Прошло более тридцати лет с момента распада советской нации и ее государства — СССР. Русские оценивают происшедшее, как трагедию, хотя в рамках советской нации им отводилось далеко не первенствующее место. Однако систематический анализ причин этих трагических событий так и не был проведен, а это значит, что они могут возникнуть вновь, только теперь уже с российской нацией.
Мы продолжаем публиковать наши соображения относительно природы, инструментов, институтов, механизмов функционирования советской нации, роли в ее создании, развитии и гибели коммунистической партии. Причем, делаем это не с целью опорочить недавнее прошлое, а с целью понять его и не допустить в будущем совершенных ранее ошибок.
Автор определяет свое описание упомянутой проблематики, как тайную историю СССР(России), хотя факты, приводимые в публикуемых материалах хорошо известны тем, кто жил в то время, отражены в документах, научных описаниях, воспоминаниях очевидцев. Тайным является только смысл всего происходившего.
Итак, главной целью партии большевиков после завоевания власти в октябре 1917 г. было обеспечение социального доминирования над массами с тем, чтобы вовлечь их в добровольную реализации «красного» проекта и построение единой советской нации.
Большевики должны были постоянной оценивать ситуацию в обществе, предлагать пути решения назревших социальных проблем, выдвигать в руководители тех, кто эти проблемы мог решать, контролировать их деятельность. А главное, членам партии надо было убеждать массы выполнять указания выдвинутых ими руководителей.
На первых порах задача доминирования над массами решалась при отсутствии или крайней слабости подконтрольных большевикам социальных институтов. Поэтому низовые партийные организация брали на себя выполнение многих социальных функций и партия становилась в силу этого социальным институтом.
Большевики приходили на предприятия, собирали группы работников на собрания, устраивали митинги и устно доводили до их участников партийные установки. При благоприятных обстоятельствах на этих собраниях и митингах удавалось развесить лозунги, плакаты, раздать листовки, газеты. Партийцы организовывали конференции, семинары, лекции, на которых излагали более сложные идеи, чем на собраниях и митингах. Устная агитация велась партийцами также в профсоюзных, женских, молодежных, жилищных и других общественных организациях. Практиковался обход квартир агитаторами.
Большевики старались создавать первичные отделения партии в каждом трудовом коллективе. Возглавляли ячейки избираемые на партийном собраниях секретари, а если организация была многочисленной — партийные бюро во главе с его председателем.
В первичных партийных организациях регулярно проводились собрания с целью сплачивания ее членов. На собраниях обсуждалась текущая политическая обстановка, способы выполнения решения партийного руководства, проводились заслушивания членов партии о личном вкладе в работу. Одной из важнейших обязанностей было участие в пропагандистской работе. Это могло быть чтение партийной газеты вслух, доклад в трудовом коллективе о политическом положении в стране и в мире, подготовка статьи для стенной газеты или письма в прессу, написание плакатов и лозунгов, раздача агитационных материалов.
Со временем в трудовых коллективах для агитации стали отводить специальные пространства — Красные уголки, Ленинские комнаты. На этих пространствах проходили собрания, размещалась наглядная агитация, шла партийная учеба.
Одной из важнейших функций первичных партийных организаций было проведение символических мероприятий: организация праздничных собраний, привлечение к участию в демонстрациях, государственных и партийных юбилеях, украшение всех этих действий советской атрибутикой, организация концертов или просто музыкального сопровождения мероприятий.
Партийные секретари принимали трудящихся, разбирали их жалобы, восстанавливали нарушенные социальные нормы. Это мог быть пересмотр распределения жилой площади, выговор члену партии за супружескую измену, пьянство, прогул, передача материалов в «органы» в случае обнаружения фактов коррупции или воровства.
Партийная ячейка несла ответственность за функционирование предприятия или организации в котором работала. Поэтому она часто брала на себя функции решения производственных задач, дублируя руководство, могла настоять на смене руководителя или начальника структурных подразделений. Социальная функция в прямом виде заключалась в мобилизации на бесплатный («коммунистический») труда, организации соревнования между рабочими («социалистическое соревнование»), морального поощрения трудящихся путем награждения их грамотами, почетными знаками, размещения портретов на Доске почета, организации хвалебной публикации в прессе, выдвижении передовиков в депутаты.
