Отрывок из готовящейся к публикации книги «Европейский национал-социализм: проблемы идентификации и преодоления».
К концу 1939 г. усилиями нацистской элиты, сконцентрированной в НСДАП и подконтрольных ей организациях, немецкая нация трансформировалась из фашистской в нацистскую.
Нацистская немецкая нация в союзе с фашистскими нациями (страны Оси) развязали после этого Вторую мировую войну. Они напали сначала на либеральные буржуазные европейские нации, а затем и на коммунистическую советскую нацию. Целями агрессии и на Западе, и на Востоке было: 1)завоевание территорий, которые потом непосредственно присоединялись к Третьему рейху или превращались в его колонии; 2)ограбление завоеванных колоний и уничтожение тех материальных благ, которые нельзя было вывести; 3)уничтожение «излишнего» с точки зрения завоевателей населения -геноцид); 4)экономическое закрепощение и порабощение оставшегося в живых населения оккупированных территорий; 5)ассимиляция оставшегося в живых населения оккупированных территорий — этноцид.
Буржуазные либеральные и советская нация образовали политический и военный союз – Объединенные нации. Объединенные нации разбили страны Оси, оккупировали их и наказали элиты и нации, виновные в нанесении материального и человеческого ущерба победителям. Рассмотрим в настоящем материале наказание немецкой нацистской элиты и нации.
Наказание немецкой нацистской элиты
Представители Объединенных наций выявили в составе побежденной немецкой нации тех членов элит, которые были ответственны за установление и поддержание нацистского режима, развязывание войны и совершение военных преступлений, преследование и уничтожение гражданского населения, определили меру их индивидуальной ответственности за совершенные деяния и осуществили наказание. Работа эта проводилась в рамках Международного военного трибунала(МВТ), Союзнических контрольных советов(СКС) и национальных судов стран победительниц.
Международный военный трибунал
Главным инструментом наказания немецких нацистских элит стал МВТ, который проходил в ноябре 1945 г. — октябре 1946 г. в Нюрнберге.
Институт МВТ в августе 1945 г утвердили на Лондонской конференции представители правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Ими был также утвержден тогда Устав МВТ. Трибунал должен был осуществлять судебное преследование и наказание главных немецких нацистских преступников.
МВТ выдвинул обвинение против 24 человек из числа высшего политического, военного, экономического и идеологического руководства Германии. Они обвинялись в следующих преступлениях:
1) действиях в рамках нацистской партии по организации агрессии против других государств; 2) преступлениях, совершенных против мира посредством участия в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн; 3) военных преступлениях. которые выражались в убийствах и жестоком обращении с гражданским населением на оккупированных территориях, уводе гражданского населения в рабство, убийстве и жестоком обращении с военнопленными и военнослужащими стран противников, бесцельном разрушении населенных пунктов, опустошениях, не оправданных военной необходимостью, германизации оккупированного населения. 4) преступлениях против человечества посредством проведения политики преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства, отправки людей в тюрьмы без судебного процесса, унижения, порабощения, воздействия пытками и убийствами.
МВТ признал руководителей партии и страны в составлении планов, организации и ведении агрессивной войны против других народов, в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, убийстве военнопленных и жестоком обращении с ними, убийстве гражданского населения и жестком обращении с ним, разграблении общественной и частной собственности, проведения политики рабского труда, преследовании евреев. МВТ признал преступными нацистские карательные организации — СС, СД и гестапо.
Практически все обвиняемые были признаны виновными и приговорены кто к смертной казни, кто к длительным срокам тюремного заключения, кто к ограничениям в политических правах. Преступники понесли определенное МВТ наказание.
В составе НСДАП МВТ признал преступниками фюрера, рейхслейтеров, гаулейтеров и сотрудников их аппарата, крейслейтеров и сотрудников их аппарата, ортсгруппенлейтеров, целленлейтеров и блоклейтеров. Это была группа общей численностью, по меньшей мере, в 600 тыс. человек.
