«Земля» во всех своих смыслах – самое священное слово в русском языке. Будь то отечество, ни пяди которого мы не отдадим. Будь то точка пространства, где пересеклись все оси времени, сошлись разные эпохи и жизни. Будь то плодородная почва, откуда произрастает хлеб наш насущный. Будь то прах, в который возвращается все земное: «ложимся в неё и становимся ею, оттого и зовём так свободно – своею».
За такую священную землю погиб наш земляк Александр Прохоренко. Погиб вдали от златоглавой столицы, вдали от родного Оренбуржья. Но погиб не на чужбине, а на земле, исторически и духовно связанной с Россией.
Сирия, на пути в которую апостол Павел принял христианство, сохранила древние монастыри, теперь подвергшиеся разорению и разрушению. Святого Иоанна Дамаскина мы славим наравне с Николаем Угодником, Иоанном Златоустом и русскими святыми. В его иконопочитательных сочинениях живет боговдохновенный порыв, передавшийся «Троице» Рублева и «Спасу в силах» Феофана Грека. В русских домах, затеплив лампады, молятся преподобному Иоанну Дамаскину: «Отврати надлежащие нам скорби и напасти, и даруй нам в здравии, мире, тишине и благоугождении Богу провождати дни жития нашего…».
Икона Богородицы «Троеручица», к которой во славу за спасение отсеченной руки Иоанна Дамаскин прикрепил серебряную десницу, в иконостасе русского «поющего сердца» стоит в одном ряду с Владимирской и Казанской, Донской и Иверской Богородицей. Её третья рука – это рука помощи Божией, рука, расстилающая общий Покров над Сирией и Россией.
Арамейский язык – язык Христа – сохранившийся как язык живого общения только в сирийском селении Маалюля, подобно воде из святого источника растекается по всему христианскому миру, изучается в университетах вместе с греческим и латинским, открывает нашему слуху музыку первохристианских времен. Все эти святыни заслонил собой Александр Прохоренко, вызывая огонь на себя.
Вскоре после похорон героя в родном селе его могиле приехал поклониться писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Об этом он напишет так: «Летом я был в Оренбурге. После всех речей и выступлений, после визитов и официозных встреч я помчался в оренбургские степи и перелески, туда, где за сотни километров от Оренбурга в простой деревне на сельском кладбище похоронен погибший в Сирии авианаводчик Александр Прохоренко. Я не знал его лично, но его смерть пронзила меня. Она была из тех первых, немногих, которые мы заплатили за сирийский поход. И я, исполненный печали, помчался к этой степной могиле поклониться, набраться, как набираются у алтарей, света и молитвенного воскрешения.
Я приехал в деревню, не стал заходить в дом, где родился Александр Прохоренко и где живут его родители, а сразу покатил мимо заборов, огородов, скромных домов на деревенское кладбище и увидел огромную гору цветов — целый курган, насыпанный из роз, гвоздик, белоснежных лилий. Цветы были не завядшие, не с дней похорон, а свежие, недавние. К этой могиле продолжали тянуться люди, оплакивали героя, клали цветы своей благодарности, восхищения и печали. Среди цветов стояла мраморная дощечка, и на ней однополчанами была сделана надпись: «Мы помним тебя, Сашок!»
Я поклонился этой могиле. От неё исходили таинственный свет и возвышенная благодать, которые окружали меня, возвышали, искупали все мои несовершенства и слабости. И я, полный света, покинул кладбище так, словно был на церковной литургии».
Проханов заберёт с собой горсть земли с могилы Прохоренко, чтобы высыпать её на Изборском холме под Псковом. Идея Изборского холма, его священная суть, по мысли Проханова, в соединении русского времени и пространства: «Сюда, к древнему погребению, где покоятся кости павших русских ратников, мы снесли огромные валуны, собрав их на окрестных полях. Розовые, зелёные, золотистые — они похожи на метеориты, упавшие с неба. На вершине этой каменной горы, этой русской Голгофы, мы воздвигли огромное распятие из сибирской лиственницы и снесли в этот холм земли из всех священных мест, из всех пяти российских держав, российских империй, сменявших одна другую. Мысль была в том, что это землеприношение, эти всыпанные в холм горсти земли соединят рассечённое русское время, восстановят световод, по которому река русской истории льётся из прошлого в будущее. Этот могучий поток оросит сегодня государство Российское, наполнит людские души могуществом. Холм замышлялся нами как чудодейственный реактор, откуда энергия польётся в народ, помогая преодолевать уныние, подвигая народ на богатырские свершения. И мы отправились в странствие по псковской земле, добывая земли из всех священных мест, как добывают драгоценные клады, и всыпали земли в наш рукотворный холм».
Сегодня в Изборском холме собрана земля со всех ратных мест нашего Отечества, со всех мест, где русские воины проливали свою кровь: Куликово, Прохорово и Бородинское поле, Сербия, Абхазия и Южная Осетия, Луганск и Донецк.
Священную землю с могилы Прохоренко в Изборск отвез художник газеты «Завтра» Геннадий Животов, в прошлом году побывавший с выставкой в Оренбурге и написавший графический портрет Прохоренко. Об этой поездке Геннадий Васильевич рассказал, как о паломничестве:
«На протяжении всего пути я чувствовал от этой горсти земли тепло, как от чего-то живого. Какое-то удивительное сердцебиение, которое напоминало о великом подвиге этого прекрасного человека, подвиге, совершённом во времена нашего маловерия и бездумья. И в такую пору неожиданно появился молодой человек, красивый настоящей мужской красотой, который не побоялся вызвать огонь на себя. Значит, есть ещё мощь. Значит, наши силы по-прежнему неизбывны.
Когда мы приехали во Псков я нетерпеливо торопил своего провожатого к заветному холму. День был прекрасен. Стояла уже вторая половина лета, и воздух наполнялся запахами скошенных трав, запахами рождающей земли. Очень хорошо дышалось. Проезжая по широкой трассе, издали мы увидели часовню, похожую на храм Покрова на Нерли. Неподалёку от неё возвышался крест.
Когда я высыпал землю на холм среди валунов, было ощущение исполненного долга. Стало настолько легко и свободно, что душа была готова взметнуться в небо».
Теперь земля с могилы нашего земляка соединилась под общим крестом с могильной землёй Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других ратников, в земле Российской просиявших. Так земля преодолевает пространство и время, перестаёт быть прахом и становится вечной жизнью. Земля становится священной.