Часть I — Часть II — Часть III — Часть IV — Часть V

Россия в битве с цивилизацией хаоса

Если рассмотреть проблему хаоса в философской и исторической перспективе, то станет предельно понятно, что в СВО речь идет о борьбе России против цивилизации хаоса, которой и является, по сути, новая демократия, представленная коллективным Западом и его оголтелой прокси-структурой (Украиной). Параметры этой цивилизации, ее исторический и культурный профиль, ее идеологию в целом довольно легко выявить. Мы можем распознать движение к хаосу с самого первого восстания против орбитальности, иерархии, онтологического пирамидального объема, который и воплощал в себе порядок традиционной цивилизации. Далее стремление к горизонтальности и эгалитаризму во всех сферах только возрастало. И наконец, новая демократия и глобализм представляют собой триумф хаотических систем, которые Запад еще тщится контролировать, но которые все больше берут свое и сами навязывают свои хаотические алгоритмы человечеству. История Запада в Новое время и вплоть до настоящего момента есть история роста хаоса – его могущества, его интенсивности, его радикальности. 

Россия – возможно, и не на основании ясного и осознанного выбора – оказалась в оппозиции цивилизации хаоса. И это стало необратимым и неоспоримым фактом сразу после начала СВО. Метафизический профиль оппонента в целом понятен. Но вопрос о том, что же представляет собой сама Россия в этом конфликте, и каким образом она может победить хаос, с учетом его фундаментальных онтологических оснований, далеко не так прост.

Нечто намного более серьезное, нежели реализм

Мы видели, что формально, с точки зрения теории международных отношений, речь идет о противостоянии двух типов порядка — однополярного (Запада) и многополярного (Россия и ее осторожные и часто колеблющиеся союзники). Но при более пристальном анализе оказывается, что однополярность есть торжество новой демократии, а следовательно, хаоса, в то время как многополярность, основанная на принципе суверенных цивилизаций, действительно являясь именно порядком, ничего о сущности этого предлагаемого порядка не сообщает. Кроме того, классическое представление о суверенитете, как его понимает реалистская школа международных отношений, само предполагает хаос между государствами, что подрывает философский фундамент в том случае, если рассматривать противостояние с однополярностью и глобализмом как борьбу именно за порядок и против хаоса.

Очевидно, что в первом приближении Россия ни на что большее, чем на признание своего суверенитета как национального государства и на защиту его национальных интересов не рассчитывает, а то, что для этого пришлось столкнуться с модерируемым хаосом глобализма, стало в каком-то смысле неожиданностью для Москвы, начавшей СВО с гораздо более конкретными и прагматическими целями. В замысле российского руководства было лишь противопоставления реализму в международных отношениях либерализму, и ни на какое серьезное противостояние с инстанцией хаоса – тем более в ее обостренной форме – российское руководство и не рассчитывало и даже о такой перспективе не подозревало. И тем не менее, мы оказались именно в этой ситуации. Россия ведет войну именно с хаосом во всех смыслах этого многогранного явления, а значит, вся эта борьба приобретает метафизический характер. Если мы хотим победить, то нам предстоит одержать победу над хаосом. И еще это значит, что мы изначально позиционируем себя как антитезу хаосу, то есть как начало, ему противоположное.

Здесь самое время еще раз вернуться к основополагающим определениям хаоса.

Грани хаоса

Во-первых, в изначально греческой интерпретации хаос есть пустота, территория, на которой еще только предстоит утвердиться порядку. Конечно, современный хаос цивилизации Запада не таков – это не пустота, это, напротив, всепроникающий взрыв материальности, но перед лицом истинного онтологического порядка он, действительно, ничтожен, его осмысленность и духовное содержание стремятся к нулю.

Во-вторых, хаос это смешение, причем такое, которое основано на дисгармонии, неупорядоченных конфликтах и агрессивных столкновениях. В хаотических системах преобладает непредсказуемость, так как все элементы находятся не на своих местахи не стремятся их занять. Децентрированность, эксцентричность становится двигателем всех процессов. Вещи мира восстают против порядка, стремятся опрокинуть любую логическую конструкцию или структуру.

В-третьих, история западно-европейской цивилизации представляет собой постоянное нагнетание степени хаотичности, то есть прогрессивное накопление хаоса — как пустоты, смешения и расщепленной агрессивности все более и более мелких частиц. И это принимается как моральный вектор развития цивилизации и культуры.

Глобализм есть финальная стадия этого процесса, где все эти тенденции достигают максимальной степени насыщенности и интенсивности.

Великая пустота требует великого порядка

Россия в СВО бросает вызов всему этому процессу – метафизическому и историческому. Следовательно, во всех смыслах она выступает от имени альтернативы хаосу.

Это значит, что Россия должна предложить ту модель, которая сможет заполнить собой растущую пустоту. Причем объем пустоты коррелируется с силой и внутренним могуществом порядка, претендующего на ее замещение. Великая пустота требует великого порядка. По сути, это соответствует акту рождения Эроса или Психеи между Небом и Землей. Или явления человека как посредника между главными онтологическими полюсами. Мы имеем дело с новым творением, утверждением порядка там, где его нет – уже нет, там, где он низвергнут.

Чтобы учредить порядок в такой ситуации, необходимо покорить раскрепощенные стихии материальности. То есть справиться с потоками разрозненного и расчлененного могущества, победить результаты доведенного до логического предела эгалитаризма. Следовательно, Россия должна вдохновляться высшим небесным принципом, который только и способен подчинить себе восстание хтонических начал.

