Кто решает кадры?
Шамиль Султанов
Одна из важнейших предпосылок любого здорового государства — наличие общегосударственной кадровой системы. Можно выразить этот тезис несколько более витиевато: человеческая суть любого государства проявляется в его кадровой политике.
С точки зрения жизненно важных, долгосрочных интересов социума, государство должно постоянно организовывать все более усложняющееся взаимодействие людей, социальных групп, корпораций по определенным, контролируемым законам, нормам и правилам. Поэтому и говорят: хорошее государство – это правильно функционирующие законы.
В конечном же счете, все упирается в наличие достаточного количества умных, способных, опытных людей. Именно они должны принимать хорошие, справедливые законы. И именно такие люди должны не только создавать механизмы оптимальной реализации законов, но и делать так, чтобы эти механизмы работали.
Как этого добиться? Во всяком нормальном обществе, с соответствующей вертикальной социальной мобильностью, должны функционировать такие социальные лифты, такие социальные механизмы, которые позволяют искать, находить и обеспечивать конкуренцию между креативными личностями.
По настоящему здоровое, развивающееся государство обязано создавать культурные, экономические, социальные и психологические условия, при которых талантливые, способные люди получают благоприятные возможности продвигаться по кадровой лестнице и приносить все большую пользу обществу.
Если же такого кадрового механизма нет, то эти талантливые, способные люди идут в бизнес, в том числе «серый» и «черный», в кланово-криминальные структуры, застревают на региональном властном уровне, где главным жизненным лейтмотивом становится зарабатывание денег.
Кроме того, нормальное государство за счет своей умной кадровой системы, основанной на вполне определенных нравственных и идеологических ценностях, не позволяет невежественным, ограниченным, неполноценным, ущербным, с криминальными задатками людям подниматься вверх, занимать важные государственные должности, чтобы не нанести фатального, непоправимого ущерба обществу.
Почему в России нет умной кадровой системы?
В сегодняшней Российской Федерации нет официально продекларированной кадровой политики, нет необходимой для этого кадровой идеологии, соответственно нет и кадровых критериев, и кадровой системы. Почему те или иные достаточно смурные личности внезапно становятся министрами, губернаторами, депутатами, а потом также внезапно исчезают – ответ на этот вопрос очень часто один: «Черт его знает!» Хотя ответ этот неправилен.
Некие кадровые подразделения Администрации Президента практически всегда знают, почему господин Пупкин получил ту или иную государственную должность, не имея для этого достаточных оснований. Но, большинство кадровых назначений у нас, судя по всему, является высшей государственной тайной. Поэтому вы никогда не узнаете, почему, например, господин Зурабов, который отвечал за развитие российско-украинских отношений все последние годы и «успешно довел это развитие» практически до войны, неожиданно вернулся на архиважный сегодня пост посла Российской Федерации в Киеве.
Второй «контур» власти
Помимо официальных государственных институтов в России есть и другая власть – общенациональная коррупционная система. Вот эта система обладает своей четкой кадровой политикой, основанной на точных, недвусмысленных правилах и понятиях.
Два главных критерия определяют всю кадровую политику ОКС. Во-первых, «надежность» потенциального кандидата. Это означает, что за него должны поручиться некие влиятельные силы: кто-то «сверху», кто-то из влиятельных родственников, кто-то из соответствующей политической или бизнес структуры, территориального, корпоративного или криминального клана, чьи интересы должен будет защищать данный претендент на должность.
Во-вторых, это деньги, которые, как известно, «не пахнут». В принципе, в стране есть и соответствующий прейскурант: на многие влиятельные должности заранее обозначена своя цена. Но чаще всего это не примитивная «купля-продажа», а жестко зафиксированная обязанность аккуратно и четко участвовать в процессе сложного «распила», не «крысятничать» и точно выполнять соответствующие финансовые инструкции.
Кстати, в современном Египте такая же коррупционная система стыдливо-высокопарно называется «глубинным государством». В России общенациональная коррупционная система гораздо более влиятельна, чем Путин и его авторитарный режим. В том числе и потому, что именно ОКС контролирует основную часть кадровых назначений и перемещений.
Конечно, коррупция в тех или иных масштабах существует практически во всех странах. Но в большинстве из них она так или иначе контролируется. И самый эффективный способ такого контроля – привлечение к этому процессу масс населения. Чем более широкомасштабна система общественного контроля над госаппаратом, тем меньше объемы коррупции.
Но для этого требуется, чтобы народ не потерял чувства ответственности за свою историческую судьбу, сохранил нравственные устои и принципы, не превратился в огромную трусливую биомассу, высоко ценил свои честь и достоинство. Как говорил Пророк Мухаммад: «Если ты увидишь, что мой народ боится сказать угнетателю, что он угнетатель, то можешь распрощаться с таким народом».
Исламский подход к кадровой политике
Принцип справедливости власти в исламе требует, чтобы соответствующие посты вверялись таким людям, которые смогли бы надлежащим образом работать на этих должностях. Отход от этого критерия, что очень часто происходило и в истории исламского мира, и, как следствие, рост взяточничества, усиление протекции родственникам, удовлетворение низменных страстей и т.д., рано или поздно приводят к тому, что кандидатуры способных, достойных людей начинают отклоняться и должности все больше и больше оказываются у людей несостоятельных.
А по сунне это является тяжким предательством. Посланник Аллаха говорил: «Кто назначил некоего человека правителем какой-либо группы людей, тогда как средь них есть человек, более угодный Аллаху, нежели тот, – предал Аллаха, Его посланника и верующих».
Когда первый праведный халиф Абу Бакр посылал Йазида ибн Абу Суфьяна в Сирию, он обратился к нему с такими словами: «О Йазид! Поистине, у тебя есть родственники, и, быть может, ты отдашь им предпочтение во власти, и это как раз то, чего я более всего опасаюсь в тебе после того, как Посланник Аллаха сказал: «Тот, кому было доверено что-либо из дел мусульман, и он назначил над ними кого-либо предводителем пристрастно, – над ним проклятие Аллаха. Аллах не примет от него ничего дельного и никакой справедливости, и так введет его в Ад».
Один из важных принципов исламской кадровой системы гласит: «Не доверяйте государственную должность тому, кто добивается этой должности или как-либо иначе проявляет свое стремление к ней».
В 2007 году этот принцип использовал В.Путин. Он в тот период искал человека, который мог бы временно заменить его на посту Президента РФ. В конце концов в невидимом шорт-листе остались два человека из ближайшего окружения ВВП – Д.А.Медведев и С.Б.Иванов.
Сначала он поговорил на эту тему с С.Ивановым. Когда тот услышал, что ему предлагают пост Президента, то воодушевился, стал бурно благодарить ВВП, а потом сказал, что у него есть два условия. Речь шла о том, чтобы заранее были убраны со своих постов два очень близких В.Путину человека. Владимир Владимирович неприятно удивился, но вида не показал.
Затем он сказал Медведеву, что именно тот должен баллотироваться на пост Президента. ДАМ долго отказывался, говоря, что это не для него, что он видит, какая нагрузка лежит на Путине, что он не хотел бы подводить ВВП и т.д. и т.п.
Понятно, почему выбор пал на Медведева. Но и Иванов остался в обойме, в том числе и как противовес ДАМу. Хотя это уже не из исламского опыта.
Слово без границ 18.06.2014