Мир облетели страшные кадры гибели военно-транспортного самолёта Ил-112В под подмосковным аэродромом Кубинка.

Благодаря видеозаписи, сделанной случайным наблюдателем, можно посекундно восстановить обстоятельства трагедии. Буквально, на первой секунде записи видно, как из правого двигателя вырывается белесое облако, судя по характеристикам – не дым, а скорее выброс топлива, потому, что оно сразу оседает и тает в воздухе. За правым двигателем появляется лёгкий след копоти. Затем, на семнадцатой секунде из правого двигателя вырывается пламя, которое всего через пять секунд превращается в мощный пожар, а ещё через двадцать две секунды корабль начинает заваливаться на правое крыло, окончательно теряет управление и через восемь секунд, перевернувшись, падает на землю. От момента белесого «выхлопа» из двигателя, до момента гибели корабля прошло пятьдесят секунд.

Самолет пилотировал экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», летчика-испытателя первого класса, Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя первого класса Дмитрия Комарова, бортинженера-испытателя первого класса Николая Хлудеева.

За день до катастрофы 16 августа Ил-112В совершил перелет с аэродрома Воронежского авиационного завода на базу ПАО «Ил» в подмосковном Жуковском и в момент катастрофы выполнял тренировочный полет.

Анализируя запись, можно с большой долей вероятности исключить несколько версий катастрофы.

Очевидно, «не виновата» погода — ясный безветренный день.

Нет никаких свидетельств ошибок в работе лётчиков — самолёт, до момента сваливания, выполнял управляемый полёт в штатном режиме.

При этом, не ясно, заходил ли он на посадку, или просто выполнял полёт на малой высоте. Так же пока нет ответа на вопрос, стало ли развитее ситуации внезапным, или же экипаж уже какое-то время боролся с некой неисправностью. В пользу этого может свидетельствовать сам заход на посадку на аэродром Кубинка, при том, что аэродром базирования Ил-112 Жуковский. Возможно, столкнувшись с нештатной ситуацией в воздухе, экипаж принял решение сесть на ближайшем аэродроме. Но в момент возникновения пожара шасси были ещё не выпущены, хотя высота и дальность до полосы были уже таковы, что при штатной посадке шасси были бы уже выпущены.

Учитывая масштаб пожара, можно утверждать, что горел уже не сам двигатель, а скорее всего топливо, поступавшее к очагу пожара, что свидетельствует о повреждении топливной магистрали. При таком развитии событий штатная система пожаротушения двигателя просто не способна справится с таким объёмным возгоранием. А дальше огнём была выведена из строя гидравлическая система и, с большой долей вероятности, повреждены тяги, что и привело в итоге к потере управления и сваливанию.

Что же могло послужить причиной катастрофы? С большой долей вероятности нештатная работа правого двигателя ТВ7-117СТ. Это модификация двигателя ТВ7-117СМ, разрабатывавшегося ещё с середины 80-х. У этого двигателя сложная судьба. Он попал под технологический коллапс 90-х, в следствии чего, получил сертификат лётной годности только в 1997 году и в большую серию не пошёл. В России практически прекратился выпуск самолётов. Разрабатывавшиеся под него машины Ил-114 и Ми-38 в серию не пошли, и он был установлен лишь на двадцати самолётах Ил-114. Долгое время считался «сырым», поэтому серьёзного масштабного опыта эксплуатации его нет. ТВ7-117СТ это его модернизация, в ходе которой конструкторы пытались улучшить его характеристики. Его разработку компания «Климов» начала в 2016 году именно для Ил-112В и авиалайнера Ил-114−300. Двигатель способен выдавать на взлетном режиме 3000 л.с., а на максимальной тяге — 3600 л.с. Испытания двигателя начались в 2017 году и продолжались до 2020 года включительно. Фактически «испытательным» этот полёт был как для корабля, так и для двигателя.

Возможно, в ходе его работы произошло физическое разрушение двигателя и одним из осколков была перебита топливная магистраль с последующим возгоранием. С таким объёмным пожаром, конечно, ни одна противопожарная система просто не справится…

Отодвинет ли эта катастрофа принятие Ил-112В на вооружение? Сейчас преждевременно отвечать однозначно. Необходимо дождаться выводов комиссии. Только когда будет установлена причина катастрофы, станет ясна и дальнейшая судьба проекта. Но, безусловно, он будет доведён до серийного выпуска. Армии чрезвычайно нужен лёгкий транспортник, взамен выработавшего ресурс «старичка» Ан-26, уже пятьдесят лет стоящего на вооружении.

В Ростехе заявили, что создают внутреннюю комиссию с привлечением специалистов авиастроительных НИИ и заводов для расследования причин аварии самолета. В ОАК подтвердили создание соответствующей комиссии.