Про Артемия Лебедева напишите только одно слово – «засранец»

Владимир БорткоВладимир Бортко

Мосгорсуд планирует рассмотреть жалобу известного блогера и дизайнера Артемия Лебедева на вердикт Мещанского районного суда, который в ноябре, как сообщала газета ВЗГЛЯД, обязал Лебедева удалить информацию, оскорбляющую память участников и жертв Великой Отечественной войны (ВОВ), и компенсировать моральный вред. Иск к блогеру подал ветеран войны Сергей Крамаренко. Суд обязал тогда Лебедева удалить эту информацию и выплатить Крамаренко миллион рублей. Ранее Лебедеву удалось выиграть один из судов, однако президиум Мосгорсуда удовлетворил кассационную жалобу ветерана и вернул дело на повторное рассмотрение.

Поводом для иска стали публикации от 6 февраля 2014 года под названием «Город-трус» и от 9 мая 2014 года «Хенде хох, Гитлер капут», размещенные в интернете в онлайн-дневнике «Живого журнала». Оспоренные публикации до сих пор не удалены, так как Лебедев еще ожидает решения очередной судебной инстанции. О том, чью сторону он занял бы в этом споре, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал кинорежиссер, народный артист России, создатель фильмов «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и одновременно зампред комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко.

ВЗГЛЯД: Владимир Владимирович, как бы вы оценили тезисы, которые обнародовал дизайнер Артемий Лебедев 9 мая 2013 года под заголовком «Хенде хох, Гитлер капут»? Он, например, так считает: «В России есть только один культ хуже православия – культ Дня победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах – все это вызывает приступы рвоты», и еще, чуть дальше: «Вся эта религиозная х**ня меня чудовищно раздражает». Вы бы поддержали ветеранов, которые подали на него в суд, поскольку их такие слова покоробили?

Владимир Бортко: Это где он написал такое?! У себя в блоге, в ЖЖ? Надо разбираться. С одной стороны, это же он не в газете написал, это понятно. Но, с другой стороны, это прямое оскорбление памяти моих родителей. Напишите, пожалуйста, про него только одно слово – «засранец»! Все! Точка. Считайте, что такое заглавие продиктовали мне моя мать и мой отец, которые оба были ранены на Волховском фронте.

Папе проклятый немец ногу оторвал, мама тоже была тяжело ранена. Мать была медсестрой на фронте. Когда ее ранило, она чудом осталась жива. Пошли наши танки в атаку – бах, бах, бах – уже горят. Ее ранило миной, она не добежала, кровь течет по ноге. Она лежит на нейтральной полосе и понимает, что умирает. И вдруг от наших позиций танк наш выезжает, разворачивается бортом, защищает ее. Открывается люк и оттуда тройным матом: что ты, мол, лежишь тут?! Вот так она осталась в живых, ей потом собрали ногу.

В каком-то смысле я сам – дитя войны. Потому что мои мама с папой, которые встретились, познакомились в госпитале, специально решили «сочинить» меня ко Дню Победы. Но «ошиблись» на два дня – и я родился 7 мая 1946 года. И в таких случаях, как этот, я всегда поддерживаю ветеранов, тем более что многие из них были ранены на фронте, а теперь уже очень сильно в возрасте.

ВЗГЛЯД: Спустя год, 6 февраля 2014 года, Артемий Лебедев обнародовал другой пост – «Город-трус», который также стал предметом иска ветеранов. Он считает, что Брест недостоин звания города-героя…

В. Б.: Есть анекдот по этому поводу. Поймал мужик золотую рыбку и сказал ей, что хочет стать Героем Советского Союза. И в следующее мгновение – бах! – оказался в окопе. Впереди немецкий танк, и сзади немецкий танк, а в руке – единственная граната. Вот его бы туда, на это место!

ВЗГЛЯД: А вот с таким утверждением из того же поста вы как режиссер, человек искусства, может, в чем-то согласитесь? «Памятники Великой отечественной войне один другого безвкуснее. Самое главное, что стела из обычного сраного бетона тут же становится священной – ее нельзя ни тронуть, ни снести. Хотя по сути она – кусок бездушного конъюнктурного г*вна. Но все боятся об этом сказать вслух». И далее: «Сразу после войны памятники были скромные, а со временем День победы стал официальным поводом сп*дить бабок»…

В. Б.: Знаете что? Моя бабушка Ефросинья, царство ей небесное, она, как и все крестьянки, вставляла одну большую фотографию, а по углу – маленькие. Их собиралось много, по углам, вокруг. Возможно, это было безвкусно. Но это было искренне и абсолютно честно! Бабушка хотела видеть тех, кого хотела помнить.

ВЗГЛЯД: Вы недавно выразили готовность снять фильм о войне в Донбассе. А вы сняли бы ленту о Великой Отечественной, если бы нашли на это деньги?

В. Б.: Это был бы фильм не совсем о войне, а о событиях, которые ей предшествовали. Персонажами ее были бы Гитлер, Сталин, Черчилль и Рузвельт. Я прочитал книгу Адольфа Алоизовича "Mein Kampf", и там несколько раз упоминается, что жизненное пространство можно завоевать только за счет России. Так что Германия неизбежно напала бы на Советский Союз. Нападение можно было только отсрочить. В этом смысле я считаю пакт Молотова – Риббентропа вполне оправданным шагом – он помог выиграть время.

ВЗГЛЯД: Когда люди из того же либерального круга, к которому принадлежит и блогер-истец, оценивают Победу 45-го года, то обычно предлагают разделять подвиг народа и заслуги власти. А вы как на это смотрите?

В. Б.: Правительство может быть разное, но Родина одна, и на нее оно работает. Мы все должны работать на Родину. Советская власть объединила страну одной великой идеей – построения будущего на социалистической основе. У нас возникла действительно новая общность – советский народ. С ней мы выиграли Отечественную войну. Гитлер думал, что страна развалится по национальному признаку. А она не развалилась. Воспиталось поколение от 1917 по 1941 год, которое в итоге и победило. Именно это поколение выиграло войну, причем выиграло войну против всей Европы и защитило эту же Европу тоже своими телами. Иначе нас бы всех здесь сейчас не было.

Источник

Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...