Сама НСДАП преступной организацией признана не была. Это решение суда позволяло снять ответственность с рядовых членов национал-социалистической партии, насчитывавшей на конец войны более 8 млн человек. Вместе с тем, суд признал преступной национал-социалистическую идеологию.
Выходило, что нацистская идеология существовала отдельно от ее носителей, как профессиональных идеологов, так и рядовых членов партии. Выходило также, что за совершенные немецкой нацией преступления не несли ответственность лица, работавшие в институтах, которые распространяли нацистскую идеологию: школах, университетах, учреждениях культуры, в СМИ. Между тем, нацистская идеология не могла существовать как бесплотный дух, сама по себе, ее носителями, естественно, были люди.
На Нюрнбергском процессе не были признаны преступными также нацистский кабинет министров, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта. Это означало, что преступления совершали отдельные лица в каждой из этих организаций, а не коллективы людей, объединенные в политические институты вроде правительства, армии, флота, авиации. Такого в развитом в социальном отношении обществе быть не могло.
Решение МВТ свидетельствовало о том, что из-под судебного наказания выводилась многочисленная политическая, экономическая, военная интеллектуальная нацистские элиты, поддерживавшие высших руководителей тех организаций, которые были осуждены.
Советские представители в МВТ выступали против этого решения, но не смогли его провести. Очевидно, что англичане и американцы оберегали нацистскую элиту от справедливого наказания исходя из своих интересов. Как потом выяснилось, они готовились к возможной войне с СССР.
В Нюрнберге рассматривали ответственность и наказывали только немецких нацистов. Нацисты и фашисты из других стран не подвергались судебному преследованию со стороны Объединенных наций. Союзники договорились, что они будут отданы в ведение судов по в соответствующих зонах оккупации и национальных судов.
В целом МВТ в Нюрнберге не определил, что фашизм и его разновидность нацизм — это форма воспроизводства буржуазной нации, основанная на делении людей на высшие и низшие этносы, на социальном подавлении, ограблении, экономическом порабощении «высшими» этносами «низших» этносов, физическом уничтожении тех, кто оказывает сопротивление или просто оказывался в числе «лишних» с точки зрения нацистов. Такая трактовка позволила бы привлечь к ответственности членов нацистских военных, политических, экономических и интеллектуальных элит.
Задачи, которые не были решены МВТ встали перед Союзными контрольными советами по Германии и по Австрии.
Союзнические контрольные советы
Цели Союзнических контрольных советов (СКС) были изложены в документе «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Этот документ был одобрен в июле – августе 1945 г. руководителями союзных держав на Потсдамской конференции и касались Германии и Австрии.
Правовая основа политики наказания нацистских элит была заложена постановлениями № 1 от 20.9.1945 и № 2 от 10.10.1945 Союзнического Контрольного совета в Германии. Эти два постановления касались отмены национал-социалистического права и роспуска и ликвидации национал-социалистических организаций. Ликвидации подлежали НСДАП, её филиалы и подконтрольные ей организации; распускались все нацистские учреждения и предотвращалось их возрождение в какой бы то ни было форме; пресекалась всякая нацистская деятельность и пропаганда; нацистские доктрины исключались из системы народного образования.
Все меры по ликвидации нацистских институтов властвования, а также устранение нацистов со всех общественно значимых постов, в обществоведческой литературе обычно обозначают, как денацификацию.
СКС занимались также установлением временных границ оккупационных зон, легитимацией депортации и переселения населения, вопросами демилитаризации экономики Германии. Как и репарации, экономическая демилитаризация, заключавшаяся в демонтаже и вывозе промышленного оборудования. Она проводилась каждой из оккупационных властей в автономном режиме.
Директива N 24 СКС устанавливала единую политику денацификации во всех оккупационных зонах. Все члены НСДАП заполняли пространную анкету, которая позволяла классифицировать деятельность людей в нацистской Германии.
В развитие этих постановлений СКС принял директива № 38 от 2 октября 1946 года «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами».
На основании этой директивы в каждой немецкой земле создавалось министерство политического освобождения, в городах и округах судебные трибуналы и апелляционные трибуналы для пересмотра их решений. При трибуналах назначались прокуроры.
