Пророк редко находит себя в тех новых реалиях, которые он сам когда-то предсказывал. Куда чаще он оказывается мавром, который должен уйти, и этот уход обычно приобретает трагический оборот. Одним из таких пророков стал известный публицист Олесь Бузина. 16 апреля 2015 года выстрелы, прозвучавшие в одном из киевских дворов, оборвали его жизнь. Убийцы этого человека до сих пор не понесли никакого наказания.
Властитель дум антифашистов
Я никогда не относился к поклонникам творчества Олеся Бузины: история в изложении филолога однозначно превращается в изящную словесность. Также меня совершенно не прельщала его любовь к эксплуатации бульварно-вульгарных моментов: взять того же «Вурдалака Тараса Шевченко», где автором вовсю смакуется пристрастие Кобзаря к увеселительным напиткам, но при этом совершенно вскользь сказано о польском влиянии. Хотя именно на последнем и надо было делать акцент, а совсем не про «сорокаградусную» разглагольствовать: во-первых, в мире были пьяницы и похлеще Шевченко, а во-вторых, опасен для власти был Тарас Григорьевич все-таки не своим закладыванием за воротник…
Тем не менее у историков своя ниша, а у публицистов своя. Жизнь показывает, что в разговоре с простым читателем куда чаще срабатывает апелляция к его чувствам, чем к разуму. Бузина это прекрасно понимал и, более того, обладал способностью «глаголом жечь сердца людей». Такие яркие, не лезшие за словом в карман личности, как он, становились естественными центрами кристаллизации антибандеровских сил в нулевые годы.
Выдающейся заслугой Олеся Бузины можно считать то, что ровно десять лет назад он первым предложил принять пакет законов, не только запрещающих неонацистские организации и пропаганду нацизма, но также объявляющих ОУН-УПА преступной группировкой, не подлежащей реабилитации. Это предложение было поддержано рядом депутатов Верховной рады, однако для его принятия сил было крайне мало. Зато в стане бандеровцев прокатился жуткий шквал возмущений, писателя обвинили в дискредитации украинских национальных героев и призвали запретить ему публиковаться. Также надо отметить, что против Бузины украинские националисты возбудили одиннадцать судебных процессов. Все дела окончились убедительной победой ответчика.
Помню, что в бытность мою корреспондентом «Донецкого кряжа» Олесь Бузина являлся частым гостем на страницах этого издания, и скажу, что читательская аудитория шахтерского края воспринимала Бузину благосклонно. Однако лично мне поработать с этим человеком так и не удалось: у каждого журналиста – свой наработанный годами пул спикеров, который составляет его абсолютную творческую собственность и передается коллегам в исключительных случаях.
Многих не оставляет вопрос о том, почему не уберегли Бузину. Ведь не секрет, что его неоднократно предупреждали о нависшей над ним угрозе, да и человеком он был явно не бедным: уехать было можно, равно как и весьма скоро обустроиться на новом месте. Тем не менее он проигнорировал предупреждения, остался в Киеве и погиб.
Причину трагедии надо искать в иной плоскости. Бузина всю жизнь оставался патриотом Украины – правда, такой Украины, в которой не будет места бандеровщине вкупе с прочими проявлениями нацизма, и был сторонником единого украинского государства. Начавшиеся после евромайданного переворота процессы распада Украины он воспринял болезненно, тщетно призывал киевские власти одуматься и прислушаться к мнению восставшего Юго-Востока, пока не поздно. Тем не менее стремление Крыма и Донбасса воссоединиться с Россией Бузина категорически не разделял.
В конце марта 2015 года Олесь Бузина покинул пост шеф-редактора газеты «Сегодня»: к тому времени владельцы издания уже окончательно приняли сторону победивших, а руководители творческого коллектива являлись наемными менеджерами и мало на что могли повлиять. В третьей декаде апреля он по приглашению Игоря Гужвы (кстати, уроженца Славянска и начинавшего свою журналистскую карьеру в Донецке) должен был приступить к работе в редакции газеты «Вести», которая на тот момент оставалась самым антибандеровским из всеукраинских изданий. Увы, сбыться этому оказалось не суждено.
Сакральная жертва
Середина апреля 2015 года ознаменовалась сразу двумя громкими расправами необандеровцев над инакомыслящими: вначале в Киеве был убит депутат Олег Калашников, а спустя пару дней – Олесь Бузина. Нацистские палачи прекрасно понимали, в кого целились: оба жертвоприношения ими были устроены в преддверии очередной годовщины со дня рождения бесноватого ефрейтора.
Помню, каким шоком для меня и моих знакомых стало убийство писателя: Украина, которая еще совсем недавно считалась достаточно комфортным уголком постсоветского пространства в плане отношения к инакомыслящим, менее чем за год окончательно превратилась в самое настоящее исчадие Третьего Рейха с гакенкройцами, вольфсангелями, портретами «Гитлэра-вызволытэля» во всю стену киевской мэрии и прочей мерзостью. В тот момент исчезла последняя надежда на то, что однажды украинский народ вдруг прозреет и сбросит ненавистную хунту. Стало окончательно понятно, что бандеров- цы не понимают никакого языка, кроме языка жестокости, а их подлость и притворство не знают границ, вряд ли можно будет обойтись без знаменитого бисмарковского «Blutund Eisen» (нем. «железом и кровью». – Прим. ред.) по отношению к этой заразе. Не будем забывать, что гангрену и рак вырезают по живому и незараженному участку ткани – так и здесь: милосердие заключается в отсутствии чувства ложной жалости.
Трагическая судьба Олеся Бузины – наглядный пример того, что невозможно бороться с системой, оставаясь внутри нее самой: тебя либо уничтожат, либо загнобят так, что не сможешь поднять голову. Остающимся в бандеровской оккупации пора понять тщетность надежд на то, что перестанут издеваться и дадут свободно высказывать свои взгляды: не для того воскресли нацисты. Что же делать? Только одно: ехать в Донбасс, чтобы там вступить в ряды борцов с бандеровщиной. Опыт случавшихся в истории человечества геноцидов говорит о том, что пересидеть не получится: эта категория погибает первой, зато абсолютное большинство выживших составляют те, кто нашел в себе силы воспротивиться произволу.