Распад СССР привел к резкому изменению баланса сил, сложившегося после второй мировой войны. США и их союзники из числа англосаксов стали претендовать на мировую гегемонию. В связи с этим перестала действовать система международных институтов, призванная не допустить возникновения новых разрушительных войн и массовую гибель людей.
Прежде всего, ослабло значение Организации Объединенных Наций. Англосаксы и созданные ими международные институты, вроде НАТО, стали перенимать на себя функцию регулирования межгосударственных конфликтов и активно вмешиваться во внутренние дела других стран. При этом они действовали исключительно в своих собственных национальных интересах. Речь идет о вмешательстве во внутренние дела Ливии, Ирака, Югославии, Афганистана, Сирии, Украины и ряда других стран.
Практически всегда вмешательство англосаксов во внутренние дела других стран вызывало развитие в них этнических конфликтов. Очень часто эти конфликты вели к геноциду – уничтожению одним этносом другого. Геноцид стал превращаться в инструмент осуществления англосаксонского доминирования в мире.
Ответом на создание системы англосаксонского доминирования стало постепенное формирование многополярного мира. Китай, Россия, континентальная Европа, Индия ищут новые модели взаимодействия между собой и с США. Одной из проблем, которую необходимо решить всем этим странам – предупреждение массового уничтожения людей по признаку их этнического происхождения.
К сожалению, проблематика геноцида выпала из поля зрения ученых, работающих в рамках русской научной традиции, а западные ученые концентрируются на исследовании фактов и не делают обобщающих выводов, которые могут иметь практическое применение. В силу этого правящие элиты многих стран, не входящих в англосаксонскую коалицию, не имеют собственной позиции по вопросу о том, как можно предупредить геноцид с помощью инструментов международного регулирования.
Представляю для обсуждения свою точку зрения на эту проблему, основываясь на наработках западных ученых и собственных изысканиях.
С известного времени человечество состоит из крупных групп населения, связанных между собой общими духовными ценностями и обусловленной ими совместной социальной деятельностью – этносов.
Этнос появляется тогда, когда появляются люди, осуществляющие выработку и распространение определенных духовных ценностей среди других членов группы. Таких людей обычно именуют священниками, поскольку они оперируют сакральными для этноса ценностями. Священники формулируют принципы и нормы поведения, убеждают членов этноса следовать им. При этом они используют особые инструменты социальной мобилизации: образы, символы, знаки, символические действия, обряды.
Священники формируют общественное сознание этнической группы, передают его из поколения в поколение.
Коллективы священников образуют социальные институты – церковный причт и монастырские братства, которые более эффективно воздействуют на паству, чем отдельные носители духовных ценностей.
Наряду с церковью, у находящегося на достаточно высоком уровне развития этноса наличествуют светские социальные институты: школы, университеты, театры, библиотеки, музеи, СМИ. Занятая в них светская интеллигенция также выполняет функции формирования общественного сознания этноса. При этом ею используются специально разработанные для этого понятия и художественные образы, артефакты – книги, картины, памятники, архитектурные сооружения, фильмы, музыкальные произведения.
Интеллигенция, например, создает образы героев своего этноса, формирует историческую мифологию, разрабатывает светские символы, позволяющие воспроизводить коллективную идентичность.
Общение внутри этноса происходит на своем языке, который является средством воспроизводства коллективной идентичности, а также самостоятельной духовной ценностью. Члены этноса используют собственные имена и фамилии, собственное самоназвание группы.
Таким образом, этнос — это не совокупность отдельных индивидов, а коллективный индивид, который сам себя осознает и сам себя воспроизводит с помощью деятельности специалистов, использующих социальные инструменты и объединенных в социальные институты.
Этносы в ходе социального развития проходят определенные этапы: племенной, народности, народа, нации.
Этносы конкурируют между собой за ресурсы существования. В нормальных условиях конкуренция проявляется через обмен продуктов хозяйственной деятельности – товаров и капиталов. Кто их производит более эффективно, тот и получает больший объем материальных благ в процессе обмена.
Этносы создают вооруженные группы людей – полицию и армию. Они следят за внутренним порядком, защищают этнос от нападения врагов или используются для такого нападения.