Трибуналы рассматривали анкеты, которые заполняли все немцы. На основании этих анкет прокурором принимались решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: 1 – главные виновные, 2 – виновные, 3 – незначительно виновные, 4 – попутчики и 5 – невиновные.
Группа виновных делилась на три подгруппы: активисты, милитаристы и те, кто извлекал пользу. Польза определялась по следующим признакам: 1 – тот, кто из своего политического положения, политических связей извлекал для себя или для других личные или хозяйственные корыстные преимущества; 2 – тот, кто занимал должность или продвигался по службе исключительно благодаря членству в партии; 3 – тот, кто за счет политических, религиозных или расистских преследований получал значительные преимущества, особенно в связи с отчуждением имущества преследуемых, принудительными распродажами и тому подобными мероприятиями; 4 – тот, кто в промышленности вооружений имел доходы, величина которых находилась в резкой диспропорции с его трудовым вкладом; 5 – тот, кто несправедливо обогатился в связи с управлением захваченными областями; 6 – тот, кто использовал свое членство в партии, личные или партийные связи для уклонения от военной службы или отправки на фронт.
Категория сочувствующих делилась на подгруппы: 1 – тот, кто участвовал в движении национал-социализма чисто формально или поддерживал его незначительно и не проявил себя как милитарист; 2 – тот, кто, будучи членом партии, ограничивался уплатой членских взносов, принимал участие в собраниях, присутствие на которых являлось для всех членов обязательным, или выполнял незначительные или чисто деловые обязанности, предписываемые всем членам партии.
Причисление к определенной категории влекло различные наказания.
Например, для виновных, в том числе для тех, кто извлекал пользу: а) рабочий лагерь до 5 лет, или привлечение к общественным работам, б) дополнительно полная или частичная конфискация имущества, особенно ценного, за исключением предметов повседневного употребления; в) в отдельных случаях лишение избирательного права или запрет на занятие определенных должностей сроком не менее 5 лет.
Для попутчиков наказание определялось: а) разовый взнос или регулярная выплата определенной денежной суммы в фонд компенсации нанесенного ущерба (минимум 50, максимум 2000 рейхсмарок); б) в случае отказа от платы денежный штраф заменялся принудительным трудом в течение не более 30 рабочих дней; в) предусматривалось дополнительное наказание для государственных служащих: судебный трибунал мог предложить понижение в должности или отправку на пенсию.
Решения трибуналов выносились лишь на основании директивы N 38 и не связывались с предыдущими заключениями других органов, например, командования оккупационными войсками. Оговаривалась возможность подачи апелляций в созданные в рамках этой директивы кассационные палаты.
Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации, а также возможного предъявления обвинения и его запуска в делопроизводство, служила, как отмечалось выше, обширная анкета, которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни. Чтобы пресечь попытку уклонения от анкетирования, прибегли к самому эффективному в послевоенное время средству: продуктовая карточка выдавалась лишь по предъявлении квитанции, подтверждающей сдачу анкеты в ратушу. Также и проживание в населенном пункте и трудоустройство в учреждение или на частное предприятие требовали наличия упомянутой квитанции.
СКС фактически организовали преследование руководящих членов НСДАП, а также тех, кто распространял нацистскую идеологию.
Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в советской зоне оккупации, на основании проверок анкет было отстранено от работы или не допущено к должности 390 тыс. человек.
Начиная с 1947, после создания в Германии земельных правительств, проведение денацификации было частично передано в их компетенцию, а после образования ФРГ и ГДР – целиком в ведение немецкой стороны.
Приказом начальника Советской военной администрации в Германии от 16.8.1947 г. номинальные участники деятельности нацистской партии были освобождены от преследования, а приказом от 26.2.1948 г. мероприятия по денацификации объявлены завершёнными.
В дальнейшем оккупационные власти, а затем власти ФРГ и ГДР осуществляли преследование лишь лиц, относимых к 1-й и 2-й категориям, но и они в большинстве своём в итоге были амнистированы.
В ГДР законом от 2.10.1952 г. все бывшие члены НСДАП (за исключением военных преступников) были уравнены в правах с остальными гражданами республики.
