Российская Федерация – государство нерусское. Это не пропагандистский штамп, а юридически установленная реальность: во всех основополагающих документах нашей страны, включая самый главный, Конституцию, слово «русский» упоминается разве что в контексте языка. Сувереном же страны, согласно этим самым документам, является «многонациональный российский народ», в состав которого, затерявшись в алфавитном списке между осетинами и рутульцами, на правах миноритария входят и русские.
Из нерусскости РФ вытекает два типа мыслей и действий государственных структур и конкретных чиновников разного ранга. Это либо антирусскость, то есть прямая враждебность русским интересам и позициям, либо арусскость – то есть подчеркнутое нежелание замечать и, не дай Бог, как-то выделять русских, стремление всячески сохранять в отношении них равнодушный и при этом боязливый нейтралитет.
По своим практическим последствиям арусскость фактически можно приравнять к антирусскости.
Смешного здесь очень мало, но иногда все-таки гомерически смешно: допустим, когда премьер-министр с думской трибуны цитирует Суворова и говорит «мы, жители России, все одолеем», хотя в реальности великий наш полководец говорил «мы русские, мы все одолеем». Предпоследней преградой на пути уже и словесной дерусификации остается тот самый конституционно установленный русский язык, но, боюсь, это ненадолго. Последней станет РПЦ, которая до революции, кстати, именовалась как раз Российской – но в ту пору «российскость» была синонимом русскости, а не попыткой от нее убежать.
Иногда, очень редко, по большим праздникам и большой нужде, случаются в этом правиле приятные исключения.
Главным из них стала знаменитая «Крымская речь» президента в марте 2014 года, когда слово «русский» было произнесено два с лишним десятка раз, а многие горячие головы всерьез поверили в грядущую национальную революция, увы, так и не произошедшую.
Скептики сравнивают инциденты вроде «Крымской речи» со сталинским тостом 1945-го за русский народ, однако сие явно полемическое преувеличение, ведь до и особенно после этого тоста СССР в течение десятилетия с лишним был реально русскоцентричным государством. Затем случился откат, особенно явный при Хрущеве, но при Брежневе ситуация вновь улучшилась, и собирательная «русская партия» вместе с русскими литераторами и патриотическими газетами и журналами вела вполне небезуспешную борьбу против либерально-космополитических оппонентов в культуре и обществе.
Сейчас, при внешне большей свободе слова и «широком просторе для мечты и для жизни», все значительно прискорбнее и возможностей явно меньше. А с таким отношением к русским в РФ чего уж ждать в отношении разделенного русского народа за ее пределами…
На прошлой неделе, правда, случился очередной эпизод вроде как русского ренессанса. Много правильных слов о русском народе, его проблемах и будущем было сказано на очередном Всемирном русском народном соборе. А накануне президент, выступая на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, заявил:
«Вы – все вместе – представляете огромную общность российских соотечественников, представляете один большой, огромный Русский мир, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку. Он собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории…В числе наших приоритетов – сохранение и популяризация русского языка…Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы молодые соотечественники, проживающие за рубежом, не теряли своих корней, своей «русскости «, если можно так сказать, не утрачивали связи с Родиной».
В этой же речи глава государства сообщил, что подписал «новую редакцию Концепции государственной миграционной политики». Данный документ направлен «в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства».
Слова сказаны правильные, и действия правильные тем более. Многие патриотически настроенные эксперты с восторгом заговорили, что новая Концепция подразумевает приоритетные права на репатриацию как раз для русских в широком смысле людей (либералы заговорили о том же, но с недовольством). На самом деле русский приоритет там именно что «подразумевается».
Самая приятная фраза – из разряда общих: о том, что целью миграционной политики, помимо прочего, является защита и сохранение «… русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода».
Многообещающими почему-то сочли и тезисы о «приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории» (хотя в РФ, как мы помним, «многонациональный российский народ», очень в малой степень соотносящийся с русскими) и «учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения РФ» (по-моему, «учет многообразия этнокультурных укладов» это прямой намек, что количество принимаемых русских будет прямо пропорционально количеству представителей других российских народов, для баланса).
В остальном Концепция и вовсе состоит из бюрократических фраз, которые без ущерба для содержания (точнее, бессодержательности) можно перенести в аналогичный документ, касающийся строительства или здравоохранения. И это не говоря уже о том, что сам формат Концепции – это некая декларация о намерениях и примерный набросок будущих шагов, а никак не закон или пакет законов в строгом смысле слова.
Да ведь и с обязательностью выполнения законов и предписаний у нас все печально, «майские указы» 2012 года тому порука…
Именно поэтому принятый Госдумой несколькими днями ранее и вроде бы более серьезный в плане весомости законопроект, упрощающий получение гражданства для русских и русскоязычных граждан бывшего СССР, выглядит, скорее, пока все той же декларацией о намерениях, которая далеко не факт что переживет столкновение с суровой чиновничье-бюрократической действительностью.
Да, законопроект призван облегчить получение российского гражданства соотечественникам, «проживающих в странах со сложной общественно–политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и (или) смена политического режима», и в первую очередь подразумеваются Донбасс и Украина. Но газета «Коммерсант» по горячим следам принятия законопроекта опубликовала большую статью, в которой резонно усомнилась в его эффективности и рассказала о широкой практике выдворения на Украину беженцев, в том числе и бывших участников боевых действий, которым грозят самые суровые и жестокие репрессии.
Впрочем, о позорном стремлении российских судов выдавать киевскому режиму бывших ополченцев и так прекрасно известно всем, кто погружен в соответствующую повестку, включая немногих искренних патриотов из числа депутатов – они пишут разные запросы и по мере сил заступаются за предаваемых русских воинов. Свежий пример – начавшаяся еще перед принятием думского законопроекта, но продолжающаяся до сих пор эпопея с выдворением на Украину Максима Шадрова, уроженца Одессы и бывшего снайпера ополчения Новороссии, который приехал к отцу в Нижегородскую область лечиться после ранения и был обвинен в нарушении миграционных правил.
