В мае месяце этого года в США началась и быстро распространилась на Европу волна мощных антирасистских выступлений. Большая масса людей стала протестовать против экономического угнетения и дискриминации одних людей другими. Однако это здоровое в своей основе движение за справедливость и равенство для всех челнов общества вскоре приняло трагикомические, а зачастую и опасные для общества формы. Протестующие стали сносить памятники лицам, которые не имеют никакого отношения к расизму, бить витрины и грабить первые попавшиеся под руку магазины, унижать ни в чем не повинных людей другого цвета кожи, заставлять каяться полицейских за не совершенные ими проступки. Из-за этих неадекватных действий толпы власти США стали обвинять в организации беспорядков антифашистов, которые, по идее самого движения, борются с угнетением и дискриминацией.
Все эти противоречивые события в США, да и в Европе заставляют нас заново определиться с тем, что такое расизм, фашизм и нацизм.
Фашизм — это способ национального строительства, основанный на экономическом ограблении и социальной дискриминации господствующим, обычно титульным по названию, этносом подчиненных ему, не титульных по своему названию, этносов. Своим результатом фашизм имеет установлении в обществе иерархии, в которой титульный этнос находится на вершине социальной лестницы, а не титульные этносы у ее подножья. Достигается этот результат путем применения титульным этносом насилия по отношению к не титульным этносам.
Фашизм возникает в рамках буржуазного общества, когда правящий класс господствующего этноса не может справиться с задачами первоначального накопления капитала и мирной аккультурацией своих этнических меньшинств. Тогда он прибегает к насилию и использует при этом инструментарий, который был свойственен феодальному способу социального строительства. Это запрет на использование угнетаемым этносом своего родного языка, обучения на нем детей. Это введение ограничений на самостоятельную культурную жизнь, на исповедование своей религии, на самостоятельное светское общественное сознание. Это недопущение создания собственных СМИ. Это запрет на собственные идентификационные знаки, на собственные этнические имена.
Обычно фашизм связывают с возникновением в обществе снизу массовой фашистской партии, которая проводит политику экономического угнетения и социальной дискриминации этнических меньшинств. Однако это частный случай развития фашизма, который наблюдался только в Германии и Италии в 20-30-е гг. ХХ века. В это же время в Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии фашистские функции выполняли созданные буржуазией сверху партии, которые не имели в своем названии прилагательного «фашистская». Эти партии эффективно дискриминировали евреев, цыган, турок, славян и прочих «инородцев», отбирали у них имущество, а недовольных депортировали прочь из страны. При этом правящая элита в рассматриваемых странах запрещала возникавшие снизу фашистские партии, а их руководителей жестко наказывала в уголовном порядке.
В конце 30-е гг. ХХ века фашизм в Германии перерос в нацизм. С присоединением Австрии к Германии там тоже установились нацистские порядки. В 1943 г. такая же трансформация произошла с фашизмом в Италии (Итальянская социальная республика), в 1944 г. в Румынии (режим Хориа Сима) и Венгрии (режим Ференца Салаши). В Болгарии фашизм в нацизм не перерос.
Нацизм можно определить, как высшую ступень развития фашизма, на которой национальное строительство титульного этноса основывается на превращении подчиненных, не титульных этносов в рабов, полного лишения их возможностей этнического воспроизводства, уничтожении тех, кто не приносит прибыль или не поддается маргинализации. Нацизм неизбежно связан с агрессией, поскольку требует постоянной внешней подпитки материальными ресурсами и рабами. Нацизм имеет своим результатом установление в обществе уже не этнической, а расовой иерархии, то есть предоставление титульному этносу статуса высшей расы, а всем остальным этносам, в том числе и живущих за пределами страны, статуса низшей расы. Низшая раса в данном контексте это все инородцы, на которых направлена политика порабощения, ассимиляции и уничтожения.
Третий рейх, в котором к власти пришли нацисты, совместно с фашистами других наций (страны Оси), повел агрессию против соседних либерально-демократических европейских наций, а потом и против советской нации. Агрессоры хотели поработить эти нации, ограбить, частично уничтожить. Это обстоятельство привело к созданию советско-английско-американского военно-политического союза — Объединенных наций. Объединенные нации разбили страны Оси и судили побежденную немецкую нацистскую нацию Международным военным трибуналом(МВТ) в Нюрнберге. МВТ приговорил немецкую нацистскую нацию к разделению, аннексии части территории, уплате контрибуции, депортациям, денацификации. Нацистские элиты были МВТ выявлены и наказаны персонально.
Победители определили на суде в Нюрнберге нацистскую идеологию преступной, но не определили преступным фашистский способ национального строительства, включая его нацистскую разновидность. Причиной этого было противодействие англосаксонских элит. Они имели многочисленные колонии, в которых широко практиковалось ограбление и дискриминация «туземного» населения, что по всем параметрам подходило под определение фашизм.