В советской зоне оккупации к августу 1947 было рассмотрено около 800 тыс. дел, в отношении свыше 500 тыс. чел. были вынесены обвинительные приговоры.
Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в американской зоне оккупации были рассмотрены 1,6 млн анкет. В результате этого было отстранено от работы или не допущено к должности 375 тысяч человек, что составляло 40% всех государственных служащих. В британской зоне оккупации было рассмотрено 870 тыс. анкет, и около 200 тыс. немцев было отстранено от работы или не допущено к должности. Во французской зоне оккупации различного рода репрессиям подверглось около 195 тыс. человек.
Всего в западных зонах оккупации Германии до февраля 1950 проверке в рамках мероприятий по денацификации подверглись 6,0 млн немцев. Из них к 1-й категории были отнесены около 2 тыс. чел., 2-й – около 23 тыс., 3-й – около 150 тыс., 4-й – около 1,0 млн человек. Невиновными были признаны 3,9 млн чел., их дела были закрыты.
С конца 1947 оккупационные власти союзных держав пошли на значительное смягчение политики денацификации. Американская военная администрация объявила амнистию молодым и социально незащищённым бывшим национал-социалистам (2,8 млн чел.). Глава французской военной администрации своими распоряжениями от 17.11.1947 и 13.8.1948 освободил от уголовного преследования всех номинальных членов НСДАП.
Во всех землях ФРГ в 1949–54 гг. были приняты законы, ограничивавшие мероприятия по денацификации, а 11.5.1951 издан закон, по которому все чиновники, уволенные со службы в ходе денацификации, могли претендовать на восстановление в должностях. В конце мая 1948 г. союзники трех западных зон прекратили контроль над денацификацией и передали ее полностью в руки немцев.
Рассмотрим отдельно наказание немецких нацистских элит в Австрии, которая была отделена Союзниками от Германии и разбита на четыре оккупационные зоны. В Австрии действовал самостоятельный Союзнический контрольный совет.
Во время войны в немецкой армии служило 1,2 млн австрийцев, большое их число служило в СС и в администрации концентрационных лагерей. На предмет совершения военных преступлений было проверено 130 тыс. австрийцев, из которых 23 тыс. было отдано под суд, 13,6 тыс. осуждено, из них 43 приговорены к смерти и в отношении 30 смертная казнь была приведена в исполнение.
В Австрии мероприятия по денацификации проводились на основании закона о запрете НСДАП от 8.5.1945 г. и были прекращены в соответствии с законом об амнистии от 14.3.1957 г.
При регистрации после 1945 г. было установлено число австрийцев, являвшихся членами НСДАП, СС и других преступных организаций. Регистрацией было охвачено 537,6 тыс. человека, из них 41,9 тыс. были предъявлены тяжелые обвинения. Около 70 тыс. австрийцев было уволено с гражданской службы.
По решению Союзников с осени 1946 г. процесс преследования преступников и денационализация была передана в руки австрийских властей.
Денационализации было полностью подвергнута сфера образования: уволили 2,9 тыс. учителя начальной школы, 0,5 тыс. учителей средней школы, 27 университетских профессора.
В 1947 г. австрийские власти приняли закон, который разделил осужденных ранее нацистов на виновных сильнее и слабее. 500 тыс. «слабо» виновных было амнистировано в следующем году и их политические права восстановлены. 42 тыс. «более» виновных были амнистированы в 1956 году. На этом тема денацификация была закрыта в стране навсегда.
Национальные суды
В Советском Союзе после войны состоялся 21 показательный процесс, на котором был вынесен приговор в отношении 252 военных преступников из Германии, Австрии, Венгрии, Румынии и Японии и нескольких их пособников.
Суды проводились во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов и изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот документ был принят 19 апреля 1943 года.
Меньшинство приговоренных были казнены в 1943-1946 годах. В 1947 году, после отмены в стране смертной казни, оставшиеся преступники были приговорены к длительным срокам каторжных работ.