Партийная учеба в рамках первичной организации заключалась в изучении коммунистической теории, руководящих документов, передового опыта пропаганды. Например, шло чтение вслух «Азбуки коммунизма» Н. Бухарина и Е. Преображенского. Как свидетельствовали очевидцы, изучение подобного рода абстрактных текстов людьми с невысоким общеобразовательным уровнем шло тяжело и зачастую вызывало у слушателей только скуку.
Проблемы возникали и с чтением лекций, ведением антирелигиозной пропаганды на предприятиях и в организациях, поскольку для этого не было достаточно квалифицированных пропагандистов .
Первичные партийные организации подчинялись выборным территориальным комитетам – районным, городским, областным, республиканским, Последние имели в своем составе штатных номенклатурных работников, занятых выполнением специализированных социальных функций, в том числе секретарей по идеологической работе, инструкторов, а то и целые идеологические отделы.
Территориальные партийные органы подчинялись выборному ЦК партии и его постоянным органам Политбюро, Оргбюро, Секретариату.
Территориальные партийные органы органы занимались созданием сначала временных, а потом и постоянно действующих социальных институтов.
Например, первоначально создавались мобильные пропагандистские группы и территориальные агитационные центры: агитбригады, агитпоезда, агитпароходы, агитмашины, агитпункты на вокзалах, людных площадях. Они вели устную пропаганду силами специально подобранных лекторов, распространяли агитационные материалы, литературу, газеты, плакаты, показывали кинофильмы, давали концерты.
Потом территориальные партийные органы взяли на себя функции создания специализированных партийных социальных институтов и контроля за деятельностью непартийных социальных институтов – школ, университетов, прессы, издательств. т. д.
С 1920 г. руководство идеологической деятельностью в стране начинает сосредотачиваться в отделе Агитации и пропаганды при ЦК РКП(б). Аналогичные отделы создаются на автономно-республиканском, губернском, уездном уровне. После образования СССР система дублируется в союзных республиках.
Широко распространенное ранее бюрократическое управление посредством рассылки директив пропагандистского характера и сбора отчетов постепенно заменяется на анализ деятельности специализированных социальных институтов и первичных организаций, постановку перед ними конкретных задач, расстановкой кадров и контролем за их деятельностью. Руководители партии пишут статьи теоретического характера и публикуют их в специально учрежденные для этого партийных журналах, в специализированной общегражданской прессе. В этих статьях дается критический разбор отдельных статей в периодике, произведений литературы, искусства, кинокартин. Это была достаточно тонкая настройка идеологической работы. Особо активно она стала развиваться в послевоенный период при правлении национал-большевистской группировки.
Проблема нехватки лекторов решается путем создания специальных территориальных групп, которые выступали в производственных коллективах. Так, в 1925 г. был основан «Союз воинствующих безбожников». Руководителем этой организации стал троцкист Емельян Ярославский. Союз организовывал чтение антирелигиозных лекций, издавал газету «Безбожник», заказывал написание и издавал атеистическую литературу. Члены Союза выступали инициаторами сноса храмов, уничтожения церковной утвари, сжигания богословских книг, кощунственных действий над святыми мощами. Были созданы атеистические исследовательские институты и кафедры научного атеизма в университетах. В 1932 г. в конфискованных помещениях православного Казанского собора в Ленинграде был открыт Музей истории религии и атеизма.
Приход к власти национал-большевиков и проведение ими курса на сотрудничество с РПЦ в годы Великой Отечественной войны по патриотическому воспитанию русского населения привел к прекращению деятельности «Союза воинствующих безбожников».