В тех случаях, когда ресурсов существования становится недостаточно, – начинаются войны. В ходе войн более сильные этносы забирают ресурсы у более слабых. Это делают вооруженные люди, образующие армию – комбатанты.
Целью войны изначально является уничтожение вооруженных сил этноса-противника, захват территории его проживания и хозяйствования, присвоение созданных им материальных ценностей, порабощение и принуждение работать на себя не участвующей в войне части населения. В том случае, когда для этноса-победителя гражданское население побежденного этноса не представляет ценности, оно подвергается уничтожению.
Процесс уничтожения этносом победителем мирных членов побежденного этноса представляет собой геноцид.
Геноцид имеет цель предупредить попытки побежденного этноса в будущем пересмотреть итоги войны, вернуть себе утраченные территории или материальные ценности, закрепить угнетенное положение оставшегося в живых и порабощенного вражеского населения.
Геноцид могут осуществлять друг по отношению к другу не только ведущие войну этносы разных стран, но и враждующие между собой этносы, проживающие в одной, полиэтнической по составу населения стране. Обычно его проводит более крупный и организованный титульный этнос по отношению к этносу меньшей численности и худшей организованности – национальному меньшинству. Титульный этнос в мирных условиях выступает как господствующий, а национальное меньшинство – как угнетенный этнос.
Геноцид внутри страны могут организовывать элиты господствующего этноса, но он может осуществляться и стихийно – простыми членами господствующего этноса. Стихийное уничтожение этноса противника обычно называется погромами.
Существуют различные формы геноцида:
А) Физическое уничтожение гражданских лиц (военнопленных), относящихся к побежденному или угнетенному этносу. Это могут быть массовые казни, пытки, применение оружие массового поражения по отношению к гражданскому населению. Это может быть лишение его пищи и воды, распространение заразных болезней в местах концентрации предназначенного к уничтожению этноса.
В) Вытеснение или принудительная депортация членов побежденного или угнетенного этноса с территории их постоянного проживания и хозяйствования.
Принудительное перемещение гражданского населения обрекает его на массовую гибель в результате голода, жажды, болезней, отсутствия укрытий от непогоды.
Освободившиеся от противника территории победителем присваиваются. В случае, если это происходит в результате победы в войне – захват и присвоение территории называется аннексией.
С) Силовой захват этносом победителем (господствующим этносом) материальных благ принадлежащих побежденному (угнетенному) этносу.
В ходе войны победитель забирает себе часть материальных благ побежденного этноса в виде военных трофеев. Он также может организованно взымать с населения оккупированных территорий налоги под названием контрибуция. По окончанию войны изъятие ценностей у побежденных растягивается по времени и получает название репарации.
Практикуется во время войны и неорганизованное изъятие отдельными лицами из числа победителей материальных благ у побежденных. Это действие называется мародерством.
В мирное время господствующий этнос захватывает у угнетаемого этноса средства существования, отбирает капиталы и тем самым лишает материальных средств существования и производства, что ведет к его гибели.
- D) Принуждение этносом-победителем работать на себя членов побежденного этноса.
Во время войны этнос-победитель принуждает работать на себя побежденный этнос на территории его постоянного проживания или увозя его на свою собственную территорию. Практикуется размещение его в специальных местах – трудовых концентрационных лагерях. По форме эта организация победителем принудительного труда побежденных является рабством. Принудительный труд ведет к истощению и преждевременной смерти членов угнетенного этноса.
Е) Уничтожение побежденного или угнетенного этноса, как коллективного субъекта.
Этнос победитель разрушает в ходе войны артефакты побежденного этноса, ликвидирует его социальные институты, запрещает его веру, язык, унижает память национальных героев, сносит установленные им памятники, храмы, подавляет его общественное сознание. Главное же, победитель уничтожает священников и интеллигенцию побежденного этноса, которые обеспечивают воспроизводство его коллективной идентичности.
В мирное время господствующий этнос присваивает артефакты угнетенного этноса, ликвидирует его социальные институты, запрещает его веру, язык, унижает память национальных героев, сносит установленные им памятники, храмы, подавляет его общественное сознание. Священники и интеллигенция угнетенного этноса физически не уничтожаются, но лишаются возможности вести деятельность, которая обеспечивает воспроизводство коллективной идентичности угнетенного этноса.