После смерти И. Сталина все военные преступники были переданы властям своих стран. Передача преступников проводилась скрытно, поскольку жители СССР подобную амнистию не поддерживали.
С 1947 года вместо открытых в Советский Союз стали массово проводить закрытые судебные процессы над нацистскими преступниками.
24 ноября 1947 г. вышло распоряжение МВД СССР, Министерства юстиции СССР, Прокуратуры СССР N 739/18/15/311, по которому предписывалось рассматривать дела обвиняемых в совершении военных преступлений на закрытых заседаниях военных трибуналов войск МВД по месту содержания подсудимых, без участия сторон, приглашения свидетелей и приговаривать виновных к заключению сроком на 25 лет исправительно-трудовых лагерей.
Причиной решения перейти к закрытым судебным процессам была высокая стоимость открытых процессов и низкая квалификация советского следственного и судебного персонала.
Всего за 1943-1952 гг. по Указу 739 были осуждены не менее 81 780 человек, включая 24 069 иностранных военнопленных.
После завершения МВТ США самостоятельно провели в Нюрнберге еще двенадцать судебных процессов. Это были процессы по преследованию преступников по профессиональной и организационной принадлежности: юристов, врачей, военных, чиновников, сотрудников СС и другие. Они шли на основании прав, которое предоставлял Союзнический контрольный совет, но были практически национальными судами.
Одним из этих двенадцати процессов был процесс по делу о расовых преступлениях, совершенных нацистами. Подсудимые обвинялись в том, что они похищали «расово ценных» детей для ариизации, принуждали неарийских беременных женщин к абортам, депортировали население с его исконных земель проживания в оккупированных странах и переселяли на эти земли этнических немцев, отправляли в концлагеря тех, кто вступал в «межрасовые» сексуальные отношения и участвовали в преследовании евреев. Это был процесс наказания виновных в этноциде. В СССРЮ отметим, практики наказания виновных в этноциде не было.
Всего перед судьями в этих 12-ти процессах предстало 185 обвиняемых, из которых 142 признаны виновными, 24 подсудимых было приговорено к смертной казни (помилованы 11, казнены 13), 20 — к пожизненному заключению, 98 — к различным срокам тюремного заключения, 35 — оправданы. Остальным 8 обвиняемым приговоры не были вынесены по разным причинам.
В 1951 многие осуждённые на этих процессах попали под полную амнистию, либо их сроки наказания были существенно сокращены.
Наказание немецкой нацистской нации
После войны немцы были подвергнуты наказанию победителями, как этническая общность, поскольку практически все члены нации сознательно поддерживали нацистские правящие элиты, установленную этими элитами систему этнической иерархии, получали материальные и социальные выгоды от существования этой системы.
Наказание немецкой нацистской нации происходило в различных формах: а) посредством изъятия у побежденных части принадлежавших им территории – аннексии; б) принудительного переселения живших за рубежом немецких диаспор в свое материнское государство – депортаций; в) посредством изъятия части накопленных побежденными материальных благ – контрибуции; г) пленения и отправки на принудительные работы немецких военных и отчасти гражданских лиц.
Аннексия части территории Германии
Территория Германии была разбита Союзниками на четыре оккупационные зоны и занята войсками США, Великобритании, СССР, а также присоединившейся к ним на последнем этапе войны Франции. Силовым образом победители расчленили Третий Рейх на Германию и Австрию, хотя обе территории населяли этнические немцы и они объединились на основании народного референдума, законность которого на международном уровне никто до этого не оспаривал. Австрия после отделения от Германии становится независимым государством в своих прежних границах.
Сама Германия была преобразована из унитарного в федеративное государство — разделена на независимые федеральные земли. Согласия немцев на это победители не спрашивали. Часть территории Германии была аннексирована самими победителями, часть передана другим государствам.
Польше от Германии отошли Силезия, Западная Пруссия, две трети Померании, включая города Щецин и Данциг, а также южная часть Восточной Пруссии.
Советскому Союзу была передана северная треть Восточной Пруссии и Мемельланд. Первая вошла в состав РСФСР под именем Калининградская область, вторая — в состав Литовской ССР под именем Клайпедский край. Литовская ССР не вернула Польше Вильнюс и Вильнюсский край, заселенные на тот момент поляками на 60%.
