Военная операция России по демилитаризации и денацификации Украины в силу своего колоссального влияния на сложившийся мировой порядок подняла множество вопросов. Одним из основных является вопрос о том, почему по истечении трёх четвертей века после разгрома фашизма во Второй мировой войне он вновь расцвёл пышным цветом на Украине? Ведь украинский народ пострадал от фашизма в этой войне чуть ли не сильнее всех прочих советских этносов.
Для того чтобы ответить на этот непростой вопрос, требуется коренным образом пересмотреть представление о том, что такое фашизм. Распространённое в российском обществе теоретическое представление о фашизме, сформированное советскими обществоведами сразу после войны, не даёт ответа на него, как и на многие другие важные вопросы. Нельзя признать удовлетворительными и наработки западных учёных по теоретическому осмыслению феномена фашизма.
На самом деле фашизм — это модель национального строительства, основанная на делении входящих в состав нации этносов на «высшие» и «низшие». Фашизм означает господство, эксплуатацию и дискриминацию титульным этносом других этносов. В экономическом плане подавляемые этносы лишаются части капиталов, личного имущества, привлекательных рабочих мест, доходов. В социальном плане лишаются возможностей использовать свой родной язык, обучать на нём детей, иметь собственные школы, университеты, музеи, театры, литературу, средства массовой информации. Им запрещают исповедовать свою веру, уничтожают их храмы, памятники духовной и материальной культуры. Всё это осуществляется усилиями государственного аппарата, партий и общественных организаций, учреждённых «высшим» титульным этносом. Где-то эти партии и организации называются фашистскими, где-то фалангистскими, где-то салашистскими, где-то добровольческими батальонами.
На определённом этапе фашизм выходит за пределы породившей его страны и силой навязывает свою модель общественного устройства этносам, проживающим в других странах – начинает агрессивные войны.
В своём крайнем проявлении, при переходе от эксплуатации и дискриминации к порабощению и физическому уничтожению других этносов, фашизм трансформируется в нацизм.
Распространение фашизма было остановлено в ходе Второй мировой войны совместными усилиями наций, которые выбрали либерально-демократическую и советскую модели национального строительства. По итогам этой войны англосаксонские, советская и китайская нации установили нынешний – антифашистский — мировой порядок. Функция контроля за реализацией этого порядка Союзниками была возложена на Организацию Объединённых Наций.
После распада СССР англосаксы предприняли попытки возродить фашистские порядки в ряде подконтрольных наций для того, чтобы использовать их в качестве орудия установления своего монопольного господства в мире. Постсоветская Украина стала одним из испытательных полигонов в реализации этой попытки возрождения «коричневой чумы». Надо признать, эта попытка оказалась достаточно успешной. России пришлось пресекать её силовым путём.
В настоящей статье мы разберём зарождение и трансформацию фашизма на материалах по истории тайской нации.
По данным на 1940-й год, из 14 млн человек населения Сиама численность этнических тайцев составляла около 10 млн человек. Тайцы традиционно исповедовали буддизм. Юг страны – провинцию Паттани – населяли этнические малайцы, попавшие в зависимость от тайцев в XVII веке. Малайцы исповедовали ислам, обучали детей в своих школах на родном языке. Кроме того, в стране жила многочисленная влиятельная китайская община. Китайцы обучали детей в своих частных школах на китайском языке, поддерживали китайские традиции, исповедовали конфуцианство или даосизм.
В Сиаме в рассматриваемое время ещё были сильны крепостнические отношения. Основная часть тайцев была крестьянами. Они арендовали землю у владельцев и платили им за это ренту. Тайцы — владельцы земли имели статус феодалов. Они подчинялись королю – главному землевладельцу. Малайцы и китайцы были ремесленниками и торговцами, использовались в качестве наёмных работников на создаваемых европейцами промышленных предприятиях, рудниках, крупных плантациях. Капитализм в стране развивался в основном в южных провинциях. Тайцев-капиталистов практически не было.
Сиам был абсолютной монархией. Но в составе тайской элиты значительную силу имели те группы, которые выступали за установление в обществе этнической иерархии и проведение капиталистических реформ. Эти группы состояли из военной и гражданской молодёжи, получившей европейское образование. Члены тайских реформистских групп основали немногочисленную, но сплочённую и влиятельную Народную партию.