Как одни, так и другие действия позволяют этносу-победителю (господствующему этносу) расчленить побежденный (угнетенный) этнос на отдельных, ничем не связанных между собой индивидов, которые обрекаются в результате этого на утрату своих этнических свойств.
Обезличенные индивиды подвергаются ассимиляции, то есть этих индивидов насильно включают в состав этноса-победителя. Делают это посредством навязывания побежденным чужой веры, чужого языка, чужих героев, чужого взгляда на историю, чужих топографических названий. Ассимилированные индивиды начинают придерживаться чужих традиций и исполнять чужие обряды, петь чужие песни, исполнять чужие танцы, применять чужие символы для самоидентификации. Они меняют на чужие свое имена и фамилии. Наконец, они отказываются от своего самоназвания.
Данная форма геноцида чаще всего именуется этноцид.
В отличие от других форм геноцида, этноцид требует длительного времени для своего осуществления и реализуется обычно в мирное время. Для его реализации создается специальная этнократическая модель общественного устройства.
В этнократически устроенном обществе господствующий этнос занимает высшие ступени социальной лестницы, а угнетаемый этнос низводится на ее низшие ступени.
Членам угнетенного этноса отводится тяжелая и неквалифицированная работа с низким уровнем оплаты, их лишают ряда социальных выплат и льгот. Представители угнетенного этноса не допускаются к социально значимым профессиям, к занятию предпринимательской деятельностью, к службе в государственном аппарате. Члены угнетенного этноса ограничиваются в правах собственности, их полностью или частично лишают политических прав.
Деление общества на две этнические части – господствующую и подчиненную закрепляется законодательно, поддерживается институционально, прежде всего силой аппарата государственного принуждения.
Этнократическая модель общественного устройства может быть жестко фиксированной и не допускать выхода представителей подчиненного этноса за пределы низших позиций на ступенях социальной лестницы. В этом случае правящим классом проводится политика сегрегации – жесткого деления общества на высшие и низшие социальные группы по этническому принципу.
При политике сегрегации запрещаются браки между представителями господствующего и угнетенного этноса. Разные этносы имеют разные места жительства и работы, разные школы, магазины, кинотеатры, пользуются разными автобусами и скамейками в парках отдыха. Представителей угнетенного этноса не допускают в престижные университеты, клубы, больницы, они не становятся объектами изображения на картинах, в книгах, спектаклях, телевизионных и радиопередачах. В общественное сознание внедряются убеждения, что существует природное деление на высшие и низшие этносы.
Обычно понятие сегрегации относят к взаимоотношениям представителей различных расовых групп, но это лишь частный случай взаимоотношений между этносами. Ведь расы, как таковые, не имеют обособленной системы ценностей и не ведут обособленной социальной деятельности, не находятся в отношениях борьбы друг с другом.
Если у представителей двух этносов нет явных внешних физических различий, то этнократические власти вводят обязательное ношение особых одежд для париев или опознавательные нашивки на их одеждах. Все эти меры позволяют на длительное время законсервировать этно-социальную пирамиду и извлекать господствующему этносу материальные и статусные выгоды.
Некоторые индивиды угнетенного этноса переходят на сторону угнетателей и становятся ренегатами. Делают они это ради продвижения вверх по социальной лестнице и достижения большего объема материальных благ по сравнению со своими соплеменниками. Для всех побежденных этот путь закрыт, поскольку он разрушает саму этнократическую систему.
Ответом на этноцид может быть движение угнетаемых национальных меньшинств за отделение от титульного этноса вместе с территорией, на которой они проживают, и накопленными материальными благами — сепаратизм или ирредентизм.
При достижении в ходе межэтнической борьбы равенства сил между титульным этносом и национальным меньшинством происходит демонтаж этнократической системы и восстанавливается равенство представителей всех этносов. Для фиксации равноправных отношений устанавливаются институциональные механизмы защиты национальных меньшинств – различного рода автономии, вплоть до образования федерации или конфедерации различных этносов в одном государстве.