В феврале 1947 г. Союзники, на основании решения Потсдамской конференции, юридически оформили ликвидацию Прусского государства. Это государство имело восьмисотлетнюю историю. Остатки территории исторической Пруссии, не перешедшие к Польше и СССР, были распределены среди других германских федеральных земель.
Чехословакии Союзниками была передана Судетская область, исторически заселенная немцами на период ее присоединения к Германии в 1939 г. на 90%.
Франции достались от Германии Эльзас-Лотарингия и Саарская область. К Бельгии от Германии отошел регион Эйпен-Мальмеди. Все аннексированные территории исторически были заселены немцами и их изъятие имело цель ослабить социальный и экономический потенциал немецкой нации.
Депортации немецкого населения в Германию
Немцы со всех аннексированных победителями территорий переселялись в оставшуюся – материнскую часть Германии. Происходит также депортация немецких диаспор из основной части восточноевропейских стран. Целью этих депортаций было желание Союзников исключить возможность использовать немецкие диаспоры для проведения интересов ядра немецкой нации за рубежом и исключить предъявления территориальных претензий к соседям немецкими правящими элитами в будущем.
Депортация немцев из Чехословакии была закреплена тремя декретами президента Эдварда Бенеша, принятыми при поддержке союзных держав в июне-октябре 1945 года. В соответствии с этими декретами жившие до войны в стране немцы лишались чехословацкого гражданства, а их имущество конфисковалось. В отношении тех, кто остался жить на прежнем месте стала проводиться политика насильственной «словакизации».
В 1945-1946 гг. из Чехословакии было депортировано более 3 млн немцев. Около 20 тыс. человек во время депортаций погибло. Из Венгрии были выселены трансильванские немцы числом около 230 тыс. человек. Из Румынии после войны было депортировано 250 тыс. немцев. Оставшиеся 400 тыс. немцев подверглись репрессиям, у них конфисковали имущество.
Из Югославии немцы выезжали добровольно, в основном из Баната, Словении, Хорватии, Воеводины и из города Белград. Въезжало немецкое население из Югославии в основном в Австрию.
К 1950 году в целом около 12 миллионов немцев бежали или были изгнаны из Восточной и Центральной Европы в оккупированные союзниками Германию и Австрию. Наибольшее количество репатриантов было с принадлежавших ранее Германии территорий, переданных Польше, Советскому Союзу и Чехословакии.
Число немцев погибших в связи с бегством и высылкой, оспаривается, и составляет, по оценкам разных исследователей, от 500-600 тысяч до 2,5 миллионов человек. Оценки общего числа немцев, оставшихся жить в Центральной и Восточной Европе к 1950 году, колеблются от 700 тыс. до 2,7 млн человек.
Выплата репараций победителям
Для возмещения ущерба, нанесенного действиями нацистов, немецкая нация уплачивала репарации. Возмещение нанесенного материального ущерба происходило в различных формах.
На первом этапе, до решения Потсдамской конференции это были военные трофеи. Собранное трофейными командами Красной армии с сентября 1945 г. по декабрь 1947 г. в Германии имущество оценивалось в 3 млрд евро. Это было промышленное оборудование заводов военного назначения, техническая документация, черные, цветные, драгоценные металлы, скот.
На Потсдамской конференции не была определена конкретная сумма репараций, которые должна была выплатить Германия. Оговорили только принцип, что репарации будут осуществляться с территории зон оккупации союзников промышленным оборудованием и сырьем. СССР в дополнение получит из западных зон примерно 25 % демонтированного там оборудования; репарации же для Англии, США, Франции и др. стран, которые имели на это право, будут взиматься из западных зон и соответствующих германских вложений за границей. СССР получало право на немецкие активы, находящиеся на территории Восточной Австрии, Румынии, Венгрии, Финляндии и Болгарии.