В 1932 году Народная партия осуществила в Сиаме государственный переворот, который положил конец абсолютистской монархии и дал начало монархии конституционной. Новая власть стала широко использовать фашистские методы. Одним из инструментов структурирования общества по этническому принципу стало принудительное навязывание государством этническим меньшинствам буддизма, который исповедовали тайцы. Во всех школах образование в принудительном порядке было переведено на тайский язык. Ограничениям была подвергнута деятельность мусульманских общин. В провинции Паттани эти меры вызвали восстания малайцев.
Все этнические меньшинства были лишены права участия в выборах местных муниципалитетов.
Репрессиям подверглись не только китайцы и малайцы, но и малые этнические меньшинства: лао, шаны, бирманцы, вьетнамцы, тамилы. Власти стали принуждать их говорить в общественном пространстве только на тайском языке. Законодательно было запрещено использование малайских и китайских имён.
Одним из лидеров Народной партии был Пхибун Сонгкхрам. Он занял пост премьер-министра и вынудил отречься от трона короля. Большую часть имущества короля новый премьер присвоил себе. Национальными символами стали: любимый – зелёный – цвет вождя и петух – знак, под которым он родился.
Однако на фоне растущей коррупции и повсеместных бесчинств полиции привлекательность националистической программы правительства стала ослабевать. Для усиления мобилизации тайцев в 1939 году произошло изменение названия страны. Сиам был переименован в Таиланд. Новое название страны символизировало, что власть в ней принадлежит тайскому этносу и отражало стремление подчинить тайцам соседние народы.
В декабре 1941 года Пхибун заключил договор с Японией. Документ гарантировал Таиланду сохранение статус-кво в случае его всеобъемлющего сотрудничества с японцами. В соответствии с этим договором в стране был размещён 140-тысячный японский воинский контингент.
В январе 1942 года Пхибун объявил войну Великобритании и Соединённым Штатам.
Оккупационные японские войска проводили политику этнических чисток населения Таиланда. Тамилов японцы ставили в лестнице расовой иерархии ещё ниже, чем китайцев, и беспощадно убивали их в ходе карательных экспедиций. По ряду данных, японцы на территории Таиланда и соседней Бирмы уничтожили около 150 тысяч тамилов.
Японские военные убивали население целых деревень, насиловали тамильских женщин, заражали бактериями тифа колодцы и источники, из которых брали воду тамилы. Тайские военные выступали в роли подручных японских фашистов.
В мае 1942 года тайские части приняли участие во вторжении японцев в Британскую Бирму. За эту услугу Бангкок получил от Токио право аннексировать у Бирмы два штата и четыре штата у Британской Малайи.
Режим Пхибуна Сонгкхрама имел ярко выраженный фашистский характер, хотя экономика страны ещё не базировалась на крупном машинном производстве, и буржуазия не имела большого политического влияния. Режим этот опирался на тайских помещиков, военную и гражданскую бюрократию. Пхибун и его сторонники предприняли попытку построить тайскую нацию за счёт дискриминации и угнетения этнических меньшинств и внешней военной экспансии. Однако экспансия во французский Индокитай, а затем в английские Бирму и Малайю не принесла сколь-либо значимых экономических выгод.
Альянс с Японией негативно повлиял на экономику. Правительство Таиланда было вынуждено оплачивать нахождение японских вооружённых сил на своей территории. Страна также подвергалась экономическому ограблению японскими монополиями – дзайбацу. Тайцев мобилизовали на принудительные работы, во время которых многие из них погибли от непосильного труда. Японцы считали тайцев «низшей» расой.
После капитуляции Японии тайская фашистская элита не понесла ответственности за свои преступления. Она на время отошла в тень, но вскоре опять взяла власть в свои руки. В обществе восстановился режим эксплуатации и дискриминации этнических меньшинств.
США сразу после войны сделали ставку на тайские фашистские элиты и смогли успешно использовать их для поддержания системы своего господства в Юго-Восточной Азии.
На примере Таиланда видно, что управление фашистскими элитами для достижения своих политических целей англосаксы отрабатывали весь послевоенный период, но в Восточной Европе этот механизм был применён только после распада СССР.