Особым случаем является поддержка живущих за рубежом и угнетаемых национальных меньшинств «материнским» государством. «Материнское» государство поддерживает членов своего этноса, живущих в рассеянии, и не позволяет проводить в отношении них политику этноцида.
В том случае, когда этноцид перерастает в открытые формы геноцида «материнское» государство начинает войну с тем этносом, который его развязал, и может аннексировать земли, на которых проживает ее рассеяние.
Альтернативой ассимиляции является политика аккультурации – добровольное принятие побежденным этносом духовных ценностей и социального поведения этноса победителя.
Аккультурация происходит тогда, когда этнос победитель обладает более привлекательными духовными ценностями и артефактами, более эффективными социальными институтами, чем побежденный этнос. Побежденный этнос сохраняет свои артефакты и институты, свое священство и интеллигенцию. При этом в обществе не создаются искусственные барьеры для движения представителей побежденного этноса вверх по общей для всех социальной лестнице, то есть не устанавливаются отношения господствующий – угнетенный этнос.
Обычно аккультурационная модель общественного устройства складывается в том случае, когда этнос победитель находится на более высокой ступени социального развития, чем побежденный этнос. Это позволяет ему не прибегать к мерам насилия для сохранения под контролем этнические меньшинства.
Политической формой реализации аккультурационной модели общественного устройства является империя. Она предполагает наличие широкой автономии подчиненных этносов, включая их полное право на этническое воспроизводство.
Описанная нами в общих чертах схема борьбы и сосуществования этносов действовала все время существования человечества.
Однако к началу ХХ века были изобретены смертоносные механические средства ведения войны и оружие массового поражения, которые позволяли уничтожать огромные массы людей, а сами войны захватили все страны мира. Возникла потребность в регулировании хода войн и процесса борьбы этносов между собой в целом.
Наиболее развитые в военно-техническом отношении страны решили установить правила ведения войн, которые бы могли снизить потери и комбатантов, и гражданского населения, уменьшить материальные потери и размеры перемещения населения, не допускать применения рабского труда. Они заключили между собой соглашения о законах и обычаях ведения войн, о неприменении оружия массового поражения – Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г.
Однако эти соглашения мало повлияли на характер разразившейся вскоре Первой мировой войны. В ходе этой войны погиб 21 млн. человек, в том числе 11 млн. человек из них составили гражданские лица.
Большая часть гражданских лиц во время этой войны была уничтожена в ходе целенаправленного геноцида.
О масштабах развернувшегося геноцида говорят данные, приведенные в статьях List of genocides by death tools (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_genocides_by_death_toll) и Genocide in history (https://en.wikipedia.org/wiki/Genocides_in_history). Эти данные вызывают доверие, поскольку основываются на серьезных научных исследованиях.
В Османской империи во время перовой мировой войны и вскоре после нее было убито более 1,8 млн. армян, 750 тыс. ассирийцев, 900 тыс. греков. В Австро-Венгрии власти уничтожили сотни тысяч русинов.
После первой мировой войны были заключены дополнительные международные соглашения о запрете применения химического и биологического оружия. Они также имели крайне ограниченный эффект.
Во Второй мировой войне погибло уже более 71 млн. человек, среди которых 47 млн. были гражданскими лицами.
По данным приведенным в указанных выше источниках, в ходе войны 1939-1945 гг. немцы и их союзники уничтожили на оккупированных территориях Европы 13,6 млн. советских мирных граждан, главным образом русских, украинцев и белорусов, до 6 млн. евреев, 1.8 млн. поляков, 500 тыс. сербов, около 500 тыс. цыган, миллионы представителей других этносов.
Японцы уничтожили в ходе войн 1937-1945 гг. в Азии около 6 млн. китайцев, корейцев, малазийцев, представителей различных этносов Филиппин, Индонезии, Индокитая.
Страны – победители во Второй мировой войне (Страны победители) учредили Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио, на которых осудили лиц, виновных в развязывании войны и в практике массового уничтожения мирного населения. Наказанию подвергли небольшое число руководителей стран, инициировавших эту войну и высокопоставленных военных. Плененные за пределами территории своих стран военные длительное время находились в заключении.
По решению международных трибуналов в побежденных странах была проведена демилитаризация, демонтированы политические институты, которые обеспечивали работу механизмов массового уничтожения людей.