Под санкции МВТ не попали также повергнутые фашистские нации и их элиты. Победители рассматривали совершенные ими преступления в каждой из зон оккупации раздельно. В ходе этих судов были наказаны военные преступники, фашистские нации присуждены к уплате контрибуции, но фашизм, как способ национального строительства также не был осужден.
Объединенные нации установили после своей победы новый ялтинско-потсдамско-вашингтонский мировой порядок. При этом порядке осуждалась военная агрессия и геноцид населения. Этот порядок был закреплен в декабре 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, принявшей конвенцию «О предупреждении и наказании за преступление геноцида». Фактически это были договоренности о предупреждении нацистских практик. Однако под геноцидом в данной концепции понималось только физическое уничтожение людей. Предложенное советской делегаций дополнение считать геноцидом и уничтожение этнической общности через недопущение ее социального развития было заблокировано англосаксами. Таким образом фашистские практики вновь были выведены из-под международного правового регулирования.
Вместо этого, та же Генассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она провозглашала право индивидов на равенство, независимо от их этнического происхождения, то есть имела в коечном счете антифашисткую направленность, хотя это понятие в ней и не употреблялось. Однако это была только декларация, которая не носила обязательного характера. Превращению ее в обязательный для всех наций документ мешало, как мы уже отмечали, сохранение англосаксами колониальных систем и наличие этнической эксплуатации и дискриминации в них.
После войны колониальные народы развернули национально освободительную борьбу, которая в основном закончилась к середине 60-е гг. ХХ века падением англо-саксонских колониальных систем. Только после этого мировое сообщество вернулось к проблемам борьбы с этнической эксплуатацией и дискриминацией.
В декабре 1965 г. ООН была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В этом документе было определено: «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение, или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни».
Таким образом только через двадцать лет после окончания Второй мировой войны была принята международная конвенция, которая по сути осуждала фашизм, как способ национального строительства. Однако и эта конвенция была декларативной, реализовывалась подписавшими ее странами на добровольной основе. Не создавалось международного механизма принуждения подписантов к выполнению взятых на себя по конвенции обязательств.
Теоретически таким механизмом принуждения могли быть санкции ООН против нации, в которой существовала практика строительства расовой, а в более узком смысле этого слова этнической иерархии. Первым случаем эффективного применения такого рода санкций была Южно-Африканская республика, отменившая в 1994 г. режим расовой дискриминации белыми «цветного» населения. Произошло это спустя пятьдесят лет после окончания войны с фашизмом.
Причиной, по которой режим расовой дискриминации существовал столь долгое время в мире было его сохранение в цитадели либеральной демократии — США. В этой стране с расовой дискриминацией начали активно бороться только в 60-е гг. ХХ века. До этого не белое население не имело прав гражданства, не могло участвовать в выборах, занимать определенные рабочие места, свободно владеть собственностью и вести предпринимательскую деятельность, жить в определенных районах. Были запрещены межрасовые браки. Для представителей разных рас существовали раздельные школы, отели, кафе и рестораны, кинотеатры, автобусы, места отдыха, туалеты. Даже воинскую повинность белые и чернокожие несли раздельно. Соответственно, белые занимали высшие позиции в обществе, были более богатыми, чем негры, мексиканцы, азиаты или индейцы.
Описанный порядок в американском обществе полностью подходил под определение фашистский, однако так его не называли даже в острой советской пропаганде. Говорили только об отдельных проявлениях расизма, затемняя суть наблюдавшихся общественных явлений. Советские идеологи не хотели критиковать США и таким образом расшатывать ялтинско-потсдамско-вашингтонский порядок, который приносил СССР определенные выгоды. Эти выгоды заключались в исключении из мировой политической конкуренции Германии и Японии, закреплении послевоенных территориальных приобретений, контроле над рядом стран, в рамках созданной после войны европейской социалистической системы.
С распадом СССР такого рода идеологические ограничения исчезли. Россию англосаксы стали активно вытеснять из ялтинско-потсадмско-вашингтонских договоренностей, начали демонизировать русских и превращать их в подобие евреев в нацистской Германии. Теперь не только можно, но нудно говорить о том, что в США до сих пор существуют расовая дискриминация и откровенно фашистские порядки. Ведь начавшаяся в этой стране шестьдесят лет тому назад борьба с расизмом не привела к ликвидации расовой иерархии. Ответом на белый расизм в мае этого года стал черный расизм. А бороться с ним должны все люди, независимо от из цвета кожи и этнического происхождения. Эти соображения в полной мере относятся и к европейским странам, во многих из которых после распада СССР сложились системы этнической эксплуатации и дискриминации.