Дикий абсурд происходящего задевает даже людей, априори далеких от малейшего русопятства, таких, как Маргарита Симоньян. В воскресном интервью программе «Москва, Кремль, Путин с Владимиром Соловьевым» она – не в первый раз – поведала, как не могла, со всеми своими связями, помочь в получении российского гражданства или хотя бы вида на жительство няне своих детей, уехавшей с Донбасса.
Госпожа Симоньян эмоционально воскликнула:
«Назовите хотя бы одну причину, почему Россия стесняется возвращать русских? Почему Греция, Израиль и даже Германия возвращают своих по этническому принципу, а мы этого не делаем? Почему мы издеваемся над этими людьми? Это глупость и позорище! С этим надо что-то делать».
Потому, Маргарита Симоновна, что для перечисленных стран, как и для родины ваших предков, Армении, зарубежные соотечественники и их репатриация – дело святое. Армения и в советское время активно работала над возвращением своих сынов и дочерей, разбросанных по всему свету, а недавно Никол Пашинян и вовсе заявил, что это должно быть практически главной целью политики Еревана. Или малые народы вроде армян и греков, со всем своеобразием их положения, нам не указ? Хмм…
А русские сейчас разве такой уж большой народ? Из-за всех катаклизмов прошлого, да уже и нынешнего века нас значительно меньше, чем могло быть. В РФ нас меньше, чем японцев в Японии, а все российское население заметно уступает населению другого небольшого азиатского государства — Бангладеш. Тем не менее, у «российских» собственная гордость, выражающаяся в остром дефиците оной.
К слову, применительно к российской специфике репатриация и работа с диаспорой — это два довольно разнонаправленных процесса. Массовая репатриация во многом означает отказ от возвращения или, в той или иной форме, хотя бы опеки над исторически и этнокультурно русскими территориями, волей рока оказавшимися в составе постсоветских государств. Верно и обратное. Но РФ не стремится возвращать ни территории, ни людей, промежуточный вариант в виде активной помощи диаспоре тоже совершенно не задействован. Как оно случилось с Новороссией, а потом с ее осколком в виде ЛДНР – мы видели и, к сожалению, продолжаем наблюдать.
В Прибалтике, где многочисленных русских не убивают и даже не очень часто бьют, но применяют к ним изощренный апартеид, юридический и неформальный, линия Москвы столь же «прекрасна». Так, в марте сего года глава МИД Сергей Лавров после латвийской реформы образования, предусматривавшей полную отмену обучения на русском языке, предложил русскоязычным латвийцам…обращаться в европейские суды: «Есть Европейский суд по правам человека. При всей неоднозначности его решений, они не могут уйти в сторону от рассмотрения обращения граждан и общественных организаций. Настоятельно рекомендую этим заняться. Потом меня обвинят в том, что я подстрекаю к каким-то антиправительственным выступлениям в Латвии, но это защита прав человека. Надо добиваться правды, идти в суды. Это будет долгий процесс, но иного пути нет. Будем поддерживать вас». Пообещал поддержать – и на том спасибо, доброе слово и русскому приятно.
А российский посол в Латвии Е. Лукьянов в интервью предложил «задуматься о трагедии латышей, которые на протяжении веков находился в положении обслуживающей нации у себя на родине», намекая, видимо, что этот факт дает им право на дискриминацию русских, и присовокупил: «Подчеркну жирным шрифтом: внутреннее законодательство — это дело Латвии».
Этот же господин в интервью службе новостей Латвийского радио заявил:
«Какими бы отношения ни были, они будут только лучше. Мое отношение к Латвии — оно очень позитивное, очень позитивное. …Когда тебе что-то нравится, объективность — не главный критерий. Нужно очаровываться, нужно давать бонус какой-то — эмоциональный, этический. Здесь все славно! Извините, не ставят [в Латвии] никаких препятствий для получения русского образования. Русское образование надо в России получать!».
Но, повторюсь, сложно ожидать от РФ поддержки зарубежных русских при нынешнем отношении к русским в собственных российских пределах.
В социальном плане это отношение за последнюю неделю выразила уральская спортсменка-чиновница «никто не просил вас рожать» и органы опеки Республики Татарстан, предложившие многодетной матери Наталье Шахмановой сдать детей в приют на время, пока она будет платить ипотеку (строго говоря, история произошла год назад, но попала в СМИ лишь сейчас).
В национально-культурном – на днях начался процесс на русским писателем и мыслителем Олегом Платоновым, создателем и многолетним руководителем Института русской цивилизации, выпустившим уникальную, потрясающую библиотеку русской национальной мысли за несколько веков. Олег Анатольевич, как и иные авторы Института и вообще патриоты старой закалки, в своих трудах уделял подчас слишком много внимания «еврейскому вопросу» и масонской теме. Но судят его, если называть вещи своими именами, не за то, что он кого-то не любит, а за то, что слишком любит Россию и русское культурное наследие.
А евреи… а что евреи? Не раз слышал такое сравнение – русские это такие евреи новой эпохи, которых мир обвиняет во всех грехах, включая нарочито нелепые и гротескные, и которые во всех странах, где они более-менее массово проживают, стремительно приобретают статус «пятой колонны». Метко. Но это было бы не так страшно, кабы русские – равно как и другие коренные народы России, и вообще подавляющее большинство граждан подавляющего большинства национальностей – не чувствовали себя на просторах собственной Отчизны евреями III Рейха, с пока что невидимой, но все четче проступающей черно-желто-белой (цветов имперского флага) звездой на одежде.