Однако на созванных после Второй мировой войны трибуналах в обвинениях очень глухо говорилось о том, что в ходе войны десятки миллионов гражданских были уничтожены, исходя из принципа их этнической принадлежности. Про этноцид на судебных заседаниях вообще ничего не говорилось.
Это было связано с тем, что США, например, провели ядерную бомбардировку городов Хиросима и Нагасаки, в ходе которой погибло большое количество гражданского японского населения, а в ходе ковровых бомбардировок американцами и англичанами Дрездена погибло много гражданских немцев.
У немцев, японцев, итальянцев, венгров, румын и других побежденных наций аннексировали часть принадлежавших им территорий. Это были как захваченные в ходе этой войны территории, так и территории их традиционного проживания. Большие массы проигравших войну этносов были депортированы с аннексированных территорий в их «материнские» государства. При депортациях погибло немалое число гражданских лиц определенных этносов.
В 1945 г. Страны победители создали международную организацию для поддержания мира и развития сотрудничества между всеми существующими на Земле государствами – Организацию Объединенных Наций.
Замысел был в том, чтобы договориться о правилах общежития народам, которые образовали собственные государства и обрели статус нации, а также гарантировать права тем народам, которые живут в «чужих» государствах и находятся под контролем других – титульных наций. Их определили, как национальные меньшинства.
Нации – члены ООН приняли на себя обязательства не осуществлять прямое физическое уничтожение и не создавать материальных условий для физического уничтожения членов других этносов. Это соглашение было принято в 1948 г. в виде «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (Конвенция).
Геноцид в Конвенции определялся следующим образом: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Все действия, направленные на уничтожение чужой этнической группы, как коллективного субъекта, Конвенция преступлением не считала. Потому этносы, не имеющие своей государственности, проживающие в государстве чужого, более крупного и более сильного этноса и подвергающиеся этноциду под ее защиту не попадали.
Для того, чтобы решить эту коллизию ООН приняла в том же 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека (Декларацию). Она провозгласила базовые личные права человека, которые должны были соблюдать страны-участники. Одним из основных в Декларации был признан принцип равенства всех людей.
В 1966 г. ООН приняла более обязывающий документ «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Пакт). В силу этот Пакт вступил в 1976 г.
Пакт провозглашал право всех народов (этносов, в нашем понимании) на самоопределение, запрещал дискриминацию по национальному признаку, гарантировал права национальных меньшинств пользоваться своей культурой, родным языком, исповедовать свою религию. В принципе этот документ был призван не допускать практики этноцида. Однако создания механизма защиты национальных меньшинств от этноцида Пакт не предусматривал.
С принятием всех этих документов практика осуществления геноцида в мире не была прекращена. Если обратиться к цитируемым нами выше источникам, то вырисовывается ужасная картина.
В 1959-1976 г. в Тибете было уничтожено 1,2 млн. человек. В 1965-1966 гг. в Индонезии было уничтожено около 3,0 млн. человек. В 1971 г. в Бангладеш было уничтожено около 3 млн. человек. В 1975-1979 г. в Камбодже было уничтожено около 3,0 млн. человек. В этих и множестве других случаев одни этносы уничтожали мирных членов других этносов в борьбе за ресурсы существования.
В послевоенное время ООН вмешивалась в некоторые этнические конфликты и пыталась остановить разворачивавшиеся процессы геноцида. Однако более эффективными были действия Стран-победительниц на подконтрольных им территориях.
США, например, покончили в 1960-е гг. с существовавшей у них системой этнократического правления и прекратили сегрегацию чернокожего населения. В странах НАТО не допускалось возникновения этнических конфликтов. СССР осуществлял эффективный контроль за ситуацией в странах социалистического содружества.
С уходом СССР с мировой арены ситуация изменилась. США стали игнорировать ООН и использовать подконтрольные только им международные инструменты для достижения своих национальных интересов в ходе борьбы с геноцидом.
Например, в 1991 г. НАТО инициировало бомбардировки Югославии, а потом создание международного трибунала, который преследовал сербское руководство якобы за организацию геноцида национальных меньшинств. Суд использовался для подавления самосознания сербского населения, легитимации раздела Сербии, образования государства Косово и размещения на его территории американской военной базы.
