Начиная с Октябрьской революции и до начала Великой Отечественной войны образ Советской России в сознании западного общества формировался на основе множества искусственно созданных в контексте буржуазного мировоззрения стереотипов.

В формирование этих стереотипов определённую лепту внесли посещавшие нашу страну западные интеллектуалы, представители белой эмиграции и даже высокопоставленные советские перебежчики 1930-х годов. Однако главную роль в создании этого образа сыграла та совокупность большевистских планов и программ, которая в 1920–1930-х годах определяла и весь облик «молодого государства рабочих и крестьян», который проецировался вовне средствами внешнеполитической пропаганды и таким эффективным инструментом советской мягкой силы, как Коминтерн.

Большевики стремились вырвать Советскую Россию из цивилизационного контекста исторической, культурной и религиозной преемственности с дореволюционной Россией. Следует отметить, что задачи, провозглашённые основателями молодого советского государства, двигавшегося по пути построения общества справедливости и равенства, оказались при этом весьма привлекательными для той части западного общества, которая пострадала от Великой депрессии, и для интеллектуалов в глубоком мировоззренческом кризисе. Немногие оставшиеся к началу 1940-х годов западные сторонники мировой революции после заключения договора о ненападении между СССР и Германией и чисток 1936–1938 годов, опустошивших ряды функционеров международного коммунистического и рабочего движения, оказались дезориентированы, и это также наложило свой отпечаток на характер западных публикаций о Советском Союзе. В предвоенные годы в западной печати шла вялотекущая дискуссия о масштабах голода в СССР в 1932–1933 годах, о справедливости обвинений на московских показательных процессах. Периодически на страницах газет появлялись статьи с искренним восхищением достижениями первых пятилеток и ироничными заметками о повседневной жизни и быте советского человека. Несколько раз И. В. Сталин давал интервью иностранным корреспондентам. Вернувшийся из СССР Андре Жид с иронией называл стахановское движение «очковтирательством», ему категорически и на полном серьёзе возражал также побывавший в Москве Лион Фейхтвангер. Однако и эта дискуссия, и само стахановское движение были непонятны, неинтересны и бесконечно далеки для западного общества. Подписание договора о ненападении между СССР и Германией и Советско-финская зимняя война оживили дискуссию. При этом договоры европейцев с Гитлером никого не шокировали, а пакт Молотова — Риббентропа тотчас демонизировали. Тем не менее Советская Россия в сознании западного общества вплоть до середины 1941 года оставалась своеобразной terra incognita, которая совершенно не ассоциировалась с русской цивилизацией и её исторической и культурно-религиозной традицией.

Именно война СССР с гитлеровской Германией сделала нашу страну приоритетной темой на страницах англоязычной прессы. В октябре 1941 года вернувшийся из Москвы спецпредставитель президента Ф. Д. Рузвельта Аверелл Гарриман в интервью радиокомпании «Си-Би-Эс» поделился своими впечатлениями об СССР: «Мы обнаружили, что многие наши широко распространённые представления о русских далеки от истины… Духовная сила русского национализма вспыхнула сейчас с огромной силой. Сталина отныне волнует только одна вещь — это русская нация». Такое заявление дорогого стоит!

Подобное «чувство изумления» во многом отличает и изменившийся с началом Великой Отечественной войны характер посвящённых СССР публикаций, появлявшихся на страницах западной печати, равно как и трансформация в восприятии нашей страны всем западным обществом.

И через 80 лет свидетельства очевидцев военных лет не только не утратили актуальности, но даже приобрели новое качество — стали аргументом в споре с нашими западными оппонентами. Выступая 30 июня 2020 года на открытии Ржевского мемориала Советскому солдату в Тверской области, президент РФ В. В. Путин заявил: «Время не властно над этим подвигом, и он никогда не должен, не может быть забыт и уж тем более затёрт, замазан ложью и фальсификациями. Мы такого не допустим». Внося свою в лепту в воплощение в жизнь этих слов, Фонд исторической перспективы в рамках гранта, выделенного Президентским фондом культурных инициатив, реализует мультимедийный издательский проект «»Возвращение украденных смыслов». Правда о Великой Отечественной войне в англоязычной прессе, 1941–1945». В его рамках будет выпущено два сборника — на русском и английском языках, которые будут содержать цельный и многогранный массив наиболее интересных и значимых публикаций западных журналистов, написанных в период Великой Отечественной и посвящённых героическому подвигу советского народа. Эти публикации в первую очередь важны для нас самих. В номере газеты «Таймс» от 22 февраля 1943 года есть очень точная фраза: «Патриотизм в СССР — это не размахивание флагом. Это скорее открытие для себя того, что в данный момент представляет ценность в историческом прошлом России». В годину суровых испытаний, с которыми сейчас сталкивается российский народ, в точных и эмоциональных, увиденных с несколько иного ракурса свидетельствах героического подвига наших отцов, дедов и матерей мы, словно в зеркале, сможем увидеть масштаб собственных возможностей, которые вновь позволят нашему Отечеству отстоять всё те же неизменно передающиеся из поколения в поколение ценности многонациональной России.

ИсточникТелеграм
Наталия Нарочницкая
Нарочницкая Наталия Алексеевна (р. 1948) – известный российский историк, дипломат, общественный и политический деятель. Доктор исторических наук. Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. Директор Фонда исторической перспективы. Президент Европейского института демократии и сотрудничества. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...