Одной из основных международных тем прошлой недели стало резкое обострение  ситуации на границы Индии и Пакистана. Всё началось с атаки террориста смертника автобуса с индийской военной полицией и резервистами, в результате которой погибло  45 и было ранено больше 30 полицейский и резервистов.

Ответственность за подрыв взяла на себя джихадистская группировка «Джаиш-е-Мухаммад», укрывающаяся на территории пакистанского лимитрофа Азад Джамму и Кашмир. Формально это независимое государство, но на деле это территория живёт под протекторатом Пакистана. Совершившая теракт группировка, считается радикальной даже в Исламабаде и официально преследуется пакистанскими силами безопасности, но на деле имеет весьма тесные связи с пакистанской межведомственной разведкой ISI и часто используется для выполнения «грязной» работы в продолжающимся  уже более семидесяти лет противостоянии Индии и Пакистана. Сейчас трудно утверждать, явилась ли атака «Джаиш-е-Мухаммад» частью некого плана ISI, или же самостоятельной вылазкой радикалов, но столь масштабный теракт не мог остаться без последствий – слишком кровавым и демонстративным он был.

Индийским генштабом с санкции премьер-министра Индии Нарендры Моди было решено провести акцию возмездия. «Я предоставил полную свободу действий нашим силовикам, — заявил глава правительства. — Они отомстят за гибель своих товарищей» — заявил в видеообращении премьер. В 2016 году, после гибели в аналогичном теракте 19-ти индийских военных Нью-Дели санкционировал рейд спецназа на территорию Азад Джамму и Кашмира, в ходе которого было уничтожено несколько десятков террористов. Операция была признанной успешной и высоко подняла престиж индийских сил специального назначения, но на совещании в генштабе было признано, что повторение такой операции будет слишком рискованным, в силу ожидания от Индии именно такого ответа. И было решено осуществить удар возмездия силами ВВС. Такой ответ должен был стать неожиданностью для, ожидающих атаки пакистанцев – Индия и Пакистан не встречались в воздушном пространстве с 1999 года, и явился бы хорошей проверкой реального состояния индийских ВВС, в строительство которых за последние два десятилетия были вложены огромные средства. И в ночь на 26 февраля ударная группа индийских ВВС – эскадрилья ударных  «Дассо Мираж 2000» и прикрывавшие их звенья Су-30 вторглись в воздушное пространство Азад Джамму и Кашмира и атаковали лагеря «Джаиш-е-Мухаммад» в районе Джаба. По официальной информации индийского генштаба налёт был исключительно удачным. В ходе него было уничтожено несколько десятков боевиков, в том числе и руководство «Джаиш-е-Мухаммад» и несколько пакистанских военных инструкторов SIS. Но по другой информации атака была неэффективной в силу того, что применённые индийцами ракеты израильского производства не смогли поразить цели и упали вдалеке от объектов атаки. Никаких объективных данных уничтожения лагерей боевиков приведено не было. Именно этим объясняется то, что на утро индийцы вновь попытались атаковать лагеря «Джаиш-е-Мухаммад», но столкнулись в небе с пакистанскими истребителями американского производства F-16 Fighting Falcon. Индийцы повернули назад, но пакистанцы начали их преследование и для прикрытия своих штурмовиков были подняты индийские истребители МиГ-21. И в небе завязался воздушный бой. По его окончанию каждая из сторон заявила о своей победе. Пакистанское командование заявило, что сбило два индийских истребителя МиГ-21, индийское признало потерю одного «мига», но в свою очередь заявило об уничтожении одного F-16 Fighting Falcon, что не признали пакистанцы.