С 2001 г. в Афганистане действуют Международные силы содействия безопасности, скомплектованные в основном странами НАТО. Под предлогом борьбы с терроризмом и защиты гражданского населения они проводят выгодную США политическую линию в этом регионе. В результате этой политики погибло более 111 тыс. человек, из них 31 тыс. гражданских лиц.
В 2003 г. США при поддержке НАТО оккупировали Ирак. Руководитель страны Саддамом Хусейн и ряд его сподвижников были обвинены в проведении геноцида в отношении этнических меньшинств и осуждены специально созданным для этих целей трибуналом. Это обеспечило правовые основания для оккупации Ирака странами НАТО без решения ООН. С начала этой войны погибло 200 тыс. гражданских лиц.
В развитие идеи установления более справедливого международного порядка ООН создала в 2002 г. Международный уголовный суд (МУС).
Этот суд, в соответствии с принятым его участниками Римским статутом, должен был бороться с преступлениями геноцида, преступлениями против человечности, военными преступлениями и преступлениями агрессии.
В сферу компетенции МУС были включены также вопросы этноцида. Этноцид трактовался, как элемент преступления против человечности. Это преступление определялось в ст.7 п. h Римского статуса следующим образом: «преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным мотивам» (ст.7 п. h).
Однако МУС занялся рассмотрением только случаев геноцида в странах третьего мира: Уганде, ДР Конго, Ливии, Судане, Уганда, Мали, ЦАР, Кении, Кот д Ивуаре.
Случаи этноцида МУС не рассматривает вообще. В ответ на обращение в 2017 г. автора этой статьи с просьбой рассмотреть ситуацию с преследованием этнических меньшинств в Латвии, администрация МУС ответила, что она признает существование проблемы, но специализируется на случаях массового физического уничтожения членов этносов, а не на случаях уничтожения этноса, как коллективного субъекта.
В 2011 г., уже после создания МУС, страны НАТО подвергли бомбардировке Ливию. Потом они получили в МУС санкции на арест руководителя страны – Муамара Каддафи. В стране обострилась гражданская война между представителями разных этносов. Погибли десятки тысяч человек. Зато США избавились от Каддафи, который успешно вел линию на консолидацию африканских стран и проведение ими самостоятельной внешней политики.
Сами США не признают юрисдикции МУС. При попытке этой организацией в 2018 г. рассмотреть преступления американских военных в Афганистане администрация США заявила, что сама подвергнет преследованию судей МУС. Случаи преследования американскими судами граждан третьих стран уже неоднократно наблюдались.
В 2008 г. Грузия осуществила акт агрессии против Южной Осетии и начала уничтожать осетинское население. Россия остановила геноцид и признала выбор осетин на создание самостоятельного государства – Южной Осетии. Одновременно было признано самоопределение народа Абхазии.
Грузия подала иск в МУС. Россия вышла из состава этой организации, поскольку иск стал использоваться для защиты геноцида, который Грузия осуществляла в отношении живших в ней ранее осетин и абхазов.
В 2011 г. страны НАТО вмешались в гражданский конфликт в Сирии. В результате этого конфликта к настоящему времени от рук международных террористов погибло более 470 тыс. мирных сирийцев.
Россия, по просьбе правительства Сирии, ввела в зону конфликта вооруженные силы и к концу 2018 г. помогла остановить гражданскую войну и геноцид населения страны.
Ни ООН, ни МУС не были способны справиться с разворачивавшимся в Грузии или Сирии геноцидом.
В 2014 г. американцы привели к власти на Украине радикальные титульные элиты, которые начали проводить политику геноцида русского населения.
Для предупреждения развертывания геноцида российское руководство признало решение признать выбор народа Крыма выйти из состава Украины и войти в состав России. По этой же причине российское руководство поддержало борьбу за независимость русского населения ДНР и ЛНР.
Украинские радикальные элиты, столкнувшись с решимостью России применить силу для остановки физического уничтожения русского населения, перешли к уничтожению его, как коллективного субъекта.