Полных данных о сумме реально выплаченных репараций в открытой литературе нет. Из доступных сведений вырисовывается следующая картина. По сведениям Министерства финансов ФРГ, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд марок, или 15,8 млрд долл. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Если сопоставлять фактические репарации с оценками, сделанными Чрезвычайной государственной комиссией СССР по оценке ущербов войны, и брать данные Министерства финансов ФРГ, то получается, что выплаченные Германией репарации составили всего 12,3% величины прямых ущербов и 4,4% объёма всех ущербов, понесенных Советским Союзом в годы войны от фашистской Германии и ее союзников.
Принудительный труд немецких военнопленных
По мнению авторов работы «Военнопленные в СССР. 1939 – 1956», с 22 июня 1941 г. по 8 мая 1945 г., частями Советской Армии было пленено 4377 тыс. вражеских военнослужащих. Однако не все они попали в СССР. На завершающем этапе войны военное командование само проводило проверку и репатриацию военнопленных из прифронтовой полосы. Таким образом домой было отправлено 680 тыс. бывших немецких военнослужащих. Более 183 тыс. человек было отправлено домой без оформления каких-либо документов. В советском плену оказалось 2389,5 тыс. немецких и 156,6 тыс. австрийских военнопленных.
Репатриация военнопленных из Советского Союза началась сразу после окончания войны в Европе и растянулась до весны 1950 г. Осужденные за преступления военнопленные и интернированные (14 тыс. немцев) пробыли в СССР до конца 1956 г.
По состоянию на 5 декабря 1944 г. из общего числа в 681 тыс. военнопленных на работу в предприятиях различных наркоматов было выделено 435,3 человек, а остальные 245,5 числилось в разделе больных, резко ослабленных и инвалидов.
Вклад военнопленных в послевоенное восстановление и развитие советского хозяйства был весьма существенным. По данным ЦФО МВД за период с 1 января 1943 по 1 января 1950 г. военнопленные отработали 1 077 млн человеко-дней, заработали 167 млрд рублей, выполнив работу в строительстве и промышленности общей стоимостью 50 млрд рублей. Впрочем, последняя цифра составляет лишь 7,3 % от общего ущерба (679 млрд руб.), понесенного советской нацией в годы войны.
В целях предотвращения терактов и диверсий в тылу продвигавшейся Советской Армии с февраля 1945 г. было интернировано 208,2 тыс. человек, «годных к физическому труду и способных носить оружие», а также 61,5 тыс. арестованных функционеров низовых нацистских партийных и административных органов. В плен попало 200 тыс. бывших советских граждан, служивших на стороне Германии, а также 14,1 тыс. выявленных военных преступников.
В СССР после войны набирались по контракту или под моральным давлением немецкие квалифицированные немецкие специалисты с семьями. В 1948 г. в Советском Союзе было 200 тысяч немецких ИТР с семьями. Возвращались специалисты обратно с 1949 по 1958 гг.
Выводы
Объединенные нации имеют опыт эффективного силового предупреждения развитию нацистских идей и практик. В частности, в ходе Второй мировой войны они осуществили силовое прерывание процесса воспроизводства немецкой нацистской элиты и нации, произвели наказание виновных после победы в этой войне. Элиты подверглись суду и персональному наказанию. Немецкая нация, как коллективный субъект, добровольно реализовывавший поставленные нацистской элитой цели, лишилась части территории, подверглась депортациям, выплачивала контрибуцию, военнопленные подверглась принуждению к труду. С помощью этих мер произошло разрушение процесса воспроизводства немецкой нацистской нации. Жившие в западной зоне оккупации немцы стали строить либеральную буржуазную нацию, жившие в советской зоне оккупации немцы – социалистическую нацию.
Возникшая по итогам Второй мировой войны Потсдамская система в Европе поддерживалась оккупационными войсками победителей, которые размещались на территории проигравших войну стран. Эти войска не допускали возрождения нацистских порядков. Важным элементом баланса сил между победителями была их готовность не допускать возрождения нацистских практик, как в своих, так и в оккупированных странах. Отказ от этих обязательств чреват возрождением нацистских практик, распадом Потсдамской системы и опасностью начала Третьей мировой войны.