Я был свидетелем начала карабахского конфликта. Этот конфликт в советское время не казался слишком опасным. Но Горбачев в этот момент, а это уже был период, когда Советский Союз стал слабеть, распадаться, совершил трагическую ошибку, преступление: он передал решение карабахского конфликта конфликтующим сторонам. Горбачев тогда сказал, что центр к этому не имеет никакого отношения, пусть между собой решают Ереван и Баку. И они начали решать и решать так, что затрещал весь Кавказ, так, что в период ослабления Советского Союза две советские армии, стоявшие на голодных пайках – одна в Азербайджане, другая – в Армении – стали поставлять на эту войну добровольцев. И впервые в этой войне – Карабахской войне — русские убивали русских.

Эта война оказалась не только войной между азербайджанцами и армянами, она оказалась внутренней войной Советского Союза. С тех пор и после распада Советского Союза конфликт непрерывно разрастается. И то, что совсем недавно происходило в Москве – схватки между представителями армянской и азербайджанской диаспор — это перенесение Карабахской войны в центр государства Российского. И сказано это не громко, так оно и есть. На фоне всех этих безумных кавказских войн, эти столкновения кажутся локальными схватками коммерсантов, схватками, имеющими под собой коммерческий интерес. Но это не так. Внутри этой схватки сидит карабахский конфликт и глубинное неприятие одного народа другим, глубинная ненависть, которая в советское время каким-то образом локализовалась, увещевалась, культуры народов сближались.

После распада СССР эта ненависть питает друг друга и каждая пуля, которая пролетает в Карабахе, каждый раненый или убитый азербайджанец или армянин продолжают эту ненависть питать. Дальнейшее продолжение этого – чрезвычайно опасно. Опасно не только потому, что конфликт переносится в центр Москвы, в центр российской столицы – самое уязвимое место государства Российского, а потому что за этим конфликтом стоят мировые силы. Мы знаем, как обширна, как сильна и богата армянская диаспора в мире, в частности в США. Мы знаем, как сильна армянская диаспора в самой России, особенно в медийной сфере – сколько здесь работает армян. И все эти столкновения освещаются армянской же медийной диаспорой. Мы знаем и как богата азербайджанская диаспора в торговле. Армянская диаспора будет снабжать конфликт деньгами, идеями, политологами, знатоками. Азербайджанцы не имеют такой сплоченной и мощной диаспоры, но за ними стоит Турция. Недаром сейчас Азербайджан и Турция проводят совместные маневры. И это знаковые маневры.

В Карабахский конфликт вливается и проблема армяно-турецких отношений. И все это продолжает бесконечно подпитываться. И все это переносится на мировые площадки. Вот в чем беда и вот в чем ужас. У меня на этот счет нет решения. Вы говорите, 4 резолюции Совбеза ООН. Но они не выполняются. Конечно, можно делать постное лицо или умолять, упрашивать одну и другую стороны, но этого просто недостаточно, это профанация, потому что линия фронта, которая существует там, в Карабахе, она не является сухой, она все время кровоточит, эскалация ненависти продолжается. Может быть надо использовать метод разоружения, к которому прибегли Советский Союз и Америка в 60-70-х годах, когда наряду с разоружением, обговариванием числа боеголовок, которые могла иметь каждая сторона, обговаривали и уровень ненависти – работали над тем, чтобы медленно, но уровень ненависти снижался. Он снижался не одномоментно, он и сейчас не снижен, но тогда разоружение, ослабление этого военного конфликта было возможно только при ослаблении ненависти.

И мне кажется, что сегодня карабахский конфликт должен решаться не с помощью противостояния азербайджанских танковых подразделений и армянских истребителей, нет, этот конфликт должен решаться гуманитариями, он должен мягкой силой, людьми с просветленной душой, потому что и сами гуманитарии включены в эту драму, в этот конфликт. Я не вижу другого пути подхода к этому конфликту, кроме как с этой возвышенной стороны, стороны божественной, космической. Думаю, найти решение могут только люди просвещенные как со стороны Азербайджана, так и со стороны Армении и, конечно, со стороны русских людей.

Мне кажется, нет смысла рассуждать о роли ОБСЕ. Мы знаем, что это такое. И это уже переходит в политологическую плоскость. А политология – это технологии, а технологии себя во всем мире исчерпали. И на их место передвинулась матушка история со своими глубинными, не охваченными технологиями силами. И эти глубинные силы лежат еще в глубинах человеческой души, человеческого сознания. Поэтому ненависть, которая исходит из духовного подполья человека, может быть укрощена только светоносной мистической проповедью вселенского человеческого братства, как бы высокопарно это ни звучало.

ИсточникМосква-Баку
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...