В настоящее время на Украине русские лишены права использовать родной язык в общественном обращении, получать на нем информацию. Власти проводят линию на трансформацию исторической памяти русского населения путем уничтожения памятников, смены топографических названий. В учебных заведениях преподается антирусская версия истории страны. Запрещено обучение русских на родном языке в учебных заведениях всех уровней. Активисты, озвучивающие позиции русской общины Украины подвергаются уголовному преследованию, наиболее стойкие из них уничтожаются. Наконец, предпринимаются меры по ликвидации на Украине Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), которая поддерживает коллективную идентичность русского населения страны. Она принудительно замещается властями на специально созданную для погромных целей Православной церковью Украину. Священники РПЦ МП подвергаются преследованию, у общин верующих отбирают здания храмов и богослужебные предметы.
Все эти явления должны квалифицироваться, как проведение властями Украины политики этноцида в отношении русской части населения.
В связи с этим существуют основания рассматривать ситуацию на Украине на уровне Совета безопасности ООН и добиваться ее квалификации, как осуществление властями страны одной из форм геноцида своего населения.
Опасения такого рода хода развития событий вызвали, между прочим, муссирование англосаксами вопроса о голодоморе, то есть целенаправленном уничтожении русскими в 1932-1933 гг. украинцев в Советской Украине. Сознательное искажение фактов и злонамеренно ложная трактовка трагических событий тех лет отпугивает исследователей и политиков от практических шагов по защите русского населения Украины на международном уровне.
Здесь следует также упомянуть, что развернутая против России информационная война служит цели отвлечь внимание мировой общественности от фактов геноцида (включая этноцид) русского населения на всем постсоветском пространстве.
Отказ ООН в признании развернувшегося этноцида русских на Украине будет означать, что мировое сообщество не способно его остановить и имеются все основания для перенесения решения вопроса на региональный уровень.
Решение вопроса о недопущении геноцида на региональном уровне лучше осуществлять группой стран, заинтересованных в поддержании коллективной безопасности. Именно таким органом поддержания коллективной безопасности является НАТО. Аналогичным органом является ОДКБ. Эту проблему вынуждены будут решать в отношении подконтрольных им территорий также Индия и Китай.
Помимо коллективных сил принуждения, которые могут остановить процессы геноцида, необходимо создание специализированных трибуналов, которые будут судить лиц, виновных в его развязывании. Здесь возможно применение опыта МУС, но с расширением его правомочности до случаев этноцида.
Россия уже применяла силу для недопущения геноцида в Грузии в 2008 г., на Украине в 2014. г., в Сирии в 2018 г. Во всех этих случаях США и англосаксы не выступали против применения силы, поскольку осознавали, что она используется для остановки геноцида.
Изложенный материал позволяет сформулировать следующие выводы:
- Процесс уничтожения этносом-победителем (господствующим этносом) мирных членов побежденного этноса (подчиненного этноса) представляет собой геноцид.
- Геноцид осуществляется как в форме физического уничтожения членов вражеского этноса, лишения их материальных средств воспроизводства, так и в форме их разрушения, как коллективного субъекта. Последний случай носит название этноцид.
- Процессы геноцида в мире продолжаются в больших масштабах и ООН не в состоянии их эффективно предупреждать.
- В постсоветское время англосаксы стали использовать процессы инициирования этнических конфликтов и геноцида для достижения своих национальных целей.
- В связи с тем, что не существует эффективного механизма предупреждения геноцида на уровне ООН, крупные международные игроки должны самостоятельно обеспечивать предотвращение этнических конфликтов и развитие геноцида на подконтрольных им территориях.
- Крупные международные игроки поставлены перед необходимостью создания региональных международных организаций, которые бы выполняли не только функции силовой остановки геноцида, но и функции трибуналов по отношению к тем элитам, которые инициируют развитие этнических конфликтов и геноцида. Это относится и к случаям развертывания этноцида.
- Политические элиты крупных международных игроков в своих действиях по предупреждению геноцида должны основываться на экспертных оценках и не давать сбить себя с толку специально создаваемыми для этого ложными теориями и идеологическими компаниями.
- Процессы геноцида и борьбы с ним как на международном, так и на региональном уровнях должны стать предметом более глубокого изучения учеными, которые работают в рамках русской научной традиции.