В 1947 г. функция ведения лекционной пропаганды была передана «Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний»(Общество «Знание»). Его первым руководителем стал академик С. Вавилов, и традиция назначения ученых во главе общества впоследствии сохранялась. «Знание» организовывало системную лекционную работу в стране, частично на платной основе — за счет средств предприятий и организаций. Общество располагало многочисленными Домами Знаний, библиотеками, музеями на местах, имело собственное издание, выпускало журнал «Наука и жизнь», газету «Аргументы и факты». При Обществе была открыта система Народных университетах, где люди могли бесплатно получать дополнительное образование. Это был весьма эффективный социальный институт, который поддерживал удачный баланс в своей деятельности между пропагандой коммунистических идей и пропагандой научных знаний.
Партийная учеба также была выведена достаточно скоро из ведения первичных ячеек и передана специализированным учреждениям.
После окончания гражданской войны уездные и губернские парторганизации стали открывать школы для подготовки партийных и советских руководящих работников. Школы были очные, учеба длилась от полугода до года, набор шел по разверстке. Для приема требовалась элементарная грамотность. Набор общеобразовательных знаний, которыми снабжались курсанты был крайне невелик, основное внимание сосредотачивалось на заучивании марксистской догматики и изучении опыта ее применение на практике. Те, кто заканчивал партийные курсы становились руководителями низшего и среднего звена. Квалификация этих руководящих работников оставляла желать лучшего, но ими целенаправленно заменяли дореволюционных специалистов.
В 1919 г. было открыто два десятка коммунистических университетов, которые готовили партийных и советских работников высшего уровня. Первый из них носил имя Я. Свердлова. В 1921 г. для подготовки преподавателей по общественным наукам был создан Институт красной профессуры (ИКП) во главе с М. Покровским.
Ряд учебных заведений был открыт для подготовки руководящих кадров других коммунистических партий. Одним из них стал открывшийся в 1921 г. в Москве Коммунисти́ческий университе́т трудя́щихся Восто́ка имени И. Сталина. Он готовил номенклатурные кадры для союзных республик Средней Азии, так и кадры народов Азии, боровшиеся за установление коммунизма в своих странах. Обучение шло три года и было высокого качества. При Университете существовали Высшие партийные курсы. Среди выпускников Университета были Дэн Сяопин, Хо Ши Мин, Лю Шаоци, Назым Хикмет, Сэн Катаяма. Аналогичные функции выполняла Международная ленинская школа(1925), Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Ю. Мархлевского (1922), Коммунистический университет трудящихся Китая (1925). После укрепления национал-большевиков у власти все эти учебные заведения были закрыты.
В 1938 г. национал-большевики создают сеть университетов марксизма- ленинизма для повышения теоретического уровня членов партии, да и желающих беспартийных. Слушатели обучались бесплатно и без отрыва от производства. Комплектование шло партийными комитетами, при которых открывались университеты. На учебу брали в основном людей с высшим образованием, обучение шло 2-4 года. Слушатели изучали историю КПСС, политэкономию, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм, экономику, теорию управления, партийное и советское строительства, литературу и искусство, основы советского законодательства, общественную психологию, внешнюю политику и международные отношения, журналистику, атеизм. Качество образования в университетах марксизма-ленинизма в целом было достаточно высокое. Выпускники получали диплом о высшем политическом образовании.
В 1946 г. открывается сеть дневных двухгодичных партийных школ в республиках и областях для подготовки среднего руководящего персонала. В Москве начинают работать Высшая партийная школа и Академия общественных наук для подготовки партийных руководителей высшего уровня. Последние два партийных учебных заведения готовят также преподавателей и исследователей в области общественных наук.
Научная работа в партии изначально велась в специализированных учреждения. Первым крупным марксистским научным центром стала открытая в 1918 г. Социалистическая академия общественных наук. В 1924 г. она была переименована в Коммунистическую академию. Возглавил ее М. Покровский. Академия на дневном обучении, в течении трех лет, готовила кадры исследователей и преподавателей общественных наук, издавала журнал научного профиля — «Вестник».
В 1920 г. была создана Комиссия по истории Октябрьской революции и истории Коммунистической партии (Истпарт). В 1921 г. самостоятельным юридическим лицом стал Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Им первоначально руководил Д. Рязанов. В 1923 г. был учрежден Институт В. Ленина. Его директором назначили Л. Каменева. В 1931 на базе института Маркса и Энгельса и института Ленина был создан институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б).
