Знаете, а ведь многие граждане России до сих пор не верят, что Конституция России провозглашает – и это не шутка! – право на жизнь.

Люди не верят в это потому, что государство гарантирует экономическое выражение этого права (прожиточный минимум, да и то в разы заниженный) только пенсионерам и официально занятым полный рабочий день. В последнее время достаточно сложным образом стали гарантировать ещё и детям.

Таким образом, всё остальное население страны лишено права на жизнь даже с сугубо формальной точки зрения.

Немного статистики

Официально сейчас доходы ниже прожиточного минимума имеют 9,3 миллиона россиян. С учётом теневой занятости их меньше, с учётом реального уровня цен – больше. Но количество людей, которые не живут, а медленно умирают, в любом случае исчисляется несколькими миллионами.

По официальной статистике, их число сокращается. Не только из-за естественного вымирания, но и потому, что государство действительно «подбрасывает деньжат». Но ситуация от этого не меняется.

По данным российских страховщиков, ещё в начале коронабесия более 70% россиян зарабатывали менее 25 тысяч рублей на человека в месяц. Тогда это примерно соответствовало реальному прожиточному минимуму. Официальное значение тогда было занижено не менее чем вдвое.

Это положение недопустимо. Государство обязано на деле, а не на словах гарантировать право на жизнь всем гражданам России. Для чего необходимо гарантирование реального, а не заниженного прожиточного минимума всем им.

Сколько потребуется денег

Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней на сумму до 1,5 триллионов рублей в год. Значительная часть из этих денег немедленно вернётся в бюджет налогами.

Гарантирование гражданам официального прожиточного минимума без вывода доходов бедных из тени (просто нормализацией налогообложения) по данным Росстата на 2021 год требовало 633 млрд рублей. Правда, для того чтобы верить в эту статистику, надо быть министром или депутатом от «Единой России».

Необходимые деньги можно получить за счёт ограничения коррупции и конфискации имущества коррупционеров. Но проще всего – взять накопленные бюджетные резервы, которые, вообще говоря, составляют на первое марта этого года 11,9 трлн рублей.

При нехватке денег для решения этой проблемы в регионе, её финансирование должен осуществлять федеральный бюджет. У губернаторов может возникнуть соблазн увеличить расходы. Чтобы такого не возникало, следует передавать региональные бюджеты в управление Минфину России, если доля помощи будет превышать половину расходов региона.

Где взять деньги регионам

Сокращение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума и увеличение этого минимума до реального уровня должно стать главным критерием деятельности государственного управления. Прожиточный минимум надо дифференцировать по регионам и городам в зависимости не только от уровня цен, но и от природно-климатических и транспортных условий.

Его гарантирование даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений, то есть распределение денег между региональными и федеральным бюджетами, позволит прекратить хаос и коррупцию в этой сфере. Я просто напомню, что с начала нулевых годов регионы получают помощь по принципу «достижения средней температуры по больнице». То есть приближение к среднероссийскому уровню, оторванному от каких бы то ни было объективных критериев.

Для всех «средняя температура по больнице» — это анекдот. Неприличный, грубый, циничный, жёсткий, но анекдот. И только для экономического и социального руководства Российской Федерации это основа государственной политики.

Реальный прожиточный минимум и социальные стандарты

Прожиточный минимум должен рассчитываться на основе конкретного набора товаров и услуг. Либеральные людоеды отказались от этого принципа, ссылаясь на опыт стран Евросоюза. Это было необходимо либералам для дальнейшего свёртывания социальных гарантий. Но этот отказ категорически недопустим.

Людей, чей доход ниже реального прожиточного минимума, правильнее было бы называть «нищие». Сейчас их по статистике не очень много, но тут надо говорить о РЕАЛЬНОМ, а не о фиктивном, заниженном в разы самого прожиточного минимума.

После того, как нищих станет не более 5% от населения страны, следует параллельно следить за выполнением двух целей. Первое: продолжать следить за обеспечением прожиточного минимума. Второе: приступить к гарантированию гражданам комплекса социальных стандартов, включающих обеспечение социальной инфраструктуры.

Говорить об этих стандартах начали ещё в 2001 году, но быстро прекратили, скорее всего, из-за простой жадности и безнаказанности. Разработку и обсуждение этих стандартов необходимо начинать, уважаемые коллеги, прямо сейчас.

А то, как бы это сказать помягче… Может быть поздно.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...