Теперь в экспертном сообществе идут жаркие споры об итогах этого боя. МиГ-21 «бис»   — истребитель советского производства, который находится в строю уже 60 лет и принадлежит ещё к первому поколению реактивных самолётов. F-16 Fighting Falcon в строю с 1979 года и принадлежит уже к третьему поколению реактивных истребителей. Такая разница в возрасте и технологическом совершенстве, казалось бы, не оставляет «мигам» шансов, но ВВС Индии сохраняет МиГ-21 «бис» в строю. Более того, постоянно их модернизирует. Летать на «мигах» почётно и престижно. Достаточно сказать, что сбитым МиГ-21 управлял никто иной как винг-коммандер Абхинандан Вартхаман —  сын маршала авиации Симхакутти Вартхамана – курировавшего испытание новой техники в индийских ВВС.  И подтверждённый перехват «мигом» F-16 стал бы военной сенсацией. Но, как уже было сказано выше, Пакистан не подтвердил потерю своего самолёта. У части экспертного сообщества это заявление вызвало недоверие. Возможно, пакистанцы просто не хотят признавать потерю своего истребителя, что бы сохранить за собой общую победу в воздушном бою. Косвенно об этом свидетельствует изначальное заявление о двух сбитых в небе над Азад Джаму и Кашмиром индийских «мигах»,  свидетельства очевидцев, но в реале общественности были продемонстрированы обломки только одного «мига», как и один находящийся в плену пилот. При этом, скрыть потерю своего F-16 не составляет большого труда. Бой проходил над горно-лесистой территорией Азад Джамму и Кашмира, куда нет доступа чужакам и независимым наблюдателям и чьё информационное пространство находится под полным контролем Пакистана.

Сразу вслед за этим боем уже пакистанские ВВС нанесли бомбо-штурмовой  удар по военным объектам на индийской территории. По странности эти цели так же не были поражены. Бомбы упали либо в стороне, либо не взорвались, после чего пакистанское командирование поспешило заявить о «демонстрационном» характере удара, и своей заботе, чтобы не пострадало, находящееся рядом, мирное население.

В течении следующих суток по обе стороны границы в небе постоянно находились самолёты сторон, но больше боестолкновений не было. Оба правительства сразу же закрыли воздушное пространство над территорией для пролёта гражданских самолётов, что вызвало хаос в воздушных перевозках, но, возможно, сохранило сотни жизней. И это своего рода щелчок по носу украинскому руководству, допустившему гибель над своей территорией гражданского лайнера…

К концу недели боевые действия сошли на нет, и ограничиваются теперь вялыми пограничными перестрелками. Пакистан в качестве доброго жеста передал Индии сбитого лётчика и обе страны активно сотрудничают с международными посредниками, занятыми поиском выхода из этого противостояния. И сегодня можно с уверенностью утверждать, что никаких предпосылок для большой войны в регионе нет.

С одной стороны, тянущийся почти семьдесят лет территориальный конфликт, давно утратил свою остроту и актуальность и стал скорее ритуально-идеологическим, чем горячей целью сегодняшнего дня. Территориальный раздел давно закреплён строительством приграничных укреплений и военной инфраструктурой сторон. Обе страны стремятся быть ответственными и предсказуемыми членами мирового сообщества.

Конечно, в военном отношении Индия многократно превосходит Пакистан, имея соотношение в основных образцах техники и вооружения 3 к 1, а по некоторым и 5 к 1. Еще более разительная разница в экономиках. Индия третья из мировых экономических лидеров. Пакистан страна преимущественно аграрная и находится на сорок четвертом месте в мировой экономической иерархии. Но наличие у обоих стран ядерного оружия полностью нивелирует эту разницу, фактически лишая обе стороны каких-либо оправданных надежд на достижение военной победы и подтверждает теорию стабилизирующей роли ядерного оружия в современном мире.

По итогам этого конфликта у военных экспертов остался лишь один вопрос — о чудовищной неточности израильских управляемых авиационных бомб  Rafael SPICE 1000, которые вместо обещанной точности кругового отклонения от цели в 3 метра, упали за 100 – 150 метров, не причинив противнику никакого вреда. Будь эти бомбы более качественными, возможно, события так бы не вышли за рамки приграничной акции возмездия…

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...