Эти исследовательские институты собирали работы классиков, решения партийных органов, публиковали их, вели научно исследовательскую работу по вопросам партийного и государственного строительства. В частности, издавались собрания сочинений ведущих теоретиков коммунистической и социалистической мысли.
Партия учредила ряд специальных периодических изданий, с помощью которых старалась повысить уровень теоретической подготовки и сплотить своих членов. Это был, прежде всего, журнал «Большевик»(1924)(после 1952 г. «Коммунист»). Журнал имел цель: «давать широкой партийной массе руководящий информационный материал (статьи, обзоры, критика, библиография и т. д.). Видное место в журнале отводилось вопросам читателей и ответам редакции. Редакторами журнала были Н. Бухарин и Л. Каменев. Другими значимыми партийными журналами были «Партийная жизнь»(1919), «Агитатор»(1923), «Вопросы истории КПСС»(1957). Они издавались большими тиражами и предназначались для повышения теоретического уровня профессиональных партийных работников и партийного актива.
Партийные организации выполняли не только социальные, но и политические функции. Они, например, комплектовали костяк военных отрядов в годы революции и гражданской войны, членов отрядов выполнявших продразверстку, подразделений милиции и ВЧК-ОГПУ, 25-ти тсячников, направляемых в деревню в ходе коллективизации, добровольческого ополчения и партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны, истребительных отрядов по борьбе с «лесными братьями» после войны, добровольцев освоения целины и строительства БАМа. Целью этих мобилизаций было больше проведение партийной линии по месту службы, а не собственно репрессивная деятельность.
Сочетание социального доминирования и политических функций позволяло партии успешно управлять деятельностью советского общества. Достигалось это при условии, что свои функции выполняют как первичные организации,так и высшее партийное руководство.
К началу «перестройки» первичные партийные организации отнеслись положительно, поверив в выдвинутый троцкистами-руководителями лозунг «Больше социализма!». Коммунисты организовывали выборы руководителей производственных коллективов, участвовали в смене старых, в прямом смысле этого слова, партийных руководителей на новые, помогали переносить политическую активность в Советы. До самых последних дней советской власти коммунисты проводили партийные собрания, посещали университеты марксизма-ленинизма, читали партийные газеты и журналы. Из партии в годы «перестройки» вышло относительно небольшое число идейно неустойчивых членов. Оставшиеся ходили на митинги и демонстрации в защиту социализма.
Ликвидацию партии провела высшая коммунистическая элита и поддержавшая ее номенклатура. Они не дали классовой оценки всему происходящему и не призвали членов партии к борьбе за власть. Они вели политику подрыва коммунистической идеологии во имя утверждения буржуазной идеологии.
Примечательно, что в защиту коммунистических идеалов в партийной печати в разгар перестройки выступил только один коммунист — доцент Нина Андреева. Статья Андреевой продемонстрировала троцкистские основы политики М. Горбачева и его команды. Генеральный секретарь был вынужден даже рассматривать статью «Не могу поступиться принципами» на заседании Политбюро, а «архитектор» А. Яковлев, на тот момент секретарь партии по идеологии, публиковать демагогическое опровержение в официальном органе ЦК КПСС газете «Правда».
При появлении в партийной печати десятка статей подобных той, что написала Н. Андреева и мобилизации первичных парторганизаций троцкисты однозначно бы потеряли свою власть в партии и обществе. До развала страны оставалось тогда еще почти три года.
Сильным ударом по партии стало решение М. Горбачева исключить из Конституции ст. 6, декларировавшую руководящую роль компартии партии в политической системе советского общества. Мер по переводу партии на работу в условиях многопартийности руководство КПСС не предприняло. Еще один троцкист, Борис Ельцин, будучи президентом РСФСР, вообще запретил в августе 1991 г. деятельность компартии. Каких-либо социальных институтов, которые бы заменили функции первичных организаций партии создано не было, поскольку они могли помещать разграблению государственной собственности и разрушению советской нации, которые в России вели троцкисты, трансформировавшиеся в демократов.