Авторский вариант

Только что Польша начала применять репрессии против немецких судов, участвующих в обеспечении прокладки «Северного потока-2» — для нанесения удара и по России, и по Германии.

Только что Польша передала киевскому режиму партию бронетехники — для войны против России.

Польша воспринимается одним из основных ненавистников России в Европе. Если поинтересоваться, в любой день можно найти новость об очередном враждебном выпаде польского руководства против России. Враждебность во многом игровая — для старой Европы польское руководство хочет играть роль главного защитника от «восточной угрозы», для Соединенных Штатов — главной опоры в борьбе против той же старой Европы.

Во многом — игровая, во многом — концептуальная. Есть у польской элиты определенная историческая озлобленность из-за утраченного статуса  «гегемона Восточной Европы» «от моря до моря».

Отсюда в России одними современная Польша воспринимается как заведомо враждебная страна, другими — как исторически заведомый враг, покушавшийся на русские земли еще со времен Киевской Руси.

Хотя на деле — это и не так, и не совсем так. Потому что, по данным социологов, если сегодня действительно 59 % поляков воспринимают Россию как врага или соперника (восемь лет назад их было 40 %), то иметь с ней отношения друга или союзника сегодня хотели бы 64 % поляков. А отношения вражды и соперничества — 29 %. То есть из 59 % враждебно настроенных в России поляков, 30 % хотели бы вражды избежать.

И тут вопрос: почему в политическом истеблишменте все иначе. В общем — понятно: потому что у власти в Польше те, кто делает политический бизнес на вражде с Россией и вражду с Россией продает как товар частью — в старую Европу, той же Англии, частью — в Соединенные штаты. А еще — на Украину. В обмен на дешевую рабочую силу новых батраков.

Но если конкретнее — почему в польском политическом пространстве оказались доминирующими две политические силы, в совокупности представляющие, по вопросу об отношениях с Россией 29 % населения. То есть — две трети Польши хотят дружбы и союза с Россией, а власть монополизировали представители той одной трети, которая хочет вражды. Одна из этих двух сил, «Право и справедливость», на выборах 2019 года получила поддержку 43 %, другая, правившая ранее «Гражданская платформа» — 27 %. Вместе — 70 % голосов. Хотя выражают позицию 29 %.

Оппонирующая им коалиция левых — собрала порядка 13 %, только вряд ли кого-то из трех вошедших в ее состав групп можно отнести дружественным России. Хотя ведущая сила коалиции — Социал-демократический союз, в общем-то преемник Польской объединенной рабочей партии, правившей в стране во времена Народной Польши.

Тогда она считалась коммунистической, хотя образовалась при объединении Польской рабочей партии (ППР, коммунистическая) и Польской  социалистической партии в 1948 году и просоветской, «братской партией» КПСС. Как таковая — и утратила власть в 1989 году, когда при Горбачеве СССР отказал ей в поддержке и вынудил сотрудничать с антикоммунистической оппозицией.

Считалась коммунистической и просоветской, но и применительно и к тому времени стоит вопрос, какой и когда она была на деле. Вполне такой она была при Болеславе Беруте, возглавлявшим партию в 1948-56 гг.

Но он странным образом умер в  Москве, чуть ли не в ночь после 20 съезда.  Что это была за смерть — открыто никогда не говорил никто.

К власти в Польше и Партии пришли сторонники «польского пути к социализму», союза с католической церковью и отказа от коллективных форм хозяйства в деревне. Им удалось изгнать из руководства партии и из страны Маршала Рокоссовского, занимавшего посты вице-премьера и министра обороны и устранить из руководства ПОРП собственно коммунистическое и просоветское крыло, что в итоге кончилось все большим экономическим сотрудничеством с Западом, несколькими кризисами и, в итоге, приходом к власти антикоммунистического и антисоветского, а на сегодня — откровенно антироссийского руководства.

И в череде этого: убийства Берута, изгнания Рокоссовского, сотрудничества с Ватиканом, было и то, о чем никто не вспоминает.

В 1965 году лидерами левого крыла ПОРП была создана отстаивавшая просоветские позиции Коммунистическая партия Польши, во главе с Казимежем Миялем один из основателей ПОРП и сподвижником Болеслава Берута,. Компартия, которая была объявлена вне закона, преследовалась властью, руководством ПОРП, органами польской госбезопасности и их партнерами в СССР. Впрочем, и у нее были свои странности.

Важнее другое. С середины 1950-годов власти Польши шаг за шагом дистанцировались от СССР, но когда в социуме вызревал и оформлялся протест против этого отдаления — руководство СССР (России) либо не могло, либо не хотело видеть силы этого протеста, отказывало им в поддержке, участвовало в борьбе против них и продолжало ориентироваться исключительно на своих же противников.

То есть те, кто был ориентирован на дружбу с СССР/Россией, оказывались лишены надежды на помощь собственных союзников и вынуждены были считать себя ими же брошенными. И лишены веры в успех своей борьбы и энергии борьбы.

Отсюда — и то, о чем шла речь выше: 64 % поляков выступают за дружбу с Россией. А власть в Польше находится у представителей тех 29 %, которые ориентированы на то, чтобы с Россией враждовать.

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...