict theory) и теорией управления этническими конфликтами (Ethnic Conflict Regulation Theory). В них описываются содержание и формы протекания национальных (расовых) конфликтов, влияющие на их развитие факторы, анализируются стороны конфликтов, их цели, стадии, способы разрешения конфликтов применительно к различным этносам, расам и цивилизациям. Соответственно, выявляются способы смягчения и обострения конфликтов, определяются наиболее эффективные механизмы управления ими. Авторами определяется роль элит и масс в национальных конфликтах, выявляются инструменты национальной мобилизации. Наиболее известными исследователями, пишущими по данной проблематике являются Donald Horowitz, Anthony Smith, Jean Piaget, Benedict Anderson, Max Gluckman, John Rex, Lewis A. Coser, Randall Collins, Johan Galtung, John Paul Lederach.

По своему содержанию к рассматриваемой группе концепций принадлежит и теория социальных технологий (Social Technology Theory). В ее разработке изначально приняли участие Olaf Helmer, Bernice Brown, Theodore Gordon. Они определили социальные технологии как способы применения социальных знаний для управления обществом. Исследователями были выделены собственно социальные процедуры (Social Software) и материальные средства воздействия на людей в процессе коммуникаций (Social Hardware). Сфера применения социальных технологий анализировалась ими применительно к публичному (человеческие права и государственная политика) и частному (корпорации) секторам.

Помимо теорий, описывающих национальные процессы, англосаксами разрабатывалются теория цивилизаций (Theory of Civilization) итеория конфликта цивилизаций(Clash of Civilization). Традиционно проблемы цивилизаций входили в круг интересов таких историков и культурологов, как Arnold J.Toynbee, Joseph Tainter и др., которые занимались накапливанием и упорядочиванием большого фактологического материала по составным социальным образованиям. Однако с 90-х гг. ХХ века Samuel P. Huntington, Robert D. Kaplan, Zbignev Bzezinsky и их последователи в своих исследованиях стали делать акцент на конкурентной борьбе между цивилизациями. Они постулировали, что в основе конфликта наций и цивилизаций лежат несовместимые между собой религиозные и культурные ценности. В публикациях этих ученых дается описание структуры цивилизацаций, роль отдельных наций в них, исследуются способы борьбы цивилизаций между собой, степень вовлеченности в эту борьбу «центральных» и «переферийных» наций, а также этапы развития цивилизационных конфликтов. Все выводы делаются на основе анализа большого фактологического материала, имеют острую практическую направленность.

В 90-е гг. ХХ века американкие ученые сформулировали совокупность принципов и методов управления другими нациями в рамках глобальной Американской цивилизации, которые получили название теории «мягкой силы» (Soft Power Theory). В разработке этих принципов и методов принимали участие такие ученые, как Joseph Nye, Steven Lukes, Matthew Fraser и ряд других. «Мягкая сила» есть способ воздействия на правящие элиты чужих наций путем прямого манипулирования поведением подчиненых им масс. Техническую возможность манипулирования предоставляют средства массовой информации, которые приобрели в настоящее время транснациональный характер, а потому оказались неподконтрольными национальным правительствам. В качестве прямых агентов действия в политике «мягкой силы» выступают неправительственные организации, которые создают информационные поводы и задают нужное содержание сообщениям национальных и международных масс медиа. Для повышения эффективности внешнего воздействия в рамках рассматриваемой политики предпринимаются меры по разрушению традиционных ценностей населения стран — объектов социальной агрессии, проводится дискредитация их символов и героев, развенчиваются национальные мифы и т.д.. Политика «мягкой силы» применяется в координации с традиционной политикой «жесткой силы», то есть применением войск, дипломатическим давлением, подкупом, шантажом и т.д.

В последние десятилетия в рамках англосаксонской традиции происходит бурное развитие учений об элитах (Elites Studies).Суть этих учений заключается в уточнении структуры правящего класса, выделении в его составе ключевых игроков – элит, выявлении характера распределения власти между отдельными группами элит. Здесь же рассматриваются проблемы комплектования элит, характер взаимодействия элит с контрэлитами, с массами, определяются способы получения и делегирования властных полномочий, возможности создания препятствий для осуществления власти. Часть разработок посвящена вопросам регулирования взаимоотношений внутри элиты, построению элитных организаций, в том числе носящих закрытый характер, выработке специального инструментария воздействия элит на массы. Формулируемые учеными-элитологами рекомендации позволяют американцам предпринимать эффективные шаги по укреплению своей собственной и ослаблению конкурирующих наций, построению мировой правящей элиты, занятию в ее составе доминирующего положения. Среди ведущих разработчиков теории элит следует отметить такие имена, как Floyd Hunter, Robert D. Putnam, Thomas R. Dye, David Lane, Alex Motil.

Отдельно необходимо выделить появившиеся только в 2000-е гг., теоретические разработки, связанные с вопросами ведения информационных войн (Information Warfare). Они первоначально имели чисто военно-прикладное назначение, но затем стали использоваться и в практике борьбы с другими нациями в мирное время. Суть этой теории заключается в определении принципов подготовки и распространения информации, способной вызвать нарушения в системе управления обществом конкурента. Авторами подобного рода разработок являются James Adams, Edward Waltz, John Arquilla , David Ronfeldt, Thomas Rid, Daniel Ventre и большое количество других исследователей.