И эта фундаментальная метафизическая миссия должна быть осуществлена в прямом столкновении с западной цивилизацией, которая и представляет собой историческую сумму нагнетающегося хаоса.

Чтобы победить титанические могущества Земли, необходимо быть представителями Неба, иметь на своей стороне критический объем его поддержки.

Совершенно очевидно, что современная Россия как государство и общество не может претендовать на то, что она уже является воплощением такого организующего комического начала. Она сама пронизана западными влияниями и пытается отстоять лишь суверенность, не ставя под вопрос ни теорию прогресса, ни материалистические основания естественных наук Нового времени, ни технические изобретения, ни капитализм, ни западную модель либеральной демократии. Но так как современный глобалистский Запад отказывает России даже в относительном суверенитете, заставляет ее бесконечно повышать ставки. Так она и оказалась в положении общества, восставшего против современного мира, против эгалитаристского хаоса, против стремительно растущей пустоты и ускоряющегося распыления.

Не будучи еще по-настоящему порядком, Россия столкнулась с хаосом в смертельной битве. 

Катехон – Третий Рим

В такой ситуации у России просто нет иного выхода, как стать тем, чем она не является, но позицию чего она вынужденно по самому стечению обстоятельств заняла. Платформа для такого противостояния в корнях русской истории и русской культуры, безусловно, есть. Это прежде всего Православие, сакральные ценности и высокий идеал Империи, наделенной катехонической функцией, которую и следует рассматривать как оплот для противостояния хаосу[1]. В остаточной мере сохранились в обществе установки на гармонию, справедливость, сохранение традиционных институтов — семьи, общины, нравственности, выжившие вопреки нескольким столетиям модернизации и вестернизации, и особенно последнему атеистическому и материалистическому веку. Однако одного этого далеко не достаточно. Чтобы противостоять могуществу хаоса по-настоящему эффективно, необходимо полномасштабное духовное пробуждение, глубинное преображение и возрождение духовных основ, принципов и приоритетов сакрального порядка.

Россия должна стремительно утвердить в самой себе начала священного катехонического уклада, что и было заложено в XV веке в преемственности византийского наследия и в провозглашении Москвы Третьим Римом.

На пути всеразлагающего потока раскрепощенного времени может встать только вечный Рим. Но для этого сам он должен представлять собой земную проекцию небесной вертикали.

Этимасия

В церковном искусстве есть сюжет, называемый «Престол Уготованный» — по-гречески «Этимасия», ἑτοιμασία. На нем изображен пустой трон, по сторонам которого стоят ангелы, святые или правители. Он символизирует престол Исуса Христа, на котором Он воссядет, чтобы судить народы, когда состоится Второе Пришествие. Пока же – до Второго Пришествия – трон пуст. Хотя не совсем. На нем помещен Крест.

Такое изображение отсылает к византийской и более древней римской практике помещать на трон копье или меч в то время, когда Император уезжает из столицы – например, на войну. Орудие показывает, что трон не пустой. Императора нет, но его присутствие есть. И никто не может посягать на высшую власть безнаказанно.

В христианской традиции это было переосмыслено в контексте Царства Небесного и соответственно, престола самого Бога. После Вознесения Христос удалился на небеса, но это не значит, что Его нет. Он есть, и Он единственный, Кто по-настоящему есть. И Царству Его «нет конца». Это в вечности – не во времени. Поэтому старообрядцы так настаивали на древнем варианте русской редакции Символа Веры – «Его же Царствию несть конца», а не «не будет конца». Христос пребывает на своем троне всегда. Но для нас, смертных, земных, в какой-то исторический период – между Первым и Вторым Пришествием – это становится незаметным. И как напоминание о главной отсутствующей (для нас, человечества) фигуре на троне помещен Крест. Созерцая крест, мы видим Распятого. Думая о Распятом, мы знаем о Воскресшем. Обращаясь сердцем к Воскресшему, мы видим Его Воскрешающим, вновь грядущим. «Престол Уготованный» — это Его царство, Еговласть. И тогда, когда Он воочию на нем, и тогда, когда Он удаляется. Он вернется. Ведь все это движения внутри вечности… В последнем счете, Его правление никогда не прерывалось.

Россия, вступившая сегодня в финальную в битву с хаосом, оказалась в положении того, кто сражается с самим антихристом. Но как далеки мы от того высокого идеала, которого требует радикальность последней битвы. И все же… Россия и есть «Престол Уготованный». Может показаться извне, что он пуст. Но это не так. Русский народ и русская держава несут на себе Катехона. Именно к нам сегодня применимы слова литургии «Яко Царя всех подъемлюще». Мы чрезвычайным усилием воли и духа возлагаем на себя бремя Удерживающего. И это наше действие ни за что не будет тщетным.

Против хаоса нам нужен не просто наш порядок, нам нужен Его порядок, Его власть, Его царствие. Мы, русские, несем на себе «Престол Уготованный». И в человеческой истории нет миссии более священной, более высокой, более жертвенной, чем поднять на плечи Христа, Царя Царствующих.

Но пока на троне Крест. Это русский Крест. Россия распята на нем. Она истекает кровью своих сыновей и дочерей. И все это не просто так… Мы движемся прямым путем к воскресению мертвых. И мы будем играть в этом всемирном таинстве важнейшую роль. Ведь мы — хранители трона. Народ Катехона.


[1] Дугин А.Г. Бытие и Империя. М.: АСТ, 2022.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...