Фото: newsprom.ru

Очередные тюменские Губернаторские чтения удивили тем, что на них предоставили слово выходцу из консервативного политического лагеря. В выступлении гостя даже прозвучало имя Сергея Глазьева.

Трибуна традиционных чтений принадлежала течению, известному как «либералы». Вероятно, его доминирование было вызвано тем фактом, что бессменный модератор чтений Святослав Каспэ представляет Высшую школу экономики. А она считается одним из главных центров либеральной экономической мысли в России. Поэтому в зале, где проходят чтения, привыкли к голосам Даниила Дондурея, Валерия Фадеева, Константина Симонова, Натальи Зубаревич. Изредка можно было услышать «центристов» вроде Георгия Клейнера, но оппонентов неоклассической школы — никогда.

И вот 7 декабря случилось неожиданное. Гостем чтений стал профессор Российского университета дружбы народов, востоковед с 45-летним стажем Юрий Тавровский, являющийся не просто одним из авторов газеты «Завтра», но и постоянным членом Изборского клуба. Последний создан как антипод объединяющего системных либералов Валдайского клуба, и вобрал в себя таких публицистов и общественных деятелей, как Александр Проханов, Жорес Алферов, Михаил Делягин, Максим Калашников, Андрей Кобяков, Георгий Малинецкий, Захар Прилепин, Андрей Фурсов, Михаил Хазин и других.

Эта группа придерживается идей государственной опеки в экономике, национализма в политике и более тесного сотрудничества с Азией в международных отношениях.

Представитель Изборского клуба был выбран как раз для того, чтобы прочитать на Губернаторских чтениях лекцию «Куда подует ветер с Востока?». Впрочем, для раскрытия темы необязательно было обращаться к выходцу из консервативного лагеря. Ведь самый популярный в российской блоогосфере эксперт по Юго-Восточной Азии Алексей Богословский (kosarex) является как раз либералом (или, на худой конец, «центристом»). Поэтому допуск на трибуну оппонента либеральной школы можно расценивать как начало определенного рода перемен с неизвестной пока финальной точкой. Ну что же, тем интереснее было сравнить трактовку происходящего в Китае со стороны российского «почвенника» и «государственника» Тавровского с выводами вольнодумца Богословского.

По мнению Богословского, вставший у руля Поднебесной в 2011 году новый «кормчий» Си Цзиньпин выполняет роль китайского Горбачева. Если у последнего советского лидера была политика «нового мышления», то у председателя Си — «новая норма». Так же, как группа Андропова-Горбачева использовала для борьбы со столпами предыдущего режима (Юрия Чурбанова, Николая Щелокова, Шарафа Рашидова) обвинения в коррупции, данный инструмент для устранения своих соперников широко применяется Си Цзиньпином. Особенно показательны репрессии в отношении автора «Чунцинского эксперимента», вожака «новых левых» Бо Силая. Наконец, сенсационное прошлогоднее торможение китайской экономики Богословский объясняет рукотворными причинами. Если конкретнее, то решением Си направить инвестиционные ресурсы страны в карманы западных спекулянтов, решивших заработать на создании «пузыря» на Шанхайской бирже. Власти потратили в тот момент $200 миллиардов долларов на бессмысленное во всех отношениях поддержание курса акций.

$200 миллиардов долларов — это сколько? Это десятая часть ВВП России. Такой приз китайские руководители вручили биржевым спекулянтам, которые взвинтили цены на акции, а затем решили вывести деньги на Запад. Любопытно, что весь период правления Си Цзиньпина сопровождается худшими показателями роста экономики китайского Дракона, если вести отсчёт с 2000 года. Поэтому Богословский считает, что чем скорее земляки Конфуция избавятся от Си, тем меньше проблем у них возникнет в самые ближайшие годы.

По выступлению Юрия Тавровского получалось, что аналогии между Си и Горбачевым вполне имеют право на существование. Святослав Каспэ даже не удержался и озвучил одну из них. И лектор не нашел, чем ее парировать. И чем дольше он говорил, тем больше усиливалось это впечатление.

 

С одной стороны, Си Цзиньпин делает много красивых жестов и говорит массу правильных слов. Например, встречается с Владимиром Путиным по пять раз в год (больше так часто — ни с одним другим мировым лидером). Сформулировал стратегию «Один пояс и один путь»: речь идет о создании трех сухопутных транспортных коридоров из Китая в Европу, и один из них даже частично пройдет через Россию. Для реализации суперпроекта в Поднебесной сформированы фонд «Шелковый путь» (объемом $50 миллиардов) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций ($100 миллиардов).

С другой стороны, факты говорят о противоположном. О том, что на поддержку биржевых спекулянтов выделяется больше денег, чем на весь «Один пояс и один путь». Что даже из этих $150 миллиардов России достался… всего $1 миллиард. Да и то на проект, который имеет очень отдаленное отношение к сухопутным транспортным путям — завод «Ямал СПГ». Любопытно сравнить с Казахстаном: в 2013 году китайские инвестиции в эту страну превысили $26 миллиардов (за тот же период в Россию было вложено $4,1 миллиарда). О том, что товарооборот между странами в прошлом году упал на 28,6%. И это несмотря на победное шествие по российской земле китайской интернет-торговли!

Тавровский убеждал, что «верхи» хотят дружить, однако все саботирует среднее звено. При этом сам же себя опроверг, заметив, что борьба с коррупцией «наполовину парализовала» китайский госаппарат — чиновники боятся самодеятельности. Тогда чьи чиновники виноваты в торможении сотрудничества? Российские? Из намека лектора следовало, что да. Однако вовсе не российские чиновники надували «пузырь» на Шанхайской фондовой бирже. Так что хорошо, что на Губернаторские чтения пригласили представителя оппонирующего лагеря. Послушаешь, одних, затем других — в результате может выработаться нечто близкое к истине.