2.3. Современные американские технологии национального

строительства и некоторые результаты их применения

Практическое применение разработанных обществоведами теорий для нужд национального строительства стало возможным после того, как американские элиты пошли на создание широкого набора необходимых для этого социальных институтов, инструментов и механизмов, включили в свои ряды ведущих представителей новой социальной элиты и выделили очень значительные финансовые ресурсы для приведение всего этого инструментария в действие.

В 70-80-е гг. ХХ века в США была перенаправлена деятельность старых и создано большое число новых социльных институтов, занимающихся вопросами формирования общественного сознания. Центральную роль среди них стали играть общественные (неправительственные) организации. Эти организации с помощью небольшого штата профессионалов координировали деятельность большого числа добровольцев и реализовывали проекты по укреплению национального единства. Проекты реализовывались под лозунгом борьбы за создание гражданского общества, защиты прав индивидов, отдельных этнических и расовых групп и т.д. Неправительственные организации получали финансирование от благотворительных фондов и частных лиц. Государством были созданы льготные условия для работы этих фондов, введены налоговые льготы для тех, кто жертвовал на благотворительные цели, а в обществе была создана атмосфера поощрения филантропии. Государство взяло на себя функции финансирования «инфраструктурных» проектов –проведение научно-исследовательских работ, социологических опросов, публикацию части литературы, создание фильмов патриотического содержания, а также поддерживало СМИ, вносящие вклад в решение национальных и расовых проблем.

Работа всех созданных американскими элитами социальных институтов осуществлялась на основе широкого использования возможностей новейших средств массовых коммуникаций. Внутри США была создана действенная система информационного управления поведением населения. Она включала в себя распространение печатной, кино, видео, аудио продукции, выступления популярных американских музыкантов, формирование новостного потока, национальную систему сбора, хранения, анализа и управления информацией. Специально следут отметить использование возможностей Интернета. Доминирование американских производителей программных продуктов и провайдеров (Google, Yaxoo и др.) позвоило формировать в мировой паутине содержание наиболее важных информационных потоков и направлять поведение как отдельных потребителей информации, так и коллективов объединенных в социальные сети.

В качестве частного, но очень важного примера полученных результатов отметим создание качественного набора инструментов формирования национальной идентичности. Американские элиты воспитали уважительное отношение масс своего населения к национальному флагу, гербу, гимну, монументам (статуя Свободы, здание Капитолия, Арлинтонгское кладбище и др). Эти символы дополняют повсеместно используемые знаки доллара, наиболее известные товарные и фирменные брэнды (CocaCola, McDonalds, Ford, IBM и др.). Были определены и широко отмечаются национальные праздники (День независимости, День Благодарения и др.). Созданы и поддерживаются национальные мифы (об Отцах — основателях нации, демократии, американском образе жизни и др.). Постоянно пополняется пантеон национальных героев. Нормы отношения к национальным символам, праздникам, мифам утверждаются самими элитами, постоянно тиражируются через церковь, школы, университеты, средста массой информации. Следования этим нормам требуют от всех, кто претендует на получение американского гражданства.

Другой показательный пример. С помощью новых социальных технологий правящим элитам удалось преодолеть расовую и национальную дискриминацию, которая еще 40 лет тому назад угрожала целостности американского общества. Массовое движение чернокожих за свои права удалось расчленить и погасить, лидеры этого движения были интегрированы в состав элиты, либо дискредитированы. Убитый за свою активную правозащитную деятельность лидер негритянского движения Мартин Лютер Кинг был посмертно включен в состав галлереи национальных героев. Удалось добиться значительного ослабления влияние мусульманства в негритянской среде, которое до этого претендовало на роль альтернативной идеологии. В период острого экономического кризиса, в немалой степени для ослабления расового и этнического напряжения внутри американского общества, президентом США был избран чернокожий американец Барак Обама. Тот факт, что за него проголосовала очень значительная масса белого населения страны, также свидетельствует о высокой степени консолидированности американских элит и действенности применяемых ими технологий управления обществом.

2.4.Современные американские технологии цивилизационного

строительства: пример разрушения СССР

В середине 80-х гг. ХХ века американкие элиты стали применять разработанные ими социальные технологии для решения вопросов укрепления PaxAmericana. Взамен государственных ими были созданы международные общественные организации занявшиеся распространением американского влияния за рубежом. Эти же функции стали выполнять формально самостоятельные неправительственные организации, учрежденные в других странах. Основным механизмом управления всеми этими организациями стало предоставление им небольших грантов на реализацию целевых программ распространения американского идеологического влияния. Распределяли гранты на конкурсных началах независимые благотворительные фонды. Основными формами работы стало проведение знаковых мероприятий и освещение их в СМИ, организация бесплатной учебы и стажировок будущих фигур влияния в США. Создаваемые неправительственными организациями информационные сообщения тиражировались подконтрольными американцам международные и национальные СМИ.

Деятельность всех непрапвительственных организаций методически поддерживалась американскими исследовательскими центрами (ThinkTanks). Последние готовили также практические рекомендации для американских правящих элит.

Наиболее успешным опытом применения американскими элитами социальных технологий за рубежом явилось разрушение СССР как ядра конкурирующей Советской цивилизации. Суть проведенной операции свелась к тому, что основополагающие советские духовные ценности (социальное равенство, коллективизм, ориентация на духовные ценнос